Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ





 

Основные этапы консультирования Содержание этапов консультирования
1. Подготовка Первый контакт с клиентом
Предварительный диагноз проблемы
Планирование задания
Предложение клиенту относительно задания
Контракт на консультирование
2. Диагноз Обнаружение фактов
Анализ и синтез фактов
Детальное изучение проблемы
3. Планирование действий Выработка решений
Оценка альтернативных вариантов
Предложения клиенту
Планирование осуществления решений
4. внедрение Помощь в осуществлении
Корректировка предложений
Обучение
5. Завершение Оценка
Конечный отчёт
Расчёт по обязательствам
Планы на будущее
Уход консультанта

 

В соответствии с этими этапами этот процесс может быть представлен в виде следующего алгоритма:

Установление отношений консультанта и клиента. Оно начинается со знакомства, в ходе которого консультант, с одной стороны, должен показать себя, предоставить гарантии о своих профессиональных, деловых и этических качествах, а с другой стороны, определиться с клиентом и его проблемой, с поставленной клиентом задачей.



Важной задачей предварительных встреч является определение ролей консультанта и клиента (директивной или недирективной) с получением ответов на вопросы: каковы взаимные обязательства ? Кто будет делать, что, когда и как ? Желает ли клиент получить готовое решение от консультанта или он предпочитает выработать собственное с его помощью ? Готов ли клиент интенсивно работать ? Имеются ли особые области, которыми должен заняться консультант без привлечения клиента ?. Здесь же должны быть оговорены и условия оплаты работы консультанта.

Выявление проблемыпроисходит в первых же встречах и составляет их главную цель. При обсуждении пожеланий клиента консультант должен выявить подлинные цели и задачи клиента, представления о которых у заказчика могут быть не всегда верными, понятными ему самому. Распространёнными ошибками часто являются:

- принятие за проблему её симптомов (ухудшение дисциплины, снижение производительности, сокращение объёмов реализации и т.п.);



-

- предвзятое мнение о причинах проблем, обычно не обоснованное детальным анализом фактов, а выдаваемое априори;

- односторонний взгляд на проблему без учёта различных факторов влияния и без учёта мнения различных участников проблемы (например, учёт мнения только высшего руководства без информации об отношении к проблеме со стороны других звеньев управления).

формулирование задания, составление контракта – На основе предварительного диагностирования проблемы консультант даёт её описание, сопоставив с первоначальным определением, данным клиентом. Затем совместно с клиентом определяются цели, задачи и план необходимых действий, технических мероприятий, требуемых ресурсов. Цели формируются по возможности конкретнее, в виде критериев качества работы в количественном измерении с описанием возможных выгод клиента.

Выявление необходимых факторов и источников для сбора материала. В этом вопросе консультанту следует исходить из одного важного закона информации Спенсера: Каждый может принять решение, располагая достаточной информацией. Не зря же говорят, что, кто владеет информацией, тот владеет миром.

Собственно, характер сбора данных и их анализ не имеют специфических особенностей при консультировании и известны по курсу маркетинга, специальным курсам методов анализа и т.д. Консультант должен рассматривать деятельность организации в целом, оценивать выявленную проблему всесторонне, в её будущем развитии, в перспективе деятельности организации. При этом могут применяться самые различные маркетинговые методы сбора первичной и вторичной информации (документация, отчёты, публикации, опросы, наблюдения, анкетирование и т.п.) и анализа деятельности предприятия (SWOT-анализ, функционально-стоимостной, факторный, метод сравнений и т.п.).



Консультанту необходимо:

- охарактеризовать проблемную ситуацию – выявить, какие социальные противоречия реально существуют;

- определить объект исследования – кто или что является носителем проблемной ситуации и подлежит детальному исследованию;

- определить предмет исследования – что именно в выбранном объекте (какие стороны, свойства) наиболее полно выражает противоречие и подлежит исследованию.

Консультанту необходимо составить программу исследований.

Детальное изучение проблемы. Полученная первоначальная информация должна позволить консультанту осуществить диагноз существующей проблемы, определить её характер (технологический, информационный, организационный, психологический, комплексный с тем или иным решающим фактором и т.п.), установить причины её возникновения, определить факторы влияния. Диагноз позволяет наметить план основных действий, направленных на решение проблемы.

Выработка возможных решений. Планирование действий, направленных на решение проблемы, отличается от методов сбора фактов прежде всего аналитической работой, творческим подходом, использованием таких известных методов обсуждения, как: «мозговой атаки», синектики, разложения на части, морфологического анализа и др.

Подготовка предложений для принятия решений выполняется также совместно с клиентом, который, хоть и ожидает от консультанта по возможности готовых решений, но тем не менее лишь с его участием могут быть из различных вариантов отобраны наиболее приемлемые не только для конкретной ситуации конкретной организации, но и с учётом возможностей самого заказчика.

Планирование практической реализации выбранных решений. В предлагаемых клиенту решениях должен быть конкретный план их реализации, разработанная стратегия и тактика осуществления изменений с учётом возможного сопротивления со стороны персонала или возникновения иных препятствий, расчёт финансовых и материальных ресурсов. То есть должно быть не только предложение самих мероприятий, но и путей их реализации. При этом важно, чтобы решение о принятии плана принял сам клиент, тем самым беря на себя ответственность и за итоги его реализации.

Внедрение изменений – это решающая фаза организационных мероприятий по достижению основных целей консультирования, целей проекта. Разумеется, участие консультанта во внедрении мероприятий всегда желательно для осуществления контроля за выполнением рекомендованных мероприятий и корректировки данных предложений при выявлении возможных ошибок, появлении новых трудностей и проблем, необходимости внесения изменений в план, стратегию и тактику. Здесь также должен быть разработан чёткий план организационных изменений, их материального, технического и информационного обеспечения, средствами коммуникации и т.п. За реализацией плана устанавливается чёткий контроль с использованием различных методов для своевременного вмешательства в ход процесса при необходимости.

Оценка сделанного. Завершение работы консультантом должны быть сделаны так же профессионально, как и его начало. Консультант должен уходить после достижения цели проекта, когда, с его точки зрения, в его помощи уже нет необходимости, а также при выполнении условий контракта. Уход консультанта допустим, если работа над проектом полностью завершена, либо работа не завершена и будет продолжаться по намеченному консультантом плану без его участия, либо работа над проектом просто прекращается. Эти варианты ухода должны быть чётко определены консультантом совместно с клиентом в результирующем документе.

Оценка проведенной работы должна быть сделана как клиентом, так и консультирующей организацией на основе подготовленного консультантом отчёта и анализа полученных практических результатов. От этой оценки зависит перспектива дальнейших возможных отношений консультанта с клиентом и положение консультанта в его фирме. Разумеется, консультант также даёт самооценку своей работы.

При оценке определяют обычно преимущества, полученные организацией при выполнении проекта, и роль консультанта в достижении этих преимуществ. Если преимущества организации обычно выявить достаточно просто, то вычленить долю в них деятельности консультанта не всегда представляется возможным. Во многом это будет зависеть от взаимоотношений, которые будут сохраняться у консультанта с клиентом, с персоналом организации-клиента, от иных факторов и даже форс-мажорных обстоятельств, от умения консультанта представить свою работу как на всём её протяжении, так и в своих систематических и в заключительном отчётах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.