Сделай Сам Свою Работу на 5

Борьба с налоговыми преступлениями за рубежом





 

Не только в бедных странах, где налогоплательщики уклоняются от налогов только из-за того, чтобы не впасть в нищету, но и в развитых государствах проблема борьбы с налоговыми преступлениями весьма актуальна. Несмотря на известное выражение одного из судей Верховного Суда США Оливера У. Холмса: «Налоги — цена, которую мы платим за цивилизованное общество», даже самые законопослушные граждане США и стран Европы относятся к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к иным законам, считают, что выплачиваемые ими деньги идут на удовлетворение своекорыстных нужд бюрократии. Иногда это недовольство выливается в политические формы. В США существуют общественные движения, ратующие за отмену налогов, ссылаясь либо на их несоответствие Конституции, либо на экономическую неэффективность. Но гораздо больше людей «борется» с налогами на практике, предпочитая дело словам. Поэтому налоговые преступления занимают особое место среди прочих правонарушений.

В отличие от России, где нормы уголовного права традиционно сведены в единый Кодекс, за рубежом положения о налоговых преступлениях зачастую содержатся в актах налогового законодательства. В США это раздел 26 Свода законов США, в основу которого лег Кодекс внутренних доходов; в Великобритании, Италии и Японии — отдельные налоговые законы; во Франции — Общий кодекс о налогах. Положение о налогах 1977 г. ФРГ содержит не только нормы уголовного права, но и правила уголовного процесса при рассмотрении дел по налоговым преступлениям.



Для законодательства зарубежных стран характерно деление нарушений на преступления и проступки. Основой для такого деления является суровость налагаемых санкций. Преступления, в отличие от проступков, влекут за собой более тяжкие меры ответственности (лишение свободы, арест). Проступки представляют собой не столь опасные деяния, и за них полагаются незначительные наказания, вроде ареста на короткий срок или небольшой штраф.

За рубежом политика в области применения уголовного закона имеет два направления: американское и европейское[259]. В США практикуется весьма жесткий подход к налогоплательщику, широкое применение уголовных мер, криминализация значительного числа составов. Преступлением (правда, малозначительным, примыкающим к проступкам) считается даже несвоевременная подача декларации, если будет доказано, что обвиняемый умышленно опоздал с ее составлением. Внесение в декларацию заведомо ложных данных является серьезным преступлением и карается штрафом до 100 000 долларов (или 500 000 долларов, если речь идет о корпорации) и тюремным заключением на срок до пяти лет. Кроме того, система штрафов отличается большой изощренностью. Например, за неполную уплату налога взыскивается 5% от неуплаченной суммы и 50% от суммы, которую нарушитель получил бы, положив эти деньги в банк под среднерыночный процент. Действительно, когда речь идет о неуплате крупных сумм, многие дельцы легко мирятся с взысканием незначительного фиксированного штрафа, ибо положив «сэкономленные» деньги на депозит, они с лихвой наверстают потерянное.



Европейское законодательство относится к неплательщикам мягче. В Европе по возможности стараются избегать судебных процедур, а штрафы заменяются доплатами к налогам, устанавливаемыми в административном порядке. Но в случае повторного нарушения сумма штрафа увеличивается многократно. Применяется также конфискация имущества, приобретенного за счет средств, полученных в результате уклонения, запрещение заниматься коммерческой деятельностью, работать в государственных органах и т.д. Среди специфических мер воздействия следует указать право фискальных органов на преимущественную покупку товара, если в документах налоговой отчетности указана его явно заниженная стоимость.



Коренное отличие уголовных законодательств зарубежных стран от российского законодательства заключается еще и в том, что к ответственности за налоговые преступления на Западе может привлекаться юридическое лицо. В вину корпорации вменяются действия ее служащих, если они совершали их в рамках своих должностных обязанностей и преследовали интересы фирмы. При этом служащие не освобождаются от персональной ответственности, хотя точной идентификации виновного лица не требуется. Даже если служащего оправдают/корпорация может быть осуждена. Оправдание для нее возможно при условии, если служащий при совершении преступления преследовал собственную выгоду.

Любопытно, что часть первая Налогового кодекса Российской Федерации испытала существенное влияние данной доктрины. Как известно, для привлечения к налоговой ответственности обязательным условием является вина нарушителя, и виной юридических лиц признается вина их руководителя.

Не обойдены вниманием законодателей и преступления работников налоговой администрации. Коррупция не обходит стороной даже благополучный Запад. Законодательство США предусматривает наказание в виде штрафа в размере 10 000 долларов и лишения свободы на срок до пяти лет для служащих налоговых органов, которые намеренно неправильно рассчитывают или не собирают налоги, а также занимаются вымогательством или шантажом с использованием должностного положения. В ФРГ предусмотрено наказание для работников налоговых органов за разглашение или использование без специального разрешения сведений, представляющих налоговую тайну.

Основным видом налоговых преступлений за рубежом, как и в РФ, является уклонение от уплаты налогов. Способы уклонения аналогичны — лишить органы налоговой администрации достоверной информации об объекте налогообложения. Соответственно преступными признаются непредставление декларации в налоговые органы (недекларирование доходов), несвоевременное декларирование, искажение информации, вносимой в налоговую отчетность. Игнорирование декларации о доходах влечет наказание лишь в тех случаях, когда налог с утаенного дохода превышает определенную сумму. Но наиболее серьезным деянием считается искажение сведений, вносимых в декларацию. С этим явлением ведется беспощадная борьба. Например, во Франции и в США соответствующие статьи законов позволяют расценивать как законченное преступление даже попытку внести заведомо ложные данные в налоговую отчетность.

 

Контрольные тесты

 

Выберите правильный или наиболее полный ответ.

 

1. Взыскание пеней с налогоплательщика, не уплатившего налог полностью, является:

а)наказанием;

б) компенсационной мерой;

в) наказанием или компенсационной мерой в зависимости от размера пеней.

 

2. Ответственность за нарушения налогового законодательства — это:

а) самостоятельный вид юридической ответственности;

б) совокупность различных видов юридической ответственности.

 

3. За нарушения налогового законодательства могут применяться меры:

а) административной ответственности;

б) административной и уголовной ответственности;

в) административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.

 

4. Установление санкций с учетом характера правонарушения и степени общественной опасности—требование принципа:

а)определенности;

б)соразмерности;

в) дифференциации.

 

5. Наложение взыскания с учетом причиненного вреда — требование принципа:

а)определенности;

 

б)соразмерности;

в) дифференциации.

 

6. Установление штрафов с целью пополнения доходов бюджета нарушает принцип:

а) обоснованности;

б)нерепрессивности;

в) соразмерности.

 

7. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

а) общий объект правонарушения;

б) родовой объект правонарушения;

в) непосредственный объект правонарушения.

 

8. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

 

а) действием;

б)бездействием;

в) действием или бездействием.

 

9. Обстоятельством, отягчающим ответственность за налоговое правонарушение, является:

а) неоднократность нарушения;

б) повторность нарушения;

в) неоднократность и повторность нарушения.

 

10. Невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию налога в течение длительного периода является:

а) длящимся правонарушением;

б) продолжающимся правонарушением;

в) текущим правонарушением.

 

11. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

 

а) 14 лет;

б) 16 лет;

в) 18 лет.

 

12. Выполнение налогоплательщиком письменных указаний и разъяснении налогового органа, приведшее к нарушению законодательства о налогах и сборах:

а) является обстоятельством, исключающим ответственность;

 

б) является обстоятельством, смягчающим ответственность;

в) не влияет на размер ответственности.

 

13. При расследовании нарушения законодательства о налогах и сборах установлено, что бухгалтер, сознательно допуская отступление от правил ведения учета, считал, что это приведет к более правильному и точному отражению хозяйственной операции, однако ошибся. В данном случае его вина выражена в форме:

а) умысла;

б) небрежности;

в)самонадеянности.

 

14. Если нарушение законодательства о налогах и сборах совершено в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, то ответственность:

а) может быть смягчена;

б) обязательно должна быть смягчена;

в) может быть смягчена в отношении лиц, впервые привлекаемых к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

 

15. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:

а) указаны в НК РФ;

б) определяются налоговым органом или судом при рассмотрении дела;

в) определяются судом при рассмотрении дела.

 

16. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:

а) со дня совершения правонарушения;

б) со дня обнаружения правонарушения;

в) со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

 

17. Возбуждение уголовного дела по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах:

а) прерывает;

б) не прерывает;

в) прекращает течение срока давности привлечения к административной ответственности.

 

18. Срок давности взыскания налоговых санкций:

 

а) 6 месяцев;

6) 1 год;

в) 3 года.

 

19. Срок давности взыскания налоговых санкций:

а) не подлежит восстановлению в случае пропуска;

б) может быть восстановлен по решению налогового органа при наличии уважительных причин пропуска;

в) может быть восстановлен по решению суда при наличии уважительных причин пропуска.

 

20. Возбуждение уголовного дела по фактам Нарушения законодательства о налогах и сборах:

а)прерывает;

б) не прерывает;

в) прекращает течение срока давности взыскания налоговых санкций.

 

21. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;

6) к преступлениям против установленного порядка управления;

в) к преступлениям против основ конституционного строя.

 

22. Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за налоговые преступления при условии:

а) совершения противоправных действий;

б) причинения ущерба бюджету;

в) при наличии обоих условий.

 

23. На какую дату должен определяться минимальный размер оплаты труда при определении ущерба, причиненного налоговым преступлением:

а) на момент внесения заведомо ложных данных в отчетность;

б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;

в) на момент привлечения виновного лица к ответственности.

 

24. При каких условиях лицо может быть освобождено от привлечения к ответственности за совершение налоговых преступлений:

а) если лицо совершило преступление впервые;

б) если лицо способствовало раскрытию преступления и возместило причиненный ущерб;

в) при наличии обоих условий.

 

25. Согласно ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов с организаций» при определении размера ущерба бюджету учитываются недоимки:

а) по каждому налогу в отдельности;

б) в совокупности.

 

26. Налоговое преступление должно считаться оконченным:

 

а) в момент внесения искажений в налоговую отчетность;

б) в момент истечения сроков уплаты налога (сбора);

в) в момент предоставления в налоговые органы искаженных отчетных документов.

 

27. Может ли предприниматель, работающий по патенту, привлекаться к ответственности за занижение доходов, полученных от предпринимательской деятельности:

а) может;

6) не может;

в) может, если полученная им величина дохода с учетом сокрытой суммы составила свыше 100 000 минимальных размеров оплаты труда.

 

28. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:

а) не может;

б) может;

в) может в соответствии с законом некоторых зарубежных стран.

 

29. Может ли лицо признаваться совершившим налоговое преступление повторно, если впервые оно было осуждено по УК РСФСР 1961 г.:

а) не может;

б)может;

в) может, если причиненный ущерб превысил величину, установленную в УК РФ.

 

30. Могут ли рядовые сотрудники организации привлекаться к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов:

а) не могут;

б) должны привлекаться, если участвовали в совершении преступления;

в) должны привлекаться, если осознавали противоправный характер своих действий.

 

31. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей»:

а) только граждане;

б) только должностные лица организаций;

в) и те и другие.

 

32. Какое значение имеет знание обвиняемым норм налогового законодательства для привлечения его к ответственности:

 

а) не имеет никакого, ибо незнание закона не освобождает от ответственности;

б) суд должен выяснить, насколько обвиняемый был осведомлен о своих обязанностях, чтобы убедиться в наличии субъективной стороны состава преступления.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Алехин АЛ., Пепеляев С.Г. Ответственность за нарушения налогового законодательства.— М.: Аудиторская фирма «Контакт», 1992.— 96 с.

2. Ваш налоговый адвокат. Консультации, рекомендации/Под ред. С.Г. Пе-пеляева.— Вып. 1(3). Уголовная ответственность за налоговые преступ-ления— М.: ФБК-ПРЕСС, 1998— 208 с.

3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенные/Под ред. А.В. Брызгалина.— М.: «Аналитика-Пресс», 1999.—592 с.

4. Копке К. «Грязные» деньги — что это такое?: Справочник по налоговому законодательству в области грязных денег/Пер. с нем.— М.: Дело и Сервис, 1998.—704с.

5. Курбатов А.Я. Ответственность банков за задержку платежей в бюджет и внебюджетные фонды.— М.: ЛЕГАТ, 1997.— 110с.

6. Кучеров И.И. Налоговые преступления: Учебное пособие,— М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР».— 224 с.

7. Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает/Под ред. В.Д. Ларичева.— М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1998.—202 с.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий/Под ред. В.И. Слома.—М.: Статут, 1998.—397с.

9. Ответственность за нарушения налогового законодательства. Сб. статей.— Вып. 1/Под ред. Р.Ф. Захаровой.— М.: Институт государства и права РАН, 1996—102с.

10. Смирнов А.В. Административная ответственность за нарушения налогового законодательства.— М.: Антропософия, 1995.—124 с.

11. Сологуб Н.М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования— М.: ИНФРА-М, 1998— 166 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.