ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
(КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ГРУППЫ = процесс формирования более сложной социальной связи от популяции, через статистическую, социологическую, социальную категории вплоть до социальной группы)
Социологическое понятие
| Определяющая черта
| Множество единиц
| Сходство черт
| Сходство сущностно важных черт
| Осознание общности и отличий
| Контакты и взаимодействия с подобными себе
| Социальные отношения
| Популяция
| +
|
|
|
|
|
| Статистическая группа
| +
| +
|
|
|
|
| Социологическая категория
| +
| +
| +
|
|
|
| Социальная категория
| +
| +
| +
| +
|
|
| Социальная
группа
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Социальная организация
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
Разновидности социальных групп:
- Референтные группы = группы, с которыми человека связывают субъективные «виртуальные» отношения, хотя сам он к этим группам реально не принадлежит.
- Позитивные референтные группы = группы, с которыми человек себя охотно идентифицирует, нормативные стандарты которых старается воспринять, стремясь самому влиться в состав данной группы в качестве ее полноправного участника.
- Негативные референтные группы = группы, вызывающие у человека отчуждение и дистанцирование, а также принципиальное следование стандартам, противоположным тем, которые приняты в таких группах.
- Нормативные референтные группы = группы, в которых человек получает нормы и ценности, предопределяющие его действия.
- Инклюзивные группы = открытые группы, куда принимаются все желающие.
- Первичные группы = небольшие, неформальные группы, между членами которых существуют непосредственные контакты и взаимодействия, при этом участники знают друг друга.
- Вторичные группы = группы, в которые входят множество членов, в большинстве своем остающихся анонимными по отношению друг к другу, отношения между участниками – формальные, опосредованные, способствующие осуществлению задач в узкоспециализированных сферах деятельности.
Общество (в самом широком смысле слова) = исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Модель социальных отношений можно представить на двух уровнях: 1)макросоциологическом уровне и 2)микросоциологическом уровне.
С точки зрения макросоциологии: общество = определившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений как в больших, так и в малых группах людей, поддерживаемая: 1)силой обычаев, законов, традиций, социальных институтов; 2)определенным способом производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Микросоциологический уровень анализирует микросистемы (= круги межличностного общения, непосредственное социальное окружение индивида). Микросистемы = системы эмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Скопления таких микросвязей образуют малые группы, участники которых объединены друг с другом позитивными установками («МЫ») и отделены от других неприязнью или безразличием («ЧУЖИЕ»).
В реальной жизни «общества вообще» попросту нет (так же, как нет «дерева вообще»), а есть конкретные общества: российское общество, американское общество и т.п.
В данном случае понятие «общество» используется в узком смысле слова как эквивалент современных наций-государств. По Нейлу СМЕЛЗЕРУ (амер.), общество = объединение людей, имеющее 1) определенные географические границы, 2) общую законодательную систему, 3) определенную национальную (социокультурную) идентичность.
Отличительные черты общества на макроуровне:
1. территория = географическое пространство, на котором осуществляются взаимодействия, складываются социальные связи и отношения;
2. устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаимодействия;
3. автономность (не является частью какого-либо другого общества), саморегуляция с помощью социальных институтов и организаций и на основании норм и принципов, которые вырабатываются внутри самого общества;
4. большая интегрирующая сила: общество, имея общую систему ценностей и норм (= КУЛЬТУРУ), приобщает к этой системе каждое новое поколение (СОЦИАЛИЗАЦИЯ), включая в сложившуюся систему социальных связей и отношений.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ = процесс приобщения к образу жизни своей группы и более широкого сообщества, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм, ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе (социуме).
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ = отказ от культурных образцов, глубоко освоенных ранее, и обращение к другим образцам, противоположным по своему характеру прежним (П. Штомпка).
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни (Нейл СМЕЛЗЕР).
КУЛЬТУРА = специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный: 1)в продуктах материального и духовного труда, 2)в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, 3)в совокупности отношений людей к природе (окружающему миру), к другим людям и к самому себе.
КУЛЬТУРА = весь совокупный образ жизни, характерный для данной группы, в которой аккумулируется всё, что люди данного социума делают и думают, и всё, чем они обладают (образы действий, мыслей, материальное обеспечение) (П. Штомпка).
Составными элементами общества как социальной системы являются:
- социальные институты и организации
- социальные общности и группы, вырабатывающие:
- определенные социальные ценности и нормы
- состоящие из отдельных людей, объединенных социальными связями и отношениями и
- выполняющими определенные социальные роли.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА = определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями.
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ:
В современном мире существуют различные типы обществ, различающиеся между собой по множеству параметров, как явных (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытых (степень социальной интеграции, уровень стабильности и т.п.).
Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно бы было классифицировать.
1. Карл МАРКС (сер. ХIХ века): предложил типологию обществ на основании способа производства материальных благ и сложившихся производственных отношений (прежде всего отношения собственности на средства производства).
Отсюда, все общества разделены, по К. Марксу, на 5 типов (по типу соответствующих общественно-экономических формаций):
- первобытно-общинные;
- рабовладельческие;
- феодальные;
- капиталистические;
- коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).
2. Другая типология делит все общества на 2 типа: простые и сложные.
Критерий такого деления = 1)число уровней управления и 2)степень социальной дифференциации (расслоения).
Простое общество = 1)составные части однородны, 2)нет богатых и бедных, 3)нет руководителей и подчиненных, 4)структура и функции слабо дифференцированы.
Сложное общество = общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что вызывает необходимость их координации.
3. Карл ПОППЕР (англ., ХХ век) делит общества на 2 типа: закрытые и открытые.
В основе отличия – отношение социальногоконтроля, с одной стороны, и степени свободыиндивида, с другой стороны.
Закрытое общество: 1)статичная социальная структура, 2)ограниченная мобильность, 3)невосприимчивость к нововведениям, 3)традиционализм, 4)догматическая авторитарная идеология, 5)коллективизм. Примеры: древняя Спарта, нацистская Германия, Советский Союз эпохи сталинизма…
Открытое общество: 1)динамичная социальная структура, 2)высокая мобильность, 3)способность к инновациям (изменениям), 4)критицизм, 5)демократическая плюралистическая идеология, 6)индивидуализм. Пример: афинская демократия, современные западные демократии.
4. Даниел БЕЛЛ (амер., ХХ век) делит общества на 3 типа: 1)традиционные, 2)индустриальные и 3)постиндустриальные.
Традиционное (доиндустриальное) общество: 1)аграрный уклад, 2)преобладание натурального хозяйства (удовлетворение потребностей лишь на минимальном уровне), 3)сословная монархия, 4)малоподвижная (инертная) структура, 5)социокультурная регуляция основана на силе традиций и обычаев, считающихся незыблемыми и не допускающими мысли об их изменении.
Индустриальное общество: 1)сложное общество, 2)способ хозяйствования основан на промышленности, 3)гибкие, динамичные, модифицирующиеся структуры, 4)социальнокультурная регуляция основана на сочетании свободы личности и интересов общества.
Постиндустриальное (информационное) общество: 1)информационная основа, 2) добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяется приобретением и хранением информации, 3)преимущественное развитие сферы услуг (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных).
Джордж Герберт МИД (амер., основоположник символического интеракционизма):
Наше «Я» = продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.
По Дж.Г. Миду, процесс формирования личности имеет 3 стадии: имитация → игровая стадия → стадия коллективных игр.
Первая стадия – ИМИТАЦИЯ = дети копируют поведение взрослых, не понимая его.
ИГРОВАЯ СТАДИЯ = дети понимают поведение как исполнение определенных ролей (врача, военного, матери…); в процессе игры дети воспроизводят эти роли.
СТАДИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР(по правилам!) = дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и группы в целом. Установки и ожидания создают образ некого «другого» («безликого человека со стороны»), олицетворяющего общественное мнение. Следование правилам игры подготавливает детей к усвоению правил поведения в социуме, выраженных в законах и номах. На стадии коллективных игр приобретается чувство социальной идентичности.
По Дж.Г. Миду, человеческое «Я» состоит из двух частей: 1)«Я-сам» и 2)«Я-меня».
«Я-сам» = реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. Например, «Я-сам» реагирую на критику в мой адрес и старательно обдумываю свое поведение. Если я считаю критику обоснованной, то в чем-то меняю свое поведение.
«Я-меня» = осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). Например, «Я-сам» знаю, что другие считают «Я-меня» справедливым человеком.
Вильфредо ПАРЕТО (итал., 1848-1923) ввел в научный оборот понятие «деривации».
Суть ДЕРИВАЦИИ: любые теоретические построения, любые идеологии являются оправданием действий с целью придать им внешне логический характер и скрыть их истинные мотивы.
ДЕРИВАЦИИ = идеологические системы, обладающие ложным содержанием. ДЕРИВАЦИИ = производные от чувств, коренящихся в глубинных пластах человеческой психики.
ДЕРИВАЦИИ формируются на основе биологических импульсов,детерминирующих любое социальное поведение человека.
Теория социального обмена:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|