Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА





ТЕХНИКА РЕЧИ

 

Общие замечания по изучению курса

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ Е, Я, Е, Ю .

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ДЫХАНИЕ И ГОЛОС

Вопросы для самопроверки

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ

Методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи

 

РАЗДЕЛ II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

ТОЧКА

ЗАПЯТАЯ

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

ДВОЕТОЧИЕ

ТИРЕ

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

МНОГОТОЧИЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

МЕСТО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ И МИМИКИ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ УЧИТЕЛЯ

БАСНИ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспринимать язык как живой организм, постоянно изменяющийся и совершенствующийся, поможет учащимся старших классов логический анализ текста. Выработке этих умений способствуют специальные упражнения, предлагаемый в данной работе.



Логический анализ текста, целью которого является работа с литературными произведениями, частично входит и в дисциплину "Культура речи", и в дисциплину "Выразительное чтение". Успешное изучение позволит, думается, решить речевые задачи общения подростка с окружающими людьми, а также увеличит степень выразительности его речи.

Л.Н.Толстой говорил, что искусство писателя заключается в том, чтобы находить "единственно нужное размещение единственно нужных слов". Задача учителя, идя за замыслом автора, - проникнуть в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов и "показать" его учащимся, объединив в этом показе воспитательную и образовательную функции.

Вырабатывая у старшеклассников навыки логического анализа текста, учитель будет опираться в первую очередь на умение учащихся логически мыслить и действовать, на знание родного языка и его особенностей- его лексики, специфического построения фразы, значения знаков препинания, семантики используемых эпитетов.



Выразительные особенности устной живой разговорной речи неисчерпаемы и до конца еще не исследованы учеными, поэтому в работе со школьниками учитель будет отмечать лишь ряд основных закономерностей русской речи - при расстановке пауз и ударений в мелодике (движении голоса вверх или вниз при развитии мысли, при ее завершении).

Бесконечно разнообразными могут быть интонации при произнесении одной и той же фразы. Обязательным условием должно быть только одно - интонация должна точно передать смысл, который хотел выразить автор. А для этого нужны не интонационные ходы сами по себе, а надо идти по тому кругу мыслей, видений, подтекстов, которые необходимы для раскрытия замыслов автора.

Именно это помогает успешному поиску необходимых интонаций для единственно нужных слов. Поэтому для того, чтобы запомнить найденное выражение мысли, нужно запомнить не интонацию, а логический ход ее, приведший к верному, действенному слову, к логической перспективе.

Вот почему вместе с выработкой навыков логического анализа текста происходит углубленное знакомство учащихся с законами устной речи. Использование выразительных свойств последней при чтении литературно-художественного произведения и при работе над ним опирается, безусловно, на знание законов языка, понимание которых поможет старшеклассникам сознательно расставлять знаки препинания, ориентируясь на семантику текста.

 

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

Проблема профессиональной подготовки учителя приобретает в настоящее время особую значимость, актуальность.



Уровень современных требований, предъявляемых к профессионалам в любой области, в том числе к творческой деятельности учителя, очень велик.

Учитель, который выходит к детям, должен быть мастером своего дела. Если педагог претендует на роль авторитета, нравственно и интеллектуально развитого, то он должен обладать не только необходимыми знаниями и уметь методически правильно преподнести их детям, но и быть творческим человеком, обладать индивидуальным стилем педагогической деятельности, стараться достичь вершин педагогического мастерства.

При этом в деятельности учителя немало типового, повторяющегося, устойчивого, отраженного в уже выявленных законах, принципах и правилах. Но немало также изменчивого, вариативного, индивидуального.

Каждый раз общее положение необходимо применить с учетом конкретных обстоятельств, своеобразия данной ситуации. Открытое наукой педагог должен «переоткрыть», сделать своим. И орудием воздействия учителя на учеников является слово.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу, словом можно убить или оживить, ранить,…посеять смятение и безнадежность. Рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и заронить неверие. Вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».

Дети впечатлительны, поэтому возникает проблема активизации воздействия на них эмоциональной речи, что способствует развитию воображения, творчества, эстетического чутья.

Обеспечивая таким образом языковое развитие детей, педагог создает условия для их интеллектуального, эмоционального, нравственного развития и готовит их к активному, деятельному участию в жизни общества.

Исходным моментом в формировании речевой культуры детей является речь самого учителя. М.А. Рыбникова подчеркивает: «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов - все это постоянный пример для учащихся».

Следовательно, внимание к образцовой речи, какой и должна являться речь учителя, поможет сформировать у школьников языковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в совершенствовании ее, поможет им осознать основные правила речевого поведения.

Итак, учитывая острую необходимость совершенствования речевого мастерства педагогов, мы предлагаем формировать процесс обучения студентов университета по курсу «Культура речи», основываясь на следующих положениях:

1. Овладение навыками культуры речи является составной частью овладения специальностью и поэтому должно вестись в творческом и методическом единстве с преподаванием дисциплин гуманитарного характера.

2. Важнейшим фактором освоения курса является активизация самостоятельной работы студентов, помощь в которой окажут предлагаемые методические разработки по некоторым разделам предмета.

В процессе работы на практических занятиях необходимо установить общее состояние речеголосового аппарата каждого студента, его умение нести в тексте логическую перспективу мысли, выявить и устранить наличие дикционных, голосовых, орфоэпических недостатков, определить их природу (в необходимых случаях направить к врачу-фониатру).

Культура речи педагога имеет ряд качеств, отличающих ее от бытовой. Она должна звучать фонетически чисто, литературно правильно, быть действенной.

Произношение в педагогической речи является не только ее внешней формой, но также важным выразительным средством. Поэтому важнейшей задачей курса является выработка у студентов навыков профессионального владения словом.

Курс «Культура речи» состоит из следующих разделов:

1. Культура речи учителя и профессиональное мастерство.

2. Нормы произношения русского языка.

3. Техника речи, постановка голоса (с позиций профессиональных требований учителя-словесника).

4. Коммуникативные качества речи учителя.

5. Типы речевых произведений (жанров), используемых в различных учебных ситуациях.

Предлагаемое пособие включает в себя методические указания по таким разделам, как «Орфоэпия» и «Техника речи». В их задачу входит усвоение правил литературного произношения русского языка и исправление всевозможных речевых недостатков студентов.

Согласно учебному плану, занятия заканчиваются зачетом, основное требование которого - владение языком предмета, знание основных теоретических положений курса, квалифицированный анализ звучания речи другого человека и своей собственной, умелая работа над логическим разбором художественного текста.

 

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ.

 

Орфоэпия- это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному языкупроизношение, которое признается образцовым. Речь учителя должна быть образцовой по произношению. Для этого нужно усвоить нормы общепринятого литературного произношения.

Эти нормы, сложившиеся еще в XIX веке в результате тщательного изучения и отбора, вобрали в себя все лучшее и характерное для русского языка.

Современная русская орфоэпия (название происходит от греческого - правильный и - речь) складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. В нашей стране очень много областных диалектови говоров, которые иногда могут использоваться лишь как речевая характеристика образа.

Студентам необходимо выучить основные нормы произношения и знать, как ими пользоваться.

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении, так как ударение может находиться на любом слоге, например:

д`омик, гот`овит, принесл`а и т. д.

Разные ударные слогименяют смысл:

мук`а - м`ука, зам`ок - з`амок .

В каждом слове русского языка есть один ударный слог(с ударной гласной), без которого слово в произношении не имеет законченной формы. Характерность речи проявляется в широких распевных гласных звуках.

Для правильного произношения безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.

Есть ряд правил произношения неударных гласных:

1.Неударный звук [ О] в начале слова и в предударном слогепроизносится как [ ]:

отнимать - [] тнимать , топор - т[ ] пор .

2О» неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся непосредственно после ударного, звучит как промежуточный ( редуцированный) звук, средний между [ А] и [ Ы].

Он обозначается знаком Ъ:

подворотня - п[ Ъ]дв[] ротня ;

изморозь - изм[ Ъ] р [Ъ] зь ;

волос - вол[ Ъ] с ).

3.Неударный звук [ А] в начале слова и в безударном слоге, стоящем непосредственно перед ударным, произносится как короткий « А»:

артист - [А] р тист, сады - с [А] ды .

4.Неударный звук [ А] после Ж,Шпроизносится как А:

жара - ж [А] ра , шаги - ш [А] ги , шары - ш [А] ры .

5.Безударные гласные звуки [ У], [ Ы] в произношении не заменяются другими звуками, но теряют свою долготу.

6.Гласный звук [ И] в начале слова переходит в [ Ы], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:

с интересом - с[ Ы] нтересом

так и знай - так[ Ы] знай .

Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [ И] остается без изменений:

я слушаю с / интересом мороз и солнце .

7.Безударные гласные « Е», « Я» в произношении звучат как средний звук между Ии Э, который обозначается знаком И:

рябина - р[ И] бина, весна - в [И] сна .

8.Звук [ Е] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [ Е] звучит широко, открыто, перед мягкими - закрыто, узко:

Е - широкое: м [Е] л , п [Е] л , св [Е] т ;

Е - закрытое: п [Е] ли , св [Е] тит ).

9.Сочетания АО , ОА, АА, ООпроизносятся одинаково как [ АА]:

на окне - н[ АА] кне

по- армейски - п [АА] рмейски

на арке - н[ АА] рке

однообразный - одн[ АА] бразный .

10.Аи Ов сочетании с У (АУ, ОУ), стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированнымзвуком [ А],но никогда не переходят в звук [ У]:

наугад - н[ Ъ] угад по углам - п [Ъ] углам .

11.Сочетания ЫЕ, ИЕв окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ, ИИ:

старые - стар[ ЫИ], белые - бел [ЫИ]

летние - летн[ ИИ], синие - син [ИИ].

12.Окончания прилагательных - Г ИЙ, -КИЙ, -ХИЙпроизносятся как [Ъ] Й , - К [Ъ] Й , - Х [Ъ] Й :

долгий - долг[ Ъ] й , широкий - широк [Ъ] й

тихий - тих[ Ъ] й .

Произношение слов отличается от написания :

Андреевна - Андревна, Николаевна - Николавна;

Ивановна - Иванна, Александровна - Алексанна;

Лукинична - Лукинишна и т. п.

Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем написано:

Мария Ивановна - Марь Иванна

Павел Павлович - Пал Палыч .

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

 

 

1.Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие:

морковь - моркофь, морковка - моркофка;

воз - вос, глазки - гласки, ход - хот;

кадка - катка, друг - друк .

2.Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:

сбор - збор, сделка - зделка, отдых - оддых .

Перед звонкими Р , Л, М, Н, Вне происходит уподобления глухих согласных звонким:

с молодой, с ролью, с лимоном

с вами, с Ниной.

3.Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ:

расшумелся - раШШумелся, из шубы - иШШубы.

4.Сочетания в корнях слов ЗЖи ЖЖпроизносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:

позже - поЖЬЖе, приезжий - приеЖЬЖий

дрожжи - дроЖЬЖи, визжать - виЖЬЖать

брюзжать - брюЖЬЖать.

5.В сочетании с гласными звуками Ж , Ш, Цвсегда звучат твердо:

Жир - жыр, ширь - шырь, цинк - цынк.

6.Сочетание СЧ и ЗЧпроизносятся как удвоенное Щ:

счет - ЩЩет, счастье - Щщастье

возчик - воЩЩик, без чаю - биЩЩаю.

7.Сочетания ДЧи ТЧпроизносятся как двойное Ч:

наладчик - налаЧЧик, отчаяние - оЧЧаянье.

8.Сочетания ДЦ, ТЦпроизносятся как удвоенное Ц:

тридцать - триЦЦать, отца - оЦЦа.

9.Звуки Щ, Чвсегда произносятся мягко:

щука - щюка, чай - чяй.

10.Сочетания ДСи ТСв прилагательных произносятся как Ц:

городской - гороЦкой, советский - совеЦкий.

11.Сочетание ЧНимеет двоякое произношение как ШНи ЧН, так как ШНостается в словах живого разговорного языка:

скучно - скуШНо, нарочно - нароШНо

булочная - булоШНая, пустячный - пустяШНый

яичница- яиШНица.

В учебниках студентам необходимо ознакомиться с более подробным изложением правил произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний в современном русском литературном языке.

Они должны усваивать нормы произношения не только в процессе занятий, но и в практике бытовой речи, которую нужно контролировать.

Надо научиться слушать речь окружающих людей, сравнивать произношение, следить за речью мастеров сцены, прослушивать грамзаписи выступлений чтецов, артистов, слушать дикторов радио и телевидения.

Хорошо тренировать правила произношения в громких читках, переписывать отрывки в их орфоэпическом написании - все это дает возможность закрепить правила.

 

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

 

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи- один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппаратуотносятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости,тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи- практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти ( челюстной зажатостью).

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки.Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.

Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.