Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ





МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА

Среди социологических исследований выделяют: 1)прикладные, 2)фундаментальные, 3)эмпирические, 4)конкретные.

 

Прикладное социсследование – направлено на решение каких-либо практических задач (Кто винроват?) и дает конкретные практические рекомендации (Что делать? С чего начать?)

Фундаментальное исследование – имеет целью развитие научных теорий или основополагающих принципов.

Эмпирическое исследование - направлено на сбор и анализ данных с использованием методик и техники социологического исследования.

Конкретное социсследование = синоним эмпирического исследования.

 

Социологическое исследование = система логически последовательных методологических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные, надежные (валидные,репрезантативные) данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования на практике.

Еще одно определение:

Социологическое исследование = система теоретических и эмпирических процедур и способов получения социальных фактов, т.е. новых знаний о социальных процессах и явлениях.



В качестве социальных фактов могут выступать:

1) поведение индивидов и социальных общностей;

2) материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3) вербальные действия людей (суждения, мнения).

 

ВИДЫ СОЦИССЛЕДОВАНИЙ:

В зависимости от сложности и масштаба поставленных задач выделяются:

1) разведывательное (пилотажное) исследование;

2) описательное исследование;

3) аналитическое исследование.

 

- Разведывательное (пилотажное, пробное) = 1)предварительное исследование с целью проверки и уточнения всех элементов основного (масштабного) исследования и внесения (пока еще не поздно) дополнительных корректив. 2)Охватывает небольшие совокупности людей. 3)Предшествует более глубокому и масштабному исследованию.

 

- Описательное исследование =1)имеет целью определение структуры, формы, характера изучаемого явления или процесса; 2)охватывает довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам (коллектив предприятия, население района, города, региона…)



 

- Аналитическое исследование = наряду с описание структурных элементов изучаемого явления или процесса + выявление причин, лежащих в основе данного явления или процесса.

 

Выделяются также:

 

- Повторный опрос = сравнительное социологическое исследование, нацеленное на выявление динамики социальных процессов. Характеризуется: 1)устойчивостью объекта исследования; 2)единством программы и методики сбора информации.

 

- Панельный опрос = частный случай повторного опроса; неоднократное изучение одной и той же совокупности респондентов.

 

- Монографическое исследование = в качестве объекта исследования выбирается одна типичная единица наблюдения (например, при изучении студенчества выбирается один типичный вуз).

 

- Лонгитюдное исследование = длительное изучение этапов жизненного пути молодого поколения (одна и та же совокупность через определенные интервалы времени, например, год, через два года, через пять лет и т.п.)

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИССЛЕДОВАНИЯ:

1) Общенаучные:

1.1. теоретический анализ,

1.2. моделирование,

1.3.статистические метоты;

 

2) Специфические:

2.1. опросы (анкетный опрос и интервью)

2.2. социометрия

2.3. контент-анализ (анализ документов)

2.4. игровые методы (деловые игры)

2.5. наблюдение (включенное наблюдение и внешнее наблюдение)

2.6. социальный эксперимент

2.7. фокус-группа

 

 

ПРОЦЕСС СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает:

- методологию (теоретические основы исследования: к примеру, если исследуется семья, то необходимо иметь теоретическое представление о том, что такое семья, каковы принципы и закономерности ее функционирования и развития (социологическая теория семьи), а также какое место и роль играет семья в жизни общества в целом);



- методику (совокупность операций, приемов и процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа);

- процедуру (последовательность операций при организации исследования);

- инструментарий (методические документы, с помощью которых собирается социологическая информация)

 

Соответственно, ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает в себя:

1) Методологический раздел:

1.1. определение сущности научной проблемы (Что изучать?)

1.2. формулирование цели и задачи (Зачем изучать? и Как изучать?)

2) Методический раздел:

2.1. какими методами может быть получена необходимая информация?

2.2. как она будет обобщаться?

2.3. в каком виде будет выдан результат?

3)Организационный раздел (рабочий график, контроль за ходом исследования, определение финансовых затрат и т.п.)

 

 

АНКЕТНЫЙ ОПРОС:

Виды анкетных вопросов:

- по назначению:

1)контактные (для установления контакта с респондентом),

2)вопросы-«мосты» (для перехода от одной темы или раздела к другой);

3)вопросы-фильтры (позволяющие выявит подгруппу респондентов, чтобы в последствии обратиться к ней с группой специфических вопросов; например, «Если вы женаты (или замужем), то ответьте на следующие вопросы…»);

4)контрольные (для проверки достоверности ответов на предыдущие вопросы)

 

- по структуре:

1) открытые (предположительные варианты ответов отсутствуют);

2) закрытые (содержат полный набор предположительных вариантов ответа, задача респондентов – лишь выбрать тот, который наиболее соответствует его мнению);

3) полузакрытые (респонденту, если он, конечно, пожелает, предлагается самому дополнить предположительные варианты ответа каким-то своим собственным вариантом – «Что еще? Напишите»);

 

- по форме:

1) прямые (требующие от респондента высказать свое мнение);

2) косвенные ( когда респонденту предлагается выразить свое отношение к какому-то мнению, к какой-то точке зрения: «Считается, что …….. А как думаете Вы? Согласны – не согласны. Ваша точка зрения, ваш вариант?»

 

- по способу выявления мнений, предпочтений респондента:

1) дихотомия (либо конкретно «да» - либо конкретно «нет», без каких-либо полутонов);

2) альтернативные («да, именно это» – «пожалуй, да, скорее да, чем нет» – «пожалуй, нет, скорее нет, чем да» – «нет, только не это»);

3) оценочный выбор (в рамках предложенного набора респондент выбирает несколько вариантов (не более 2-3-х «самых-самых», на его взгляд);

4) балльные оценки (респондент оценивает (в баллах) каждый из предложенных признаков);

5) ранжирование (респондент упорядочивает предложенный набор признаков, расставляя их по степени важности (с его точки зрения), по нарастающей или, наоборот, по убывающей;

6) парные сравнения (респонденту предъявляются все возможные пары признаков и предлагается из каждой пары выделить один, наиболее предпочтительный с его точки зрения)

 

ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД, ВЫБОРКА:

- опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только их часть (выборочная совокупность). Условие = при минимуме опрашиваемых людей с необходимой степенью достоверности представить генеральную совокупность! Иными словами, структура выборочной совокупности должна совпадать со структурой генеральной совокупности.

Различают следующие виды и типы выборки:

1) СЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА:

1.1. вероятностная (выбор по принципу лотереи, случайных чисел (например, номер телефона, номер дома…), заданного интервала (каждый 10-й, каждый 20-й);

1.2. районирование (генеральная совокупность «разбивается» на ряд групп, объектов, в рамках которых проводится вероятностная выборка (например, для опросов студентов вуза выбираются – случайно, по жребию – отдельные факультеты, в рамках которых, в свою очередь, производится вероятностная выборка);

1.3. гнездовая (единицы наблюдения (гнёзда) представляют собой определенную целостность (например, исследуется студенческая группа в полном составе). Выбор самих гнёзд – случаен, но выбранные гнёзда подвергаются сплошному обследованию.

 

2) НЕСЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА:

2.1. квотная (или пропорциональная) (выборочная совокупность совпадает по структуре с генеральной совокупностью по основным признакам (пол, возраст, социальное положение и т.п.). При выборе признаков, по которым выделяются квоты, учитывается специфика исследования;

2.2. целенаправленная (выбор из генеральной совокупности наиболее типичных объектов, например, выбираются не просто отдельные факультеты вуза, а факультеты по направлениям – гуманитарные, технические, естественно-научные и т.п.);

2.3. метод опережающих групп (в составе выборочной совокупности заведомо завышается удельный вес отдельных («наиболее продвинутых») групп, применительно к которым изучаемые процессы и тенденции проявляются наиболее ярко).

 

ИНТЕРВЬЮ:

= личная беседа с респондентом.

Интервью бывает 1)свободным (беседа без жесткого плана) и 2)стандартизированным (по заранее составленному плану). Цель стандартизированного интервью = получить сравнимые, сопоставимые данные.

 

 

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ (КОНТЕНТ-АНАЛИЗ):

- в качестве документов выступают: 1)письменные документы, 2)магнитофонные и видеозаписи, 3)кинодокументы, 4)фотоматериалы, 5)материалы рекламы.

 

Документальные источники подразделяются на: 1)официальные (данные статистики, госархивов) и 2)неофициальные (дневники, мемуары, письма и т.п.).

 

НАБЛЮДЕНИЕ:

=возможность, минуя промежуточные звенья, вступить в непосредственный социальный контакт с респондентами или присутствовать при тех или иных событиях.

Одна из разновидностей наблюдения – включенное наблюдение = социолог на время становится полноправным участником изучаемой группы.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:

Цель = проверка гипотез, имеющих прямой выход на практику.

Эксперимент пришел в социологию из естественных наук.

Основывается на сравнении показателей экспериментальной (которая работает в экспериментальных условиях) и контрольной (которая работает в традиционных условиях, где все остается по старому) групп.

 

СОЦИОМЕТРИЯ:

- разработан Я. Морено (амер. психиатром);

- задача = проследить направленность межличностных связей в группе, измерить их интенсивность и распределение ролей между участниками группы при помощи количественных оценок (количества выборов);

- изучаются малые группы (до 20-30 человек),

- предметом опроса является выявление готовности к совместной деятельности в различных сферах образа жизни (работа, учеба, досуг, общение),

- результат исследования представляется графически в виде социограммы.

 

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ:

Цель = проверка гипотез, а также реалистичности практических рекомендаций.

 

ФОКУС-ГРУППЫ:

Метод предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (по 10-12 человек) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей ее решения.

Преимущества фокус-групп: 1)взаимодействие участников фокус-группы стимулирует более глубокие ответы и дает возможность генерации новых идей; 2)заказчик исследования может наблюдать за ходом дискуссии и получать информацию из первых рук, без посредников и фильтрации;3)позволяет в кратчайшие сроки выявить причину проблемы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.