Сделай Сам Свою Работу на 5

Материально-правовые и коллизионные нормы международного налогового права





 

Нормы международного налогового права по своей регулятивной функции можно разделить на материально-правовые и коллизионные.

Материально-правовые нормы устанавливают правила налогообложения. Коллизионные нормы определяют, материально-правовые нормы какого государства регулируют те или иные налоговые отношения или применяются к тем или иным элементам налоговых обязательств. И материально-правовые, и коллизионные нормы содержатся как в национальном налоговом законодательстве, так и в международных соглашениях.

Наличие коллизионных норм в национальном налоговом законодательстве во многом обусловлено необходимостью учитывать определенные институты, понятия и термины, используемые законодательствами иностранных государств. При этом коллизионные нормы национального законодательства касаются преимущественно такого элемента налогового обязательства, как субъект налогообложения. Так, ст. 19 части первой НК РФ устанавливает две категории налогоплательщиков: организации и физические лица. При этом под организациями в налогово-правовом смысле понимаются, в том числе «корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств» (п. 2 ст. 11 части первой НК РФ). То есть для определения статуса лица налоговое законодательство отсылает к гражданскому законодательству иностранного государства. Другой пример содержится в абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», где определено, что для целей налогообложения владельцем личной компании не считается «иностранное физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране ее постоянного местопребывания (регистрации) подлежат обложению налогом на прибыль корпорации или другим аналогичным видом налога».



Иногда национальный законодатель использует коллизионные нормы для определения иных элементов налоговых обязательств. Например, для целей налогообложения прибыли имущество, передаваемое иностранным юридическим лицом его постоянному представительству в другом государстве, учитывается представительством по стоимости, определенной иностранным юридическим лицом по законодательству своей страны[165]. В данном случае национальный законодатель отсылает к законодательству иностранного государства для частичного определения такого элемента обязательства по налогу на прибыль, как «налоговая база».



В качестве основного метода регулирования налоговых отношений с иностранным элементом национальное законодательство использует материально-правовые нормы. Именно с их помощью определяются наиболее существенные элементы налоговых обязательств субъектов иностранного права. Такой подход объясняется верховенством каждого государства над своей территорией.

Международные соглашения по налоговым вопросам заключаются в основном с целью устранения различных конфликтных ситуаций между национальными правовыми системами. Поэтому значительную часть содержания международных соглашений составляют именно коллизионные нормы. Их основное назначение — полностью или частично отнести решение определенных вопросов к законодательству одной из сторон соглашения, тем самым ограничив налоговую юрисдикцию другой стороны. Так, согласно российско-германскому соглашению об избежании двойного налогообложения проценты, получаемые резидентом Германии от резидента России, могут облагаться только в Германии[166].

Чаще всего материально-правовые нормы используются в международных соглашениях для коррекции тех норм национального законодательства, к которым отсылают коллизионные нормы соглашений. Например, согласно российско-американскому соглашению об избежании двойного налогообложения прибыль резидента США от коммерческой деятельности в России облагается лишь в том случае, если эта коммерческая деятельность осуществляется в России через постоянное представительство[167]. При этом само соглашение устанавливает ряд признаков постоянного представительства, отличающихся от признаков, установленных российским законодательством. Коллизионная часть данной нормы отсылает к законодательству России, т.е. все элементы обязательства резидента США по налогу на прибыль определяются по законодательству России. Материально-правовая же часть данной нормы лишь корректирует российские нормы, касающиеся постоянного представительства.



 

Источники международного налогового права

 

Нормы международного налогового права содержатся как в национальных законодательствах государств, так и в заключаемых ими международных соглашениях.

В национальном праве различных государств нормы, регулирующие международные налоговые отношения, могут содержаться в общегосударственных (федеральных) актах, в актах субъектов Федерации и муниципальных образований[168].

Практически все российские законы и решения органов местного самоуправления по отдельным видам налогов содержат нормы, регулирующие налоговые отношения с иностранным элементом. Исключение составляют лишь акты, устанавливающие в качестве налогоплательщиков только лиц Российской Федерации и/или только условный метод исчисления налогооблагаемой базы. В качестве примеров таких налогов можно привести единый налог на совокупный доход, уплачиваемый организациями — субъектами малого предпринимательства, и налог на операции с ценными бумагами, уплачиваемый эмитентами ценных бумаг. Субъектами данных налогов по определению не могут быть иностранные юридические лица. Иностранный элемент не участвует и в определении объекта этих налогов.

Могут быть приняты и специальные нормативные акты, регулирующие отношения с иностранным элементом. Примером служат Инструкция Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» и Инструкция Госналогслужбы России от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации».

Налоговые отношения с иностранным элементом регулируются также международными соглашениями. Основными целями, которые государства преследуют при заключении таких соглашений, являются предотвращение двойного налогообложения для гармонизации экономических отношений (что было подчеркнуто Верховным Судом США в деле «Максимов против США», 1963 г.), предотвращение уклонения от налогообложения, предотвращение дискриминации в налогообложении, оазделение доходов от налогов между государствами (схема VI-3).

Схема VI-3

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.