Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление источниками финансирования оборотного капитала.





 

Основой политики финансирования оборотных средств является определение оптимального для предприятия размера собственных оборотных средств (размера чистого оборотного капитала, или “рабочего капитала”).

Чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства, или “рабочий капитал”) — разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными (текущими) обязательствами, то есть часть оборотных средств, которая финансируется за счет долгосрочных источников средств (собственных средств и долгосрочных обязательств). Размер собственных оборотных средств определяет степень ликвидности предприятия. На финансовом положении предприятия отрицательно может сказаться не только недостаток, но и излишек собственных оборотных средств.

В политике финансирования оборотных средств используют следующие подходы:

1) вся потребность в оборотных средствах финансируется за счет краткосрочной задолженности, то есть “рабочий капитал” равен нулю;

2) часть минимально необходимого размера средств в запасах финансируется за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных средств;



3) минимально необходимый размер средств в запасах финансируется за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных источников;

4) почти вся постоянная потребность в оборотных средствах финансируется за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных источников. Это означает, что размер “рабочего капитала” поддерживается на уровне минимально необходимого размера средств в запасах и почти всего среднего размера средств в расчетах с дебиторами;

5) вся постоянная потребность в оборотных средствах и половина переменной (сезонной) потребности финансируются за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных источников, “рабочий капитал” существенно повышается по сравнению с предыдущим подходом;

6) вся потребность в оборотных средствах финансируется за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных средств.

Подход 1 очень рискован для ликвидности, поэтому его практически не используют. Подход 2 также очень рискован с точки зрения возможности потери ликвидности. При подходе 3 нет излишка собственных оборотных средств. При подходе 4 соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей приемлемо (финансовый цикл короче операционного), но иногда может возникать небольшой излишек собственных оборотных средств.



Наиболее приемлемыми подходами в управлении оборотным капиталом следует считать подходы 3 и 4. Подход 5 означает, что риск потери ликвидности еще ниже, но периодически в течение года может появляться существенный излишек собственных оборотных средств. Подход 6 возможен только теоретически, поскольку реально у предприятия всегда есть какая-то сумма краткосрочной задолженности.

 

11 Управление запасами предприятия.Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути [3].

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами. Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров [2].

Различают следующие методы нормирования материальных ресурсов: расчетно-аналитический, отчетно-статистический и опытный.

Расчетно-аналитический метод расчета индивидуальных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии основан на выполнении поэлементных расчетов по данным проектно-конструкторской, технологической и другой технической документации [6]. При этом методе полезный расход материальных ресурсов на деталь, сборочный узел, единицу продукции рассчитывается по данным рабочих чертежей, конструкторских специфических рецептур, технологических регламентов, уравнений химических реакций. Нормируемые величины трудно устранимых технологических отходов и потерь определяются на основе карт технологических процессов, технологических карт раскроя, карт согласования обработки, актов взвешивания заготовок. Этот метод является наиболее прогрессивным, позволяющим определить научно-обоснованные нормы расходов, так как сочетает технико-экономические расчеты с анализом конкретных производственных условий. В связи с этим его применение наиболее целесообразно в нормировании сырья, основных материалов и ТЭР.



Опытный метод – способ разработки индивидуальных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, основанный на замерах их расхода и объемов произведенной продукции (работ) в лабораторных и опытно-производственных условиях [6]. При этом необходимо стремиться к определению значений раздельно по каждому элементу состава нормы расходов. Отчетно-статистический метод – способ разработки индивидуальных и групповых норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, основанный на анализе данных статистической (бухгалтерской, оперативной) отчетности о фактическом их расходе на единицу продукции (работ) на прошлый период [6]. При расчете указанным способом необходимо учитывать сопоставимость конструкций, технологии и организации производства.

Управление запасами - это оптимизация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия. Управление запасами в логистике — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль. Управление запасами – это та область менеджмента, в которой можно много выиграть от использования эффективных методов, и этот выигрыш непосредственно измеряется в денежном выражении. Эти методы изложены Джоном Шрайбфедером доступно и полно. Вместе с тем необходимо отметить, что применение того или иного подхода к управлению запасами должно определяться стратегией компании и вытекающей из нее стратегией управления запасами. На практике мы часто видим, например, что компания не определив, что для нее важнее: удовлетворение спроса потребителей или минимизация издержек, пытается выстроить систему управления запасами. Без четкой постановки целей и определения критериев эффективности эта задача не имеет решения.

 

 

12 Оптимизация объемов запасов

 

Оптимизация объемов запасов заключается в определении их минимальной величины, необходимой для непрерывного функционирования предприятия. Основным методом оптимизации объемов запасов является их нормирование. Суть нормирования заключается в разработке:

- норм запасов всех оборотных средств по видам материальных ценностей, выраженных в днях;

- нормативов оборотных средств по каждому их виду и в целом в денежном выражении.

Норма оборотных средств включает периоды пребывания в текущем (Тек.), страховом (Стр.), транспортном (Тр.), технологическом (Техн.) запасах, а также время, необходимое на приемку, разгрузку, складирование материалов (Пр), то есть , (дни). (2.21)

Текущий запас – основной вид запаса зависит от периодичности поставок, другими словами – это интервал времени между двумя смежными поставками.

Страховой запас (или гарантийный) создается на каждом предприятии и необходим для обеспечения непрерывности процесса производства и сбыта в случае нарушений условий и сроков поставок партнерами. Страховой запас равен 50% от текущего запаса, но может быть и меньше (в зависимости от местоположения поставщиков, доверия к ним, вероятностей перебоев в поставках).

Транспортный запас – период времени от оплаты счета до прибытия груза, создается в случае несовпадения сроков нахождения груза в пути со сроками его оплаты. Если срок грузооборота меньше, чем срок документооборота, то транспортный запас не создается, если же наоборот, то на время нахождения материалов в пути после их оплаты у покупателя возникает дефицит оборотных средств. Такая ситуация возможна когда поставки осуществляются на дальние расстояния.

Например, груз от поставщика до потребителя идет 24 дня. Обработка документов у поставщика и в отделении банка занимает 4 дня. Почтовый пробег документов 7 дней. Срок акцепта – 3 дня.

При этих условиях норма оборотных средств в транспортном запасе составит

Технологический запас (или производственный) создается на период подготовки материалов к производству, включая лабораторный анализ (то есть сушка, размол, отстой, смешивание различных партий). Этот запас учитывается в том случае, если данные мероприятия не являются частью технологического процесса.

Время, необходимое на разгрузку, складирование, приемку материалов – определяется на основе хронометража или расчетов по каждой операции.

На сезонных предприятиях рассчитывается сезонный запас.

Норматив оборотных средств в производственных запасах определяется как произведение среднего однодневного расхода материала и нормы его запаса в днях.

, (2.22)

где - норматив (минимально-допустимая потребность) оборотные средства по элементам.

- средний однодневный расход оборотных средств (определяется по каждому элементу материальных ценностей на основе квартальной сметы затрат, деленной на 90

 

 

13 Построение эффективных систем контроля за движением запасов

 

На промышленных предприятиях формируются следующие виды запасов, которые необходимы для бесперебойного процесса производства и ритмичности отгрузки готовой продукции.

Производственный запас   Незавершенное производство   Запас готовой продукции
               
Основное сырье и вспомогательные материалы, которые еще не участвуют в производственном процессе и находятся на складе.   Продукция, которая на момент расчета находится на той или иной стадии производственного процесса   Товары, законченные в производстве и готовые к реализации
   
                     

 

 

Управление запасами имеет огромное значение как в технологическом, так и в финансовом аспектах. Для финансового менеджера запасы – это иммобилизованные средства, то есть отвлеченные из оборота, а, следовательно, ведущие к прямым и косвенным потерям. Прямые потери связаны с оплатой дополнительных источников финансирования, хранением и содержанием запасов и др. Косвенные потери - это потери «упущенных возможностей» получения дохода от вложения данных средств в альтернативный проект.

Политика управления запасами на производстве является частью политики управления оборотными средствами и направлена на решение следующих двух основных проблем:

1. каков должен быть оптимальный объем заказываемой партии и

2. какой объем запасов является минимально необходимым.

 

 

14управление дебиторской задолженностью (кредитная политика).

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах; реализуется в ходе формирования кредитной политики предприятия.

Основу управления дебиторской задолженностью составляет кредитная политика. Последняя подразумевает ответ на три основных вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и в каком количестве.

Главный критерий эффективности кредитной политики – рост доходности по основной деятельности компании вследствие увеличения объемов продаж (будет осуществляться при либерализации кредитования) или путем ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (этому способствует ужесточение кредитной политики).

Рассчитать оптимальную точку в коммерческом кредитовании помогает использование предельного анализа, ориентированного на нахождение желаемого равновесия в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа. Либерализация кредитной политики оправдана до тех пор, пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными расходами по предоставляемому коммерческому кредиту. Обычно зарубежные предприятия с целью удержания конкурентоспособности проводят широкомасштабные компании, выигрывая десятые или даже сотые доли процентов в улучшении тех или иных показателей.

Для российских предприятий характерна возможность увеличения экономической рентабельности в десятки, а то и сотни процентов при постановке эффективных процедур финансового менеджмента. За последние годы накоплен негативный опыт хозяйствования, который значительно увеличивает шансы добиться успеха при незначительных усилиях финансовых менеджеров.

Дебиторская задолженность по своей экономической сути — отвлеченные денежные средства, которые должны контрагенты за товары (работы, услуги), полученные на условиях отсрочки платежа (товарный кредит).

Одной из основных проблем, связанных с дебиторской задолженностью, является проблема ее ликвидности. Ликвидность — способность какого-либо актива превращаться в денежные средства без значительной потери в цене. Для того чтобы дебиторская задолженность была наиболее ликвидна, она должна иметь оптимальный объем (общую величину товарного кредита, допустимую для компании), строго соблюдаемые сроки оборачиваемости и быть «качественной» (иметь минимальные риски невозврата средств).

Сама кредитная политика тесно связана с маркетинговой политикой компании и также нацелена на увеличение объема продаж. По своей сути кредитная политика может быть: консервативной;

умеренной;

агрессивной.

Кредитная политика консервативного типа направлена на минимизацию возможных рисков, возникающих при продажах на условиях отсрочки платежа, и устанавливает жесткие правила и процедуры при продажах в кредит, а также минимальные сроки отсрочки платежа. Компания, имеющая кредитную политику такого типа, является весьма ликвидной, но в этом случае могут появиться проблемы иного рода: сужение круга потенциальных покупателей и, как следствие, уменьшение (или отсутствие заметного роста) объема продаж.

Кредитная политика умеренного типа характеризуется взвешенным подходом к продажам в кредит. При этом учитываются возможные финансовые риски и проводится тщательный анализ клиентов, с тем чтобы в погоне за общей ликвидностью не потерять потенциальных клиентов, отпугнув их слишком жесткими условиями. Кредитная политика такого типа является наиболее целесообразной и экономически эффективной.

Агрессивная кредитная политика предлагает мягкие условия предоставления клиентам товарных кредитов (большие сроки, отсутствие пеней за просрочку и т.д.), при этом анализ финансового состояния клиентов может быть поверхностным или отсутствовать вообще. Такая политика весьма полезна для расширения круга покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собой большие экономические риски, снижает ликвидность компании. Чтобы каким-то образом уменьшить свои финансовые потери, которые могут возникнуть вследствие такой кредитной политики, компания вынуждена пойти на некоторое повышение цены на свои товары или услуги (заложить свои риски в цену), хотя такое повышение цены, в свою очередь, может уменьшить конкурентные преимущества компании.

Основными целями кредитной политики являются: повышение конкурентоспособности положения компании на рынке за счет предоставления наиболее интересных условий товарного кредитования; увеличение объемов продаж при минимизации дебиторской задолженности.

В этой связи управление дебиторской задолженностью осуществляется через механизм кредитной политики, которая входит в общую систему управления оборотными средствами компании.

При разработке кредитной политики следует обязательно учитывать не только обычаи делового оборота, сложившиеся на данном рынке, но и финансовое состояние самой компании, предоставляющей своим контрагентам товарные кредиты (излишек/нехватка оборотных средств, возможности привлечения дополнительного финансирования и т.д.), а также особенности покупателей (например, преобладание в составе покупателей крупных сетевых операторов, которые работают только на условиях отсрочки платежа практически со всеми своими поставщиками).

Кредитная политика компании реализуется на практике через соответствующий механизм, в состав которого входят следующие элементы: методика анализа финансового состояния предполагаемых дебиторов; порядок расчета срока и величины товарного кредита, предоставляемого той или иной категории покупателей; методика анализа дебиторской задолженности; система документооборота, применяемая компанией при отгрузке товара на условиях отсрочки платежа; механизмы начисления пеней и штрафных санкций в случаях просрочки платежа; порядок работы с покупателем в случае, если имеет место просрочка платежа; взаимосвязь показателей величины и качества дебиторской задолженности с системой мотивации персонала, непосредственно участвующего в процессе продаж товаров (услуг).

 

15 Кредитная политика предприятия

Цель кредитной политики предприятия – увеличить объем продаж и не потерять клиентов.

Одним из способов увеличения объемов реализации продукции является предоставление покупателям отсрочки платежа (товарного кредита) на наиболее выгодных для них условиях поставки. Но с другой стороны, острая потребность в денежных средствах и требования нормальной ликвидности вынуждают предприятие ужесточить дисциплину погашения кредита.

Это противоречие обуславливает необходимость выработки кредитной политики предприятия, суть которой заключается в формировании мер и условий, направленных на увеличение объемов реализации продукции при минимальном риске ее неоплаты.

Кредитная политика предприятия включает:

-формирование кредитных условий по отношению к покупателям;

- анализ кредиторской задолженности (сроки и размеры предоставляемого кредита, условия ценовых скидок, система штрафных санкций);

- формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности (сроки и формы напоминаний о дате платежей, возможности пролонгирования долга, условия возбуждения дела несостоятельности должников).

- обоснование использования на предприятии различных форм рефинансирования дебиторской задолженности (перевод дебиторской задолженности в высоколиквидные активы – денежные средства и краткосрочные ценные бумаги, факторинг, учет векселей, выданных покупателями, форфейтинг).

Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

правовые усовия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

 

16Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

факторинг;

учет векселей, выданных покупателями продукции;

форфейтинг.

Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности

Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.

Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

 

ДЗо —> ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз,

 

17Управление денежными активами

Суть управления денежными активами сводится к оптимизации их остатка, необходимого для осуществления текущей деятельности фирмы, или, другими словами, к определению того минимума и максимума или max денежных средств, который постоянно должен быть в распоряжении фирмы.

Денежные активы включают:

- денежные активы в национальной валюте (деньги в кассе, деньги на р/с, на специальном счете, в пути);

- денежные активы в иностранной валюте (валютные средства в кассе, на валютных счетах, специальных счетах, в пути);

- резервные средства в форме краткосрочных вложений (краткосрочные депозитные сертификаты, векселя и прочее).

В зависимости от направлений расходования денежных средств и целей формирования их остатков денежные активы классифицируются по следующим группам:

Денежные активы

       
   
 

 


Операционный (или трансакционный) остаток Страховой (резервный) остаток Инвестиционный остаток Компенсационный остаток  

Рис. 2.3.6.1. Классификация денежных активов.

Операционный остаток денежных активов предназначен для закупки сырья, материалов, оплаты труда, уплаты налогов, оплаты услуг и проч., т.е. обеспечивает текущие платежи, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью.

Страховой – формируется для страхования риска, несвоевременного поступления денежных средств от операционной деятельности (неплатежеспособность покупателей, ухудшение конъюнктуры на рынке годовой продукции и проч.)

Инвестиционный – создается с целью краткосрочных финансовых вложений при неблагоприятной конъюнктуре в отдельные сегменты рынка. Этот остаток может формироваться только в том случае, если сформированы другие авуары денежных средств.

Компенсационный– формируется в основном по требованию банка, который осуществляет расчетное обслуживание предприятия и оказывает ему другие финансовые услуги. Это постоянная (неснижаемая) сумма средств, которую предприятие должно хранить у себя на расчетном счете в соответствии с условиями соглашения о банковском обслуживании.

 

18 Управление денежными активами включает в себя следующие этапы:

1. Анализ денежных активов в предшествующем периоде.

2. Оптимизацию среднего остатка денежных активов в планируемом периоде.

3. Регулирование денежных потоков.

4. Разработку мер по ускорению оборачиваемости денежных активов.

 

19 Методы оптимизации среднего остатка денежных активов

 

Оптимальным остатком денежных активов считается тот минимум денежных средств, который необходим для расходования в предстоящем году по планируемым операциям.

Формула его расчета следующая:

, (2.23)

где - платежный оборот, денежные активы в планируемом году (данные берутся из плана доходов и расходов денежных средств).

- коэффициент оборачиваемости денежных активов (в количествах раз) в аналогичном по сроку отчетном периоде.

или

, (2.24)

где - остаток денежных средств на конец года;

и - платежи в предстоящем и отчетном периодах.

В практике зарубежного финансового менеджмента при оптимизации остатка денежных активов используются наиболее сложные методики, например, модель Баумоля.

В соответствии с этой моделью рассчитывают остатки денежных средств на предстоящий период в следующих размерах:

а) min

б) opt (он же максимальный)

в) средний

Min денежного остатка принимается равным 0.

Opt (max) рассчитывается по формуле:

, (2.25)

где - средняя сумма расхода по обслуживанию одной операции с краткосрочными финансовыми вложениями;

- ставка по краткосрочным финансовым вложениям в рассматриваемом периоде (в виде десятичной дроби).

Эта модель применяется в случаях, если:

- платежный оборот в течение года постоянен;

- все денежные резервы хранятся в виде краткосрочных финансовых вложений;

- min остаток денежных активов равен 0.

Предполагается что, как только остаток денежных активов достигнет min, т.е. = 0, его пополнение происходит за счет краткосрочных финансовых вложений или краткосрочных кредитов банка. Чем меньше размер среднего и max остатка денежных активов тем чаще возникает необходимость в пополнении этого остатка, а значит тем больше будут расходы, связанные с получением кредита или с продажей краткосрочных активов. Таким образом, размер расходов пропорционален частоте пополнения денежных остатков. Этот вид расходов обозначен « ».

Для экономии общей суммы следует увеличить период (или снизить частоту) этого пополнения. Но в этом случае возрастают величины «opt» и «max» остатков денежных активов, что также нежелательно, поскольку теряется выгода от альтернативных вариантов вложения денег в форме краткосрочных финансовых вложений.

, (2.26)

где - средний остаток денежных активов.

 

20Основной метод регулирования ср. остатка – корректировка потока предстоящих платежей (перенос срока отд. платежей по согласованию с контрагентом).

^ 5. Обеспечение рентабельного использования временно-свободного остатка денежных активов.

Мероприятия по предотвращению потерь альтернативного дохода.

Согласование с обслуживающим предприятие банком условий текущего хранения остатка денежных активов с выплатой депозитного % по ср.сумме этого остатка.

Использование краткосрочных денежных инструментов инвестирования для временного хранения страхового и инвестиционного остатков денежных активов.

Использование высокодоходных фондовых инструментов для инвестирования резерва и свободного остатка денежных.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.