Сделай Сам Свою Работу на 5

О ТОМ КАК ПИСАТЬ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ





(Данная глава взята (в сокращении) из книги "Панихидник". Издание старобрядческой Митрополии, 1994 г.)

"Молитесь друг за друга"
(Ияк. 5,6).

В домашней молитве, согласно святоотеческому учению, о здравии и спасении можно молиться за любого человека, даже некрещеного. "Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись ..." (1 Тим. 2, 3-4). В церкви тоже совершаются общие "моления ... за всех человеков, за царей и за начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим. 2, 1-2), - только без произношения личного имени неверных, иноверных, некрещеных. А за единоверных, правоверных християн, в храме мы можем молиться поименно, но также не за всех во всех службах, а точнее, - во всяком месте богослужения. Например, поименно нельзя молиться, вынимать частицу на Проскомидии, за курящих, не соблюдающих нисколько поста, блудно живущих, сквернословов и матерно ругающихся, чародеев, идолослужителей (к примеру: избравших профессию артиста, актёра, танцора и т.п.) и прочих тяжкосогрешающих и на покаяние не обращающихся. Поэтому таких лиц имена нельзя подавать на Проскомидию (Литургию), разве что, по разсуждению духовного отца, если они ходят на исповедь, их можно поминать на ектений.
Имена должно писать в их полной церковно-книжной форме, которая часто отличается от разговорной. В поминаниях, записках для удобства чтения, очень желательно отделить священство от мирян, мужчин от женщин и т.д. Первыми пишут имена епископов, за ними священноиноков, священников и дияконов, потом иноков и инокинь, мужей, жен, отроков, девиц и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола.
Как известно, все прошения об усопших начинаются со слов: "Помяни Господи душа(Часовник 6-го лета патриарха Иоасафа, л. 265, об.) раб Своих", или "Покой Господи душа раб Своих..." (или: душу раба Своего...). А поскольку поминаются безсмертные души умерших людей, то их имена следует писать в родительном падеже.
Душа - кого? - Николы, Иоанна, Захарии, Марии, Дарий, Татияны, и т. п.
Но при чтении молитвы "Помяни Господи Боже, иже о вере и о надежди живота ве'чна-го...", входящей во все заупокойные молитвенные последования, имя ставится в винительном падеже; например, "...усопшую рабу Твою Марию". В поминание не записывают имена людей, не веровавших в Бога или иноверных, а также православных християн, скончавшихся без покаяния, самоубийц и детей, которые умерли некрещеными.
Относительно таких детей часто спрашивают: можно ли молиться за упокой их душ и имеют ли они надежду на спасение? Ибо рождены они от родителей християн и без Крещения остались не по своей воле. Отвечает на этот вопрос само святое Евангелие: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). То есть никто некрещеный - ни взрослый, ни ребенок - не может унаследовать вечное блаженство. Таким образом, некрещеных младенцев невозможно поминать в общих заупокойных молитвосло-виях, тем более, что и имени християнского им не наречено...
Родители же, которые виноваты в том, что лишили своих детей Небесного Царствия, вос-приимут за этот тяжкий грех суровое наказание. В особенности жестоко мучены будут матери, преднамеренно лишившие своих детей как земной, так и вечной жизни, извергнув их из чрева путем аборта, посредством каких-то снадобий или колдовства.
Что же, если мать, повинная в детоубийстве, искренне раскаялась в своих прегрешениях, скорбит о душах своих умерщвленных младенцев и всем сердцем желает молиться о них Богу, чтобы хотя так исполнить свой материнский и християнский долг? В таком случае, она в душе своей может воздыхать к Богу об этих детях с надеждой на Его бесконечную милость и промышление о каждом человеке, наипаче же о младенце. Священное Писание многократно говорит об особенном Божественном промышлении о рождающихся чадах: "Храняи младенца Господь" (Пс. 114, 6); "Яко Ты созда утробы моя, восприят мя из чрева матери моея" (Пс. 138, 13); "Яко Ты есй исторгни мя из чрева, упование мое от сосцу матери моея" (Пс. 21, 9). Хотя, как уже сказано, совершать Божественную Литургию и вообще молиться в церкви за души некрещеных, мертворожденных и изверженных младенцев нельзя; однако следует знать, что молитвы, возносимые в церкви за упокой всех православных християн, приносят пользу и душам этих детей.
Образец написания имен:







О КРЕСТНОМ ХОДЕ

Крестный ход, по святоотеческому учению, есть такое же Богу служение и моление пред Ним, как и всякое богослужение в доме Божием. Крестные ходы совершаются вокруг храма "по особенному усердию правоверных християн: или для усиления молитв наших пред Богом, об избавлении нас от каких-либо наказаний, попущаемых от Него; или для торжественной благодарности Богу, за Его великотаинственные дела, устроенные к нашему спасению" (еп. Арсений Уральский). Крестные ходы бывают также и на поля, во . время бездождия, с молебнами; иногда совершают на молебнах и водосвятие, в поле или на источниках, и кропят святой водой поля и степи; также во время моровых язв, на людей и животных, совершают крестный ход по некоторым жилищным местам, и кропят святой водой. А когда мы выходим из храма (а также иногда из места жительства: города или села), - это означает наше отпадение от Рая и указывает на заключение для нас самого Неба. И что, шествуя Крестным ходом, мы проходим через город (село) со скорбными молитвенными вздохами (по случаю постигшего нас бедствия), - это показывает, что и он (оно), и все в нем, осквернено нашими прегрешениями. И когда мы выходим за город взывать к Богу и совершать моление, - этим выражаем свое смирение и уничижение, почитая себя недостойными взывать из среды города, который осквернили, и что, через преступление, мы как бы выведены из Божественного отечества. В сем городе (селе), где возсозданы (таинствами Крещения и Миропомазания) и удостоились великих даров от Бога, мы, обольщенные змием, безумно растлились и осквернили освященное место, вышедши из-под Божия смотрения и блуждая в местах, не охраняемых благодатию Божиею (блаж. Симеон Солунский). Поэтому и в силу этого, должны мы, каждый из нас, смиряться и помышлять, что недостойны святых мест - Рая и Неба, и подражать мытарю, по глубокому сознанию своей греховности стоявшему вдали, и Адаму, изгнанному из Рая, и блудному сыну, отшедшему во страну чуждую. И с такими мыслями и чувствами, все молящиеся должны, выйдя из храма на Крестный ход, следовать за святыми иконами и священными пастырями; кратко сказать, должно соблюдать чин и порядок, благоговейное внимание к молитве, как и в доме Божием. "Вся же благообразно и по чину да бывают" (1 Кор. 14, 40). И: "проклят всяк, делающий дело Божие с небрежением" (Иер. 48, 10). К великому прискорбию, в последнее десятилетие особенно, Крестный ход, т.е. богослужение с особенными чувствами покаяния и благодарности Богу, в некоторых местах превратили мы, попущением пастырей, в постыдное зрелище и производство изображений зрелища. И вместо покаяния - умножение грехов, вместо благодарности Богу - оскорбление Его святости. Если за небрежение пророк угрожает отлучением от Бога, то какое наказание готовим мы себе, попуская и совершая сознательное бесчиние во время богослужения! Ведь все сливается и смешивается, утрачивается различие между святым и греховным... О! человек, не считаешь ли ты этого маловажным, что преступаешь пределы отцов, преданные свыше? Нет, ничего нет маловажного в Церкви великого Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и ничего в ней не установлено без значения... Все здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание нашего спасения Самим Богом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их?! Разве ты не знаешь, что Бог, как учит Апостол, не есть Бог неустройства, но мира и порядка (1 Кор. 14, 33)? Что в Церкви должен соблюдаться тог порядок, который установлен на небе? Не разрушай же, человек, небесного чина; напротив, поддерживай его и ревнуй о нем... Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое, как делали это отцы наши. Особенно пастыри обязаны подвизаться за святые уставы, любить благолепие дома Господня и соблюдать святый чин (блаж. Симеон Солунский). Все это пагубное бесчиние, воцаряемое все более и более во время Крестного хода (в отдельных местах и случаях), есть плод дружбы с миром, гордости и самолюбия. Именно эти греховные страсти, пленивши сознание, понуждают многих оставить молитву и творить волю лукавого, занимаясь съемками и препятствуя молитве остальных. Нет никакой необходимости столько "щелкать" и "стрекотать" в продолжении всего Крестного хода, умножая грехи и прогневляя Отца небесного, Ангела - хранителя и всех небожителей. Отсечем это, пастыри, духовные отцы, братие и сестры, и примем страх Божий в сердце свое, чтобы не лишиться нам благоволения Божия ни в сей жизни, ни в будущей.
Да вразумит нас Господь Исус Христос спасительным страданием Своим и тридневным воскресением и призовет к покаянию и исправлению: "Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2). Аминь!

ПРИЛОЖЕНИЕ I.

"Аще кто не знаменается двема персты, якоже и Христос, да есть проклят"
(Стоглав, 31).

КАКО КРЕСТИТИ ЛИЦЕ СВОЕ КРЕСТООЕРАЗНО И СО СТРАХОМ СТОЯТИ
ВО СВЯТЕИ БОЖИИ ЦЕРКВИ.
ПИШЕТ СВЯТЫИ ИОАНН ЗЛАТОУСТ СИЦЕ.

Мнози убо невегласи махающе по лицу своему рукою, творяще крестятся; всуе труждаются, занеже не исправляют истово креста на лицы своем, тому бо маханию беси радуются. А иже кто крестится истово, покладая руку свою на челе, и на животе, и на правом раме, и потом на левом, то ангели зряще, веселятся истиннаго Креста воображаема на лицах их, и Ангел Господень написует тогда входящия в церковь Господню со страхом и с верою. Да аще кто, при-шед в церковь, стоит со страхом и со умилением, поклоняние творя ко образу Божию, той восприимет отпущение грехов и милость Божию. Аще ли без страха, то таковыи больший грех получив, отходит. Темже и мы, вшедше в церковь, стоим со страхом, чающе от Бога великия милости, в сии век и в будущий. Ему же слава, ныне и присно и во веки веком, аминь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.