Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи финансового менеджмента.





Содержание финансового менеджмента. Роль и место финансового менеджмента в системе управления организацией.

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на

достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух

подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно- стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Объектомуправления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:



1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов,

технических средств, а также специалистов, организованных в определенную

финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное

функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления

являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

Цели и задачи финансового менеджмента.

Цель финансового менеджмента.

Цельюфинансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.



Главной целью финансового менеджмента является обеспечение ростаблагосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

 

Система целей финансового менеджмента включает: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; максимизацию рыночной стоимости фирмы; рост объемов производства и реализации; максимизацию прибыли; минимизацию расходов; обеспечение рентабельности деятельности.

Задачи фин. менеджмента:

1. Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

2. Оптимизация денежного оборота.

3. Оптимизация расходов.

4. Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.

5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.

6. Обеспечение рентабельности предприятия.

7. Задачи в области антикризисного управления.

8. Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.

 

Задачи, решаемые с помощью менеджмента:

- текущие;

- стратегические.

Задачи финансового менеджмента.

Финансовые стратегические задачи- максимизация прибыли предприятия,

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, обеспечение

финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

В настоящее время в финансовом менеджменте одной из важных задач



является максимизация цены компании (рыночной стоимости предприятия) которая отнюдь не равна стоимости имущества данного предприятия.

Текущие (задачи) – обеспечение сбалансированности поступления

денежных средств (платежеспособности и ликвидности предприятия),

обеспечение достаточного уровня рентабельности и продаж за счет гибкой

ценовой политики и снижения издержек.

Рентабельность – показатель конкурентоспособности предприятия на

коротком промежутке времени. Рентабельность капитала – это стратегический показатель.

К текущим задачам также относится избежание банкротства и крупных

финансовых неудач.

 

3 Информационное обеспечение ФМ.

Информационное обеспечение относится к числу ключевых элементов системы финансового управления. Это совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности предприятия. Ее основу составляет информационная база, в состав которой входит пять укрупненных блоков:

1) сведения регулятивно-правового характера;

2) финансовые сведения нормативно-справочного

характера;

3) бухгалтерская отчетность;

4) данные управленческого учета и отчетности;

5) несистемные данные.

К первому блокуотносятся Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О рынке ценных бумаг» и другие, а также постановления и распоряжения Правительства РФ (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положение об учетной политике и др.). Информацию этого блока необходимо принимать во внимание потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер.

Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных финансовых институтов, содержащие требования, рекомендации участникам рынка и количественные нормативы в области финансов, например сообщения Минфина о различных процентных ставках, о составе отчетности и принципах ее предоставления.

Третий блок включает бухгалтерскую отчетность. Согласно закону «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность - это «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». 1) бухгалтерский баланс;2) отчет о прибылях и убытках;3) пояснения к бухгалтерскому балансу, отчету о при-былях и убытках;4) специализированные формы, установленные в со-ответствии с законом;5) отчетность об использовании бюджетных ассигнований;6) итоговая часть аудиторского заключения

 

Управленческая отчетность (блок 4) законодательно не регламентирована. Состав и формы управленческой отчетности определяются предприятием самостоятельно в соответствии с характером его деятельности и потребностями управления. Примерный перечень управленческих отчетов на производственном предприятии может быть следующим:

1) «О движении основных средств»;2) «О движении денежных средств»;3) «О производственной себестоимости»;4) «О движении собственного капитала»;5) «О продаже акций и выплате дивидендов»;6) «О состоянии взятых кредитов»;7) «Расчеты по налогам» и пр.;

Несистемный блок (блок 5) включает в себя сведения общеэкономической направленности, официальной статистики или публикуемые в СМИ.

 

 

4Внешняя правовая и налоговая среда финансовой деятельности предприятия.

Правовая среда:

- основные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность: ГК, законы «Об акционерных обществах», «О кооперативах», «О банках и банковской деятельности»;

- законодательные акты, связанные с налоговым регулированием;

- законодательные акты по охране окружающей среды, безопасности жизнедеятельности и охране труда;

- законодательные акты, касающиеся социального страхования и обеспечения;

- законодательные акты, связанные с внешнеэкономической деятельностью предприятий;

- законодательные акты, регулирующие безналичные и наличные расчеты предприятия.

 

Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием.

 

Информационная среда включает:

1. информация внешнего характера:

- информация, формируемая на финансовых рынках;

- информация налогового характера;

- информация о стоимости ресурсов на различных рынках;

- информация о конкурентах;

- информационное обеспечение о внешнеэкономической деятельности предприятия

2. информация внутреннего характера:

- финансовая отчетность;

- статистическая отчетность;

- внутренняя отчетность;

данные первичного бухгалтерского учета

 

5 Базовые концепции финансового менеджмента.

 

Финансовый менеджмент основывается на следующих фундаментальных концепциях:

1. Концепция денежного потока.

В основе обоснования финансовых решений лежит оценкаденежных потоков

, которые с ними связаны. Денежные потоки характеризуются по объему; по продолжительности; по времени. Для их сравнения требуется дисконтирование.

2. Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Одни и те же суммы денежных средств, полученные в разное время не равномерны (не равноценны), это связано с инфляцией, риском.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью (эффективностью).

Получение связано с риском и между ними существует прямо пропорциональная зависимость (чем больше доходность, тем больше риск). Необходимо выбирать компромисс.

4. Концепция стоимости капитала.

Активы предприятия должны быть профинансированы за счет накопительных источников. Обслуживание различных источников финансирования обходится предварительно неодинаково, стоимость капитала - это стоимость привлечения источников финансирования: для кредита - проценты, для эмиссии акций - дивиденды.

5. Концепция эффективности рынка капитала.

Предприятие выступает на рынке капитала в качестве инвестора, кредитора, заемщика. Степень эффективности рынка капитала зависит от его информационной насыщенности и доступности информации. Информация влияет на ценовой курс акций.

6. Концепция асимметрии показателей, связана с предыдущей концепцией. Отдельные лица (менеджеры, некоторые собственники) могут владеть информацией, недоступной для других (конфиденциальная информация). Информация может быть использована по разному, в зависимости от того, какой эффект (положительный или отрицательный) дает ее обнародование.

7. Концепция агентских отношений.

Связана с тем, что в большинстве случаев одни лица владеют предприятием, а другие им управляют. Собственники не обязаны управлять, для этого они нанимают профессиональных менеджеров, которые должны представлять и защищать их интересы. При этом собственники несут агентские издержки (зарплата менеджерам).

8. Концепция альтернативных затрат.

Управление финансами связано с выбором альтернативных решений. Этот выбор основывается на сравнении альтернативных затрат (оценке упущенной выгоды). Альтернативные затраты - это доход, который можно было бы получить, выбрав иной вариант вложения средств.

 

6Финансовые инструменты и их использование в финансовом менеджменте.

Финансовый инструмент - контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого предприятия.

 

К финансовым активам относят:

· денежные средства в кассе и на расчётном счёте

· контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов

· контрактное право обмена с другим предприятием финансовыми инструментами (своп)

· акции другого предприятия

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства: 1)выплатить денежные средства или предоставить иной вид финансовых активов другому предприятию 2) обменяться финансовыми инструментами с другими предприятиями. Финансовый инструмент характеризуется: 1)в основе операций лежат финансовые активы и финансовые обязательства 2) операция должна иметь форму договора (контракта) Под финансовым инструментом в финансовом менеджменте изначально понимаются

· денежные средства в кассе и на расчётный счёт

· кредитные инструменты: операции, депозиты

· способы участия в уставном капитале

Инструментами финансового менеджмента являются:

1)бюджетирование - технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов; 2) инвестиционный менеджмент - управление инвестициями. Управление инвестициями осуществляется с помощью формирования инвестиционного портфеля. Формирование портфеля осуществляется в несколько этапов: формирование целей создания и определение их приоритетности, задание уровней риска, минимальной прибыли и так далее; выбор финансовой компании; выбор банка, который будет вести инвестиционный счет; 3) эмиссия менеджмента капитала – управление движением капитала. Управление капиталом включает в себя управление денежными потоками, управление портфелем ценных бумаг; 4) траст-операции -доверительные операции банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов по управлению имуществом клиента и выполнению других услуг в интересах и по поручению клиента на правах доверенного лица; 5) факторинг - разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Факторинг включает в себя: взыскание (инкассирование) дебиторской задолженности покупателя; предоставление ему краткосрочного кредита; освобождение его от кредитных рисков по операциям; 6)лизинг - форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества. Финансовый лизинг предусматривает выплату арендатором в течение предусмотренного контрактом срока сумм, покрывающих полную сумму амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. Операционный лизинг заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества, причем после окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу или вновь сдается в аренду;7)страхование - отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых и уплачиваемых ими страховых взносов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.