Сделай Сам Свою Работу на 5

Драматург - пьеса - труппа - зритель





СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................................................................................................................... 6

Введение.............................................................................................................................................................................. 8

ГЛАВА 1.................................................................................................................................................................................. 16

ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМЫ..................................................................................................................................... 16

ГЛАВА 2.................................................................................................................................................................................. 20

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ДРАМЕ..................................................................................................................................... 20

§1. Роль теории................................................................................................................................................................ 20

§ 2. Восточные учения о драме............................................................................................................................... 21

2.1. «Натьяшастра»................................................................................................................................................... 21

2.2. «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)».................................................................................................... 24

§ 3. Западная теория драмы..................................................................................................................................... 27



§ 4. Различия Восточного Запада.......................................................................................................................... 28

ГЛАВА 3.................................................................................................................................................................................. 30

ТЕКСТ..................................................................................................................................................................................... 30

§ 1. Функции драматургического текста........................................................................................................... 30

§ 2. Язык персонажей................................................................................................................................................... 31

§ 3. Дискурс....................................................................................................................................................................... 33

§ 4. Драматургический текст................................................................................................................................... 34

§ 4.1. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика.......... 34

§ 4.2. Функции и назначение ремарок / Виды ремарок....................................................................................... 37

§ 4.3. Текст в тексте................................................................................................................................................... 39



§ 5. Подтекст.................................................................................................................................................................... 40

§ 6. Контекст.................................................................................................................................................................... 41

§ 7. Нарративные инстанции................................................................................................................................... 44

§ 8. Ориентация изложения....................................................................................................................................... 45

§ 9. Кумулятивная функция языка........................................................................................................................ 49

§ 10. «Ситуация высказывания»............................................................................................................................. 51

§ 11. «Болезнь языка»................................................................................................................................................... 52

§ 12. Анализ текста....................................................................................................................................................... 53

ГЛАВА 4.................................................................................................................................................................................. 55

КОНФЛИКТ.......................................................................................................................................................................... 55

§ 1. Драматический конфликт как категория................................................................................................... 55

§ 2. Природа конфликта.............................................................................................................................................. 57

§ 3. Виды конфликтов.................................................................................................................................................. 59

§ 4. Эволюция и типология конфликта............................................................................................................... 60

ГЛАВА 5.................................................................................................................................................................................. 73



СОБЫТИЕ............................................................................................................................................................................. 73

§ 1.Неоднозначность в вопросе определения события.............................................................................. 73

§ 2. Границы восприятия события......................................................................................................................... 75

§ 3. Природа события. Событие как драматическая категория............................................................... 76

ГЛАВА 6.................................................................................................................................................................................. 79

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ СЮЖЕТ - ФАБУЛА......................................................................................................... 79

§ 1. К вопросу о фабуле и сюжете.......................................................................................................................... 79

§ 2. Сюжет......................................................................................................................................................................... 79

§ 3. Фабула........................................................................................................................................................................ 81

ГЛАВА 7.................................................................................................................................................................................. 84

КОМПОЗИЦИЯ.................................................................................................................................................................... 84

§ 1. Понятие драматургической композиции.................................................................................................. 84

§ 2. Структура композиции....................................................................................................................................... 86

§ 3. Части композиции................................................................................................................................................ 88

§ 4. Законы композиции............................................................................................................................................. 90

§ 5. Виды драматических композиций............................................................................................................... 91

§ 6. Диспозиция и композиция................................................................................................................................ 93

ГЛАВА 8.................................................................................................................................................................................. 96

КОНСТРУКЦИЯ ДРАМЫ................................................................................................................................................ 96

§ 1. Внутренняя конструкция................................................................................................................................... 96

§ 2. Внешняя конструкция......................................................................................................................................... 98

ГЛАВА 9............................................................................................................................................................................... 100

О ЖАНРЕ............................................................................................................................................................................. 100

§ 1. К вопросу об определении жанра................................................................................................................ 100

§ 2. Процесс развития жанрового деления в живописи и музыке........................................................ 102

§ 3. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории......................................................... 105

§ 4. Характеристика основных драматургических жанров.................................................................... 106

§ 5. Системный подход в определении жанра.............................................................................................. 111

§ 6. Морфология жанров........................................................................................................................................... 112

ГЛАВА 10............................................................................................................................................................................. 116

ФОРМА................................................................................................................................................................................. 116

§ 1. О форме и содержании...................................................................................................................................... 116

§ 2. Анализ формы....................................................................................................................................................... 117

§ 3. Формы театральные........................................................................................................................................... 118

3.1.«Форма закрытая»............................................................................................................................................. 119

3.2 «Форма открытая»........................................................................................................................................... 120

ГЛАВА 11............................................................................................................................................................................. 122

ВОПРОСЫ ПОЭТИКИ................................................................................................................................................... 122

§ 1. Организация смысла в драматургическом произведении............................................................. 122

§ 2. Заглавие и смысл................................................................................................................................................ 123

§ 3. Символ..................................................................................................................................................................... 126

§ 4. Знак............................................................................................................................................................................ 128

§ 5. Код в театре........................................................................................................................................................... 130

§ 6. Амплуа..................................................................................................................................................................... 133

ГЛАВА 1............................................................................................................................................................................... 142

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ................................................................................................................... 142

§ 1. Определение понятий «тема» и «идея»..................................................................................................... 142

§ 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения 144

§ 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея» 145

§ 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции........................................................................................................................................... 147

ГЛАВА 2............................................................................................................................................................................... 149

АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ.................................................................................................................................... 149

§ 1. О разнице «метода действенного анализа пьесы и роли» и «анализа действия пьесы».. 149

§ 2. История создания метода действенного анализа............................................................................. 149

§ 3. Основные этапы в анализе действия пьесы.......................................................................................... 151

3.1. «Предлагаемые обстоятельства»............................................................................................................... 151

3.2. Основные события и их взаимосвязь............................................................................................................ 153

3.3. Событийный ряд................................................................................................................................................ 156

3.4. «Сквозное действие»........................................................................................................................................ 157

ГЛАВА 3............................................................................................................................................................................... 160

ФОРМАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ................................................................................................ 160

§ 1. Форма изложения материала........................................................................................................................ 160

§ 2. Анализ формального построения................................................................................................................ 163

§ 3. Элементы анализа............................................................................................................................................. 166

ГЛАВА 4............................................................................................................................................................................... 178

АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ................................................................................................................................................. 178

§ 1. История создания............................................................................................................................................... 178

§ 2. Характеристика элементов модели........................................................................................................... 180

§ 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм..................................................................................................................................................................... 183

§ 4. Место актантной модели в системе анализов драматургического произведения........... 187

§ 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели.................... 188

ГЛАВА 5............................................................................................................................................................................... 190

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДРАМЫ..................................................................................................................................... 190

§ 1. Действенный анализ К.С. Станиславского............................................................................................ 190

§ 2. Драматургический анализ С. Балухатого.............................................................................................. 190

§ 3. Действенный анализ пьесы А.М. Поламишева..................................................................................... 191

§ 4. Структурный анализ.......................................................................................................................................... 192

ГЛАВА 6............................................................................................................................................................................... 194

СИСТЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.......................................................... 194

ГЛАВА 1............................................................................................................................................................................... 198

НА ПУТИ К СЦЕНЕ......................................................................................................................................................... 198

§ 1. Драма как литература («драматическая литература»)..................................................................... 198

§ 2. Драматургия как система сценических возможностей.................................................................. 199

§ 3. Толкование (трактовка) пьесы..................................................................................................................... 200

§ 4. О сценических возможностях и законах театра................................................................................ 201

§ 6. Потери и приобретения на пути от текста к сцене.............................................................................. 206

ГЛАВА 2............................................................................................................................................................................... 207

ИНСЦЕНИРОВКА............................................................................................................................................................ 207

§ 1. Инсценировка как особый вид драматургической деятельности............................................... 207

§ 2. История возникновения и развитие........................................................................................................... 208

2.1. Средневековье: литургическая драма / мистерии................................................................................... 208

2.2. МХАТ...................................................................................................................................................................... 209

2.3. Пролеткульт....................................................................................................................................................... 212

§ 3. Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую.............................................................................................................................................................................. 215

§ 4. Этапы работы над инсценировкой............................................................................................................. 216

ГЛАВА 3............................................................................................................................................................................... 217

ДРАМА КАК НЕПРЕРЫВНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОЦЕСС..................................................................... 217

Греческий театр........................................................................................................................................................ 217

Римский театр........................................................................................................................................................... 218

Средневековый театр.............................................................................................................................................. 220

Театр Ренессанса...................................................................................................................................................... 221

Commedia dell'arte..................................................................................................................................................... 222

Золотой век испанской драмы............................................................................................................................... 222

Английский театра эпох Елизаветы и Реставрации..................................................................................... 223

Драматургия французского классицизма........................................................................................................... 225

Театр XVIII века......................................................................................................................................................... 226

Драматургия XIX века.............................................................................................................................................. 227

Русская драматургия............................................................................................................................................... 231

Драматургия ХХ века............................................................................................................................................... 233

БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................................................................................... 238

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН...................................................................................................................................................... 240

УКАЗАТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ................................................................................................................................. 242

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ..................................................................................................................................... 243

П Р И Л О Ж Е Н И Я........................................................................................................................ 245

Таблица-схема «Поэтики» Аристотеля............................................................................................................. 247

Синхронная таблица драматургических произведений.......................................................................... 252

 


 

Предисловие

 

 

Драма - самобытный род литературы и театра. Интерес к ней и систематическое изучение ее проблем возникли на заре становления театрального искусства. За многие столетия, отселяющие нас от театра древней Греции, драма прошла сложный эволюционный путь. Менялась ее композиция, структура, менялись способы ее воплощения на сцене. Неизменным оставалось то, что это особый вид искусства, предназначенный для сценического исполнения, который всегда составлял основу театра, то, без чего он практически не мыслиться.

Данная монография вначале задумывалась как теоретическое исследование отдельных вопросов системы анализа пьесы, но практический опыт автора в преподавании курса «Теория драмы» в течение нескольких лет в Орловском государственном институте искусств и культуры внес свои коррективы. Они были вызваны непосредственно практикой преподавания, что во много изменило структуру и композицию всей книги. Возможно поэтому работа несколько эклектична, но с другой стороны нам кажется, что в данном стиле есть свои преимущества. Для тех, кто впервые сталкивается с данным предметом переход с «математики» в «алгебру» показателен как наглядный пример того уровня, который требуется для освоения теории драмы. В целом же материал прежде всего ориентирован на изучающего.

Основными задачами, которые обуславливали все исследование, можно считать изучение законов драматургии, методов анализа драматургического произведения, процесса исторического развития драмы, основных этапов в эволюции драматических жанров и форм. Нам кажется, что на данных положениях необходимо основывать учебник по теории драмы.

Объем материала, представленный в книге, нельзя принимать как исчерпывающий. С одной стороны, мы пытались изложить все, что удалось найти по тем или иным вопросам, но, с другой стороны, ряд тем и понятий не затронут. Это делалось специально для того, чтобы как-то ограничить сам материал книги и не превращать ее в еще один скучный, пыльный фолиант. Выбор тем во многом определил тот факт, что автор рассматривает теорию драмы через практическую режиссуру - это одна грань в исследовании драмы. Другой гранью является попытка научного подхода к изучению драмы. Большой отпечаток на стиль и сам подход к изучению драмы наложили книги П. Пави «Словарь театра», У. Эко «Имя розы», А. Юберсфельд «Читать театр» и творчество Тома Стоппарда.

Мы не боялись широкого цитирования, т.к. представить материал казалось наиболее важным, чем личные амбиции, тем более боязнь упреков в компиляции. Многие темы поднимаются и исследуются впервые. Так, например, формально-композиционный, система текстового анализа пьесы, типология драматического конфликта, система амплуа, границы восприятия события является полностью авторской разработкой и представляется впервые, впрочем, как и.

Не все элементы драмы рассмотрены в первой части, но мы и не ставили своей задачей подробное рассмотрение всехэлементов (книг по данной теме предостаточно). Наша задача - представить систему анализов драматургического произведения, попутно рассмотрев все необходимые для этого категории и понятия. Поэтому первая часть специально посвящена им, а не системе анализов. Она помогает сформировать достаточный багаж знаний для освоения второй части. Без первой части многое во второй части будет непонятным. Третья часть рассматривает процесс движения драмы к ее сценическому воплощению. Именно поэтому здесь же рассматривается инсценировка как особый род драматургии, а также история развития драмы, как совокупности технологических приемов.

Монография не раскрывает секретов драматургического ремесла - прочитав ее, не научишься писать пьесы, даже скорее наоборот. Задача теории, во-первых, уметь огранить, отшлифовать, творчески рожденное произведение (как же оно рождается - тайна из тайн, на это надо иметь талант), во-вторых, теория помогает понимать, оценивать и ценить произведения искусства, то мастерство, с которым оно сделано. Но самое главное - теория помогает развивать навыки самостоятельного, независимого мышления, а это первостепенное в жизни человека. Это не пафос, это искренне убеждение автора, без которого не было бы данной работы.

Театр как искусство может попасть под осуждение как праздное зрелище и развлечение. Мы писали не для того, чтобы оправдать и доказать его необходимость. Все законы театра и драматургии должны быть охвачены, не только во имя «чистой» науки, но во имя непреодолимого стремления человека к знанию и познанию самого себя как части дивного Творения Божьего. Без этого вся наука становиться бессмысленной, существующей для собственного удовольствия и описывающая самою себя. Искусство не может вытекать из самого искусства, а также развиваться для себя. Искусство есть художественное отражение духовного стремления человека, его побед и поражений, высоты парения и глубины падения. Искусство способно пробуждать человека, звать его к высоте Горней, но стать этой высотой оно не может.

 

 

Автор выражает сердечную благодарность всем, помогавшим добрым словом, личным участием, дружеской поддержкой в создании этой книги и студентам Орловского государственного института искусств и культуры.

Игорь Чистюхин

Орел 1999 г.

 


Введение

Если вы хотите стать писателем то, вы должны

рассматривать книгу так же внимательно,

как часовщик часы или шофер машину.

В. Шкловский

 

Драмаи драматургия. Мы умышленно поставили эти два слова рядом, так как, на сегодняшний день, они уже почти ассимилировались и прочно поглотили друг друга. Говоря о драме, мы говорим о драматургии и наоборот, тем самым, стирая не только морфологические признаки, но сводя их к одному содержанию и смыслу. «Драма - один из основных родов художественной литературы… охватывающий произведения, обычно предназначенные для исполнения на сцене»[1]. Как мы видим, это, наиболее распространенное суждение, есть чисто практическое определение драмы, которое не только не объясняет ее суть, но и относит ее к литературе. Следует отметить, что в данном словаре («Эстетика») определение «драматургия» вообще отсутствует. Давайте посмотрим определение драмы в специализированном издании: драма - это «род литературного произведения в диалогической форме, предназначенное для сценического представления»[2]. Здесь сделана попытка определения структурного принципа, но, к сожалению лишь одного (диалогичность формы), и тем не менее, из этого определения вытекает вывод о том, что драма это лишь жанр в литературе. Но нет, ниже в этой статье утверждается, что драма «как и другие виды искусства - одна из форм общественного сознания»[3]. В результате так и остается непонятным, что же такое драма - «род литературного произведения» или «вид искусства»? Кроме того, эти два понятия несут на себе много бытовых наслоений. Мы часто говорим о «драме всей жизни», о «драматических отношениях», когда же случается некое происшествие говорят «да, это - драма!», и т.д. и т.п.

В этом вступительном очерке нам кажется особенно важным отделить (на теоретическом уровне) понятие драмы от драматургии. Драма, по нашему мнению, во-первых, категория чисто эстетическая (подобно понятиям «трагическое», «комическое», «прекрасное», «безобразное» и т.д.), раскрывающая определенную степень напряженной борьбы в существовании индивидуума. Эта борьба не приводит финально к смерти или поражению (как в трагедии), не является она и «высмеиванием» чего либо как комедия. Сущность драмы в конфликте, борьбе, которая происходит на наших глазах и переходит в иное качество. Драма подчеркивает напряженность и конфликтность человеческого существования, причем говорят, что она естественна для человека и постоянно сопровождает его.

Во-вторых, драма это текст написанный для различных ролей, на основании конфликтного действия. Гегельпо этому поводу писал: «драматическое в собственном смысле есть высказывание индивидов в борьбе их интересов и в разладе характеров и страстей этих индивидов»[4].

В-третьих, термин драма иногда употребляется для определения особого жанра драматургии (буржуазная драма, лирическая драма, романтическая драма).

«Драматургия» же является с одной стороны видом искусства, с другой - родом литературы и театра. Под драматургией так же иногда понимают всю совокупность, собрание пьес (произведений предназначенных для сценического воплощения) вообще.

Чтобы понять сущность любого явления, необходимо знать не только его структуру и функционирование, но и рассмотреть процесс его зарождения. Когда же возникает этот вид искусства? Ответ кажется поначалу очевидным, его можно найти в любом учебнике или справочном издании: драматургия возникает в момент зарождения и возникновения театра, т.к. она является продуктом творчества первых драматургов. Здесь таится одна опасность отождествить театр с драмой и рассматривать историю развития театра с точки зрения эволюции драматической поэзии: «есть драматург - есть театр, нет драматурга - нет театра». Так мы можем лишить театр его субстанционального значения и сделать его подчиненным драматургии. Но это ведь не так, именно наоборот, драматургия подчинена театру. Эту проблему помогает решить исследование генезиса драмы и определение ее сущности.

Говоря о происхождении драмы, мы затрагиваем очень большую область, которую не можем достаточно подробно рассмотреть в данной работе, но важно отметить, что сущность театра и его понимание можно вывести лишь из анализа причин и истоков его возникновения. Театр в момент своего возникновения имел ритуальную основу. Его ритуальный генезис не подлежит никакому сомнению. Ритуальная основа театра - это в первую очередь институт языческих Мистерии. В их представлениях драматургия занимала совершенно особое место и имела сакральное значение.

До настоящего времени происходит путаница в вопросе о сущности и основе драмы. Шлегель, например, считал, что прежде всего драма это наиболее объективная форма литературы, т.к. является собеседованием действующих лиц и не включает в их число автора. По мнению Гегеля, драма «высшая ступень поэзии». Он хоть и выделял эту первую, поэтическую сторону драматического произведения, тем не менее, добавляет, что «для непосредственного своего созерцания она должна исполняться на сцене»1. Драма соединяет в себе - по мнению Гегеля - объективность эпоса с субъективным началом лирики. Но далее он приходит к противоречию: называя драму поэзией, он тем не менее, отмечает, что «потребность драмы вообще заключается в наглядном изображении… поступков и отношений, сопровождающемся словесным высказыванием лиц выражающих действие»2 .

Хализев в книге «Драма как явление искусства» рассматривает драму как литературно-художественную форму, обладающую определенным содержанием. Он пишет: «… драма как содержательно значимая форма словесного искусства - вот главный предмет нашей работы»3. Автор рассматривает художественные возможности драмы исходя из, во-первых, ее словесной природы, а уже во-вторых (!), из ее предназначенности для сцены. Нам кажется, эта позиция во многом не верна, т.к. драма в первую очередь пишется как произведение, предназначенное для постановки, что накладывает на ее формы определенные очертания. Об этом же писал и Аристотель: «… складывая сказания и выражая их в словах следует как можно [живее] представлять их перед глазами: тогда [поэт], словно сам присутствует при событиях, увидит их всего яснее и сможет приискать все уместное и никак не упустить никаких противоречий»4. Таким образом, драма пропускает приемы и средства словесно-художественного выражения сквозь фильтры сценических требований. Об этом соотнесении структуры драмы со сценическим воплощением, и называя это первым требованием к драматургу, писал М.Я. Поляков в своей «Поэтике». По его мнению, «теория драмы» исследует и рассматривает драму как своеобразную словесную основу театрального произведения. Это определение более близко к понятию «драматургия», но она не только словесная, но и действенная основа и об этом не стоит забывать или пропускать. Но отделение текста от действия в работе М.Я. Полякова преднамеренное явление, он тем самым разделяет теорию драмы на «поэтику драмы» и «историю драмы». «Предмет истории драматургии - конкретные драматические тексты, появляющиеся в тот или другой период развития театра. Предмет Поэтики - законы, правила и нормы, порождающие смысловую организацию драмы»[5]. Семантика поэтики воспринимается, таким образом, как проблема интерпретации механизмов порождающих художественный смысл. Отсюда весь текст драмы необходимо разделять на «смысловой» и «означающий» комплексы. К «смысловому» относится все идейно-тематическое содержание; «означающему»- знаки, образы, символы и т.д.

На наш взгляд наиболее точно о сущности драмы сказал В.М. Волькенштейнв статье «Судьбы драматических произведений»: «я полагаю, что драм «для чтения» (то есть только для чтения) не существует; что драма, которую нельзя играть - не драма, а либо трактат, либо поэма в диалогической форме, а если и драма, то драма неудавшаяся… я… вижу в драме естественный сценический материал, литературу театральных возможностей (курсив наш - И.Ч.)… пьеса есть одновременно сценический материал и законченное художественное произведение»[6]. Драматургия - именно литература театральных возможностей, она не род литературы, не литературно-художественная форма и уж тем более не высшая форма поэзии.

Что же является источником драматизма, какие явления рассматривает или отражает (подражает) драматургия? Ответы на эти вопросы выясняют саму суть драмы. В театральной энциклопедии читаем: «источником драматизма является социальная действительность с присущими ей противоречиями, борьбой антагонистических классов, столкновение людей противоположных взглядов, характеров»[7]. Аль Д.Н. считает, что драматург «создает модель, действующую модель человеческих отношений. Это не обязательно модель реальной жизненной ситуации»[8]. Подобных взглядов на источник драмы или предмет отражения довольно много. Назовем же мы эти мнения, скажем, «реалистические», то есть те, что считают автора зеркалом, отражающим реальные жизненные ситуации. Словно художник некая «мартеновская печь», творчески «переплавляющая» в себе жизненные ситуации в художественное произведение. Но существует ряд совершенно противоположных точек зрения, скажем так, «идеалистических». Например, Адам Мюллер Адамв своей теории драмы изложенной в сочинениях «Чтения о немецкой науке литературы» (1807), «Об идее прекрасного» (1809), «О драматическом искусстве» (1812) развивает идею примирения противоречий. Эта теория пронизывает все его творчество и приводит к совершенно иному пониманию конфликта, а значит и источника драматизма. Вот, что он пишет по этому поводу: «Во вселенной нет никаких отклонений, если смотреть на вещи в целом, то единичные диссонансы растворяются в гармоничном аккорде»[9].

Противоречия между идеалами и действительностью у Мюллера нет. Основу прекрасного составляет все живое, гармоническое единство разнообразных элементов природы. Задача драмы - по Мюллеру - изобразить борьбу героя с противостоящими ему характерами, его очищение в жизненной борьбе именно таким путем раскрывается его жизненная идея. Сущность трагедии - обнаружение мерзости жизни и раздвоенности героя. В трактовке Мюллера Шекспиризображает разорванность личности героя и несовершенство жизни, утверждая тем самым величие и красоту Вселенной: Высшее начало торжествует над убогостью земной жизни. Мюллер во многом повторяет принцип разрешения конфликта принятый в санскритской драме (к нему мы обратимся позже) и отмечает, что несущественно кто из антагонистов победит, действительное торжество достается принципу стоящему выше личных целей и интересов борющихся.

Цель трагедии - преодоление трагизма.

Смысл жизни - преодоление смерти.

Долгое время, да практически все Новое время от эпохи классицизма до наших дней, в теории преобладал «реально-рационалистический» подход не только к драматургии, но и к творчеству вообще. Постепенно под влиянием материалистических тенденций само искусство было низведено от Божественного вдохновения к работе подсознания (по Фрейду), переживания коллективного подсознания (по Юнгу), до прямых психических отклонений («гений и помешательство» Ламброзо) до теории «социалистического реализма» с ее «мартеновской печкой». В данной работе мы не собираемся доказывать примат сознания над бытием или наоборот - это дело философов. Мы лишь говорим о том, что господствующий «реалистический» подход (а точнее «материалистический») подход к творчеству и искусству порождает однобокость в восприятии и анализе любого феномена, поэтому наша задача - указать на второй полюс, например Адам Мюллер.

Мы также не станем подробно рассматривать «Поэтику» Аристотеля, первый и наиболее важный трактат по теории драмы, т.к. литературы по данной теме предостаточно, но представим в приложении таблицы, которые возникли в ходе анализа «Поэтики».

Принципы, которые определил Аристотельв «Поэтике» господствовали в теории и практике Западного театра вплоть до ХХ века. Они даже получили такие названия, как например «аристотелевский тип действия». Брехтввел этот термин «аристотелевский театр», для обозначения драматургии и театра, основанных на принципе иллюзии и идентификации. Но, на наш взгляд, Брехт отождествил одну из характеристик действия со всей концепцией Аристотеля (см. в статью о конфликте). В принципе причины возникновения этого термина связаны с попыткой многих режиссеров и театральных деятелей ХХ века отойти от классических приемов в постановке, выйти за пределы канона, разрушить привычные рамки представления. Эти поиски породили ряд очень интересных направлений (эпический театр Брехта, театр жестокости Артои т.д.).

Тем не менее, для европейских театральных деятелей «Поэтика» Аристотеля является «первым камнем» в строительстве любой театральной системы или концепции хотим мы этого или нет. Подобные произведение существуют и на Востоке, в частности в Индии - «Натьяшастра», в Японии - «Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн)» Дзэами Мотокиё, в Китае - «Истоки грушевого сада» Хуань -фань-чо и др. Мы будем обращаться к этим и другим трактатам, так как считаем, что при изучении драмы и драматургии нельзя ограничиваться лишь европейскими источниками и моделями, необходимо включить и восточную театральную традицию.

Для более точного понимания места драмы в театральном процессе необходимо рассмотреть структурную модель театрального процесса или представления во взаимоотношении пьеса (текст) / труппа / зритель и др. элементы. Возьмем за основу модель театрального представления по Бентли:

 

Аизображает Вна глазах уС

 

Эта модель представляет театр как таковой, т.е. модель первого пратеатрального действа, которое и стало впоследствии театром. Но непосредственно театральное представление включает в себя еще несколько элементов, а именно:

Драматург - пьеса - труппа - зритель

 

Труппа в дальнейшем ходе развития театра обрела здание, техническое оснащение, художественное оформление и т.д., еще через некоторое время появляется режиссер, который координирует все представление в едином художественном замысле. Попробуем выразить весь этот процесс графически.

 

1. Возникновение театра:

А изображает В на глазах у С

 

2. Древнегреческий театр:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.