Сделай Сам Свою Работу на 5

НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА





Исследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где происходило становление ми­ровой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то сто лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-фе­одальных отношений, пронизанных средневековыми традиция­ми, обычаями, религиозными нормами права и суда, межпле­менной враждой.

Представители народов Средней Азии наделены:

♦практическим складом ума, рациональным мышлением, для
них несвойственны отвлеченные суждения, оперирование абст­рактными понятиями;

♦слабовыраженной внешней эмоциональностью, сдержанным
темпераментом, спокойствием и рассудительностью;

♦способностью стойко переносить физические страдания, не­
благоприятные погодные и климатические условия;

♦высокой исполнительностью, честностью, уважением к стар­шим;

♦определенной замкнутостью в своих национальных группах,
особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодей­ствия с другими людьми, настороженным отношением к пред­ставителям других национальностей.

Природно-климатические условия были одним из факторов, сформировавших этнопсихологические характеристики народов Средней Азии. Многие их поколения, как и другие люди, живущие в жарких и засушливых районах земного шара, накопили большой опыт приспособления к экстремальным климатическим условиям. Традиционная одежда, особое жилье, веками выработанный уклад жизни и отношение к ней — все это позволяет успешно жить и действовать в привычных обстоятельствах. Такая адаптация предпо­лагает размеренную, неторопливую жизнь, неспешную, а то и вя­лую в условиях высокой жары работу. Человек размеренно орудует мотыгой, устав, отойдет в тень, сядет под дерево, выпьет чашечку зеленого чая, отдохнет и продолжит свое занятие. Так трудились веками. Подобные традиции, сохранившиеся и сегодня, оказывают определяющее влияние на поведение и поступки людей.



Большинство представителей Средней Азии слабо выражают свои эмоции и чувства. В основном это люди флегматического и сангвинического темпераментов. Они медленнее, чем другие на­роды, осмысливают жизненные и профессиональные задачи, ко­торые возникают в процессе деятельности. Однако когда цель ус­воена, она становится неотъемлемым руководством к действию. Представители этих национальностей стараются добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Вместе с тем, если ос­лабляется контроль за их деятельностью, они могут допускать по­блажки себе и своим землякам. Исследователи отмечают их пониженную общественно-политическую активность в составе много­национального коллектива.



Многие особенности национальной психологии коренных на­родов Среднеазиатского региона объясняются своеобразием свой­ственных им норм и правил общественной и культурной жизни. Так, у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и части узбеков еще сильны родоплеменные связи. Принадлежность к кругу лю­дей, связанных кровными узами, налагает большие обязанности. Например, считается естественным помогать родственникам даже тогда, когда они неправы, защищать их, даже если они соверши­ли антиобщественные проступки. Когда один из родственников занимает руководящую должность, он почти всегда стремится создать себе окружение из самых близких ему людей.

Родственные связи проявляются, например, и в таком нацио­нальном обычае, как, возвращаясь из дальней поездки, приво­зить подарки для многочисленных родственников.

Большую силу имеют также земляческие узы. Если представи­тели этих наций оказываются за пределами своего региона, они обычно держатся сплоченной группой, причем последняя может формироваться не только по национальному, но и по религиоз­ному признаку.



Огромную роль в социально-психологическом становлении молодежи в Средней Азии в настоящее время играет ислам, кото­рый, как известно, возник в Аравии и насаждался среди других народов с большой жестокостью. Его укоренению в Среднеазиат­ском регионе способствовало то обстоятельство, что вероучение ислама простое, обязанностей у верующих немного, а ритуалы очень несложные.

Народам Средней Азии испокон веков свойственно уважение к старшим. В обращении к ним особенно соблюдаются выработан­ные веками жесты, подчеркивающие учтивость. Например, когда младший подает старшему что-либо, то должен левой рукой под­держивать правую.

Представители народов Средней Азии очень тяжело пережива­ет оскорбления, в том числе словесные, особенно нецензурную брань. В таких обстоятельствах они, как правило, сильно возбуж­даются, идут на конфликты. Зато они очень высоко ценят ровный тон других людей, их высокую культуру и спокойную манеру речи, а также доверие, уважение, хорошее отношение к их нацио­нальным традициям, обычаям, привычкам, литературе и искус­ству.

При немалом внешнем и психологическом сходстве народы Средней Азии имеют много самобытных черт. Например, у узбек­ского народа, который на протяжении многих веков занимался в основном земледелием и торговлей, выработались бережливое отношение к земным богатствам и приспособленность к напря­женному труду. Казахи и киргизы, издревле занимавшиеся пре­имущественно разведением лошадей и овец, более глубоко зна­ют все, что связано с потребностями пастбищного скотоводства. В результате широких экономических связей с другими народами у узбеков выработались общительность, вежливость, приветли­вость. Кочевой же образ жизни казахов и киргизов, их постоянное пребывание вдали от других людей способствовали формирова­нию у них значительной сдержанности в общении с незнакомца­ми, в выражении своих даже самых искренних и горячих чувств.

Узбеки. Формирование психологии узбекского народа прохо­дило под воздействием интеграции древнего оседло-земледельче­ского ирано- и тюркоязычного населения оазисов современного Узбекистана и кочевых народов степной части Средней Азии. На территории оазисов нынешнего Узбекистана в свое время распо­лагались три ханства — Хивинское, Бухарское и Кокандское, где важной политической и военной силой были кочевые племена. Скотоводы постепенно стали переходить к земледелию. Этот про­цесс длился несколько столетий и завершился в XIX в.

На формировании узбекского народа отразилось и то обстоя­тельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, что и становление таджиков как нации. В развитии узбекского этноса наблюдались те же, что и у таджиков, процессы — образование больших территориально-хо­зяйственных комплексов, таких, как Хорезм, Фергана, оазисы бассейна Сурхан-Дарьи и т.д. У населения этих регионов вырабо­тались свои особенности материальной и духовной культуры, своя специфика национальной психологии.

Узбеки сохранили огромную любовь к родной земле. За много­вековую историю им не раз приходилось брать в руки оружие защищать свою отчизну, свои жилища. Все это утверждало в и? сознании высокое чувство патриотизма. Любовь к своей земле. своему краю дополнялась общей гордостью за свою нацию.

Узбеки чистоплотны. С незапамятных времен считалось обяза­тельным не только систематически подметать комнату, двор, но и улицу у ворот или калитки. Эта традиция живет и сегодня. И если в другом регионе страны узбеки по собственной инициативе отвеча­ют за уборку территории, можно быть уверенным, что чистота и порядок будут поддерживаться постоянно и добросовестно.

Социологические и психологические исследования показыва­ют, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих професси­ональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы й лишения, очень чутки к оценкам окружающих, выше всего по­читают своих родителей и родственников, боятся, когда до пос­ледних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточ­ной профессиональной компетентности. К сожалению, в настоя­щее время для узбеков стало непрестижно занятие производи­тельным физическим трудом, поэтому многие стремятся занять должности в сфере материального распределения, торговли.

К национально-психологическим особенностям узбеков отно­сятся также решительность, обдуманность, доверчивость, добро­желательность, отзывчивость, особенно в начальный период их нахождения в многонациональном коллективе, готовность прий­ти на помощь, умение владеть своими чувствами. Вместе с тем некоторым из них присущи замкнутость, стеснительность, малообщительность, настороженное отношение к выходцам из других регионов, в том числе из Прибалтики и Закавказья.

Узбеки высоко ценят уважительное отношение к культуре сво­его народа, истории, национальным чувствам, обычаям, тради­циям. Если в многонациональном коллективе сложился устойчи­вый, здоровый, интернационалистский по своему характеру мо­рально-психологический климат, они проявляют трудолюбие, ис­полнительность, добросовестность. В тех же коллективах, где сло­жилась напряженная морально-нравственная атмосфера, они склонны к конфликтам, тяжело переживают оскорбления, про­являют злопамятность, способны совершать необдуманные по­ступки.

Издавна значительная часть узбекского населения была спло­чена кровнородственными узами, общностью совместного труда. Сегодня эта традиция дает о себе знать в поведении узбеков, особенно сельских жителей, проявляется в стремлении образо­вывать устойчивые земляческие группы, живущие иногда по за­кону круговой поруки. В последнем случае такие группы приоб­ретают иногда негативную общественную направленность, так как преследуют узкоэгоистические интересы. Порой они агрес­сивно относятся к представителям других национальностей, стре­мятся подчинить своему влиянию выходцев из других регионов Средней Азии.

Некоторые узбеки из-за слабой общеобразовательной и языко­вой подготовки избегают технических специальностей, но, взяв­шись за их освоение, учатся упорно и достигают хороших резуль­татов.

Узбеки очень переживают отрыв от дома, от родных и близ­ких. С родителями и родственниками они поддерживают тесные связи, советуются по многим вопросам, откровенно пишут им о своих неудачах и недостатках. Привыкание к новым трудовым условиям в большинстве случаев протекает довольно сложно. Ска­зываются существенные различия в образе жизни при переезде в другой регион. Частично сгла­дить остроту переживаемых чувств позволяет общение с земляками, прослушивание национальной музыки, песен, участие в концертах художественной самодеятельности. При доб­рожелательном к ним отношении узбеки не скрывают своих чувств и переживаний, готовы с радостью поделиться новостями с ро­дины, рассказать о своей семье, о сложившихся отношениях.

И службу не нарушай, и дружбу не раз­рушай.

Узбекская пословица

Туркмены.Название народа в переводе на русский язык обо­значает «туркообразный». Тяжелый труд хлебороба приучил народ Туркмении к доброжелательному, уважительному отношению к труженику. Проходя мимо дехканина, засевающего поле, полага­ется обязательно пожелать ему: «Пусть каждое зерно станет тыся­чей» или «Пусть хорошо взойдет семя». Такие приветствия и по­желания высказываются в адрес любого работающего.

Туркмены отличаются неприхотливостью, скромны в быту. Для туркменской семьи характерны крепость брачных уз, любовь к детям. Излюбленный напиток — зеленый чай («чок чай»).

Для них свойственно стремление добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям и добиваться хорошего отношения со стороны руководителей многонациональных кол­лективов. Они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпе­раменту немедлительные, но и не слишком быстрые. Охотно уча­ствуют в общественной жизни, старательно выполняют поруче­ния.

В республике прочно сохраняются послушание и уважение к старшим — аксакалам. Если старший по возрасту попросит млад­шего об услуге, отказываться считается неприличным. В присут­ствии старшего соблюдается сдержанность в разговоре, к нему внимательны. Почитание родителей возводится в ранг абсолюта. Многие нравы, обычаи и традиции в Туркмении, как и в це­лом в государствах Средней Азии, обусловлены исламской рели­гией. Она и сегодня играет заметную роль в жизни коренного на­селения, в том числе и молодежи. Религиозность населения под­черкивается мусульманскими обрядами и обычаями, переплетен­ными с межличностными, семейно-бытовыми традиционными от­ношениями, которые зачастую выдаются за национальные при­вычки. Следует отметить, что к отдельным обрядам и ритуалам, связанным с важнейшими этапами жизни (например, религиоз­ное бракосочетание), прибегают не только верующие. Под давле­нием религиозного группового мнения (чтобы не обидеть родителей, родственников) их соблюдает значительная часть колеблю­щихся и неверующих.

В процессе исторического развития туркменской нации воз­никла традиция объединения людей в мобильные группы для ре­шения различных задач; группы легко возникают при необходи­мости и быстро распадаются. Их руководители окружают себя многочисленными приближенными и требуют высокой дисцип­лины, подчинения, исполнения отдаваемых приказаний.

В национальном характере туркмена уживаются самые проти­воположные черты: он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и ковар­ство необходимостью в отношениях с чужими. Туркмен сострада­телен и нежен к животным и вместе с тем может быть жесток и даже бесчеловечен к другим людям — «врагам». Результатом соци­ально-экономического и культурного развития страны стали та­кие национально-психологические особенности народа, как вы­сокая эмоциональность, воинственность, свободолюбие, непри­ятие власти над собой, умение переносить боль и страдания.

Свойственно туркменам и честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Даже случайнонанесенные обиды туркмены по­мнят долго, переживают глу­боко, прощают их только в том случае, если обидевший при­знает полностью свою вину и в присутствии других людей принесет извинения. На пове­дении туркменов сказываются многие предрассудки, в том числе и такие, как кровная месть обидчику. Месть даже через продолжи­тельное время может проявляться в жестоких формах.

Проявишь скромность — достоинство приобретешь, проявишь гордость — от­поведь найдешь.

Туркменская пословица

Таджики.Исследования показывают, что для таджиков наибо­лее характерны такие национально-психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опира­ющийся на абстрактные выводы и обобщения, умеренно выра­женная эмоциональность, спокойствие, рассудительность, опреде­ленная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда на­стороженное отношение к представителям других национально­стей, высокая опенка уважительного отношения к себе со сторо­ны других народов.

Таджиков отличают упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, исполнительность. Они дружелюбны, но вме­сте с тем могут быть и скрытными до тех пор, пока не изучили окружающих. Не прощают моральных и физических оскорблений, Идут из-за этого на конфликты. Таджики честолюбивы, щедры и бескорыстны. Высоко ценят профессиональное мастерство. Насто­ящий «усто» (мастер) — высшая похвала для таджика.

Таджики трудолюбивы. Но они привыкли работать не спеша, размеренно, без перенапряжения, с частыми перерывами. Незна­ние этой особенности нередко приводит к конфликтам. Тут нуж­ны терпеливая разъяснительная работа, убеждение. Таджики очень отзывчивы на доброту, похвалу, уважительно относятся к стар­шим, старательны. Они высоко ценят тех, кто проявляет интерес к их успехам, к успехам республики, обычаям и нравам народа. Представители этой национальности наделены своеобразным темпераментом, испытывая потребность в разнообразии и перио­дической смене возлагаемых на них обязанностей. Они легко заго­раются и так же быстро остывают.

Таджики упорны и настойчивы в достижении намеченной цели, особенно личного характера. Достигнув ее, они расслабляются и разительно меняются в поведении, пока не увлекутся новым де­лом. Последовательная постановка перед таджиками целей во всех сферах трудовой деятельности в тесной связи с их личными инте­ресами, психологическая поддержка позволяют руководителям многонациональных коллективов уверенно управлять их станов­лением на профессиональном поприще, поддерживать у них по­стоянный интерес к труду.

Верность как черта характера воспитывается у молодого тад­жика с детства. Главная формирующая человека ячейка — семья. Семьи у таджиков большие, в среднем 5 — 6человек и более. У де­тей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям. Таджики неприхотливы, терпеливы, легко переносят трудности и лишения, проявляют самостоятельность и настойчивость в профессиональной деятельности.

Каждый таджик стремится беречь свою честь смолоду. Его вос­питывают так: иди прямо, не увиливай от трудностей, будь чес­тен, прост. Порой прямота таджика воспринимается как дерзость, упрямство. Нельзя забывать, что для него это норма жизни, о которой надо знать и к которой надо привыкнуть, потому что в таких чертах проявляется психология нации.

Нельзя не учитывать и тот факт, что в Таджикистане зна­чительная часть молодых лю­дей в возрасте от 16 до 29 лет не учится и нигде не работа­ет, не получает трудовой закалки. Это создает дополнительные трудности для адаптации таджикской молодежи на производстве, в коллективах предприятий.

Поспешность приносит много раская­ний.

Таджикская пословица

Киргизы— один из древнейших народов, населяющих Сред­нюю Азию. Многовековая борьба за национальную независимость способствовала его особому сплочению, стремлению к взаимопо­мощи при решении любых проблем. До сих пор существует тради­ция «ашар» — тесное сотрудничество и сплочение при совместной деятельности. К нему прибегают при строительстве жилищ, при выполнении особо трудоемких работ. Совместный труд вос­питывает киргизов и формирует у них чрезвычайно уважительное отношение к любому делу.

К числу национально-психологических особенностей кирги­зов можно отнести такие черты, как трудолюбие, честность, ис­полнительность, сообразительность, способность сохранять при­сутствие духа в сложных обстоятельствах. Они свободолюбивы, храбры, крепко держат данное слово, любят музыку и танцы. От­личаются высокими волевыми и моральными качествами, вынос­ливостью, упорством в преодолении трудностей. Среди киргизов очень почитается героический эпос. Центральная фигура сказа­ний — богатырь Манас, воспевающий мужество, стойкость, уме­ние переносить трудности, любовь к Родине, готовность к ее за­щите от врагов.

Как и представителям других народов Средней Азии, киргизам присущи подчеркнутое уважение и почтение к старшим, тради­ции воспитания национального достоинства. Неуважительное от­ношение к родным, родственникам при беседе с представителя­ми киргизской национальности воспринимается очень остро. Все это требует от собеседника искреннего участия, такта, внима­тельности и терпения.

Киргизы — очень гостеприимные люди. У них выработался це­лый этикет встречи гостей, обусловленный разобщенностью ко­чевников-скотоводов, отдаленностью населенных пунктов друг от друга, недостаточной информированностью людей. В то же время в их среде сложилось чинопочитание, даже угодничество. Угоще­ния распределяются в зависимости от старшинства, от занимае­мого человеком положения в обществе.

Киргизы, в отличие от представителей других среднеазиатских национальностей, как правило, обладают опытом широкого меж­национального общения, поэтому быстрее адаптируются в много­национальных коллективах. Исследователи отмечают их стремле­ние к порядку, общительность. К представителям славянских на­циональностей киргизы относятся хорошо. Возникают отдельные трения с лицами узбекской национальности, что связано с исто­рией Кыргызстана. Власть кокандского хана, геноцид местного на­селения формировали негативное отношение к поработителям.

Следует учитывать тот факт, что довольно часто представители этой национальности попадают под влияние отрицательно направ­ленных микрогрупп, а со временем сами принимают на себя роль организаторов таких групп. Из­бежать этого можно, если ак­тивно привлекать выходцев из Кыргызстана к общественной и профессиональной деятельности, где бы они несли ответственность не только за себя, но и за товарищей, за сослуживцев.

Кто охотно помогает другому в добром деле, тот и сам может рассчитывать на помощь

Киргизская пословица

Казахи. За многовековую историю у казахов сложились свои передававшиеся из поколения в поколение обычаи, нравы, тра­диции, которые и сегодня нельзя не учитывать в межнациональ­ном общении и взаимодействии с ними.

Воспитываются казахи с детства в строгих правилах: от них требуют относиться к труду как к первой необходимости, ясно понимать свой долг перед семьей, осознавать личную ответствен­ность за дела, в которых принимаешь участие. У казахов хорошо развиты такие качества, как трудолюбие, умение быстро овладе­вать теми или иными приемами и особенностями любой деятель­ности, сообразительность, исполнительность. Они наделены под­вижным умом, любознательны и отзывчивы, настойчивы в дос­тижении целей, отличаются хорошей памятью. В профессиональ­ной деятельности они достаточно активны.

Высокие понятия о чести, достоинстве, долге, необходимости вступаться друг за друга, за женщину, за справедливость — не пустые слова для казаха. Джигит в понятии казахов — это не про­сто удалой человек, это прежде всего человек чести, мстящий любому, кто задел его, даже ненароком. Джигит не должен про­щать обид — удар за удар, око за око. Таковы народные традиции. По складу национального характера казахи свободолюбивы, об­щительны, храбры, верны слову, гостеприимны.

Большинство казахов легко сходятся в общении и взаимодей­ствии с другими людьми, умеют находить надежных и верных друзей среди представителей разных народов, преданны в друж­бе, всегда придут на помощь товарищу. При общении с предста­вителями других национальностей они, как правило, не боятся сказать человеку правду прямо в глаза.

Следует иметь в виду, что если в коллективе сложилась небла­гоприятная атмосфера, то казахи ведут себя настороженно, тяжело переживают нанесенные обиды и долго не прощают их, что может явиться поводом для новых конфликтов. Только равные требования к представителям всех национальностей служат основой для нор­мальной обстановки в коллективе, где трудятся казахи.

В социальном и национально-психологическом облике южных и западных казахов есть определенные различия. До сих пор суще­ствует разделение на так называемую белую и черную кость. К первым относят казахов южных районов. Порой в их среде дают знать о себе элементы эгоизма, родовой кичливости. В этих облас­тях бытует негласное деление на жузы (родовые кланы), где дей­ствуют своеобразные жизнен­ные нормы и принципы, со­гласно которым предпочтение всегда отдается казаху из своего рода. Выходцы из данных областей очень слабо владеют рус­ским языком, многие вообще его не знают.

Отвечай за то, что сам совершил

Казахская пословица


НАРОДЫ ЗАКАВКАЗЬЯ

Народы Закавказья — Грузии, Армении, Азербайджана, входив­шие в состав еще Российской империи, — вместе с ее народами прошли длительный путь совместных преобразований и лишений. Эти народы наделены:

• высокоразвитым, обостренным чувством национальной
гордости, самолюбием и самоуважением, большой приверженно­стью национальным традициям и привычкам, этнородовой спло­ченностью и ответственностью;

• главным образом чертами холерического и сангвинического
типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной
чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выра­женным стремлением к самопрезентации;

• большой самостоятельностью, активностью и инициативно­стью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных
целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые инди­видуально или национально предпочтительны и выгодны для них;

• подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возра­сту, социальному положению и должности;

• достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей
физической подготовкой, относительно слабым знанием русско­го языка;

• стремлением к лидерству среди представителей других этни­ческих общностей и в многонациональных коллективах, а также к
образованию микрогрупп по земляческому признаку.

Как мы уже сказали, в условиях повседневной трудовой дея­тельности и общения с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тенденция к образованию микро­групп по национальному признаку. Обладая хорошими организа­торскими способностями, коммуникативными качествами, само­стоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

В этом проявляются особенности семейного воспитания маль­чиков на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о младших братьях и сестрах. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются наказаниям.

У всех народов Закавказья популярны национальные виды борь­бы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, развивают физичес­кую активность, постоянную готовность к отпору. Такие качества представителей разных народов Закавказья позволяют им доволь­но быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.

Весьма своеобразно здесь понимание старшинства. Безогово­рочное подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководи­телей, принадлежащих к другим этническим общностям, задева­ют их национальное достоинство и самолюбие, то они способны воспротивиться выполнению этих указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Закавказья быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с большим трудом. Здесь боль­шую роль играют терпение и последовательность в действиях ру­ководителя, его способность найти пути продуктивного взаимо­действия со своими подчиненными, учитывая их национально-психологические особенности.

Грузины.Испокон веков в Грузии с особым уважением относи­лись к военному делу. В тяжелые времена не раз в строй защитников страны становились даже женщины. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Грузинам присущи сме­лость и воинственность. В различных ритуалах и обрядах часто ис­пользуется оружие как символ борьбы со злом. Распространены различные амулеты. Существует -культ креста, шашки, кинжала; ношение холодного оружия стало национальной традицией. Виног­радная лоза и меч в исторической символике Грузии говорят о том почете и уважении, которыми окружен человек и как воин-защит­ник, и как труженик, всецело отдающий себя работе на поле.

Грузины обладают обостренным чувством национальной гор­дости и национального достоинства, которые порождены осозна­нием величия своей страны, опирающимся на героическое исто­рическое прошлое Грузии, всегда побеждавшей своих врагов в борьбе за национальную независимость.

Высокое развитие образования, культуры в Грузии способство­вало формированию в стране широкого слоя интеллигенции, по­зволяло выращивать многочисленные кадры высококвалифициро­ванных научно-технических работников. В сочетании с многовеко­выми национальными традициями это привело к развитию в пси­хологии населения Грузии таких черт, как уважение к людям, об­ладающим знаниями, остроумие, находчивость, умение применять в различных ситуациях цитаты из народного эпоса, популярных произведений грузинских поэтов и писателей. Велика у представи­телей этой нации и любовь к народным мелодиям, пению.

Грузины высоко ценят дружбу. Недаром грузинская притча гла­сит: «Кто самый бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга. Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей. Там, гае поселились дружба и терпение — в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, — там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье».

Психология терпимости, такта и сотрудничества в межнацио­нальном общении характерна для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость. Грузины с юмо­ром относятся к себе и своим слабостям. Одна грузинская посло­вица гласит: «Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы руки погрей». Оптимизм, огромное жизнелю­бие также являются их важнейшими качествами.

Известно грузинское гостеприимство. Во время застолья преж­де всего ценится умение сказать хороший тост. Это своего рода искусство. Состязание гостей в произнесении тостов на любом торжестве вовсе не означает столь же активного употребле­ния спиртных напитков. Здесь важно сохранить ясный ум, че­ловеческое достоинство в те­чение всего празднества. На грузинских праздниках неизменны искреннее веселье, витиева­тая, но вполне понятная игра слов, тонкий юмор, теплота, ры­царское отношение к женщине.

Кто знает дорогу, тот не спотыкается. Не дается тем победа, кто от клятвы отступает.

Армяне.Жители Армении обладают острым умом, высокой об­щеобразовательной подготовкой, предприимчивы, привержены своей национальной культуре, традициям.

Армянская семья характеризуются крепостью уз, страстной при­вязанностью кдетям, ко всем родственникам без исключения. Большим авторитетом в Армении пользуется не только отец, но и мать, огромен авторитет также и у бабушки. Женщина здесь прак­тически освобождается от участия в других работах, в основном занимается домашним хозяйством, воспитанием детей.

Это приводит к тому, что мужчины с пренебрежением относят­ся к такого рода деятельности, считая ее чисто женской. В Армении проявляют уважительное отношение ко всем старшим по возрасту. Молодые люди встают, если в дом входит пожилой человек, и са­дятся только после его предложения сесть. При людях, более стар­ших по возрасту, не принято курить, громко разговаривать.

Умение относиться с уважением к другим людям очень высоко ценится в Армении. Для ее жителя нет человека, после общения с которым он бы «никак» к нему не относился. Мнение составляет­ся полярное: или друг, единомышленник, или чужой, «не наш», «враг» — и никак иначе. Другу, товарищу выказываются большая Душевная щедрость и постоянное внимание, с врагом отношения всегда непримиримые. На эти качества следует обращать особое внимание во взаимоотношениях с представителями этой нации. Надо помнить и о том, что любое общение армяне стремятся пе­ревести в плоскость неформальных межличностных отношений. Они не терпят грубости, прямого принуждения, давления, любят, что­бы все было по-хорошему.

Армяне коммуникабельны. В профессиональных и личных от­ношениях они, как правило, придерживаются стиля, который характеризуется большим дружелюбием и доброжелательностью. Подобного же бережного отношения они ожидают и от других. Армяне способны быстро устанавливать деловые контакты с пред­ставителями любой национальности. В личных взаимоотношениях с последними они менее резки, чем азербайджанцы и выходцы с Северного Кавказа. Вместе с тем армяне чувствительны к неува­жительности, поверхностному отношению, очень обижаются, когда их игнорируют.

Они умеют в различных ситуациях сдерживать чувства, но вме­сте с тем очень самолюбивы, болезненно переживают просчеты и упущения при достижении поставленных целей, падение своего авторитета. Вот почему во взаимодействии с армянами необходимо всегда разъяснять, для чего нужно выполнить ту или иную задачу и

почему ее решение поручается именно им. В противном случае, даже выполнив то, что от него требуется, армянин остается при своем мнении и часто бы­вает неудовлетворен выполненным делом, что неизбежно приво­дит к дискомфорту во взаимоотношениях с ним в будущем.

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени

Армянская пословица

Азербайджанцы. По своему характеру представители этой этни­ческой общности любознательны, сообразительны, храбры, сво­бодолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, характеризуются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми.

Нельзя не учитывать большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношением к ним или к их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, мо­жет вызвать острую ответную реакцию. При общении с азербайд­жанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательно­сти, уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением.

В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоз­держанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чечен­цы или осетины. Однако в такие минуты и они подчас склонны решать вопросы «с позиции силы», вступаются за своих земляков вне зависимости от того, правы они или нет в данном случае.

Отношение к труду в Азербайджане неоднозначно. Большин­ство людей в основном добросовестно осваивает профессию, свое пело, становится хорошими работниками. В то же время есть нема­ло и таких, кто предпочитает лениться и найти «тепленькое мес­то». Есть и люди, которые стремятся быть обеспеченными, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Азербайд­жанцы нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутными интересами.

Они очень чувствительны к успеху, почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое че­столюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркива­ют личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это внимание.

Азербайджанцы охотно общаются и взаимодействуют с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изу­чение русского языка, хотя, как правило, достигают не очень больших успехов. Одна­ко иногда, даже зная русский язык, азербайджанец в межнацио­нальном общении скрывает это, пытаясь, когда нужно, использо­вать такое обстоятельство в своих интересах.

НАРОДЫ ПРИБАЛТИКИ

Современная Прибалтика в историко-культурном отношении представляет собой особый регион. Ее населяют три крупные на­ции: литовская, латышская и эстонская.

Сложные исторические условия, в которых оказались народы Прибалтики в эпоху Средневековья (начиная с XIII в. происходи­ли захваты прибалтийских земель немецкими рыцарями, Данией Швецией, Польшей), имели своим последствием то, что был в определенной степени нарушен процесс их самобытного соци­ально-экономического развития. Из всех народов Прибалтики толь­ко литовцы имели уже в XIIIв. свою государственность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.