Сделай Сам Свою Работу на 5

Адаптация, аккультурация, приспособление





С древнейших времен войны и стихийные бедствия, поиски счастья и любознательность заставляют людей перемещаться по планете. Правда, на протяжении большей части истории человече­ства взаимодействие между представителями разных культур и народов носили достаточно ограниченный характер, поскольку рас­стояния и условия окружающей среды не способствовали встрече представителей разных культур лицом к лицу.

Межкультурные кон­такты в основном были прерогативой путешественников, солдат, дипломатов и купцов. В наши дни мир становится все меньше, а контактов между народами и их представителями возникает все больше.

Выделяют три основных фактора, по которым различаются всту­пающие в межкультурные контакты группы и индивиды:

а) нали­чие или отсутствие перемещения в пространстве;

б) доброволь­ность или вынужденность миграций;

в) временные рамки мигра­ций.

Некоторые люди вступают в межэтнические контакты, оказавшись в инокультурной среде (иммигранты, бе­женцы), другим новую культуру «приносят» на место их постоян­ного проживания (представители аборигенных народов).

Одни ин­дивиды вступают на путь взаимодействия добровольно (иммигран­ты), другие делают это вынужденно (беженцы, представители аборигенных народов).



И наконец, переселенцы, например эми­гранты, покидают родные места навсегда.

Визитеры (шпионы, мис­сионеры, деловые люди и студенты) длительное время живут в чужой культуре.

Туристы, а также участники научных конферен­ций и т.п. оказываются в непривычном окружении на непродол­жительное время.

Не следует думать, что само по себе непосредственное обще­ние между представителями разных стран, культур и народов при­водит к более открытым и доверительным отношениям, к взаимо­пониманию и любви. Как уже отмечалось, серьезные проблемы для процесса взаимодействия между ними связаны с предубежде­ниями, дискриминацией и межэтническими конфликтами. «Даже недостаток осознания межкультурных различий может со­здать хотя и менее драматичные, но не менее серьезные проблемы тем, кто пытается адаптироваться к требованиям "чужой" культу­ры».

Иными словами, все люди, вступающие в межэтнические кон­такты, в той или иной мере сталкиваются с трудностями при вза­имодействии с теми, чья культура отличается от их собственной и чье поведение они не способны предсказать. Было бы крайним упрощением считать, что негативные стереотипы могут быть раз­рушены директивными указаниями, а знакомство с непривыч­ными традициями, обычаями и образом жизни не вызовет непри­ятия. Увеличение межличностного общения может привести и к уси­лению предубеждений.



Поэтому очень важно определить, при каких условиях общение между представителями разных стран и народов оказывается наименее травмирующим и порождает доверие.

Исследователи рассматривают множество переменных, от ко­торых зависит благоприятность взаимодействия представителей разных культур и этносов:

♦территория, которая может быть общей или «своей» лишь
для одной из групп;

♦продолжительность взаимодействия (постоянное, долговре­менное, кратковременное);

♦цель (совместная деятельность, совместное проживание, уче­ба, досуг);

♦тип вовлечения в жизнь общества (от участия до наблюде­ния);

♦частота и глубина контактов;

♦относительное равенство статуса и прав;

♦численное соотношение (большинство — меньшинство);

♦явные различительные признаки (язык, религия, раса).

Но и при самых благоприятных условиях контакта, например при постоянном взаимодействии, успешной совместной деятель­ности, частых и глубоких контактах, относительно равном стату­се, отсутствии явных различительных признаков, у переселенца или визитера могут возникнуть сложности и напряженность при общении с представителями страны пребывания. Очень часто миг­рантов охватывает тоска по родине — ностальгия. Как отмечал не­мецкий философ и психиатр К. Ясперс (1883—1969), чувство тос­ки по родине знакомо людям с глубокой древности:



Им мучается Одиссей и, несмотря на внешнее благополучие, гоним по свету в поисках Итаки. В Греции, в особенности в Афи­нах, ссылка считалась самым большим наказанием, Овидий нашел позднее много слов для жалоб на свою тоску по Риму. Из­гнанные евреи плакали у вод Бабилона, вспоминая Сион.

Боль разлуки с родиной ощущают и современные переселенцы. По данным социологического опроса, очень многих из эмигран­тов «четвертой волны», т.е. тех, кто выехал из бывшего СССР в последние годы, мучает ностальгия: в Канаде — 69%, в США — 72%, в Израиле — 87% .

Поэтому большое значение приобретает изучение межкультур­ной адаптации,в широком смысле понимаемой как сложный про­цесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, принимая ее традиции как свои собственные и действуя в соответ­ствии с ними.

Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации (психологическую адаптацию), выражающуюся в чувстве удовлет­воренности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону (социально-культурную адаптацию), которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы, полноправном меж­личностном взаимодействии с ее членами.

Социально-культурная и психологическая адаптация взаимосвязаны между собой: «в то время как социальная неадекватность ведет к изоляции и вызывает пси­хологические нарушения, имеет место и обратная связь, посколь­ку психологическое недомогание отражается на поведении, в том числе на различных социальных навыках».

Интерес к проблемам межкультурной адаптации возник в ми­ровой науке в начале XX в. Но долгое время серьезные исследова­ния проводились только этнологами при изучении аккультурации,которую Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц в 1936 г. определи­ли как «результат непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих групп».

Перво­начально аккультурация рассматривалась исключительно как фе­номен группового уровня, и лишь позднее было введено понятие психологической аккультурации.

Если аккультурация — это процесс изменения в культуре группы, то психологическая аккультурация — это процесс изменения индивида.

С 50-х годов в психологии проявился интерес к межкультурной адаптации индивидуальных переселенцев и визитеров, что стимули­ровалось послевоенным бумом в обмене студентами и специалиста­ми и массовыми миграционными процессами.

Успешное приспособление обычно определяется как ощуще­ние гармонии с ближайшим окружением, а основное внимание уделяется анализу чувства удовлетворенности, психологического благополучия и душевного здоровья «чужаков».

Понятие культурного шока было введено американским антро­пологом К. Обергом, который исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами — потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а также путаницей в ценно­стных ориентациях, социальной и личностной идентичности.

Симптомы культурного шока весьма разнообразны: постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, недостаток уве­ренности в себе, бессонница, чувство изнеможения, злоупотребле­ние алкоголем и наркотиками, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства'. Ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожида­ний может выражаться в приступах гнева, агрессивности и враждеб­ности по отношению к представителям страны пребывания, что от­нюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям.

Чаще всего культурный шок имеет негативные последствия, но следует обратить внимание и на его позитивную сторону, хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к при­нятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, важен для личностного роста.

Триандис выделяет пять этапов процесса адап­тации визитеров

Первый этап, называемый «медовым месяцем», характеризу­ется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеж­дами. Действительно, большинство добровольных мигрантов стре­мятся жить, учиться или работать за границей. Многих из них ждут на новом месте: ответственные за прием люди стараются, чтобы они чувствовали себя «как дома», и даже обеспечивают некоторы­ми привилегиями.

Но этот этап быстро проходит, а на втором этапе адаптации непривычная окружающая среда начинает оказывать свое негатив­ное воздействие. Например, приезжающие в нашу страну иност­ранцы сталкиваются с некомфортными, сточки зрения европей­цев или американцев, жилищными условиями, переполненным общественным транспортом, сложной криминальной обстановкой и многими другими проблемами.

Кроме подобных внешних обсто­ятельств в любой новой для человека культуре на него оказывают влияние и психологические факторы. Недостаточное знание языка и культурных обычаев обостряется чувствами взаимного непони­мания с местными жителями и непринятия ими. Все это приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии. В этот период «чужак» пытается убежать от реальности, общаясь преиму­щественно с земляками и обмениваясь с ними впечатлениями об «ужасных аборигенах».

На третьем этапе симптомы культурного шока могут дости­гать критической точки, что проявляется в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности. Не сумевшие успешно адаптиро­ваться в новой среде визитеры-неудачники «выходят из нее» — возвращаются домой раньше положенного срока. Сложнее прихо­дится оказавшимся в этой ситуации иммигрантам, которые могут выбрать переезд в другую страну и даже уход из жизни.

Однако намного чаще мигранты получают социальную под­держку окружения и преодолевают культурные различия — изуча­ют язык, знакомятся с местной культурой.

На четвертом этапе депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверен­ности и удовлетворения1. Человек чувствует себя более приспособ­ленным и интегрированным в жизнь общества.

Пятый этап характеризуется полной — или долгосрочной, по терминологии Берри, — адаптацией, которая подразумевает от­носительно стабильные изменения индивида в ответ на требова­ния среды. В идеале процесс адаптации приводит к взаимному со­ответствию среды и индивида, и мы можем говорить о его завер­шении. В случае успешной адаптации ее уровень сопоставим с уровнем адаптации индивида на родине. Однако не следует отож­дествлять адаптацию в новой культурной среде с простым приспо­соблением к ней, о чем еще будет сказано более подробно.

Итак, пять этапов адаптации формируют Y — образную кривую:хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо. Но испытания даже успеш­но адаптировавшихся визитеров не всегда заканчиваются с воз­вращением на родину, так как им приходится пройти через пери­од реадаптации, испытать шок возвращения. В первое время они находятся в приподнятом настроении, рады встрече с родствен­никами и друзьями, возможности общаться на родном языке и т.п., но затем с удивлением отмечают, что особенности родной культу­ры воспринимаются ими как непривычные или даже странные.

Так, некоторых немецких студентов, обучавшихся в нашей стране в советский период, по возвращении на родину очень раздражало, что немцы скрупулезно соблюдают(порядок), например, переходят улицу только на зеленый свет. И лишь постепенно они, как и другие визитеры, полностью приспосабливались к жизни в родной стране. По мнению некоторых исследователей, этапы реа­даптации повторяют Y — образную кривую, поэтому для всего цик­ла была предложена концепция — Y— образной кривойадаптации.

Действительно, люди, попадая в инокультурную среду, не обязательно проходят через все этапы адаптации и реа­даптации.

Во-первых, хотя культурный шок рассматривается как естественное последствие погружения в новую культуру, его ис­пытывают не все визитеры, например, некоторые из них — тури­сты — обычно возвращаются домой до окончания первого этапа.

Во-вторых, пребывание в чужой стране не обязательно начинает­ся с «медового месяца», особенно если своя и чужая культуры сильно отличаются друг от друга.

В-третьих, многие визитеры не завершают процесса адаптации, так как уезжают, как только на­чинают ощущать симптомы культурного шока1.

В-четвертых, воз­вращение домой далеко не всегда оказывается травмирующим.

Правда, у визитеров это может быть связано с предвкушением возвращения на родину.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.