Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ I. МЕЧ СВЯТОГО БОРИСА 19 глава





Холопы принесли вино и блюда с ломтями холодного мяса. Братья наскоро утолили звериный голод.

– Для чего позвал меня, князь? – раздался голос в дверях.

Олег Святославич неторопливо вытер руки и наставительно сказал:

– Раб не спрашивает, зачем зовет хозяин. Закрой дверь и поди сюда.

Нестор исполнил требование.

– Знаешь уже, что Изяслав убит?

– Знаю, князь. – Книжник осенился печальным крестом.

– Ну, я жду, что ж не поучаешь меня?! – уязвил его Олег, пытаясь заглянуть в глаза чернеца. Однако тот глядел в пол, не поднимая головы. – Секи меня словесным мечом, сокрушай булатом обличения. Излей на меня праведный гнев. А я послушаю да подивлюсь твердости твоей веры.

Нестор подавленно молчал.

– Давай же, чернец, суди меня! – остервенился Олег. – Скажи, что мне надо делать – посыпать голову пеплом, одеться во вретище и босым идти к братцу Владимиру, вымаливать прощения за то, что силой взял свой стол?

Книжник помотал головой и вдруг упал на колени, истово перекрестился.

– Не хочу более никого поучать, князь, – глухо молвил он. – Ныне молюсь только о своих грехах, гордыней нажитых. Если же впрямь хочешь успокоения своей душе, то покайся перед Богом о сгубленной жизни отрока, крестника своего.



– За что мне каяться? Не я его убил. Ты же говорил, что Изяслав сам себя накажет.

– А тебе, князь, подобало думать не о том, чтоб он был наказан, а о том, чтоб спасен был. Что ты сделал для этого? – книжник поднял на Олега молящий взор.

Князь не знал, как ответить.

– Скажи, что мне теперь делать, – повторил он спокойно.

– Напиши брату о гибели его чада. Пусть узнает от тебя, а не от других. Подумай о горе, которое ты принес отцу и матери отрока. Будь к ним добр сердцем и пошли слова утешительные. Этим не только своей душе поможешь, но и с князем Владимиром поладишь. Не станет он яриться на тебя за гибель детища. Уладитесь, как и хотели, когда целовали друг другу крест.

– Сделай, брат, как говорит этот монах, – воскликнул Ярослав.

Князь думал так долго, что Нестор, словно забыв о нем, стал молиться на образ Богородицы в углу светлицы.

– Прав ты, монах, – наконец произнес Олег, – в том, что лучше тебе поклоны бить, чем поучать князей. Зря я тебя позвал, желая услышать разумные слова. Если напишу Владимиру, он подумает, что я страшусь его. Не хочу унижать себя перед ним и его дружиной.



Нестор поднялся с колен.

– Иди в Спасский монастырь и оплакивай Изяслава, – велел князь. – Завтра похороню его там.

Когда книжник ушел, Олег сказал:

– Буду воевать с Мономахом, пока Бог меня не остановит! Назад пути нет. Мертвый Изяслав теперь всегда будет стоять между нами.

Ярослав сел на лавке поперек и притянул к груди колени.

– Я не хочу воевать с переяславским князем. Ты клялся на распятии в Стародубе, что замиришься с братьями.

– Не будь дураком, Славша, – отрубил Олег, – и не верь клятвам. Получишь Муром тогда, когда я добуду себе другой стол. Тебе придется воевать.

Ярослав тяжко вздохнул, воскрешая в памяти образ языческой девы-воительницы. Для того, чтоб найти ее, он готов был обойти хоть всю Русь. Но не много ли крови она потребует взамен его непролитой? И стоит ли она того, чтобы ценой этой крови сделаться княгиней муромской? Стоит ли эта дева его покаяния?

 

 

Митрополитов, назначенных из Царьграда, Русь встречала в низовьях Днепра у крепости Олешье. Киевский князь Святополк Изяславич, узнав о новом владыке первым, первым же отправил в днепровское устье своих послов. Без малого месяц пять княжьих лодий стояли у пристаней, а послы скучали, пока дожидались митрополита с его многочисленной свитой. Сойдя с греческой галеры, митрополит Николай сурово оглядел свою новую паству. Но узнав, что среди послов нет людей князя Мономаха, расправил морщины на широком лбу и благословил киевских мужей. Лодьи, ощетинившиеся сорока веслами, бодро пошли вверх по холодеющим на зиму водам Днепра.



Осень входила в силу, степняки откочевывали к морю и уже не наскакивали на путников, обходящих днепровские пороги с лодьями на плечах. Но греки все же поволновались. Да и всякий, кто впервые видел скалистые стены, сжимавшие реку, и острые зубья, торчавшие из бурной воды, сам каменел от ужаса.

Выше порогов плыли хотя и спокойно, но с каждым встречным судном осторожничали. Киевские послы, выполняя наказ Святополка, готовы были хоть в бочку спрятать митрополита, только б не подпустить к нему переяславских бояр и самого князя Мономаха. На руку им было то, что владыка и сам покуда отвращался от знакомства с внуком греческого царя Константина.

Возле устья Трубежа наконец дождались неприятной встречи. На середину Днепра вышли четыре лодьи и поплыли бок о бок с митрополичьим обозом, мерно взрыхляя веслами воду. Святополковы мужи сперва сделали вид, будто ничего не заметили. На оклики с переяславских судов не отвечали, и предложение остановиться у Заруба камнем бултыхнулось в воду. Сам князь Владимир, вставший на носу передней лодьи, принялся поименно вызывать киевских бояр, каких знал.

– Пошто оглохли, мужи бояре стольноградские? Или вам брат мой велел залить уши воском? Отвечайте, когда русский князь требует!

– Не гневись, княже, – крикнул боярин Иван Козарьич, – а рассуди сам, должно ли тебе, младшему князю, обскакивать старшего. Великий князь киевский Святополк Изяславич желает первым беседовать с владыкой, так тебе уж придется своего череда ждать.

– Дайте хоть приветствие молвить преосвященному, – выслушав ожидаемый ответ, попросил Владимир Всеволодич. – Что ж мы как псы в своре идем, а не как добрые христиане?

– Да мы ведь тебе и не мешаем, княже, – проорал княж муж Славята Нежатич. – Только у владыки кислая отрыжка случается, когда он слышит твое имя. Почему такое, мы не ведаем.

– Ну так пусть покажется – сам спрошу у него!

Киевские бояре, посоветовавшись меж собой и с греческими духовными из свиты, послали разбудить отдыхавшего митрополита. Прождав не менее половины часа, Мономах наконец узрел нового владыку Руси в простой монашьей рясе и скуфейке на седых волосах. Уставясь на переяславского князя, митрополит Николай выслушал короткую приветственную речь безо всякого узорного плетения словес. А пока он собирался с ответом, Владимир поспешил прибавить еще одну краткую речь. Про то, что отец его князь Всеволод немало потрудился для единодержавия на Руси и что сам он также желает потрудиться вместе с владыкой, соединяя Русь в одно целое – в один кулак против Дикого поля, которое и Царьграду досаждает.

– О твоих трудах я наслышан, недостойный обладатель славного имени Мономаха, – довел толмач до князя холодные слова митрополита. – О том, каков твой кулак и против кого направляешь его. На Руси хочешь рубить распри под корень, а в империи сеешь их!

– О чем говоришь, владыко? – помрачнел князь.

– О самозванном царевиче Леоне! Ты думал, в империи не дознаются, кто помог ему бежать из-под стражи в Корсуне? Думал переложить вину на степных язычников? Так вот, не будет тебе моего благословения, пока не принесешь покаяния в содеянном.

– Владыко, – смутился Мономах, – своими словами ты сам сеешь распрю на Руси. Кроме меня никому не по силам тянуть русский воз, не скидывая с него груженое нашими отцами и дедами добро. Прочие поделят это добро и растащат по своим возкам, чтобы легче везти. А не сами растащат, так другие отнимут, как царь Алексей. И защитить не сумеют либо не захотят.

Киевские мужи пораскрывали рты, чтобы дать достойный ответ против поношения их князя. Митрополит опередил бояр:

– На киевский престол хочешь воссесть, Мономах?! Я первый буду молить Бога, чтобы не дал тебе этого! Желаешь уподобиться единодержавным правителям Руси, князьям Владимиру и Ярославу, названному у вас Мудрым? Как они, видишь силу Руси в том, чтобы воевать с империей, показавшей вам Христа? Если так, то во мне найдешь первого своего врага.

– Так, владыко, – подтвердили киевские бояре, довольные рвением митрополита.

Преосвященный ушел под навес от закрапавшего дождя. Владимир Всеволодич, задумавшись, стоял с опущенной головой.

– Разворачивать лодьи, князь? – негромко окликнул его Дмитр Иворович.

– Я ведь не о себе пекусь, Дмитро, – пронзительно посмотрел на него Мономах. – О Руси болят и душа, и голова.

– Вестимо, князь, – твердо глядя, ответил боярин. – Думаю, греки нам в отместку за царевича прислали этого упертого митрополита.

– Не думай. – Владимир положил руку ему на плечо. – У меня достаточно недругов, чтобы не враждовать еще и с митрополитом. Надеялся я, что с ним нас будет двое, а теперь я вновь один. Погляди, Дмитро, – усмехнулся он, сняв шапку и подняв волосы со лба, – не написано ль у меня там чего?

– Письмена не проступают, князь, – ответил на шутку боярин. – А что должно-то?

– Имя мое, – посерьезнел Мономах. – Единоборец.

Четыре лодьи, отстав и развернувшись, поплыли обратно.

Тем же вечером у пристаней Переяславля встал на якорь неприметный новгородский насад. С него сошел кметь и, угрюмо сторонясь горожан, отправился к княжьему терему.

– Прислал меня к тебе, князь, твой сын Мстислав с грамотой.

– А что так мрачен, гонец?

– Прости, князь. В грамоте все писано.

Сорвав печать, Владимир развернул свиток и пробежал глазами по писанному. Затем, встав, прочел медленнее. И еще раз, подолгу всматриваясь в слова, пока те не становились лишенными всякого смысла.

– Чепуха какая-то, – пробормотал князь. – Как это может быть? Ничего не понимаю. Судила, прочти ты.

Он передал грамоту боярину. Тот читал не так скоро, и когда добрел до конца письма, Мономах потерял терпение:

– Ну?

– Изяслав погиб, – остолбеневши, молвил Судила Гордятич. – Олег взял Муром, Ростов и Суздаль. Посажал посадников и берет дань в твоей земле, князь.

– Изяслав… – сдавленно повторил Мономах и как подкошенный сел на скамью. – Сын… Как цвет, едва распустившийся, сломан… Как агнец заколот… Господи!.. Твоя воля.

Он перекрестился на образ и перевел тяжкий взгляд на боярина.

– Как могло быть такое, что я доныне ничего не знал, а весть получил из Новгорода? – загремел голос князя. – Не от курских людей и не от ростовской дружины, которым следовало первыми мчаться ко мне?! Половина осени миновала, как моего сына положили в землю!..

Судила опустил виноватый взгляд в грамоту.

– Вот же, князь, писано: Олег в Муроме похватал ростовцев и белозерцев, и суздальцев. Пришел в Суздаль, и там похватал. И в Ростове… А курские, если спаслись, сами побоялись к тебе посылать.

– Из Ростова в Новгород прибежали кмети, – добавил гонец, – рассказали, что градские сами открыли Олегу ворота.

– С чего? – возмутился боярин.

– Из-за волховника, который пришел с Олегом.

– Эти из-за волховника могут, – согласился Судила Гордятич. – Ростовцы волхвам и родных матерей отдадут на потребу. Князь…

Он растерянно умолк. Мономах закрыл ладонью лицо, сгорбил всегда прямую спину и не отвечал. Долго-долго. А когда поднял голову, лик его было темен, как набухшая грозой туча. Князь встал и подошел к иконе Спаса, тихо мерцающей отсветами от лампады.

– Господи, Ты знаешь, что я не хочу воевать с Олегом. Не хотел я видеть его крови и у Стародуба, но лишь хотел научить его. И не дай мне, Боже, видеть кровь брата, или свою от руки брата. Пронеси мимо эту чашу, Господи. Ты забираешь от меня одного за другим моих ближних и обнажаешь мое сердце. Я не знаю, что увижу в самой средине его, когда Ты сорвешь последний покров… Сам, без свидетелей, обличу себя перед Тобой и хочу быть готовым к этому. Смилуйся надо мной, грешным. Не доведи до кровопролития между мной и братом.

Закончив молитву, он повернулся к боярину.

– Судила, пошли бирича к Ратибору. Завтра же собираю дружину. Не пожалею воинов, чтобы воздать должное Олегу.

Наутро все церкви Переяславля огласились печальным псалмопеньем по юному князю, сложившему голову в безрассудном храбрстве.

 

 

– Что, княже, сладко ль тебя кормит Ростовская земля?

Даже в тепле истобки волхв сидел закутанный в лисью вотолу и подпоясанный ремнем с вырезанными знаками. После того как два лета назад Чернигов достался Олегу, чародей запропастился, а недавно вновь обнаружил себя в Суздале. Опять прилип к князю, влез в душу и завораживал льдистым взглядом, смелыми советами.

– Сладко, да зябко, – двинул плечами Олег. – Не моя тут отчина, как на шипах сижу. Я вот что надумал. Соберу здешнюю дань, улажусь с половцами и пойду брать назад Чернигов.

– Не торопись, княже. Чернигов от тебя не уйдет, – будто нараспев тянул слова Беловолод. – Мономах много земель на Руси забрал себе. Половина из них принадлежит тебе и твоим братьям, отрасли князя Святослава. О Ярославле и Белоозере пока не буду говорить, о Новгороде напомню. Твой брат Глеб сидел на новгородском столе десять лет. По обычаю Новгородом владеет второй по старшинству князь. А кто ныне второй на Руси? Мономах младше тебя. Тебе, знать, и княжить в Новгороде. Изгони оттуда Мономахова сына, прижми строптивых бояр да купцов и владей всем новгородским обильем. А будешь чтить богов, они вернут Новагороду честь первого княжения на Руси. Киевский князь тебе будет дань давать и покорным тебе сделается. А Мономах пускай один со степью воюет. Та степь его и проглотит с костями.

– Лакомый пирог предлагаешь, – зачарованный грезами волхва сказал Олег. – Да Новгород велик, не сумею взять его своей дружиной. Что на это скажешь, кудесник? Ворожбой дружину не расплодишь.

– И ворожба, княже, сгодится. Говорил же я тебе – передо мной откроются ворота любого града. Ты не верил, а теперь сидишь в Ростове, который взял без боя.

– Знаю твою ворожбу, – усмехнулся князь. – Пообещал ростовским язычникам, что я церкви разрушу и попов повыгоню? Пустыми словами бросаешься, волхв! Не боишься, что, не дождавшись обещанного, ростовцы спалят тебе бороду?

– Боги через меня помогут тебе сесть в Новгороде, тогда и исполнишь обещанное, – убежденно сказал Беловолод. – А малостью дружины не смущайся, княже. У тебя только половина войска, другую половину приведет полоцкий князь Всеслав.

– Старому волчине еще снится новгородская земля? – хмыкнул Олег. – Или пустит по старому следу молодых волков? А как делиться будем после?

– Гони от себя этого мухомора, князь!

От ободверины отлип боярин Иванко Чудинович, отдал Олегу свиток пергамена с вислой свинцовой печатью.

– Из Новгорода грамота. От Мстислава. – Он зло покосился на волхва. – А ну брысь из палат, поганка. В советчики к князю не лезь.

Чародей не двинулся с места, только пристукнул об пол горбылем-посохом.

– Оставь его, Янко, – попросил князь, разворачивая послание. – Он услаждает мой слух.

– Помнится, князь, – хмурился боярин, – для услаждения словесами ты завел себе купленного чернеца.

– Хочу многого, многим и обзавожусь, – отрубил Олег Святославич.

Прочтя грамоту, он тихо засмеялся.

– Крестник велит мне идти обратно в Муром, а в чужой земле не сидеть. Смел Мстислав, как и его брат младший. Грозит мне своей дружиной.

– Щенячье тявканье, – пренебрег волхв.

– Щенок не прост. Только не пойму, что за хитрость он затеял. Послушай, что дальше пишет, – обратился князь к боярину и стал читать: – Хочу послать к моему отцу и просить за тебя, чтобы вы помирились и не был отец мстителем тебе. А брату моему суд Божий пришел, и я на тебя зла за него не держу. Человек – душа и плоть; душу спасаем, а плоть не в нашей воле. Не диво, что на войне погибают. И цари, и лучшие мужи в бою уязвимы, и жизнь отдают. Не думай, будто ничего уже нельзя исправить между тобой и отцом. Богу все возможно, если захочешь. А если и не захочешь сейчас, я все равно напишу отцу и буду мирить вас… Борзости-то у щенка прибавилось, с тех пор как он кусал меня за палец. Кажется, недавно еще слюни пускал, а теперь меня поучать взялся.

– Научи, княже, отрока уважать старших, – посоветовал волхв. – А хитрость его невелика. Засыплет тебе глаза шелухой слов, зальет в уши сладкой водицы и заманит в Мономаховы сети. Остерегись, княже.

– А если не хитрость это? – предположил Иванко Чудинович. – Вдруг и впрямь отрок смиряется?

– Если не хитрость, то глупость, – возразил Беловолод, стукнув деревяшкой об пол. – Мономах же не так глуп и неразумие сына применит себе на пользу.

– Смиряется, говоришь? – сощурился Олег. – Поверю в его смирение, когда он отдаст мне Новгород!

 

 

…Еще Рождество не пришло, а сугробов намело почти до пояса. Русские холода повергали Ярослава в ужас. Даже смотреть в окно на трескучее и скрипящее торжество ледяной смерти было страшно. Но воля брата гнала прочь из теплых хором, из натопленных сельских изб, заставляла взрыхлять собой снега, увязать в белых полях и злиться на ворон, кружащих вверху черными каркающими демонами. Воля брата была тверже самого толстого льда. И такой же холодной.

Олег Святославич готовился встречать заратившуюся новгородскую дружину. Воевать зимой он сперва не решался, зато узнал, что Мстиславу стужа не помеха. От Ростова через Шернский лес к речке Медведице, поперек которой легла незримая граница новгородской земли, отправился сторожевой отряд. Вел сторожу Ярослав, изнывающий от зимней тоски и ратной обузы, свалившейся на плечи. Вдоль Медведицы и Тверцы проложили глубокие тропы разъезды, и два разъезда отправились к Зубцову погосту на Волге. В ожидании вестей от них Ярослав уныло глядел в окно на весело барахтающихся в снегу сельских мальцов, на румяных баб, статно несущих на плечах коромысла. Страстно хотелось наперекор страху повторить подвиг отрочат – нырнуть с кровли головой в сугроб, вынырнуть и радостно хохотать. Но такие подвиги только смердам годятся, князю положено думать об иных.

Ярослав думал. И днем думал, у печи, и в глубоких сумерках, решившись выйти со двора. Небо вызвездило, и было не так темно. Брехали псы, заслышав его шаги. Он думал о том, что обещался взять в жены незнакомую деву – обещал перед лицом смерти, а значит, и перед Богом. А как выполнить обет, если та девица – все равно что иголка в стогу. К тому же язычница. На здешних язычников он насмотрелся в Ростове. Более дикого праздника, чем принесение жертв исполинскому идолу Велеса в Чудском конце, никогда не видал. А в городской церкви обозначено крестом в полу место, где погребен епископ, убитый ими четверть века назад. Страшные, не обжитые духом истины края…

Ярослав вздрогнул, когда впереди встала человеческая фигура.

– Не пугайся, князь, – мягко прозвучали в жестком морозном воздухе слова.

Даже песий брех затих.

– Кто ты, назовись! – потребовал Ярослав, взявшись за рукоять меча на поясе.

– Здешний епископ я. Леонтием зовут.

– Епископ? А тут что делаешь?

– Да получается, то же, что и ты. Сторожу эту землю.

– Хм, епископ, – покрутил головой князь. – Что же ты, епископ, не своим делом занят? Язычники идолам кланяются, Христа не знают, а ты по глухим снегам бродишь. Людей крестить кто будет?

– Да ты сам возьми и окрести свою землю.

– Я? – страшно удивился Ярослав, и даже тон переменил: – Не умею я, владыко… И земли своей нет.

– Вот что, князь. Забирай-ка ты своих воинов и ступай обратно.

Ярослав подивился властности, прозвучавшей в словах епископа.

– Без вестей о новгородцах не уйду.

– Будут тебе вести. Князь Мстислав уже близко. Скоро прискачут твои дружинники, что встретили на Волге новгородскую сторожу. Ваших даньщиков новгородцы похватали.

– Откуда знаешь? – всполошился Ярослав.

– Да выходит, я получше тебя здесь приглядываю. Побежишь ты, князь, к Ростову, а оттуда с братом до самого Мурома. Брат твой побежит и далее, но ты с ним больше не ходи, оставайся в Муроме. Понял меня?

– Да что уж непонятного, – пробормотал князь, ничегошеньки не поняв. – А откуда ты все это…

– Ступай с Богом, – благословил его перстами владыка. – Запомни, что эта земля отдана роду князя Мономаха.

– Владыко… – прошептал князь, вдруг ощутив благоуханье цветущего сада.

Леонтий отступил на шаг и скрылся в ночной тени. Возвращаясь на двор, где стоял постоем, Ярослав вдруг понял, что смущало его все время разговора. Странный епископ одет был не по-зимнему в одну лишь рясу и маленькую шапочку-скуфью. У самого князя, когда добрался до дома, зуб на зуб не попадал от мороза.

Слова старца стали сбываться на другой же день. Вернулись сторожевые разъезды с полными горстями вестей. Ярослав сел на коня и поспешил к Ростову.

Олег стоял с полками на поле перед городом. Рассказу о старце он зло посмеялся.

– Новгородцы сведали, где ты стоишь, и подослали обманного попа. А ты уши развесил. Нет в Ростове никакого епископа Леонтия, здесь над попами начальствует переяславский Ефрем.

– Зачем подослали, если он правду сказал? – горячился Ярослав. – Князь Мстислав идет с большим войском к Волге и твоих даньщиков повязал, повоз отнял.

– Устрашить хотели, – процедил Олег. – Что же, так и сказал: побежите до самого Мурома и далее?

– Сказал.

– Морок это, княже, – влез в разговор праздно шатавшийся волховник. – Пискупа Леонтия ростовские люди давно извели, он уже и в могиле сгнил. Навий дух то был.

– А ведь верно, – озадаченно вспомнил Олег, – был в Ростове епископ Леонтий.

– Тот, что в церкви лежит? – с трепетом спросил Ярослав. – Чего же ты ждешь, брат?!

– Я ни живым, ни покойникам не верю, – огрызнулся Олег. – Однако если Мстислав еще за Волгой… – убавил он пыл, – так зачем мы в поле зря стоим, мерзнем?

В скором времени над станом, пугая ворон, разнесся рев охрипших на морозе труб. Дружина поворачивала назад, к Ростову.

 

«Изяслав убит! Быть тебе на киевском столе, князь!» Дружинник, выкрикнувший дерзкие слова в горячке боя, пропал бесследно. В памяти осталось только его лицо – неприятное своей наглостью и черными глазами, в которые смотреть – будто в бездну заглядывать. И тянущее душу чувство ожидания – когда? как?

На дружинном мятле везли в город убитого в сече князя. Едущий рядом с Мономахом отец, опечаленный смертью старшего брата, говорит ему: «Видишь, сын, как повернула судьба. Твой теперь Чернигов. А даст Бог, потом и в Киеве вокняжишься». Владимир Всеволодич смотрит на пронзенное копьем тело Изяслава, и ком в горле душит его. Везут на плаще его бездыханного сына Изяслава, чтобы заколотить в гробе и погрести неведомо где, вдали от родительских слез и воздыханий.

«Киевский стол будет твоим, князь». Слова дерзкого кметя повторил печерский инок Никита, недавно прослывший большим знатоком книг и прорицателем. Мономах пришел к нему в пещерный затвор и попросил сказать без утайки, что ждет его. «Мне открыты пути», – оторвавшись от книги, строго молвил чернец, у которого и длинная борода не могла скрыть несолидной юности.

Стены темной пещеры раздались, превратившись в светлые княжьи хоромы. На князя кротко и печально смотрела монахиня. «Не Олег, а ты сыноубийца! Ты виноват в гибели нашего сына. Не говори, что любишь Бога, тогда как брата своего гонишь, потому что твои слова – ложь. Душу свою губишь…»

– Гида… – застонал князь, пробуждаясь от сна.

Владимир сел на ложе, влажном от пота.

– Зачем она так сказала? – сжимая голову кулаками, спросил он и не нашел ответа.

Холопы подали умыться и одеться. Вслед за холопами в почивальню проник тиун с куском бересты в руках, на котором записывал дневные дела.

– На рассвете из Киева приехал новый пискуп для Новгорода Никита, из печерских чернецов. Желаешь ли видеть его, князь?

– Как? Никита? – тряхнул кудрями Мономах. – Желаю и немедленно. Пригласи епископа к трапезе.

И добавил тихо:

– Сон в руку…

Того чернеца, напророчившего ему киевский стол восемнадцать лет назад, он никогда больше не видел, но теперь узнал сразу. Разве что важности в нем поубавилось, а появилась простота во взгляде, и борода более шла этому благообразному зрелому мужу, чем прежнему юнцу. Благословив княжью трапезу, новгородский епископ надломил хлеб и стал есть его маленькими кусочками. Князь, также не любивший сложных застолий, насыщался простой кашей с мясом.

Прежде всего Владимир Всеволодич выспросил у монаха про его епископство. Прежний новгородский владыка помер еще летом, а Никиту успел поставить на кафедру митрополит Ефрем. Новый киевский митрополит Николай хотел было отменить это поставление, а самого Ефрема без промедления понизил в сане – низвел переяславскую митрополию до епископии. Отныне был только один митрополит – всея Руси. Но за Никиту вступился князь Святополк. Многим в Киеве был памятен давний случай. Затворник Никита послал тогдашнему киевскому князю Изяславу свое прорицание: в Новгороде нынче убит-де князь Глеб, скорее отправь, княже, своего сына Святополка на новгородский стол, чтобы не заняли другие.

– Ты, владыко, и мне дал свое предсказание, – произнес Мономах, дивясь тому, что беседа сама легла в нужном направлении.

– Не помню, князь, – качнул головой епископ. – Многим я тогда пустые посулы раздал. Забудь и ты о том, что я тебе наговорил.

– Почему же пустые? – не хотел верить Владимир Всеволодич.

– Потому, князь, что впал я тогда в жестокий соблазн, – покаянно вздохнул Никита. – Юн был и неразумен, не послушал игумена и затворился самовольно в пещере. Думал, будто отражу все бесовские нападения и ни за что не повторю брата Исаакия, пострадавшего в затворе от нечистых духов. Хотел великий подвиг на себя взять, чтобы Бог дал мне дар чудотворения и чтобы сделаться известным среди людей. Когда ты приходил ко мне, то не видел в пещере ангела, под обличьем которого прятался лукавый бес. И никто его не видел, только я один. Но и я видел ангела, а не беса, и потому верил ему. Он же и делал все эти пророчества, которые я оглашал всем приходящим ко мне. А тебе, князь, о чем он сказал?

– Что сяду на киевском столе.

Никита удрученно отложил хлеб.

– Нечистые духи не могут знать будущего, а пророчествуют лишь о том, на что сами подбивают людей. Подбили, к примеру, заволочскую чудь убить новгородского князя Глеба – и тут же сообщили о том мне. А быть ли тебе на киевском столе – в том один Бог волен. Рассуди сам, князь, откуда бесам знать Божью волю?

– Не от одного тебя, владыко, я слышал эти слова, – недоверчиво и раздраженно бросил Мономах, доскребя кашу.

– Не пытай меня, князь, – смиренно попросил епископ. – Слава прозорливца давно от меня отлетела, и слава Богу.

– Как же ты избавился от нее?

– Братия наша печерская, отцы блаженные и богоносные, почуяв неладное, молились за меня. Беса отогнали, а меня из пещеры вынули ослабевшего разумом. Ничего не помнил из того, что было, и даже книжную грамоту забыл напрочь. Едва вновь читать научился. Но с тех пор уж ни на шаг не выходил из послушания отцам и игумену. Вот и епископом не хотел быть – лишь по послушанию принял сан.

– Хорошо тебе, владыко, коли тебе дают власть, а ты еще сомневаешься, брать ли ее. Хотел бы я, чтобы и у меня так было, – усмехнулся князь.

– Господь наш – Бог вселенной, что захочет, то во мгновение ока сотворит, – отвечал епископ. – Он, владыка жизни и смерти, отдал Себя на оплевание, хулу и битье, и на самую смерть. А мы что такое? Грешные и слабые люди. Сегодня живы, завтра умерли, сегодня в славе и чести, завтра в поругании и в гробу, и все имение наше другим отойдет. Посмотри на отцов и дедов: на что им теперь накопленное в земной жизни? Только то нынче имеют, что скопили в своей душе благими делами. Помысли об этом, князь.

– Так ты тоже думаешь, владыко, что я гублю свою душу?

– Я не говорил того.

Владимир встал из-за стола, пряча разочарование.

– После обедни сяду думать с дружиной. Приходи и ты, владыко.

– Благодарствую за доверие, князь, – поклонился Никита.

Мономахова дружина стояла в Смоленске третью седмицу. Когда выходили из Переяславля, князь был полон решимости. Часть рати шла берегом Днепра, другая плыла на лодьях по свинцовым водам реки. За Смоленском река стояла уже подо льдом, и эта пустяшная преграда, которую в ином случае Мономах не заметил бы, вдруг охладила его пыл. Князь более прежнего впадал в тяжкие раздумья, искал одиночества в терему и в церкви. Дружинную думу, куда пригласил епископа, он собрал впервые за все время в Смоленске.

Княжи мужи, засидевшиеся на полпути до войны, убеждали Мономаха идти на конях к Ростову и закончить начатое дело победой над Гориславичем. Им невнятны были душевные метания князя. Владимир Всеволодич, получив на днях еще одну грамоту от Мстислава, отмалчивался, будто в совете у него сидели не испытанные бояре, а несмышленые отроки.

– Князь, – первым взял слово воевода Ратибор, – то, что мы сидим здесь без дела, не прибавит чести ни тебе, ни твоим мужам. Всю честь заберет себе твой сын Мстислав со своей дружиной. Ростов близко, а мы как бабы уселись при дороге. Еще немного посидим – и забудем, зачем шли. Пойдем обратно – и засрамят нас в Киеве, а в Переяславле будут шептаться за твоей спиной. Плох, мол, стал князь, обабился, размягчел, не может свою землю отстоять. И что за отец он, ежели не хочет взять достойную виру за гибель своего детища? Так люди скажут, князь, и твоя дружина первая в том будет.

– Я тебя выслушал, воевода, – с каменным лицом произнес Мономах. – Все ли вы, мужи бояре, думаете так же?

– Прости, князь, – порывисто вскочил с места Георгий Симонич, – но ты и впрямь чудишь.

– Неразумно творишь, князь, – подтвердили бояре.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.