Сделай Сам Свою Работу на 5

Бенчмаркинг в мировом масштабе





В большинстве крупных иностранных фирм работают специализированные подразделения, занимающиеся бенчмаркингом. Созданы специальные сайты, например, benchnet.com, globalbenchmarking.com. Обычными стали так называемые индустриальные бюро знакомств, где любая компания может найти партнера по обмену новшествами.

Стало престижным выступать в качестве фирмы, у которой заимствуют новинки, — это становится одним из эффективных способов рекламы компании, формирования ее имиджа на рынке. Если правильно выбирать партнеров, они не будут скрывать, у кого заимствовали новшество. Тем самым партнеры становятся своеобразными рекламными агентами, которым верят больше, чем обычным рекламным сообщениям.

Довольно очевидны причины резкого роста популярности бенчмаркинга в последние десятилетия. Конкуренция стала глобальной, и в большинстве компаний начинают осознавать необходимость всестороннего и детального изучения (и последующего использования) лучших достижений других компаний ради собственных будущих успехов.
Необходимость использования мировых, а не только отечественных достижений постепенно доходит и до российского бизнеса. Естественно, опыт зарубежных фирм должен быть в России эффективно адаптирован, приспособлен к местным условиям. Общеизвестно, что российская фирма может произвести хорошую продукцию, не хуже зарубежной, в особенности, если кадры хорошо подобраны, а оборудование импортное. Но почти гарантировано, что продавать и обеспечивать сервис потребителю отечественная компания будет хуже. Для российских компаний это всё еще в новинку, тогда как западные занимаются продвижением своей продукции на рынке не первое столетие.



Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой мировой опыт во всех сферах деловой активности, перенимать все виды эффективных технологий [7].
Все большее распространение получают проходящие на уровне отдельных стран конкурсы по качеству. Участие в них рассматривается как элемент маркетинговой политики фирмы. Так вот, обязательным условием участия становится активное использование бенчмаркинга, которое необходимо подтвердить документально. И в таком подходе есть очевидный резон. Если твои достижения никому не интересны, если ты сам не стремишься заимствовать нечто самое-самое новое — на что ты можешь претендовать, участвуя в конкурсе?



США в настоящее время являются неоспоримым лидером в институциональных схемах бенчмаркинга. Так, в Соединенных Штатах создана Международная ассоциация бенчмаркинга, насчитывающая десятки тысяч компаний, занимающихся обменом опытом. При ней работает Биржа бенчмаркинга (The Benchmarking Exchange — TBE), которая, в частности, ежегодно сообщает о бизнес-процессах, наиболее активно прорабатываемых в бенчмаркинге.
Информация собирается от тысяч членов ТВЕ и ранжируется. Первая десятка бизнес-процессов, выделенная Биржей бенчмаркинга в 2002 г. [8], выглядела следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Десять бизнес-процессов, наиболее востребованных для бенчмаркинга в 2002 г.

 

Ежегодно TBE сообщает о компаниях, наиболее активно работающих в системе бенчмаркинга как поставщики достижений. Список этих компаний (табл. 2.) не менее престижен, чем список преуспевающих компаний или компаний с максимальными темпами роста. Информация собирается по опросам тысяч членов ТВЕ, а оценки ранжируются по числу отметивших соответствующую фирму.

Таблица 2. Рейтинг наиболее активных в бенчмаркинге организаций в 2002 г.

 

В число поставщиков передового опыта входят не только крупные транснациональные корпорации, но и государственные структуры. Для российского восприятия это выглядит, согласитесь, несколько необычно.
В США есть еще одна Международная палата по обмену опытом. Она основана Американским центром качества и производительности (America Productivity Quality Center) в Хьюстоне (штат Техас) и создает «группы общих интересов» из тех, кто интересуется одной и той же проблемой. Палата не только объединяет желающих включиться в систему бенчмаркинга, но и помогает найти желающих обменяться или поделиться опытом, но самостоятельно не проявляющих инициативу.




Почему мы опять отстаем?

Для проведения бенчмаркинга в России важно сломать «синдром естественного стремления к секретности», который приобрел патологические формы. Я уже отмечал две причины появления такого синдрома: закрытость экономики и шпиономания советского времени, а также юридические дефекты приватизации.

В России стараются не давать информацию о своей фирме не потому, что это может нанести вред, а просто так, на всякий случай — «как бы чего не вышло».
По этому признаку мировой бизнес можно условно разделить на две категории. Первая — компании, исповедующие принцип секретности в своей работе, тщательно оберегающие информацию о своей фирме. Вторая категория — максимально открытые фирмы, полагающие, что пока их догоняют, они успеют придумать что-нибудь новенькое [9].

Японцы, например, уверены в старинной мудрости, которая в переводе звучит так: «Обучающий развивается сам». Именно в Японии секретами обмениваются конкуренты, не считая это чем-то из ряда вон выходящим. До такого не доросли не только россияне, но и большинство компаний других стран.
Причины слабой развитости бенчмаркинга в России, упорядоченные по степени значимости, приведены на рисунке [10].

 

«Комплекс засекреченности» есть нечто фантастически предопределенное, некоторый иррациональный элемент деятельности. Аргументы в его пользу есть всегда, но они никогда не сопоставляются с теми потерями, которые несет фирма, засекретившая себя без нужды.
Свежий пример, особенно меня поразивший. Речной транспорт в Сибири переживает не лучшие дни, падают объемы перевозок, становится непривлекательным накопление грузов к началу навигации. Но если вы обратитесь к компании-перевозчику в январе или феврале — вам ни за что не скажут будущие тарифы на перевозку. Эта информа ция засекречивается в связи с опасением, что конкурент назначит тариф немного ниже и в результате переманит клиентов. Клиенты, помыкавшись вокруг секрета с тарифами, переключаются на железнодорожные перевозки. Желание победить конкурента с помощью засекречивания цены услуг приводит к тому, что вместе с конкурентом топишь и себя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.