Сделай Сам Свою Работу на 5

КУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА





Культура = созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой. Культура охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни.

 

КУЛЬТУРА = специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный: 1)в продуктах материального и духовного труда, 2)в системе социальных норм и учреждений, 3)в духовных ценностях, 4)в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

 

Выделяют два основных вида культуры –

1) материальную (сооружения, орудия труда, произведения искусства, предметы повседневного быта и т.п.)и

2 )духовную (знания, убеждения, ценности, мораль, идеология, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми)

в соответствии с двумя основными видами производства (материальным и духовным).

Существуют также:

Классификация культуры по особенностям сознания и деятельности в конкретных сферах общественной жизни: культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура…

По способу жизнедеятельности отдельного индивида – личная культура…



 

Но, при социологическом анализе культура рассматривается в том ее аспекте, который связан с регулированием отношений между людьми: система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения.

 

 

Терминология:

Аккультурация = процесс врастания человека в культуру, отличающуюся от той, в которой он был воспитан (которую он освоил в процессе социализации).

 

Диффузия культуры = перетекание культурных элементов между различными культурами.

 

Доминирующая (господствующая) культура = преобладание одной культуры над другими, вытекающее: 1)из предлагаемого этой культурой особо привлекательного образа жизни, или 2) утверждаемоевоенной или экономической силой теми, кто представляет эту культуру, или 3)внедряемое и навязываемое посредством маркетинговых технологий представителями этой культуры, или 4) сочетание 1), 2) и 3).

 

Идейная культура (или символическая культура) = характерная для данного общества совокупность убеждений, взглядов, верований, а также значений, связанных с явлениями и предметами и закодированных в языке.



 

Контркультура = образ жизни, осознанно противопоставляемый господствующей в данном обществе культуре.

 

Конфликт поколений = вариант культурного конфликта, обостряющегося в периодбыстрых культурных изменений, когда младшее поколение осваивает культурные образцы и взгляды, отличающиеся от образцов и взглядов, типичных для старшего поколения.

 

Культура = весь совокупный образ жизни, характерный для данной группы, в которой аккумулируется всё, что люди как члены данного сообщества делают и думают и всё, чем они обладают (образы мыслей, действий, материальное обеспечение).

 

Культурная амальгамация = смешение элементов, происходящее из разных культур, приводящая к формированию своеобразной новой культурной системы.

 

Культурная идентичность = уникальный для каждого человека комплекс почерпнутых из разных источников культурных элементов и сущностей, которыми он себя идентифицирует и реализует в своей жизнедеятельности.

 

Культурная конфигурация = сочетание различных культурных элементов, сконцентрированных вокруг одного объекта, идеи или ценности (например, автомобильная культура, потребительская культура, научная культура…).

 

Культурная традиция = накопленное, исторически унаследованное культурное достояние данного общества.

 

Культурное самосознание = способность отделить культурные правила («как в идеале должно быть») от повседневной рутинной практики («как есть на самом деле в реальной жизни»), что позволяет рассматривать собственный образ жизни только как один из возможных, а не абсолютно правильный. Эта способность составляет важнейшее условие принципа толерантности (терпимости к чужой, отличающейся точки зрения).



 

Толерантность = понимание и принятие культурных отличий и даже рассмотрение их как ценностей, обогащающих репертуар образов жизни.

 

Культурные универсалии = черты культуры, встречающиеся во всех известных сообществах как исторического прошлого, так и нашей современности.

 

Культурные пережитки = элементы культурной традиции, которые полностью утратили и изменили свои первоначальные функции.

 

Культурный лаг (или запаздывание) = несинхронное развитие различных элементов культурной конфигурации (например, отсутствие законодательного регулирования, позволяющего использовать уже совершенное научное открытие или технические инновации).

 

Культурный диссонанс = противоречие между культурными сущностями (нормативными ожиданиями, способами мышления, стилями потребления), предлагаемыми человеку разными культурами, к которым он одновременнопринадлежит.

 

Культурный контакт = установление взаимодействия и социальных отношений между группами, живущими в рамках отличающихся друг от друга культур.

 

Культурный партикуляризм = исключительные, «экзотические» образы жизни, поначалу ограниченные рамками только одной конкретной культуры.

 

Культурный релятивизм = осознание огромного разнообразия культур и исторической обусловленности культурных различий.

 

Культурный элемент = самая малая (элементарная) выделенная составляющая культуры (правило, идея или объект).

 

Нормативная культура = совокупность характерных для данного общества правил поведения – норм и ценностей.

 

Перекрещивающиеся давления = одновременное давление различных, накладывающихся друг на друга и несовпадающих в своих сущностях культур, в границах которых живет человек.

Субкультура = особенности образа жизни меньших групп, проживающих в сфере действия более широкой, признанной членами этих групп культуры, имеющей более высокий статус. Иными словами, различные субкультуры – это вариации, образующиеся вокруг общего культурного ствола (= центральных, главных для данной культуры ценностей, идей и объектов).

 

Транснациональная культура = образы действий, мыслей и материального обеспечения, общие для региональных, континентальных сообществ и даже всего глобального сообщества (например, европейская культура, исламская культура…).

 

Урбанизм = своеобразный образ жизни (комплекс правил, идей и устройств), характерный для городских жителей.

 

Цивилизация = комплекс материальных предметов, конструктивных идей или инженерных решений, реализованных в этих предметах (иными словами, технологий), а также умение адекватно пользоваться ими (практическая компетенция).

 

Этноцентризм = убеждение в бесспорном, не подлежащем сомнению характере способа жизни собственной группы и даже в особой, исключительной ценности собственной культуры и в ее превосходстве над другими культурами.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ:

1. Язык = понятийный, знаково-символический элемент культуры; система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов… Благодаря понятиям, содержащимся в словах, человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает сплоченность общества как средство коммуникации (общения) и взаимопонимания, как средство хранения и передачи информации из поколения в поколение.

2. Ценности = определяющий элемент культуры, социально одобряемые большинством социума убеждения относительно целей и средств их достижения.

3. Ценностная ориентация = осознание человеком или группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, желаемого образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых (некое подобие рейтинг-списка: что - на 1-м месте, что – на 2-м месте, а что – в самую последнюю очередь…).

4. Идеология = система взглядов и идей, выражающих интересы больших общественных групп (народов, классов, социальных движений…).

5. Социальные нормы = образцы и стандарты поведения и деятельности, ожидаемые от члена социальной группы; поддерживаются с помощью санкций.

6. Обычаи = унаследованные стереотипы поведения («Так принято!»), которые являются банальной привычкой для участников социума и старательно воспроизводятся от поколения к поколению.

7. Традиция = механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей и способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности.

8. Нравственные нормы (нравы) = система взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в социуме представлениях о добре и зле, о должном и непозволительном.

9. Ритуал = форма а)социально санкционированного б)упорядоченного (по сценарию) в)символического поведения; совокупность установленных обычаем действий.

10. Табу = абсолютный запрет, накладываемый социумом на какое-то слово, предмет или действие.

11. Правовая норма = стандартизированная форма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов и распоряжений, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:

1. регулятивная:ценностно- нормативное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения;

2. интегративная = обеспечение целостности общества;

3. функция ретранслятора = передача опыта последующим поколениям.

 

 

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Личность = человек в своем социальном аспекте.

Личность = целостность социальных свойств человека, продукт включения человека в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Личность = система отношений человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе.

 

Нормативная личность (или базисная личность) = принятый культурой соответствующего общества тип личности, отражающий особенности данной культуры.

 

Модальная личность (от слова «мода») = человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности).

 

Маргинальность (в переводе с латинского «находящийся на краю») = состояние групп людей или отдельных личностей, поставленных на грань двух культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

 

Социальная среда = совокупность социальных факторов, влияющих формирование и поведение личности.

 

Статус (социальная позиция) = положение личности или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

 

Главный (основной) статус = определяет место человека в системе социальных отношений, этот статус является определяющим среди всех остальных статусов данного человека. Например, гражданство…

 

Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество, совпадает с тем статусом, который выделяет лично для себя конкретный человек.

 

Люди воспринимают друг друга в том числе и в зависимости от их статусного положения.

 

Статусы подразделяются на: 1) предписанные и 2) достигнутые (или достигаемые).

Предписанный статус = социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий. Разновидностью предписанного статуса является социально-классовый статус («из рабочих, из крестьян…»).

Достигнутый статус = социальная позиция, которая занимается индивидом через его собственный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Например, профессионально-должностной статус («Сам достиг!».

 

Социальная роль = образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей, занимающих тот или иной социальный статус (или социальную позицию).

 

Ролевое ожидание = ожидаемая от человека модель поведения, ассоциируемая с его социальным статусом, т.е. типичное поведение для людей данного статуса в данной социальной системе.

 

Ролевой набор = совокупность ролей, соответствующих данному статусу.

 

Ролевой конфликт = столкновение ролевых требований, вызванное различиями в понимании своей роли личностью, с одной стороны, и окружающими – с другой.

 

Классификация ролевых конфликтов:

1. конфликты, связанные с различиями в понимании своей роли личностью и окружающими (например, директор предприятия убежден, что первостепенное внимание он должен уделять проблемам производства и техники, между тем окружающие считают, что директор прежде всего должен думать о людях, работающих на данном производстве)

2. конфликт между различными аспектами одной и той же роли (например, адвокат стремиться найти юридические основания для смягчения наказания для своего подзащитного (клиента) и в то же время, как юрист, должен внести свой вклад в дело борьбы с преступностью);

3. конфликт между необходимыми для данной роли качествами и ожиданиями значимых для данного человека людей (к примеру, офицер должен обладать такими качествами как воля и твердость духа, между тем, тот же самый офицер должен выступать в роли заботливого, любящего, мягкого и сочувствующего отца и мужа);

4. конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей (например, как быть бедному преподавателю, когда одни говорят ему: «Будь с ними потверже!», а другие - «Будь с ними помягче!»?);

5. конфликт между личностными качествами человека и ролевыми требованиями (например, человек занимает должность, явно не соответствующую чертам его характера, в результате он вынужден буквально «переступать через себя»…).

 

 

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ:

Действующие люди могут оказаться сосредоточенными в одном пространстве и испытывать влияние одной и той же ситуации. Однако люди продолжают действовать поодиночке (каждый сам по себе) и невзаимодействуют.

Три вида коллективного поведения:

  1. ТОЛПА = множество отдельных людей, которые не знают друг друга, ничем друг с другом не связаны, и единственное, что их объединяет, - это концентрация в одном и том же пространстве + повод, в силу которого они оказались вместе (например, митинг, «перекур», встреча фанатами своей футбольной команды…)

 

  1. АУДИТОРИЯ, ЗРИТЕЛИ = люди, СОБРАВШИЕСЯ ВМЕСТЕ, чтобы посмотреть спектакль или фильм, послушать концерт, увидеть футбольный матч… Каждый пришел сюда сам по себе, у каждого была своя мотивация прихода, но их объединяет одно и то же событие - они ОДНОВРЕМЕННО сморят на одно и то же зрелище, действуя независимо друг от друга (не взаимодействуя, не сообща, а параллельно друг другу).

 

  1. ПУБЛИКА = совокупность наблюдателей, зрителей и слушателей, которые ОДНОВРЕМЕННО, ХОТЯ И РАССЕЯНЫ В ПРОСТРАНСТВЕ, сосредоточивают свое внимание на одном и том же событии (например, теле- или радиопередаче), получают сходные впечатления и переживают сходные чувства.

 

 

Социальные отношения = нормативно определенный круг ожидаемых взаимных реакций между партнерами, занимающими определенные позиции(т.е. социальный статус) и исполняющими связанные с этими позициями роли.

 

Социальная роль = набор прав и обязанностей, обязательных для каждого, кто занимает данную социальную позицию (социальный статус), независимо от его личных качеств и особенностей.

 

Эгалитарность социальных отношений = равенство или близость (сходство) того места, которое занимают партнеры в различных иерархиях – материальной обеспеченности, власти, престижа, образования.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.