Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ. РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ.





 

Нормами различных отраслей права довольно детально регулируются все виды профилактики правонарушений общая, индивидуальная, а также основные направления: профилактика правонарушений несовершеннолетних, рецидивных и бытовых преступлений, пьянства, наркомании и др.

Регулятивная роль юридических норм, составляющих правовую основу профилактики преступлений, проявляется применительно к деятельности всех её субъектов: основных и вспомогательных, специализированных и неспециализированных, государственных органов, общественных организаций и граждан.

Юридическими нормами регламентируются ( с разной степенью детализации правовых предписаний, дозволений и запретов ) все основные элементы сложного многогранного процесса профилактики правонарушений: её информационное обеспечение, планирование, порядок применения основных методов, учёт и оценка результатов и т.д. Юридические нормы, в совокупности составляющие правовую основу профилактики преступлений, охватывают все известные их виды: общие и специальные, регулятивные и правоохранительные, материальные и процессуальные, управомочивающие, обязывающие (запрещающие) и предоставительно-обязывающие.



Однако, необходимо отметить, что в настоящее время совокупность юридических норм, регулирующих профилактику правонарушений, является не более чем" системой со слабыми взаимодействиями". Для того, чтобы она стала более цельной и прочной,

эти нормы следует подвергнуть дальнейшей систематизации, которая одновременно с восполнением пробелов в правовом регулировании профилактики правонарушений может завершиться кодификацией как наиболее совершенной формой систематизации правового материала.

Воздействие на криминогенные ситуации, предупреждение их возникновения, их устранение или нейтрализация - важное направление профилактической работы органов внутренних дел.

Предупреждение преступлений достигается воздействием не только на причины, но и на условия их совершения. Во многих случаях устранить условия, способствующие совершению преступлений, создать противостоящие этому другие условия и тем самым блокировать действие причин практически легче, чем устранить сами причины. Профилактическая деятельность органов внутренних дел в значительной мере идет именно по этому пути. В частности, организация наружной службы, патрулирование, административный надзор, непосредственная охрана объектов, борьба с пьянством и наркоманией, с безнадзорностью подростков - всё это противодействует причинам преступности, устраняет условия, способствующие совершению правонарушений.



Обстоятельства (объективные и субъективные), обусловливающие совершение преступлений, могут проявляться, во-первых, в индивидуальной жизни конкретных лиц, допускающих отклонения от норм поведения и способных в силу этого встать на путь противоправного поведения; во-вторых, в различных сферах социальной жизни: производственно-трудовой, семейно-бытовой и т.д. Соответственно и профилактика преступлений осуществляется двояким образом : путем выявления и устранения обстоятельств, непосредственно связанных с поведением, образом жизни конкретных лиц, могущих встать на путь совершения преступлений, и не связанных с этим. В зависимости от этого выделяют индивидуальную профилактику, с одной стороны, и общую - с другой.

Осуществляя индивидуальную профилактику, органы внутренних дел выявляют лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и принимают меры по оказанию на таких лиц необходимого воспитательного воздействия и предупреждению с их стороны преступлений.

Занимаясь общей профилактикой, органы внутренних дел устанавливают в различных сферах социальной жизни причины и условия, способствующие совершению преступлений, разрабатывают и осуществляют меры по их устранению.



Кроме того, органы внутренних дел выявляют лица, замышляющие или подготавливающие преступления, и принимают меры по предотвращению с их стороны преступлений.

Таковы основные виды (направления) деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений. Они характерны для всех без исключения служб органов внутренних дел: уголовного розыска, ОБЭП, следственных аппаратов, ГИБДД и д.р., решающих наряду с профилактическими и иные задачи.

Разнообразие компетенции органов внутренних дел, средств и методов деятельности, присущих их отдельным службам, позволяет им эффективно воздействовать почти на все известные криминогенные факторы, на самые различные обстоятельства, обусловливающие совершение преступлений, и на так называемые фоновые явления преступности (пьянство, наркоманию, паразитический образ жизни и д.р.). Так, органы внутренних дел ведут профилактическую работу во всех основных сферах социальной жизни, где проявляется действие причин и условий преступности (семья, ближайшее бытовое окружение, коллективы и т.д.). Они осуществляют профилактические мероприятия в отношении самых различных категорий лиц, склонных к совершению преступлений (несовершеннолетних правонарушителей; лиц, состоящих под административным надзором, и других категорий освобожденных из мест лишения свободы; осужденных условно, к исправительным работам и д.р.).

Методы и формы деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений различаются в зависимости от её видов (направлений). Основным методом индивидуально-профилактической работы является убеждение. Задачи индивидуальной профилактики решаются и путём выявления и устранения объективных (внешних) условий, способствующих совершению преступлений, в частности путём оказания профилактируемым социальной помощи в решении вопросов жизненного устройства. Наконец, в случаях, предусмотренных законом, в качестве вспомогательного метода индивидуальной профилактики используется принуждение.

Для решения задач общей профилактики преступлений органы внутренних дел осуществляют следующие основные мероприятия: анализируют данные о совершённых преступлениях и иных правонарушениях; систематически обследуют расположенные на обслуживаемой территории объекты, где наиболее часто совершаются правонарушения; изучают соответствующие материалы печати, сообщения должностных лиц, представителей общественности, письма и заявления граждан; самостоятельно осуществляют в пределах своей компетенции меры, непосредственно направленные на устранение выявленных обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.

Если методы индивидуальной профилактики, как это уже видно из её названия, полностью подчинены задаче предупреждения, недопущения конкретных преступлений со стороны определённых лиц, могущих встать на преступный путь, то методы общей профилактики применяются в более широких целях - для воздействия на обстоятельства, которые могут порождать, продуцировать преступность в относительно массовых масштабах, способствовать совершению многих преступлений.

Таким образом, профилактика правонарушений направлена на ликвидацию истоков преступности и является основным видом упреждающего воздействия на криминогенные факторы, которое осуществляется на ранних стадиях их развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1983.

2. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М.: Изд-во политической литературы, 1982.

3. Катанян К. Четыре категории преступлений // Независимая газета. – 1996, 18 июня.

4. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. – М.: Наука, 1986.

5. Лунеев В.В. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму // Государство и право. - 1998, №5.

6. Лысов М.Д. Логико-структурный анализ понятий и признаков преступлений в действующем УК РФ // Государство и право. – 1997, № 12.

7. Мальков В.П. Состав преступления в теории и законе // Российская юстиция. – 1998, № 6.

 

8. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственнось.М.1985.

9. Спиридонов И.И. Теория государства и права. – М.: 1995.

10. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в двух томах под редакцией Морева И.М., Рогожникова Э.С. – Нижний Новгород: НОМОС, 1996.

11. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА под редакцией Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 1998.

12. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА под редакцией Матузова Н.И., Малько А.В. – М.: Юристъ, 1997.

13. Алексеев А. И. Правовые основы профилактики преступлений органами внутренних дел. М., 1980.

14. Алексеев А. И., Сахаров А. Б. Причины преступлений и их устранение органами внутренних дел. М., 1982


[1] Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. – М.: Наука, 1986, с. 23.

 

[2] Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1983, с 56.

 

[3] Лысов М.Д. Логико-структурный анализ понятий и признаков преступлений в действующем УК РФ // Государство и право. – 1997, № 12, с. 34.

 

[4] Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. – М.: Наука, 1986, с.44.

 

[5] Лунеев В.В. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму // Государство и право. - 1998, №5.

 

[6] Мальков В.П. Состав преступления в теории и законе // Российская юстиция. – 1998, № 6, с20.

 

[7] Катанян К. Четыре категории преступлений // Независимая газета. – 1996, 18 июня, с. 7.

 

[8] Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. – М.: Наука, 1986, с. 51.

 

[9] Катанян К. Четыре категории преступлений // Независимая газета. – 1996, 18 июня, с. 7.

 

[10] Глава 2, Ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[11] Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1983, с. 74.

[12] Катанян К. Четыре категории преступлений // Независимая газета. – 1996, 18 июня, с. 2.

[13] Подобные идеи можно встретить у русских мыслителей и ра­нее, в частности у декабристов П. И. Пестеля, С. И. Муравьева-Апостола и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.