Сделай Сам Свою Работу на 5

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ





(КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ГРУППЫ = процесс формирования более сложной социальной связи от популяции, через статистическую, социологическую, социальную категории вплоть до социальной группы)

 

Социологическое понятие Определяющая черта
Множество единиц Сходство черт Сходство сущностно важных черт Осознание общности и отличий Контакты и взаимодействия с подобными себе Социальные отношения
Популяция   +          
Статистическая группа + +        
Социологическая категория + + +      
Социальная категория + + + +    
Социальная группа + + + + +  
Социальная организация + + + + + +

 

Разновидности социальных групп:

  1. Референтные группы = группы, с которыми человека связывают субъективные «виртуальные» отношения, хотя сам он к этим группам реально не принадлежит.
  2. Позитивные референтные группы = группы, с которыми человек себя охотно идентифицирует, нормативные стандарты которых старается воспринять, стремясь самому влиться в состав данной группы в качестве ее полноправного участника.
  3. Негативные референтные группы = группы, вызывающие у человека отчуждение и дистанцирование, а также принципиальное следование стандартам, противоположным тем, которые приняты в таких группах.
  4. Нормативные референтные группы = группы, в которых человек получает нормы и ценности, предопределяющие его действия.
  5. Инклюзивные группы = открытые группы, куда принимаются все желающие.
  6. Первичные группы = небольшие, неформальные группы, между членами которых существуют непосредственные контакты и взаимодействия, при этом участники знают друг друга.
  7. Вторичные группы = группы, в которые входят множество членов, в большинстве своем остающихся анонимными по отношению друг к другу, отношения между участниками – формальные, опосредованные, способствующие осуществлению задач в узкоспециализированных сферах деятельности.

 



Общество (в самом широком смысле слова) = исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.



Модель социальных отношений можно представить на двух уровнях: 1)макросоциологическом уровне и 2)микросоциологическом уровне.

 

С точки зрения макросоциологии: общество = определившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений как в больших, так и в малых группах людей, поддерживаемая: 1)силой обычаев, законов, традиций, социальных институтов; 2)определенным способом производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

 

Микросоциологический уровень анализирует микросистемы (= круги межличностного общения, непосредственное социальное окружение индивида). Микросистемы = системы эмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Скопления таких микросвязей образуют малые группы, участники которых объединены друг с другом позитивными установками («МЫ») и отделены от других неприязнью или безразличием («ЧУЖИЕ»).

 

В реальной жизни «общества вообще» попросту нет (так же, как нет «дерева вообще»), а есть конкретные общества: российское общество, американское общество и т.п.

В данном случае понятие «общество» используется в узком смысле слова как эквивалент современных наций-государств. По Нейлу СМЕЛЗЕРУ (амер.), общество = объединение людей, имеющее 1) определенные географические границы, 2) общую законодательную систему, 3) определенную национальную (социокультурную) идентичность.

 

Отличительные черты общества на макроуровне:

1. территория = географическое пространство, на котором осуществляются взаимодействия, складываются социальные связи и отношения;



2. устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаимодействия;

3. автономность (не является частью какого-либо другого общества), саморегуляция с помощью социальных институтов и организаций и на основании норм и принципов, которые вырабатываются внутри самого общества;

4. большая интегрирующая сила: общество, имея общую систему ценностей и норм (= КУЛЬТУРУ), приобщает к этой системе каждое новое поколение (СОЦИАЛИЗАЦИЯ), включая в сложившуюся систему социальных связей и отношений.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ = процесс приобщения к образу жизни своей группы и более широкого сообщества, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм, ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе (социуме).

 

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ = отказ от культурных образцов, глубоко освоенных ранее, и обращение к другим образцам, противоположным по своему характеру прежним (П. Штомпка).

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни (Нейл СМЕЛЗЕР).

 

КУЛЬТУРА = специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный: 1)в продуктах материального и духовного труда, 2)в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, 3)в совокупности отношений людей к природе (окружающему миру), к другим людям и к самому себе.

КУЛЬТУРА = весь совокупный образ жизни, характерный для данной группы, в которой аккумулируется всё, что люди данного социума делают и думают, и всё, чем они обладают (образы действий, мыслей, материальное обеспечение) (П. Штомпка).

 

Составными элементами общества как социальной системы являются:

  1. социальные институты и организации
  2. социальные общности и группы, вырабатывающие:
  3. определенные социальные ценности и нормы
  4. состоящие из отдельных людей, объединенных социальными связями и отношениями и
  5. выполняющими определенные социальные роли.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА = определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ:

В современном мире существуют различные типы обществ, различающиеся между собой по множеству параметров, как явных (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытых (степень социальной интеграции, уровень стабильности и т.п.).

Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно бы было классифицировать.

 

1. Карл МАРКС (сер. ХIХ века): предложил типологию обществ на основании способа производства материальных благ и сложившихся производственных отношений (прежде всего отношения собственности на средства производства).

Отсюда, все общества разделены, по К. Марксу, на 5 типов (по типу соответствующих общественно-экономических формаций):

  1. первобытно-общинные;
  2. рабовладельческие;
  3. феодальные;
  4. капиталистические;
  5. коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).

 

2. Другая типология делит все общества на 2 типа: простые и сложные.

Критерий такого деления = 1)число уровней управления и 2)степень социальной дифференциации (расслоения).

Простое общество = 1)составные части однородны, 2)нет богатых и бедных, 3)нет руководителей и подчиненных, 4)структура и функции слабо дифференцированы.

Сложное общество = общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что вызывает необходимость их координации.

 

3. Карл ПОППЕР (англ., ХХ век) делит общества на 2 типа: закрытые и открытые.

В основе отличия – отношение социальногоконтроля, с одной стороны, и степени свободыиндивида, с другой стороны.

Закрытое общество: 1)статичная социальная структура, 2)ограниченная мобильность, 3)невосприимчивость к нововведениям, 3)традиционализм, 4)догматическая авторитарная идеология, 5)коллективизм. Примеры: древняя Спарта, нацистская Германия, Советский Союз эпохи сталинизма…

Открытое общество: 1)динамичная социальная структура, 2)высокая мобильность, 3)способность к инновациям (изменениям), 4)критицизм, 5)демократическая плюралистическая идеология, 6)индивидуализм. Пример: афинская демократия, современные западные демократии.

 

4. Даниел БЕЛЛ (амер., ХХ век) делит общества на 3 типа: 1)традиционные, 2)индустриальные и 3)постиндустриальные.

Традиционное (доиндустриальное) общество: 1)аграрный уклад, 2)преобладание натурального хозяйства (удовлетворение потребностей лишь на минимальном уровне), 3)сословная монархия, 4)малоподвижная (инертная) структура, 5)социокультурная регуляция основана на силе традиций и обычаев, считающихся незыблемыми и не допускающими мысли об их изменении.

Индустриальное общество: 1)сложное общество, 2)способ хозяйствования основан на промышленности, 3)гибкие, динамичные, модифицирующиеся структуры, 4)социальнокультурная регуляция основана на сочетании свободы личности и интересов общества.

Постиндустриальное (информационное) общество: 1)информационная основа, 2) добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяется приобретением и хранением информации, 3)преимущественное развитие сферы услуг (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных).

 

 

Джордж Герберт МИД (амер., основоположник символического интеракционизма):

Наше «Я» = продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.

По Дж.Г. Миду, процесс формирования личности имеет 3 стадии: имитация → игровая стадия → стадия коллективных игр.

Первая стадия – ИМИТАЦИЯ = дети копируют поведение взрослых, не понимая его.

ИГРОВАЯ СТАДИЯ = дети понимают поведение как исполнение определенных ролей (врача, военного, матери…); в процессе игры дети воспроизводят эти роли.

СТАДИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР(по правилам!) = дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и группы в целом. Установки и ожидания создают образ некого «другого» («безликого человека со стороны»), олицетворяющего общественное мнение. Следование правилам игры подготавливает детей к усвоению правил поведения в социуме, выраженных в законах и номах. На стадии коллективных игр приобретается чувство социальной идентичности.

По Дж.Г. Миду, человеческое «Я» состоит из двух частей: 1)«Я-сам» и 2)«Я-меня».

«Я-сам» = реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. Например, «Я-сам» реагирую на критику в мой адрес и старательно обдумываю свое поведение. Если я считаю критику обоснованной, то в чем-то меняю свое поведение.

«Я-меня» = осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). Например, «Я-сам» знаю, что другие считают «Я-меня» справедливым человеком.

 

 

Вильфредо ПАРЕТО (итал., 1848-1923) ввел в научный оборот понятие «деривации».

Суть ДЕРИВАЦИИ: любые теоретические построения, любые идеологии являются оправданием действий с целью придать им внешне логический характер и скрыть их истинные мотивы.

ДЕРИВАЦИИ = идеологические системы, обладающие ложным содержанием. ДЕРИВАЦИИ = производные от чувств, коренящихся в глубинных пластах человеческой психики.

ДЕРИВАЦИИ формируются на основе биологических импульсов,детерминирующих любое социальное поведение человека.

Теория социального обмена:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.