Сделай Сам Свою Работу на 5

Верования экзистенциализма





1. Я верю в то, что нет никакого познаваемого провиденциального порядка ни в природе, ни в более высокой сфере существования или космосе.

2. Я верю в то, что человеческое бытие предельно бессмысленно, то есть че­ловек не знает, зачем он существует, и не может подняться к знанию о своей судьбе.

3. Я верю в то, что каждый человек является индивидуальностью и должен порывать со своей зависимостью от общества и полностью полагаться на свою жизнь, на свой дух, свою личность и свое мышление.

4. Я верю в то, что бессмертие не свойственно человеку. Смерть, если смот­реть реалистично, - это абсолютный конец и радикальный факт, который нельзя победить. Человек не должен питать никаких надежд на личное выживание.

5. Я верю в то, что гармонии и безопасности в человеческих отношениях достичь невозможно, и в то, что единственное удовлетворительное от­ношение к другим основывается на четком признании этого факта.

6. Я верю в то, что "зло - не иллюзия. Это не последствие страстей, от кото­рого можно излечиться, и не страх, который можно победить. Это не не­ведение, которое можно просветить. Зло нельзя искупить" (Ж.-П. Сартр).



7. Я верю в то, что Бог не существует.

8. Я верю в то, что самая высокая и лучшая жизнь проживается в интен­сивности полного осознавания жизненного опыта. Этот опыт неизбежно содержит проблемы, борьбу, страдания и конфликт. Это неизменная ре­альность человека, в которой его свободное творческое действие и выбор рождает полноту сознания, которое в противном случае омертвевает от безопасности и удовлетворения.

9. Я верю в то, что душа человека не полна без таких неприятных вещей, как смерть, беспокойство, вина, страх и отчаяние. Было бы крайне ошибочно отрицать существование этих эмоций или стараться устранить их навсег­да. Отрицание того факта, что человек есть существо беспокойное, служит причиной еще большего беспокойства.

Секулярный гуманизм

Гуманизм - это "современное, нетеистическое, рационалистическое движе­ние, которое придерживается того мнения, что человек способен к самоосу­ществлению, этичному поведению и т. д. без обращения к сверхъестествен­ному" (Webster's New World Dictionary). Определяя себя как секулярное (светс­кое), это течение отмежевывается от теистического (христианского) гума­низма. Секулярный гуманизм появился в XVIII веке, на волне отрицания христианского откровения, одновременно с современной наукой и свободо­мыслием. Современные секулярные гуманисты осуждают и отрицают все свидетельства о божественных или паранормальных явлениях.



Верования секулярного гуманизма

1. Я верю в то, что нет никакого разумного доказательства существования Бога, и не обманываю себя мыслями о высшем бытии.

2. Я верю в то, что традиционные религии и секты проповедуют ложные учения, подавляют своих последователей и ведут их к невежеству, фана­тизму и догматизму, и в то, что мой долг - быть активным скептиком и бросать вызов илюзиям ортодоксальных религий и всем попыткам объяс­нения мира в терминах сверхъестественного.

3. Я верю в сохранение и улучшение человеческого рода как в мою главную заботу и во всемирную человеческую семью, которая обязана сохранить Землю для будущих поколений, развивая секулярную, планетарную мо­раль и юридическую систему.

4. Я верю в то, что жить доброй, нравственной жизнью - это лучший способ достичь индивидуального и коллективного счастья, и в то, что нравствен­ность имеет рациональную, светскую основу.

5. Я верю в расширение прав человека и интеллектуальной и нравственной свободы и в секулярную демократию со строгим разделением церкви и государства как в средства уничтожения дискриминации и достижения равенства и справедливости для всех.

6. Я верю в развитие творческого потенциала человека посредством образо­вания в науках и искусствах и в высшую важность свободы поиска в от­крытом, плюралистическом, универсалистском обществе.



7. Я верю в разум и современную науку как в высшие средства постижения вселенной, решения человеческих проблем и реализации каждым индиви­дуумом своего полного потенциала.

8. Я верю в стремление к осуществлению и счастью в этой жизни и отвергаю понятия о реинкарнации и жизни после жизни как ложные и беспочвен­ные, стремлюсь реализоваться как человеческое существо здесь и сейчас, служить другим и создавать лучший, более справедливый мир.

9. Я верю в дарвиновскую теорию эволюции и в натурализм, считаю, что известный мир - это все, что существует, и что этот мир не имеет сверхъ­естественного или духовного происхождения, управления или значения.

Сравнения религий

Сравнение западных и восточных воззрений

На следующих страницах мы попробуем сравнить восточные и западные ре­лигии по многим пунктам веры. К восточным религиям мы относим ин­дуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. К западным - иудаизм, зороастризм, христианство и ислам. С первого же взгляда можно заметить, что самое глав­ное различие между восточными и западными религиями - в том, что вос­точные монистичны и интроспективны, а западные дуалистичны и экстравертивны. Восточный ум имеет тенденцию видеть Бога повсюду и во всем, а следовательно, рассматривать все вещи как священные. Для западного же ума это ересь - верить, что Бог пронизывает все вещи. Такой ум делает твердое различие между сакральным и профаническим. Восточное мировоз­зрение основывается на понятиях кармыу реинкарнации и освобождения, за­падное же постулирует единственную жизнь души, за которой следует награ­да или наказание.

Имейте в виду, что данное сравнение не является всеобъемлющим, посколь­ку в нем не учитываются религии Восточной Азии - даосизм, конфуцианст­во и синтоизм.

Если вы хотите выяснить, к каким типам религиозной веры склонны вы сами, возьмите карандаш и отметьте то воззрение - восточное или западное, - которое ближе к вашему собственному мнению по каждому пункту. Здесь следует отметить, что восточные религии, учитываемые в нашем ана­лизе, родились в Индии, причем джайнизм, буддизм и сикхизм произошли от индуизма. Среди западных религий иудаизм, христианство и ислам имеют общий корень в лице Авраама, и поэтому иногда эти три мировые религии называют авраамическими. Конечно, внутри и западных, и восточных рели­гий не всегда есть согласие даже по важнейшим вопросам (например, буд­дизм не признает Личностного Бога). Тем не менее нам кажется, что нижес­ледующие широкие обобщения могут быть полезны для понимания как За­пада, так и Востока.

Различия

О творении

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вселенная существует в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Не бывает абсолютного конца мира, нет двойственности Бога и мира - они едины.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Мир был создан Богом и когда-то в будущем будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Под­черкивается двойственная природа мира.

Об истинном Боге

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный и абсолютный Бог. Все религии говорят о Нем. Всем душам суждено получить милость Бога, который проводит их через различный опыт на многих путях в соответст­вии с ихпониманием, темпераментом и зрелостью. Бог есть чистая Любовь и Сознание.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия. Принимающие ее будут наслаждаться милостью Бога; все осталь­ные, если только они не раскаются и не придут к моему Богу, будут вечно страдать в аду. Бог - не только любящий, но и гневный.

О доказательствах существования Бога

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство существования и любви Бога можно найти в прямом союзе или единении с Ним. Косвенными доказа­тельствами являются просветленные гуру, богореализованные люди, кото­рые были во все эпохи, а также откровенные писания, которые они прино­сили нам в каждую эпоху.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство Божьей любви и обещание чело­веку - в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откро­венном писании.

О личном переживании Бога

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Личное, внутреннее, мистическое переживание Бога - это основное содержание религии. Человек может и в конечном счете должен познать Бога в земной жизни. Восток ориентирован индиви­дуально и интроспективен.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Со стороны человека очень самонадеянно искать личного познания Бога. Суть религии - не в опыте, но в вере и доброде­тельной жизни. Запад социально ориентирован и экстравертирован.

О пути к Богу и о Божественном Суде

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Человек свободен выбирать для себя форму пок­лонения Богу, ибо все пути в конечном счете ведут к Нему. Грех присущ только уму, а не душе, ибо она чиста. Не будет никогда никакого Судного Дня, ибо Бог не судит и не наказывает. Он любовно ведет все души назад, к Нему.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Только один путь ведет к Богу, остальные ложны и тщетны. Все должны обратиться в одну истинную религию. Если этого не сделать, то душа, отягощенная грехом, будет проклята в Судный День.

О бедственном положении человека

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека свидетельству­ет лишь о незрелости его души. Он постоянно находится на пути прогрес­са, который ведет его от невежества к знанию, от смерти - к бессмертию.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека - результат не­послушания воле Божьей, неверия и неприятия Его закона.

Об аде

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бог есть Любовь, Он неразделимо един с душой и ведет ее посредством карм к осуществлению дхармы и в конце концов к мокше, освобождению. Ад - это низшая астральная сфера, а не физичес­кое место; для души он не вечен. Ад существует как период интенсивного кармического страдания, как состояние ума - при жизни или между жиз­нями.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В Судный День физическое тело каждой души, которая когда-либо жила, будет воскрешено, и Бог отправит чистые души в рай, а грешников - в ад, где тело будет гореть, не сгорая, а душа будет претерпевать муку осознания того, что она уже никогда не будет с Богом.

О зле

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Нет никакого существенного, онтологического зла. Все есть добро. Все есть Бог. Никакая сила в мире или в человеке не противостоит Богу, хотя экранирующий инстинктивно-интеллектуаль­ный ум не дает нам познать его.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В мире есть подлинное зло, живая сила, которая противостоит воле Бога. Это зло воплощено в Сатане и его демонах и частично - в человеке, как одна из его склонностей.

О добродетели и спасении

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Добродетельное поведение и праведная вера - это краеугольные камни религиозной жизни, первый шаг к высшему мис­тическому союзу с Богом. Освобождение требует знания и личных дости­жений, а не одной лишь веры.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Если вы подчиняетесь требованиям Бога о нра­вственной и этической жизни и верите в Него и Его пророка - например, в Моисея, Иисуса, Мухаммеда или Зороастра - спасение обеспечено.

О происхождении религии

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия - явление космическое, вечное, транс­цендентное по отношению к циклической человеческой истории. Особен­но важно в религии обнаружение присутствия Бога здесь и сейчас.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия - явление историческое, она начинается с некоторого пророка или события. Особенно важно в религии прошлое, а также награда или наказание в будущем. История имеет линейный харак­тер и никогда не повторяется.

О догматике

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Востока обычно тонки, сложны и даже парадоксальны. Доминирует свобода поклоняться и верить разнообразными способами. Другие пути принимаются как воля Бога в действии. Восток - это универсализм и терпимость.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Запада обычно просты, ясны и рациональны. Поклонение и вера формализованы и многого требуют от человека. Другие пути терпят, но не почитают. Запад - это эксклюзив­ность и догматизм.

Об освобождении и просветлении

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайтическими) или недуалистическими (адвайтическими).

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение придет в конце мира, в конце времен и не имеет ничего общего с просветлением. Строгий дуализм (двайта). Ис­ключение представляют мистические секты, составляющие меньшинство.

О пути к святости

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самодисциплину, очищение, концентрацию и созерцание. Особо ценны идеалы аскетизма, индивидуальная садхана, йога и пробуждение сверхсознания.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самопожертвование, подчинение Богу и заботу о благе других. Особо ценны хороший труд, общественная деятельность и изучение писаний. Йоге или аскетизму при­дается гораздо меньшее значение.

О природе богослужения

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение - деятельность индивидуальная, высоко ритуализированная и медитативная, сосредоточена вокруг святого храма и домашнего алтаря все дни недели.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение - деятельность конгрегациональная, с простыми ритуалами и сосредоточенная вокруг церкви, синагоги или мечети, в основном один день в неделю.

Сходства

О Боге и божественных существах (дэвах)

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в меньших божеств, дэвов и махадэвов.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в ангелов и небесные силы.

О спасении и воле Бога

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением во­ле Бога и благодаря нисхождению Его милости через просветленного ду­ховного наставника.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением воле Бога, обычно выраженной через мессию, пророка или священника.

О благом поведении

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Жизнь добродетельная и нравственная необхо­дима для дальнейшего духовного прогресса, ибо адхармичные (неправед­ные) мысли, деяния и слова не дают нам познать близость Бога.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия должна основываться на этичном и нрав­ственном поведении, ибо его противоположность уводит нас от Бога.

О предназначении души

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цель жизни есть эволюция (через накопление опыта) к нашему духовному предназначению. Назначение мира - не в вещах мира.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Предначертанное человеку лежит вне этого мира, который есть всего лишь возможность заслужить вечную радость или страдание.

О природе реальности

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше того, что мы пере­живаем посредством пяти органов чувств. Душа бессмертна и вечна и в конечном итоге вливается в Бога.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше вещей этого мира. Ду­ша бессмертна и вечна и будет жить всегда - в присутствии Бога или отделенная от Него.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.