Сделай Сам Свою Работу на 5

Этические ценности северных народов





Слово «шаман» в переводе с тунгусо-маньчжурского означает «знающий». В основе шаманизма лежит экстазирование. Шаманизм— это особое восприятие мира, форма самоосознания человеком своего выделения из мира при­роды, идеология охотничьей взаимосвязи с миром живот­ных.

Шаманизм имеет многовековую историю. Эта вера старше всех мировых религий. Возникновение шаманиз­ма относят к палеолитической охотничьей культуре, ко времени разложения родового строя.

Основой шаманистского мировосприятия является понимание Космоса как единого универсального целого, сотворенного и упорядоченного Великим Духом. Центр мира представляется как Мировая Гора или Мировое Дре­во и ассоциируется с магическими цифрами 9 и 7 (небес, ступеней в Верхний мир). Универсальным для шаманской практики всех народов является представление о путеше­ствии шамана в другие миры — Верхний, где обитают бла­гожелательные к людям духи, и Нижний с его вредонос­ными обитателями. Путешествие совершается в состоя­нии транса, в которое шаман приходит во время сеанса (камлания) с помощью ритмического танца, особых дыха­тельных приемов, а иногда — наркотиков.



Шаман выступает – в роли посредника между миром лю­дей и животными, между миром живых и миром мертвых, между людьми и божествами. Шаманизм признает ясновидение, изменение веса тела по желанию шамана, билокальность (одновременное пребывание в двух местах).

Основные функции шамана — лечебная, пророческая, жреческая деятельность. Шаманы — хозяева промысловых животных, хранители народных традиций, мифов и обы­чаев, покровители кузнечного дела. Обычное содержание видений шамана во время сеансов — «воплощение» в нем его духа-покровителя и последующее путешествие в Верх­ний или Нижний мир.

Отношение к шаманизму как к духовному началу, а не шарлатанству, возродилось в последнее десятилетие XX века. Как это ни странно, но шаманистская и христи­анская практика имеют порой столько общего, что нево­льно наводят на мысль о неких общих истоках.

Одно из частых проявлений прямого знания — дистан­ционное восприятие. И сегодня у шаманов слова «он ви­дит на тридцать верст» означают, что тот, к кому они отно­сятся, обладает шаманским даром. Характерна и ритуаль­ная фраза, которую произносит эскимос, желающий, что­бы шаман принял его в ученики: «я пришел к тебе потому, что хочу видеть».



Прямое знание (инсайт) имеет древнюю историю. Представление о каких-то сущностях, живущих рядом с нами, но не воспринимаемых нашими органами чувств, присутствовало в сознании человека почти всегда. Оно пронизывает религии и мифологические системы разных народов. Аристотель, например, считал, что помимо лю­дей, зверей, птиц и других известных форм жизни в мире присутствуют еще некие сущности, не воспринимаемые нашими органами чувств, обладающие более тонким, эфирным телом. И они столь же реальны, как и те, кото­рые можно увидеть.

Иммануил Кант был склонен к утверждению о сущест­вовании в мире нематериальных существ.

Определеннее других мыслителей высказался русский ученый К. Э. Циолковский. Он верил в возникновение на самой заре существования Вселенной неких «существ, устроенных не так, как мы, по крайней мере из несравненно более разреженной материи». За миллиарды лет своего бы­тия эти существа, считал ученый, могли достичь «венца со­вершенства». «Умели ли они сохраниться до настоящего вре­мени и живут ли среди нас, будучи невидимыми нами?» - спрашивал Циолковский.

Наша неспособность к восприятию этих тонких струк­тур, иных сущностей сравнима, возможно, с неспособно­стью пчел воспринимать существование человека. Чело­век свыше 10 тысяч лет занимается пчеловодством, оста­ваясь для самих пчел за барьером их восприятия: их зрение устроено так, что позволяет различать лишь расплывчатые контуры ближних предметов. Подобно пчелам, не догады­вающихся о существовании человека, мы не воспринима­ет, возможно, иные сущности, обитающие рядом с нами.



У шаманов способность к восприятию таких структур обычно связывается с посвящением. Пройдя обряд посвя­щения, шаман, как считают, начинает различать эти сущ­ности и общаться с ними. При этом по желанию шамана в его присутствии на короткое время такую способность может обрести и кто-то из окружающих.

Северные народы отразили свои представления о про­исхождении Земли и явлений окружающей природы в ми­фах и легендах. К мифам примыкают и рассказы о проис­хождении духов, которыми были наделены все живые и неживые существа, и предметы, которым поклонялись или боялись. Стремясь оградить себя от злых духов, люди создавали молитвы – заговоры, сопровождаемые опреде­ленными действиями (ритуалами), и исполняли их перед началом охоты или рыбной ловли. Обрядовая поэзия ис­полнялась во время важных жизненных событий (свадьба, рождение первого олененка и др.) Шаман, начиная жерт­воприношение Верхнему божеству Нуму (у ненцев) при появлении солнца заклинал: «Мой небесный отец, в этом году ты меня охранял. Дай мне опять жить и в следующем году! Путь будут живы мои олешки!»

Следуя всем советам и указаниям шамана, народы Севера и Дальнего Востока сформировали настолько высокий этикет, что их называли «аристократами Сиби­ри» за внутреннюю культуру, тактичность по отноше­нию к людям другой национальности, гостеприимство и дружелюбие. Теперь, когда мир стоит у порога экологи­ческой катастрофы, мы можем многому поучиться у эвенков, нанайцев, удэгейцев. Например, эвенк никог­да не отделял себя от природы, зверей и птиц, насеко­мых и рыб. Этика взаимоотношений северных народов и природы базировалась на том, что мир един, а человек – это тоже природа.

 

Задания для самоконтроля

 

1. Заполнить таблицы:

 

ХРИСТИАНСТВО
ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЦИЗМ ПРОТЕСТАНТИЗМ
течения
     
     
     
     
     
     
     
     

 

ИСЛАМ БУДДИЗМ ИУДАИЗМ
течения
     
     
     

 

2. Перечислить основные функции шамана;

3. Кого называли «аристократами Сиби­ри»?


Лекция 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.