Сделай Сам Свою Работу на 5

Политика управления дебиторской задолженностью.





Политика управления дебиторской задолженностью - представляет собой часть общей политики управления ОА и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации.

Основные этапы формирования политики ДЗ:

1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

4. Формирование системы кредитных условий

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита

6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:

8. Построение эффективных схем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ:

 

1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде:

а) Оценивается уровень ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде:



КОАдз=ДЗ/ОА

КОАдз – коэффициент отвлечения ОА в ДЗ

ДЗ – общая сумма ДЗ предприятия

ОА – общая сумма ОА предприятия

б) Определяется средний период инкассации ДЗ (ПИдз) и количество ее оборотов (КОдз) в рассматриваемом периоде.

ПИдз = ДЗ ср/ Оо

ДЗср – ср остаток ДЗ предприятия в рассматриваемом периоде

Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде

КОдз = ОР/Дз ср

ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

в) Оценивается состав ДЗ предприятия по отдельным видам ее «возрастным группам» т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

г) Рассматривается состав просроченной ДЗ.

Выделяют:

• Сомнительную задолженность.

• Безнадежную задолженность.

- Коэффициент просроченной ДЗ:

КПдз = ДЗпр/ДЗ

ДЗпр – сумма ДЗ, не оплаченной в предусмотренные сроки

- Средний возраст просроченной (сомнительной, безнадежной ) ДЗ:

ВПдз = ДЗср пр / Оо

ДЗпр – ср остаток ДЗ, не оплаченный в срок (сомнительной, безнадежной) в рассматриваемом периоде.



д) Определяют:

• Эффект, полученный от инвестирования средств в ДЗ (Эдз)

Эдз = Пдз-Тдз-ФПдз

Пдз – доп. прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита

ТЗдз – текущие затраты предприятия связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга

ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями

• Коэффициент эффективности инвестирования средств в ДЗ:

КЭдз = ЭДЗ /ДЗср рп

ДЗср рп – ср остаток ДЗ по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

 

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции:

А) в каких формах осуществить реализацию продукции в кредит?

Б) Какой тип кредитной политики следует избрать предприятию?

Формы реализации продукции в кредит:

• Товарный (коммерческий кредит) – форма оптовой реализации продукции ее продавцам на условиях отсрочки платежа (от 1 до 6 мес.)

• Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товаров покупателям (физ. лицам) с отсрочкой платежа (от 6 мес. до 2 лет).

Тип кредитной политики:

• Консервативный – направлен на минимизацию кредитного риска (снижение круга наших покупателей, сокращение сроков выдачи кредита, ужесточение условий кр. политики).

• Умеренный – ср. уровень кр. риска.

• Агрессивный – с целью максимизации доп. прибыли за счет расширения потребления продукции. Здесь риски максимальны.

 

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.



Идз = (ОРк*Кс/ц*(ППКср + ПРср))/360

ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ

ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит

Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции

ППКср – ср период предоставления кредита покупателям, в дн.

ПРср – ср период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в дн.

 

4. Формирование системы кредитных условий:

* кредитный период

* кредитный лимит

* стоимость предоставления кредита.

* система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию

* система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

 

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита:

1) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей

2) формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей

3) выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей

4) Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности

5) Дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

 

По товарному кредиту выделяют следующие критерии:

• Объем хоз. операций с покупателем и стабильность их осуществления

• Репутация покупателя в деловом мире

• Платежеспособность покупателя

• Результативность хоз. деятельности покупателя

• Состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность

• Объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждения дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту (когда физ лицо0 оценка осущетслвяется по следующим критериям:

• Дееспособность покупателя

• Уровень доходов покупателя и регулярность их формирования

• Состав личного имущества покупателя.

 

6. Формирование процедуры инкассации кредиторской задолженности:

• сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей

• возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту

• условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов (3 мес).

 

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ:

Основные формы рефинансирования ДЗ:

• Факторинг

• Учет векселей, выданных покупателям продукции

• Форфейтинг

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.

а) Факторинг – финансовая комиссионная операция, при которой клиент (предприятие-продавец) переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании (банку) с целью:

• незамедлительного получения большей части платежа (70 - 90 % от суммы задолженности);

• гарантии полного погашения задолженности;

• снижения расходов по ведению счетов.

После того, как должники оплатят за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 - 30 % средств. За эти услуги берется платеж в размере 3 – 5 % от всей суммы договора. Факторинг, прежде всего, оказывается малым и средним фирмам. Деятельность факторинговых фирм (банков) довольно эффективна, т. к. большинство предприятий, не желая попасть в список неплатежеспособных фирм, стараются вовремя оплатить полученные счета. Если банк предъявит информацию, что фирма с опозданием оплачивает счета, то ей будет сложно заключить отношения с финансовым риском для партнера.

б) Учет векселей.

Вексель – это безусловное обещание оплатить указанную сумму в установленное время.

Вексель ускоряет и улучшает расчеты между субъектами хозяйствования. Векселя делятся на два вида:

• Простой (соло) вексель – обязательство, выданное заемщиком, что он обязуется выплатить указанную в векселе сумму в назначенное время;

• Переводной (тратта) вексель – письменный приказ кредитора заемщику об уплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Переводной вексель может быть акцептован. Акцепт оформляется записью на векселе «акцептовано», это значит, что банк гарантирует платеж по нему.

Вексель может быть передан другому лицу. Такая передача называется индоссамент. Количество индоссантов векселя не ограничивается.

Учет векселей представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения и уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

в) Форфетирование (от фр. a forfait - целиком) - покупка банком у производителя (кредитора) коммерческих векселей, акцептованных покупателем (должником или плательщиком), срок по которым еще не наступил, исключающая возможность регресса (обращения требования о взыскании долга) на предыдущих должников.

Вексель передается банку (фейтору). Владелец векселя (производитель) получает сразу сумму долга за вычетом учетной ставки форфетирования, которая обычно выше, чем по другим формам кредитования. Величина ставки зависит от категории должника, сроков кредита, валюты (естественно, предпочтение отдается векселям, выписанным в устойчивых валютах). При наступлении срока платежа вексель предъявляется должнику от имени форфейтора.

Внешне операция форфетирования схожа с операцией учета векселя, но отличается объемом прав и обязанностей форфейтора и покупателя векселя. Форфейтор не имеет права регресса к продавцу векселя, в то время как владелец векселя имеет право требовать выплаты по векселю у всех лиц, обозначенных на векселе.

Чаще всего форфетирование используется во внешней торговле. Векселя приобретаются на крупные суммы и на длительный срок (от 6 месяцев до 5 и более лет). Форфетирование обычно применяется как разовая операция, связанная с куплей-продажей отдельного векселя.

Отличия форфейтинга от факторинга:

• Форфейтинг осуществляется исключительно соответствующим органом (финансовым институтом);

• Форфейтинг в отличии от факторинга берёт на себя совершенно все риски, в т.ч. и политические;

• При факторинге 10 - 30% требований не выплачивается, при форфейтинге в большинстве случаев выплачивается вся стоимость;

• При форфейтинге требования носят среднесрочный и долгосрочный характер, при факторинге - краткосрочный характер;

• При форфейтинге экспортёр уверен в себе - исключается риск неплатежа;

• При факторинге не требуется поручительство третьих лиц.

г) Секьюритизация.

За границей широко используется еще одна современная форма рефинансирования активов, в частности, дебиторской задолженности – секьюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities - ABS).

 

8. Построение эффективных схем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ:

«СИСТЕМА АВС»:

А – наиболее крупные и сомнительные виды ДЗ (проблемные кредиты)

В – кредиты средних размеров

С – остальные виды ДЗ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.