Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТАФОРА МОЖЕТ СПАСТИ ВАМ ЖИЗНЬ





Мы с Бекки имели счастье считать своими друзьями Мартина и Дженет Шин. Они женаты уже почти тридцать лет, и есть одна вещь, которую я больше всего уважаю в них, — это постоянная и безусловная поддержка друг друга, членов своей семьи и каждого, кто в этом нуждается. По словам посторонних, Мартин — человек, который взял на себя обязательство давать; никто не имеет представления, как много Мартин и Дженет делают для других ежедневно. Эти двое являются воплощением целостности. У них есть метафора относительно человечества — оно для них "одна огромная семья", вследствие чего они проявляют глубочайшую заботу и сочувствие даже к совершенно незнакомым людям.

Я помню, когда Мартин поделился со мной своей историей о том, как много лет назад его жизнь изменилась, когда он ставил фильм "Современный Апокалипсис". До того он смотрел на жизнь, как на что-то пугающее, а теперь воспринимает ее как что-то интригующее, готовое в любой момент бросить вызов человеку. Почему? Потому, что его новой метафорой стало: жизнь есть таинство. Ему нравится познавать таинство быть человеком, ставить вопросы и узнавать возможности, раскрывающиеся по мере приобретения ежедневных новых познаний.



Что изменила эта метафора? Сильные страдания. "Апокалипсис" снимался в глубине джунглей на Филиппинах. Съемочная группа обычно работала с понедельника до пятницы, а в пятницу вечером Мартин и Дженет обычно отправлялись на уик-энд в уединенное местечко в двух часах езды от Манилы. Но однажды, в один из таких уик-эндов, Мартину пришлось остаться на дополнительны съемки, которые были назначены на утро субботы (Дженет уже пообещала поехать в город, чтобы купить сувенир для одного из команды, который так устал, что был не в состоянии самостоятельно отправиться за покупками; так что она поехала раньше.) Поэтому в тот вечер Мартин остался один, его вдруг охватило какое-то беспокойство, он начал покрываться испариной и неожиданно почувствовал острую боль. К утру у него начался сильный сердечный приступ. Некоторые части тела онемели, и он утратил способность двигаться. Он упал на пол и, собрав всю свою силу воли, выполз за дверь и стал звать на помощь. Лежа не земле, как он впоследствии вспоминал, он почувствовал, что умирает. Внезапно вокруг стало удивительно тихо и спокойно. Он увидел себя переходящим через озеро над поверхностью воды. Он подумал: "Вот что такое смерть", — ив тот же момент понял, что боялся не смерти, а на самом деле боялся жизни! Он понял, что именно жизнь и была настоящим испытанием. И ему захотелось жить. Собрав всю оставшуюся энергию, он вытянул руки и сорвал росшую около него траву. Сосредоточившись всецело на этом, он медленно подтянул ее к носу. Он уже почти ничего не чувствовал. Но в тот момент, когда он понюхал траву, боль возвратилась и он понял, что жив, и продолжал бороться.



Когда члены их съемочной группы нашли его, то были уверены, что он умрет. Выражения их лиц и слова, которыми они перебрасывались, не оставляли у Мартина сомнений относительно его возможностей выкарабкаться. Он начал терять силы. Понимая, что у Мартина осталось мало времени, старший пилот съемочной группы "Апокалипсиса", рискуя собственной жизнью, при скорости ветра тридцать или сорок узлов транспортировал его на вертолете в городскую больницу. По прибытии туда больного положили на носилки и повезли в отделение интенсивной терапии. Он и подсознательно понимал, и явственно слышал разговоры о том, что умрет. Он слабел с каждой минутой. Но тут приехала Дженет. Ей только сказали, что у мужа сердечный приступ. Затем врачи предупредили о его безнадежном состоянии. Она отказывалась верить в это — она знала, что Мартину нужна сила, чтобы сопротивляться; она знала также, что должна разрушить его модель страха, как, впрочем, в этот момент и собственную. Она немедленно приступила к действию и добилась успеха, использовав одну-единственную метафору. Когда он открыл глаза, она радостно улыбнулась ему и сказала: "Это всего лишь кино, глупый! Всего лишь кино!" Мартин рассказывал потом, что в тот момент он начал крутить этот фильм и пошел на поправку. Какая прекрасная метафора! Мгновенно болезнь перестала казаться ему столь серьезной — она стала чем-то таким, с чем он мог справиться. Конечно, кино не может остановить сердечного приступа — таков был подтекст, — но все-таки подсознательно я верю, что метафора проникает гораздо глубже. В конце концов боль, которую вы испытываете, когда смотрите все это как кинофильм, никогда не длится долго, ведь это что-то нереальное и в какой-то момент постановщик картины скажет: "Стоп!" Использование Дженет этой блестящей модели прерывания прежнего поведения, одной этой метафоры, помогло Мартину привести в действие свои внутренние ресурсы, и сейчас он утверждает, что это спасло ему жизнь.



Метафоры не только воздействуют на нас как на индивидуумы, но они оказывают сильное влияние и на целые сообщества и на мир в целом. Метафоры, принятые в нашем обществе, могут формировать наши понятия и действия — или служить причиной недостатка таковых. За последние несколько десятков лет, когда началась эра спутников, в моду вошла метафора "Земля космических кораблей" Несмотря на то что эта метафора так внушительна, все же на нее не всегда отвечают позитивной эмоциональной реакцией, когда речь заходит об экологических проблемах. Почему? Весьма трудно вызвать эмоциональный подъем в связи с космическим кораблем; это не может создать соответствующую ассоциацию. Совсем противоположное чувство вызывает метафора "мать-Земля". Насколько разные чувства вызывала бы необходимость защищать Землю-мать, чем лишенные растительности, расчищенные площадки для "космических кораблей". Пилоты или моряки, описывая свои самолеты или корабли, обычно сравнивают их с прекрасными женщинами. Они говорят о своей машине:

"Она прекрасна". Почему они не говорят: "Он прекрасен"? Потому, что если бы они представляли самолет или корабль каким-нибудь огромным, пузатым парнем по имени Джо, то они, вероятно, гораздо грубее обращались бы с этим творением человеческих рук, чем с изящной, сверкающей принцессой, легко скользящей по морским волнам или стремительно летящей в заоблачных высотах.

Люди постоянно используют метафоры в период войн. Какое название было дано первой фазе операции во время войны в Персидском заливе? Еще до объявления войны эта операция называлась "Щит пустыни". Но как только был получен приказ начать сражение, операцию "Щит пустыни" переименовали в "Бурю в пустыне". Подумайте, как замена одной этой метафоры мгновенно изменила значение данной ситуации для целого народа. Вместо того чтобы называть войска щитом, заслонившим остальную часть арабского народа от Саддама Хусейна, по словам генерала Нормана Шварцкопфа, их стали называть "бурей свободы", сметающей оккупационные силы Ирака с территории Кувейта.

"Железный занавес опустился на Континент".

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ

Подумайте только, какие радикальные изменения произошли в Восточной Европе лишь за последние пару лет. "Железный занавес" — это метафора, которая сформировалась в послевоенные годы, после второй мировой войны, и просуществовала десятки лет; а "Берлинская стена" служила физическим символом, под которым подразумевался барьер, разделивший всю Европу Когда в ноябре 1989 года Берлинская стена рухнула, это событие было гораздо более ощутимым, чем просто физическое снесение каменной стены. Разрушение одного этого символа мгновенно способствовало рождению новой метафоры, которая изменила убеждения множества людей относительно их дальнейшей судьбы. Почему люди испытывали такое удовольствие, разбирая камни старой, покосившейся стены, когда в ней была масса калиток, через которые они могли пройти? Потому, что акция разрушения этой стены была универсальной метафорой для новых возможностей свободы и преодоления барьеров.

 

ПОДГОНИТЕ СЛОВО К ДЕЛУ

Осознание огромной силы, содержащейся в метафорах, включает умение использовать их в соответствующем контексте. Проблема в том, что множество людей применяют метафоры, которые помогают им в профессиональной деятельности, но в то же время создают проблемы дома. Я знаю одну женщину-адвоката, которая однажды поймала себя на том, что применяет дома те же метафоры, которые так хорошо служат ей на работе. Ее муж, скажем, начинал с ней совершенно невинный разговор и вдруг чувствовал, что оказался на свидетельской скамье под перекрестным допросом! Нельзя сказать, чтобы это очень хорошо отражалось на их личных отношениях. Или представьте очень преданного своему делу полицейского офицера. Если он не может освободиться от своих профессиональных привычек, когда приходит домой, то, как вы думаете, какое действие может оказать его постоянная настороженность по отношению к другим людям?

Одним из лучших примеров неправильного использования метафоры служит человек, который был настолько поглощен своим делом, что его жена и дети не чувствовали никакой связи с ним. Их возмущало то, что он никогда не выражал своих чувств, а обычное его отношение проявлялось в холодной командной форме. Знаете, какая у него была профессия? Он был диспетчером на авиалинии! На работе он должен был соблюдать абсолютную собранность и хладнокровие. Даже если случалось чрезвычайное происшествие, он обязан был сохранять совершенно спокойный голос, чтобы не встревожить пилотов, полетом которых он руководил. Это исключительное хладнокровие было необходимо на контрольной вышке, но совершенно не годилось в домашних условиях. Поэтому будьте осторожны и не переносите метафоры, которые хороши на рабочем месте, в совершенно иную обстановку — на отношения со своей семьей и друзьями.

Какие же метафоры используют люди в своих личных отношениях? Одни называют человека, с которым состоят в браке, "стариком" или "старой вешалкой", другие — "диктатором", "ядром с цепью", "надзирателем". А одна женщина называла своего мужа "принцем тьмы"! А какие мы знаем более вдохновляющие альтернативы? Многие называют свою супругу "любовь моя", "моя лучшая половина", "спутница жизни", "моя команда", "душа моя". Между прочим, даже незначительное изменение, мельчайший нюанс в метафоре изменит ваше восприятие данных отношений Вы вряд ли будете испытывать страсть к "спутнику жизни", но, безусловно, будете это чувствовать, называя партнера "любовь моя".

ВСЕ, ЧТО Я ХОЧУ НА РОЖДЕСТВО...

Один из моих друзей, у которого не было детей, привык называть их "отродьями". И пока он пользовался этой метафорой, можете представить, как реагировали на это дети? Но недавно он отправился в универсальный магазин исполнять роль Санта Клауса — мы, несколько его приятелей, подвигли его на это, так что он обязан был это сделать, — и ему пришлось подержать на своих коленях сотни "отродий". Так вот, этот случай заставил его взглянуть на детей совсем по-другому и навсегда изменить прежнюю метафору. Теперь он называет их "калачики"! Как вы думаете, это изменило его чувства. Уж можете мне поверить' Если вы называете своих детей "отродьем", то вряд ли это вызовет у вас желание о них заботиться или воспитывать их Убедитесь, что используете соответствующую метафору, которая поддерживает вас при общении с детьми, — не забывайте, что они все слышат и берут с вас пример

Не кажется ли вам, что метафоры, которые вы используете для описания как своих, так и чужих взаимоотношений, будут оказывать влияние на ваши чувства и отношение друг к другу? Конечно! Одна леди, прибывшая на семинар "Свидание с судьбой", все время говорила о муже, называя его "это ничтожество, с которым я живу"; и я заметил, что когда он говорил о ней, то называл ее то "любовь моя", то "лучшая половина", то "дар Божий" Когда я указал ей на это, она была потрясена, поскольку была очень любящей женщиной, не понимавшей, насколько ядовитой может быть одна случайно оброненная метафора. Вместе мы выработали более соответствующие метафоры для ее отношений с мужем

Одной из наиболее вдохновляющих глобальных метафор, которая помогла мне в тяжкий период моей жизни, может служить история, которую рассказывают многие из тех, кто занимается развитием личности человека. Это простая история о каменотесе. Как каменотес раскалывает огромный валун? Он ударяет по нему молотком изо всей силы. Первый удар не оставляет даже царапины, но он бьет и бьет по камню опять — сотни, а может быть, тысячи раз — и все без изменений.

Он продолжает свою работу, которая кажется бесполезной. Проходящие мимо люди иногда смеются над ним и дразнят за бесплодное упорство. Но каменотес умен. Он знает: то, что не видно немедленного результата от производимых сейчас действий, еще не означает, что в работе нет никакого сдвига. И он долбит и долбит каменную глыбу в разных местах — и вот в один прекрасный момент — может быть, на 500-сотый, 700-сотый или 1000-й удар — от нее не просто отлетает кусок, а она буквально раскалывается пополам. Так что же, это сделал последний удар молотка? Разумеется, нет. Это сделало упорное, постоянное напряжение руки мастера. Что касается меня, то постоянное применение программы ПИНС! является таким молотком, способным расколоть любой булыжник, лежащий на пути вашего прогресса

Несколько лет тому назад один из моих первых наставников Джим Рон помогал мне взглянуть на мою собственную жизнь с новой точки зрения, используя метафору времен года. Часто, когда обстоятельства складываются так, что жизнь кажется унылой и бесцветной, люди думают: "Так теперь будет всегда". Я же вместо этого говорю-"У жизни есть свои времена года, и у меня сейчас зима". Эта метафора хороша тем, что за зимой всегда следует весна. Выглянет солнце, вы уже не будете так сильно мерзнуть; и не успеете оглянуться, как придет время бросать в землю новые семена. Вы начнете замечать всю красоту природы, новую жизнь и новое цветение Затем придет лето. Станет жарко, и вы потянетесь к своим молодым посадкам, ухаживая за ними и следя, чтобы они не засохли на солнце. А там и осень — может быть, пойдут ливни с градом и уничтожат ваш урожай Но если вы мудро отнесетесь к смене времен года, то спокойно будете ждать нового шанса — следующей весны.

Прекрасным примером силы метафор в преобразовании жизни может послужить случай с одним посетителем моего семинара "Свидание с судьбой". У него было прозвище Маэстро (Я всегда предлагал людям выбрать для себя прозвище, которое служило бы метафорой, способствующей им добиться желаемого к себе отношения во время уик-энда. Даже это простое упражнение может создать интересные изменения в людях, когда они начинают привыкать к своим новым "ярлыкам". Как, по-вашему, вы вели бы себя, если бы вас называли "громовержец", или "любовь моя", или "весельчак", или "чародей"?) Маэстро был превосходным человеком, весившим почти на 77 кг больше нормы. Когда я начал с ним работать, стало ясно, что он связывает толстоту с духовностью. Его убеждение состояло в том, что если вы имеете избыточный вес, то только духовно богатые натуры смогут добраться до вас, поскольку лишь таких людей не будет отталкивать ваш жир. Искренние люди попытаются понять его душу; мелочных же и бездуховных это будет отталкивать, так что ему не придется никогда даже иметь дело с такими людьми. Он сказал: "Я знаю, вам кажется это бессмыслицей, но для меня это вполне реально — если вы толстый, то вы действительно очень духовный человек. В конце концов, вспомните всех толстяков мира.

Я думаю, Бог любит толстых".

"Возможно, — сказал я. — Лично я думаю, что Бог любит всех... но, по моему мнению, знаете, что он делает с толстяками? Насаживает на вертел и поджаривает над жаровней!" Видели бы вы его лицо! И хотя на самом деле я так не думаю, но это была самая удивительная разрушающая модель, создавшая невероятной силы картину в его мозгу. Потом я спросил его: "На что похоже ваше тело?" Он ответил: "Ни на что, это просто машина". "Качественная машина?" — спросил я. "Неважно, насколько она качественная, — ответил он, — но доставила же меня сюда".

Изменение метафоры, как видите, произошло. Поскольку он был уже достаточно духовным созданием, я лишь помог ему усвоить новую метафору, которая не шла бы "вразрез" с его собственными убеждениями. Я спросил его, как бы он обращался со своим телом, если бы представил, что это не просто машина, доставившая его сюда, а действительно храм его души. В этот момент он опустил голову и вы могли бы заметить, что он готов был поверить в то, чем действительно является его тело. Благодаря этому одному простому сдвигу понятия он в один момент сделал все необходимые изменения в своих неосознанных принципах относительно еды: что есть, когда есть, как есть и как обращаться со своим телом. Одна глобальная метафора изменила его представление о собственном теле.

А как вы обращаетесь с "храмом души"?Не заталкиваете ли вы в него груды жирной, плотной пищи? Вновь обретенное почтительное отношение Маэстро к собственному телу преобразило его. Сейчас, когда я пишу эти строки, прошло уже полгода с того момента, когда он посетил мой семинар; и он уже потерял 62 килограмма только благодаря этой единственной метафоре, и руководствуется ею каждый день своей жизни. Она стала привычной метафорой, сформировавшей его образ мышления и действия. Теперь, отправляясь в гастроном, он спрашивает себя: "Разве могу я такое забросить в «храм»?" Иногда, если он замечает, что ноги несут его в супермаркет, битком набитый всеми этими вкусными вещами, он тотчас представляет, как его тело поджаривают на вертеле над жаровней, и этого бывает достаточно, чтобы повернуть в другую сторону. Помимо всего, у Маэстро была также привычка слушать музыку, и он включал ее так громко, что окружающие боялись, как бы у него не лопнули барабанные перепонки. Теперь он вообще не слушает прежнюю музыку, поскольку, как он сказал, "я хочу позаботиться о своем «храме»". Ну, вы поняли, что такое невероятная сила глобальных метафор, способная изменить фактически любую сферу вашей жизни?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.