Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ





 

Анализ теории гражданского права, действующего законодательства и судебно-арбитражной практики позволяет сделать вывод о том, что традиционные способы защиты гражданских прав, определяемые ст. 12 ГК РФ, свойственны и защите личных неимущественных прав и нематериальных благ, таких, как честь, достоинство и деловая репутация.

Защита указанных благ может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. Первая форма реализуется, во-первых, в соответствии с правилами, установленными ст. 152 ГК РФ, т.е. путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд, т.е. в судебном порядке; и, во-вторых, в соответствии со ст. 22 и 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"[17] посредством обращения в антимонопольный орган, т.е. в административном порядке (это касается в первую очередь деловой репутации). Вторая форма соответственно может реализовываться также путем и иных процедур, в том числе посредством самозащиты, примирительных процедур.

Ю.З. Сахапов, будучи сторонником юрисдикционной формы защиты чести, достоинства и деловой репутации, указывает, что: 1) неюрисдикционная форма защиты зачастую граничит с самоуправством и другими злоупотреблениями; 2) только при юрисдикционной форме защиты возможно максимально полное блокирование распространения порочащих сведений, не соответствующих действительности; 3) юрисдикционная форма защиты позволяет принудительно восстановить нарушенное право на деловую репутацию[18]



На наш взгляд, вряд ли возможно согласиться с данной позицией в силу того, что указанные категории как нематериальные блага имеют информационную природу. Так, например, судебные тяжбы между акционерами крупных и значимых компаний всегда становятся достоянием гласности. И уже сам факт распрей, несомненно, отразится на репутации компании, приведет к падению котировок ее акций и оттоку инвестиций. А ставшие известными детали спора и вовсе могут спровоцировать банкротство.

Вывод об информационной природе чести, достоинства и деловой репутации вытекает из анализа понятия информации, данного в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <4> и в ст. 152 ГК РФ. Информационная природа деловой репутации выражается и в том, что она представляет собой сведения о деловом потенциале субъекта предпринимательской деятельности, которые могут получить третьи лица. Соответственно информационная природа чести и достоинства характеризуется сведениями о социальной значимости и ценности субъекта. Исключение информации из числа объектов гражданских прав в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <5> не меняет информационной природы чести, достоинства и деловой репутации.



Статья 152 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ) предусматривает ранее не закрепленные в этом Кодексе специальные способы защиты чести, достоинства и деловой репутации:

1) удаление информации, содержащей сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию (п. 4);

2) пресечение или запрещение дальнейшего распространения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения (п. 4);

3) удаление информации в сети Интернет (п. 5).

По смыслу ст. 152 ГК РФ указанные способы защиты являются альтернативой (либо дополнением) опровержения.

Несмотря на опасения со стороны Общественной палаты Российской Федерации, связанные с введением новых специальных способов защиты чести, достоинства и деловой репутации[19], мы восприняли их положительно.



Пункт 2 ст. 150 ГК РФ предусматривает следующее правило: нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, которые ими предусмотрены, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Можно полностью согласиться с Л.О. Красавчиковой, которая отмечает, что "приведенное правило пункта 2 ст. 150 ГК РФ несет в себе глубокий общетеоретический и практический смысл"[20].

 

По нашему мнению, указанные способы защиты чести, достоинства и деловой репутации в рамках реализации охранительного правоотношения приобретают черты мер гражданско-правовой ответственности по отношению к причинителям вреда, т.е. налагают на последних определенные неблагоприятные последствия (обременения). В данном случае такие обременения соответствуют соотношению частного и публичного в гражданском праве и являются оправданными.

Между тем возникает вопрос: почему ст. 152 ГК РФ наряду с традиционными способами защиты чести, достоинства и деловой репутации (в частности, опровержением, опубликованием ответа) перечисляет лишь новые, указанные выше способы защиты? Честь, достоинство и деловая репутация должны защищаться и другими перспективными, но не предусмотренными действующим российским законодательством способами защиты, например компенсацией нематериального (репутационного) вреда юридическим лицам, принесением извинения[21].

Итак, анализ законодательства и правоприменительной практики, обобщенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г., свидетельствует о том, что Закон отдает приоритет защите личных нематериальных благ, в частности чести, достоинства и деловой репутации. Что касается производных от соответствующих благ личных неимущественных прав, таких как право на честь, достоинство и деловую репутацию, то они считаются также защищенными при надлежащей защите тех нематериальных благ, на которых они основаны. Неслучайно в судебной практике иски по делам соответствующей категории именуются, к примеру, "О защите чести, достоинства и деловой репутации", а не "О защите права на честь, достоинство и деловой репутации".

 

 


 

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ

 

Опровержение недостоверной информации: понятие и формы

 

Институт представительства является одним из законных методов оказания помощи в реализации правоспособности субъекта. Непосредственная цель представительства – обеспечить возможность приобретения гражданских прав и обязанностей для одного субъекта через действия другого субъекта.

 

 

Опубликование ответа в средствах массовой информации

 

Юридическим основанием всего представительского правоотношения являются юридические факты. В зависимости от основания возникновения различают представительство по доверенности, в силу акта уполномоченного на то органа государства или местного самоуправления, по указанию в специальном законе. Обладая всеми чертами, характерными для представительства, каждый из этих видов имеет свои особенности[22].

 

 

Компенсация морального вреда: основания, субъекты, обстоятельства, влияющие на определение размера компенсации, порядок выплаты компенсации

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы. При исследовании темы было выявлено, что такие объекты прав как честь, достоинство и деловая репутация, ввиду их огромной социальной значимости, должны быть закреплены в законодательном порядке, путем определения их общих и различных признаков.

Я считаю, что существует необходимость признания существования абсолютного субъективного гражданского права на честь, достоинство и деловую репутацию, которое включают и право на защиту указанных благ, как одно из составляющих его правомочий.

Учитывая, что порочащие сведения являются предметом каждого судебного спора по защите чести, достоинства и деловой репутации, а также в целях дальнейшего обеспечения единонообразной правоприменительной практики обоснована необходимость закрепления законодателем в рамках ст. 152 ГК РФ определения порочащих сведений. В частности, предложено п. 1 ст. 152 ГК РФ дополнить третьим абзацем в следующей редакции: «Под порочащими сведениями понимаются такие сведения, которые содержат утверждения и/или суждения фактологического характера о нарушении (намерении нарушить) гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, этических, религиозных норм и правил, правил общежития, национальных традиций, о недобросовестности при осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности, нарушении деловой и профессиональной этики или обычаев делового оборота. Не признаются порочащими сведения, отражающие субъективное мнение распространителя и(или) являющиеся результатом его суждений оценочного, в том числе иронического, характера о каких-либо событиях, касающихся конкретного субъекта».

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, непериодических печатных изданиях, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в любой форме хотя бы одному третьему лицу.

Указание на непериодические печатные издания необходимо, поскольку под термином «печать» понимаются такие печатные издания, как: газеты, журналы, агитационные буклеты, листовки и т.п. В то время как сведения могут распространяться в книгах и брошюрах ограниченного тиража, которые нельзя отнести к средствам массовой информации.

Судебная защита чести, достоинства, деловой репутации гражданина или юридического лица открывает широкие возможности для всесторонней охраны прав личности. Для этого предложено на практике более эффективно реализовать принцип соотносимости и равновесия права каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от диффамации, а с другой стороны, права каждого на свободу слова и массовой информации.

Для того, чтобы обеспечить полноценную защиту нарушенных доброго имени умерших граждан необходимо непосредственно закрепить в ст. 152 ГК РФ положение о том, что по требованию физических и юридических лиц, чьи права и интересы ущемляются в связи нарушением чести и деловой репутации умершего, допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

Полагаю, что реализация законодателем вышеперечисленных предложений повысит степень гражданско-правовой защищенности чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.