Сделай Сам Свою Работу на 5

В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ





ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО

 

Третье издание, переработанное и дополненное

 

Н.Ю. КРУГЛОВА

 

Рекомендовано Учебно-методическим центром

"Классический учебник" в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальностям "Маркетинг" и "Реклама"

 

Рецензенты:

 

Резник С.И., руководитель департамента Московского комитета по науке и технологиям, доктор экономических наук, профессор.

Хохлова Е.Ю., заведующая кафедрой "Хозяйственное право" Российского заочного института текстильной и легкой промышленности, кандидат юридических наук, доцент.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Светлой памяти

моего учителя и мужа

Михаила Ивановича Круглова

посвящается

 

Хозяйственное право как учебная дисциплина рассматривает систему правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов отношения, возникающие в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Хозяйственное законодательство постоянно совершенствуется: с учетом практики и приобретаемого опыта оно изменяется и дополняется.



Изменения в хозяйственном законодательстве формируют новые правоотношения хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и делают правовой механизм их регулирования более эффективным. Так, принятием и введением в действие нового Закона о защите конкуренции установлен особый правовой режим государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц, являющегося одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Здесь следует отметить, что антимонопольный контроль не преследует цели запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности. Основой для принятия антимонопольным органом решения о допустимости отдельных действий и сделок, ограничивающих конкуренцию, служат повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке и получение покупателями преимуществ, соразмерных преимуществам, полученным хозяйствующими субъектами в результате таких действий и сделок.



Закон о защите конкуренции ввел две существенные новации. Во-первых, появились новые определения монопольно высоких и монопольно низких цен, что имеет очень важное значение в условиях конкуренции (особенно когда отдельные хозяйствующие субъекты занимают большие сегменты рынка). Во-вторых, этим Законом значительно расширены функции и права антимонопольных органов.

Существенно изменились меры наказания за административные и уголовные правонарушения (в сторону ужесточения) в области предпринимательской деятельности и, в частности, за действия, направленные на ограничение конкуренции на товарных и финансовых рынках Российской Федерации.

Совершенствование в сфере правового регулирования отношений в области научной и научно-технической деятельности направлено на повышение эффективности государственной научно-технической политики. Новая редакция Закона о науке и государственной научно-технической политике коренным образом изменяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации научно-технической политики в регионах и отменяет совместные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Значительно изменился механизм финансирования научной и научно-технической деятельности.

Совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности направлено на создание более благоприятных условий для осуществления инвестиций в производственно-хозяйственную сферу. С введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), содержащей много теоретически и практически значимых положений, подверглись значительному изменению институты и нормы патентного права и нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. К важнейшим новеллам следует отнести правила, регламентирующие правовой механизм коммерческих обозначений, представляющих собой охраняемые без специальной регистрации объекты интеллектуальной собственности и используемых правообладателями для индивидуализации торговых, промышленных или иных предприятий.



Накопленный в последние годы опыт правового регулирования организации и деятельности акционерных обществ позволил выявить слабые стороны Закона об акционерных обществах и внести в него существенные изменения и дополнения. Совершенствование акционерного законодательства повысит эффективность акционерного механизма управления, что, в свою очередь, будет способствовать оздоровлению предприятий.

Кардинальным изменениям подвергся Закон о рекламе. По новому сформулированы цели данного Закона, что в значительной степени отразилось на его содержании. Предусмотрено повышение ответственности физических и юридических лиц за нарушения законодательства Российской Федерации в области рекламы.

Принятый в 2005 г. Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установил единый порядок размещения заказов, расширил возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, способствовал обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов. Одной из главных задач, на решение которой направлен данный Закон, является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Более понятным стал порядок участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа.

Коренным образом изменился Закон о несостоятельности (банкротстве). Наибольшим изменениям подверглись нормы, определяющие: компетенцию собрания кредиторов, требования к арбитражным управляющим, права саморегулируемой организации арбитражных управляющих, права и обязанности арбитражных управляющих, функции регулирующего органа, порядок ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, очередность удовлетворения требований кредиторов из конкурсной массы.

Данная книга будет полезна всем студентам высших учебных заведений, изучающим правовые дисциплины в процессе своего обучения.

 

Глава 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО

В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

 

§ 1.1. Понятие механизма управления

 

Механизм управления следует рассматривать как составную (наиболее активную) часть системы управления, обеспечивающую воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Факторы управления для предприятия могут быть внутренними (тогда речь идет о механизме управления предприятием) или внешними (тогда речь идет о механизме взаимодействия с другими предприятиями и организациями (рис. 1.1). Для предприятия предпринимательского типа характерно стремление к изменению состояния внешней среды в свою пользу, к приведению внутренних и внешних факторов в состояние взаимного соответствия, к согласованию интересов.

 

┌───────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────┐

│ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ: │<──┤ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ │

│- Организационно-правовая │ └─┬─────────────────┬─────────────────┘

│форма предприятия │ │ │

│- Структура акционерной │ │ V

│собственности │ │ ┌──────────────────────────┐

│- Функции (НИОКР, │ │ │ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ: │

│производство, маркетинг) │ V │- Рынок товаров │

│- Организационная структура│<─ ─ ─ ─ ─ ─ >│- Рынок технологий │

│предприятия, масштаб │Взаимодействие│- Рынок рабочей силы │

│- Научно-технический │(согласование │- Фондовый рынок │

│уровень производства │ интересов) │- Рынок кредитов │

│- Социальный потенциал │ │- Научно-техническая среда│

│организации │ │- Производственная среда │

│- Культура │ │(поставщики, кооперация) │

│- Ресурсы │ │- Социальная среда │

└───────────────────────────┘ │- Государственное │

│регулирование │

└──────────────────────────┘

 

Рис. 1.1. Направления воздействий механизма управления

 

Механизм управления экономикой будет эффективен только в том случае, когда он усиливает мотивацию деятельности людей, а сдвиг мотивов на объективные цели деятельности достигается на основе согласования выдвигаемых предприятием целей и интересов людей. Поскольку постановка цели является исходным моментом формирования мотивов, цель должна рассматриваться как важнейшая категория механизма управления.

Комплексный механизм управления представляет собой совокупность экономических, мотивационных, организационных, правовых (а в ряде случаев - политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования (субъектов предпринимательства, научно-технического развития) и воздействия на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления. Поскольку факторы управления могут иметь экономическую, социальную, организационную, правовую и политическую природу, комплексный механизм управления должен формироваться как система экономических, мотивационных, организационных, правовых и политических механизмов.

Выделение механизмов по принципу однородности природы возможно по наличию в них ведущих признаков. Однако в целом затруднительно выделить какие-либо "чистые" механизмы, которые были бы лишь экономическими, или лишь организационными, или лишь мотивационными. Так, стандартизацию продукции можно рассматривать как механизм координации деятельности субъектов хозяйствования в процессах жизненного цикла продукции, т.е. как организационно-правовой механизм. Однако устанавливаемые стандартами параметры отражают потребности общества, и в этом смысле стандартизацию можно рассматривать как социальный механизм. В свою очередь, эти требования устанавливаются на основе экономически оптимальных решений, и следовательно, стандартизация представляет собой также экономический механизм (механизм согласования экономических интересов).

Состав комплексного механизма управления на примере акционерного предприятия показан на рис. 1.2 <1>.

--------------------------------

<1> Подробно структура и характеристика всех механизмов рассматриваются в полном курсе "Хозяйственного права": Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. 5-е изд. М.: Юрайт, 2010.

 

 

Рис. 1.2. Комплексный механизм управления

акционерным предприятием

 

В него входят следующие механизмы.

 

1. Экономические механизмы

 

1.1. Механизм конкуренции и рыночного ценообразования.

1.2. Акционерный механизм инвестирования и реинвестирования в развитие производства.

1.3. Механизм воспроизводства основных фондов.

1.4. Механизм заемных средств, инвестируемых в развитие производства.

1.5. Механизм государственного регулирования и государственной поддержки.

 

2. Мотивационные механизмы

 

2.1. Механизм мотивации научно-технического развития производства.

2.2. Механизм мотивации высококачественного труда.

2.3. Механизм мотивации предпринимательства.

2.4. Механизм мотивации хозяйствования.

 

3. Организационные механизмы

 

3.1. Структурные механизмы.

3.2. Организационно-административные механизмы.

3.3. Информационные механизмы.

 

4. Правовые механизмы

 

4.1. Правоотношения с государственными органами.

4.2. Правоотношения по поводу способа действий и организации предприятий.

4.3. Правоотношения в хозяйственной деятельности.

4.4. Правоотношения при арбитражном рассмотрении хозяйственных споров.

 

5. Политические механизмы

 

5.1. Социально-экономическая политика.

5.2. Внешне экономическая политика.

5.3. Научно-техническая политика.

 

Следует отметить, что состав комплексного механизма управления предприятием зависит от его организационно-правовой формы. Так, в экономическом механизме акционерного общества присутствует акционерный механизм инвестирования и реинвестирования в развитие производства. На предприятиях иных форм механизм инвестирования построен на других принципах. Имеются также различия в механизмах заемных средств и государственной поддержки.

Мотивационный механизм является более универсальным для всех организационно-правовых форм предприятий. Однако и в нем могут иметь место различия как в конкретном содержании мотивов, так и в мотивационной значимости целей деятельности.

Дифференциация организационных механизмов по организационно-правовым формам касается в основном структурных механизмов.

Управление развитием производства носит многоуровневый характер. Основным звеном управления является предприятие. Механизм управления на микроуровне формируется под влиянием закономерностей производственного процесса и его связей с рыночной средой. На механизмы, действующие на микроуровне, должны ориентироваться государственные и региональные органы управления при формировании стратегии экономического развития и разработке норм хозяйственного права.

 

§ 1.2. Правовой механизм

 

Правовой механизм управления предприятием (организацией) призван осуществлять регулирование право отношений между субъектами хозяйствования. Так как эти отношения носят преимущественно-хозяйственный характер, объектами регулирования выступают хозяйственные правоотношения.

В правовом механизме можно выделить четыре группы правовых норм (схема 1.1):

- система правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создания, реорганизации, ликвидации);

- системы правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-хозяйственной деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции, при реализации продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности;

- система норм, регулирующих правоотношения между органами государственной власти и управления (в пределах компетенции каждого уровня) и предприятиями различных организационно-правовых форм;

- система норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права).

 

┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ │

└───────────────────────┬─────────────────────────┘

ГРУППЫ│ПРАВООТНОШЕНИЙ

┌─────────────┬─────────┴───────┬─────────────────┐

┌────────────┴───┐┌────────┴───────┐┌────────┴─────┐┌──────────┴─────┐

│Правоотношения с││Правоотношения ││Правоотношения││Правоотношения │

│государственными││по поводу ││в процессах ││при арбитражном │

│органами ││способа действий││коммерческой ││рассмотрении │

│ ││и организации ││деятельности ││хозяйственных │

│ ││предприятий ││ ││споров │

└┬───────────────┘└┬───────────────┘└┬─────────────┘└────────────────┘

├ с федеральными ├ создания, │┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ органами │ реорганизации, ├ в области про-

│ власти │ ликвидации ││изводственно- ├─┬ при создании

│ │ │ хозяйственной │ продукции и

├ с органами └ внутренней ││деятельности │ │ технологии

│ власти организационно- │└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ──┘ │

│ субъектов экономической │ ├ при развитии

│ Федерации деятельности ├ в области │ производства

│ предприятия │ торгового │

├ с органами │ оборота ├ при изготовлении

│ местного │ производственных │ продукции

│ самоуправления │ активов │

│ │ ├ при реализации

└ с национальными └ в области │ продукции и

органами капитализации │ оказании услуг

иностранных собственных │

государств средств и └ в маркетинговой

торгового деятельности

│ оборота │

│ бумажных │

│ активов │

│ │ │ │

│ V V │

│ ┌──────────────────────────────────────────────────┐ │

└────>│ ВКЛЮЧЕНИЕ В МЕХАНИЗМЫ ДРУГОЙ ПРИРОДЫ │<────┘

└──────────────────────────────────────────────────┘

 

Схема 1.1. Структура правового механизма

управления предприятием (версия)

 

Следует иметь в виду, что регулирующую функцию выполняет не сама норма права, а сформированная в рамках этой нормы мотивация деятельности и соответствующие этой мотивации экономические и организационные механизмы. Нормы права в процессе их реализации воздействуют на состав и действенность указанных механизмов (см. рис. 1.2).

Чтобы понять, каким образом правовые нормы влияют на изменение мотивов деятельности работников организации, представим мотивационный механизм производственно-хозяйственной деятельности в составе трех взаимодействующих мотивационных комплексов: мотивационного механизма научно-технического развития производства, в том числе инженерного творчества , мотивационного механизма высококачественного производительного труда и мотивационного механизма предпринимательства и хозяйствования . Эти механизмы имеют ряд общих элементов и взаимно дополняют один другого. На рисунке 1.3 выделены четыре зоны взаимодействия: А - взаимодействие механизмов и ; В - взаимодействие механизмов и ; С - взаимодействие механизмов и ; Д - взаимодействие механизмов , , .

 

 

Рис. 1.3. Проекция множества мотивов

на множество целей предприятия (Ц)

 

Законодательные нормы сами по себе носят субъективный характер. Степень их объективности-субъективности зависит от того, насколько законодатель близок к объективному представлению экономической, социальной и организационной сущности нормируемых правовыми актами хозяйственных процессов. Субъективный характер правовых норм не позволяет исключить противоречивый характер результатов воздействия одной и той же правовой нормы на различные механизмы, когда под влиянием этой нормы одни механизмы усиливаются, а другие ослабевают. Точно так же нельзя исключить противоречивый характер воздействия различных правовых норм на один и тот же механизм управления.

Так, установление в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) (в ред. от 27 декабря 2009 г.) возможной ответственности основного общества по обязательствам дочернего может способствовать созданию объединений акционерных обществ, что благодаря концентрации капитала будет усиливать мотивационную значимость (и следовательно, повышать плотность мотивации) научно-технического развития производства (сравните множества на рис. 1.3 и 1.4). Однако тот же Закон устанавливает, что в случае банкротства дочернего общества или ущерба, нанесенного ему в результате выполнения обязательного для него распоряжения основного общества, ответственность последнего наступает только в случае, если оно (основное общество) заранее знало о последствиях своего распоряжения. Такая правовая норма неизбежно вызовет ослабление мотивации предпринимательства, так как предпринимательству свойственны рисковые действия, в которых всегда содержится вероятность неудачи. Основное общество при такой правовой норме будет подталкивать дочернее общество на не обоснованный риск, а последнее, зная, что основное общество защищено от ответственности законом, будет заблаговременно опротестовывать его распоряжения (сравните множества на рис. 1.3 и 1.4). В результате исполнения указанных правовых норм мотивационный механизм может ослабевать, мотивационная значимость целей - снижаться, а область немотивированных целей - расширяться (см. рис. 1.4).

 


 

Рис. 1.4. Характер возможных изменений множества мотивов

деятельности и мотивационной значимости целей деятельности

под влиянием правовых норм (сравните с рис. 1.3)

 

Для более полной оценки характера возможных изменений мотивации деятельности введем понятие "плотность мотивации".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.