Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.





 

Работу над темой следует начинать с определения понятия и классификации видов особо охраняемых природных территорий и объектов. Учитывая особую экологическую, эстетическую, научную и иную ценность таких территорий, на них устанавливается только государственная собственность. Эти объекты составляют природно-заповедный фонд Российской Федерации, в рамках которого устанавливается жесткий режим охраны.

В зависимости от цели создания, степени и содержания ограничений на природопользование, видов и размеров природных объектов, различаются государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы. Кроме того, существуют такие особо охраняемые территории, как лечебные и оздоровительные зоны, зеленые зоны, которые не входят в природно-заповедный фонд. Студентам необходимо иметь полное представление о различиях в правовых режимах этих территорий и объектов, порядке их создания и управления.

Необходимо остановиться также на вопросе о правовой охране редких и находящихся под угрозой уничтожения растений и животных. В отношении таких объектов устанавливаются строгие меры охраны, включая ограничение и запрет на охоту, добычу и торговлю.



1.Понятие и категории особо охраняемых природных территорий. Понятие и общая характеристика правового режима особо охраняемых территорий и объектов.

2.Понятие правовой режим охраны государственных природных заповедников.

3.Понятие, правовой режим охраны национальных парков. Их отличие от природных парков.

4.Понятие, правовой режим охраны государственных природных заказников.

5.Понятие, правовой режим охраны памятников природы. Красная Книга (понятие, виды, порядок ведения).

6.Общая характеристика правового режима природных, дендрологических парков и ботанических садов.

7.Общая характеристика, особенности правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

8.Понятие, правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.

9.Ответственность за нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов.



Решите проблемные ситуации:

1. Петров на территории заповедника "Денежкин камень" занимался сбором геологических минералов для собственной коллекции, за что был задержан работниками заповедника и привлечён к административной ответственности. Петров обжаловал это решение в суде.

Какое решение должен принять суд?

2. Администрация Нижегородской области приняла решение об изъятии 130 га земель государственного природного заповедника "Керженский" Минприроды РФ, расположенного на территории Нижегородской области, и о предоставлении изъятых земель Лыковскому и Черноэерскому лесничествам Борского лесхоза

Оцените действия администрации Нижегородской области и обоснуйте свое решение.

3. Накануне Нового Года Савчук и Степанов срубили 20 молодых елей в местном природном парке с целью их продажи, но были задержаны сотрудниками милиций. Савчуку и Степанову был предъявлен иск о возмещении материального ущерба за срубленные ели.

Рассмотрите данную ситуацию.

 

Тема 11. Правовое регулирован и и охрана лесов

 

Вначале студентам следует усвоить роль нормирования. Нормирование и стандартизация и стандартизации в области охраны окружающей среды рассматриваются как основные правовые меры охраны окружающей среды, как функции управления в данной сфере и как институт экологического права.

От студентов требуется знание положений законодательства, регулирующего правовое закрепление лесов в приделах российской федерации – Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», и других нормативно правовых актов. В системе подзаконных актов важно знание государственных природоохранительных стандартов.



Более конкретные условия и порядок пользования лесами, согласно Конституции РФ, определяются на основе федерального закона (п. 3, ст. 36).

При изучении данной темы студенты в начале осознают роль лесов в жизни человека, в развитии растительного и животного мира, выясняют основные факторы воздействия на состояние лесов на современном этапе и пути сохранения и восстановления благоприятного состояния лесов. Для понимания категории лесов как объекта правовой охраны важно видеть различие между лесами городскими, защитными лесами и отдельных насаждений.

С учетом видов воздействия на состояние окружающей среды студенты должны дать полную характеристику видов, функций, критериев определения нормативов. При этом необходимо принимать во внимание специфику источников отрицательного воздействия на окружающую среду - предприятий, транспортных средств, «неточечных» и др.

Так как в природоохранительной практике России применяются разного рода нормативы и стандарты, студентам следует знать различия между ними Студенты должны дать также характеристику экологических стандартов в рассматриваемой сфере.

Основное внимание при этом важно уделить предусматриваемым государственными стандартами требованиям при использовании лесовдля удовлетворения потребностей потребителей.

Завершается изучение темы вопросами регулирования нормирования санитарных и защитных зон. Здесь обращается внимание на виды таких зон и требования к нормированию.

1. Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны лесов.

2. Виды управления в экологической сфере. Система органов, осуществляющих управление в этой области.

3. Функции управления в экологической сфере.

4. Участие общественных объединений а также и граждан в охране лесов.

 

Тема 12. Международное право окружающей среды.

 

При рассмотрении данной темы студентам нужно помнить о том, что одной из существенных особенностей охраны окружающей среды является то, что нередко те или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др., для решения которых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, как правило, определенных, а иногда и всего мирового сообщества.

При подготовки к занятиям студентам рекомендуется более подробно ознакомиться и рассмотреть вопросы связанные: с целями, предметом и объектами международно-правовой охраны окружающей среды; возникновения международных экологических правоотношений.

Необходимо более подробно остановиться на вопросах связанных с рассмотрением нормативных актов как источников международного экологического права и их классификации. Принципы и субъекты международно – правовой охраны окружающей среды.

 

Примеры контрольных заданий

Тема 1. Понятие, предмет, принципы и система

Экологического права

 

Задача 1

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами, содержание которых выше предельно допустимых концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?

Какие правоотношения имеют место в данном случае?

Задача 2

Группа граждан организовала предприятие по выращива­нию в арендованном у местной администрации озере рыбы для продажи.

Предприятие создало собственную рыбоохрану, которая после задержания нарушителя, игнорировавшего региональные правила рыболовства, отправила все материалы в суд для взыскания ущерба по штрафным таксам исчисления ущерба, согласно правилам рыболовства.

Прокурор опротестовал указанную деятельность предприя­тия.

Решите дело.

Задача 3

На земельном участке, проданном гражданину К. для ведения сельского хозяйства, находились несколько деревьев и кустарников, перешедших к нему естественным путем из соседнего лесного массива при покупке участка. Он, как собственник земельного участка, вырубил эту растительность, так как она мешала сельскохозяйственному использованию земли.

Лесхоз на том основании, что деревья относятся к лесу, предъявил в суде иск о взыскании стоимости незаконно порубленного по штрафной таксе исчисления ущерба.

Гражданин К. отказался от удовлетворения иска, сославшись на норм Лесного кодекса РФ, по которой древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, не входит в состав лесного фонда и в леса, не входящие в лесной фонд.

Решите дело.

Распространяется ли на указанную растительность действие Лесного кодекса РФ?

Задача 4

Гражданин Н. поймал на территории городского зоопарка лебедя и при попытке вывезти тушку убитой им птицы был задержан охраной зоопарка.

Дайте правовую квалификацию действий гражданина Н.

Задача 5

Гражданин А. и другие граждане (всего 200 человек), проживающие в Санкт-Петербурге, обратились в порядке ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7~ФЗ в суд с иском к концерну «Агра».

Они требовали либо выполнить обещание об их переселении из санитарно-защитной зоны концерна, застроенной очистными сооружениями, лишенной зеленых насаждений, либо прекратить экологически вредную деятельность концерна, причиняющую вред их здоровью и имуществу.

Ответчик объяснил, что не может выполнить указанное обещание по причине тяжелого финансового положения концерна.

К каким спорам относится данный спор: к спору о защите экологических прав граждан или к спору о защите их жилищных прав?

Задача 6

При рассмотрении дел об охране окружающей среды мировые суды Новосибирской области постоянно испытывали затруднения с решением следующих вопросов.

Для регулирования каких общественных отношений применяется Федеральный закон «Об охране окружающей среды»?

По каким статьям Уголовного кодекса РФ следует квалифицировать деяние, выразившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребления властью или служеб­ным положением, халатности либо совершения другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам и одновременно произошло загрязнение или засорение вод или загрязнение атмосферного воздуха?

Что понимать (с юридической точки зрения) под загрязнени­ем водоемов и атмосферного воздуха?

Каковы юридические критерии, при наличии которых сброс (выброс) веществ следует квалифицировать как уголовное преступление или административное правонарушение?

Что понимать под выражением: «Причинение существенного вреда здоровью людей является квалифицирующим признаком по статье, предусматривающей уголовную ответственность за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха»?

В каких статьях Закона «Об охране окружающей среды», подзаконных нормативных актов, а также в примерах из судебной практики можно найти разъяснения к приведенным вопросам?

Являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ источниками экологического права?

Составьте мотивированный проект разъяснения по поставленным вопросам.

Задача 7

Государственная Дума РФ направила в Конституционный Суд РФ запрос о конституционности Указа Президента РФ.

В запросе указывалось, что предусмотренное п. 1 и 3 названного Указа продолжение промышленного строительства завода РТ-2, предназначенного для подготовки к хранению и захоро­нению радиоактивных отходов и ядерных материалов, ввози­мых из иностранных государств, и его финансирование, до про­ведения государственной экологической экспертизы проектных материалов, являются нарушением экологических норм. В силу этого названный Указ противоречит требованиям ст. 15 и 80 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ не принял к рассмотрению дан­ное дело.

Правомерно ли поступил Конституционный Суд РФ?

Тесты по теме

1. Наука экологического права – это:

а) система научных идей и знаний, на основании которых регулируется основы деятельности государственных органов в сфере окружающей среды;

б) система научных идей и знаний, включая наиболее общие закономерности развития в сфере охраны окружающей среды;

в) система научных идей и знаний, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

г) система научных идей и знаний, закрепляющих организацию и деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды.

 

2. Учебная дисциплина экологического права – это:

а) совокупность знаний на основании которых разрабатываются положения для наилучшего изучения отрасли экологического права;

б) совокупность знаний преподаваемых и изучаемых в учебных заведениях для наилучшего уяснения сущности экологического права;

в) система научных знаний, изучаемых в учебных заведениях для наилучшего уяснения сущности экологического права;

г) совокупность норм права закрепляющие основы деятельности местного самоуправления изучаемых в учебных заведениях для наилучшего уяснения сущности экологического права.

 

3. Отличительной чертой предмета экологического права как отрасли права является:

а) сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды;

б) большое количество нормативно правовых актов - источников данной отрасли права;

в) разнообразие общественных отношений, возникающих в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

г) специфический круг субъектов эколого-правовых отношений.

 

4. Источниками науки экологического права не могут быть названы:

а) акты Конституционного Суда России;

б) научные работы курсантов по вопросам экологического права;

в) беседы должностных лиц органов охраны окружающей среды;

г) семинары в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

8. Учебная литература по курсу «Экологическое право» являются:

а) источниками науки;

б) источниками учебной дисциплины;

в) источниками отрасли;

г) источниками науки и учебной дисциплины.

 

9. Изучение учебной дисциплины «Экологическое право» в вузах России необходимо:

а) для уяснения студентами специфики охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

б) в целях повышения общей культуры студентов;

в) для учета особенностей современных общественных отношений в правовой подготовке студентов;

г) для достижения разнообразия процесса обучения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.