Сделай Сам Свою Работу на 5

Тенденции и перспективы развития современных мультимедийных СМИ





Сегодня исследователями СМИ и журналистами конвергенция рассматривается как комплексный процесс, осуществляемый сразу в нескольких измерениях. Л. М. Землянова определяет понятие конвергенции следующим образом: «В коммуникативистике этот термин используется для обозначения взаимодействия и объединения различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей, совершающихся благодаря широкому внедрению новых технологий, обеспечивающих применение цифровой трансмиссии информации в коммутирующихся телекомпьютерных и телефонно-кабельных линиях» [Землянова 2004: 83]. Наиболее совершенная на сегодняшний день форма конвергенции — Интернет. Конвергенция является основой для появления новых медиа, и сам термин «конвергентные СМИ» — практически синоним терминов «новые медиа», «мультимедийные СМИ».

Технологическое развитие, лежащее в основе процесса конвергенции СМИ, приводит и к новым явлениям в медиаэкономике и журналистике, что позволяет выявить несколько уровней этого процесса — технологический, экономический/индустриальный и профессиональный.



На технологическом уровне конвергенция рассматривается как процесс, объединяющий все типы цифровой информации и медиаконтента в интегрирующихся телекоммуникационных, компьютерных сетях и медиа. Цифровой формат содержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что посредством одной и той же технологической платформы осуществляется доступ к прежде различным типам СМИ — теле- и радиопрограммам, газетным и журнальным материалам. Возникающая многофункциональность конвергентных носителей предоставляет потребителям новые преимущества, закладывая возможность получения всех СМИ посредством «одного экрана».

«Важнейшее последствие технологического развития конвергенции — значительное обогащение информации, распространяемой посредством сетей. В текущем столетии конвергентное содержание — это не только текст и картинка, но уже мультимедийное цифровое содержание, распространяемое телекоммуникационными сетями, аудио- и видеопродукты высокого технического качества». [Вартанова 1999] Именно поэтому в основе конвергенции был и остается уровень технического развития страны, определяемый через такие важнейшие индикаторы информационно-коммуникационного сектора, как насыщенность компьютерами и мобильными телефонами, а также пропускная способность компьютерных сетей.



На экономическом/индустриальном уровне конвергенцию СМИ следует рассматривать как порожденный технологическим развитием процесс интеграции трех прежде слабо связанных отраслей экономики — медиаиндустрии (традиционные печатные СМИ, ТВ и радио, а также предприятия, производящие контент-продукты как для медиакомпаний, так и непосредственно для аудитории), компьютерной (информационные технологии) и коммуникационных индустрий (телекоммуникации, телефония, технологии вещания). Достижение экономической эффективности в условиях конвергентного медиабизнеса становится возможным благодаря нескольким обстоятельствам:

Оптимизации затрат на производство цифрового контента, опирающейся на его многократный рециклинг;

Снижению затрат на распространение, предусматривающему одновременную индивидуализацию выбора содержания;

Привлечению рекламодателей к «пакетному» распространению рекламы в цифровой инфокоммуникационной среде одновременно по многим каналам с высокой степенью кастомизации рекламных сообщений;

Возникновению своего рода «сетевого эффекта» в распространении рекламы, основанного на синергии старых и новых медиа.



Например, компания Time Warner, контролирующая кинокомпанию Warner Brothers (10% мирового производства кинофильмов и телевизионных программ), вторую по величине кабельную сеть США и 47 кабельных каналов, имеет в собственности и крупнейшее в США Интернет-подразделение AOL, посредством которого эффективно распространяются ее контент-продукты. Другая диверсифицированная компания — News Corp., владеющая не только подразделениями по производству содержания (кинокомпании 20th Century Fox Studios и Home Entertainment), но и множеством разнообразных технологических платформ для его распространения — 47 телестанций в США, операторов спутникового ТВ на пяти континентах и социальную сеть MySpace.

На профессиональном уровне, анализирующем конвергенцию в журналистике, мы обращаем внимание на то, как реализуют свои функции производимые медиаиндустрией продукты и какой становится их специфика. Любая медиаорганизация традиционно занимается производством содержания, которое затем она или предприятия-распространители передают по устоявшимся каналам СМИ. Так традиционно на рынке СМИ создавалось предложение для аудитории. Последняя, делая выбор между различными каналами СМИ, опирается на свои представления о том, какой тип содержания предоставляют печатные и аудиовизуальные СМИ. Люди покупают газеты не потому, что им нужна бумага с отпечатанными на ней символами, а потому, что их интересуют уникальные характеристики газетного содержания. То же самое можно сказать и о телевидении, радио. Воплощение технологии в жизнь ставится в прямую зависимость от социальных потребностей общества: даже если экономический уровень развития оказывается достаточен для внедрения новой информационной и коммуникационной технологии, для ее массовой реализации необходимы новые потребности социальной коммуникации. Прежде всего речь идет о коммуникационных потребностях армии и бизнеса, и только потом о нуждах и запросах рядовых потребителей.

Эта идея прекрасно иллюстрируется примером новых СМИ. Развитие созданного в ответ на запросы Пентагона Интернета стимулировалось также и экономическими потребностями. Главное направление внедрения ИКТ — сфера бизнеса, где использование онлайновых интерактивных коммуникаций существенно сокращает затраты на менеджмент, логистику, производство. При этом Интернет приобрел черты, ставшие важными и для сферы журналистики:

• Существование контента в цифровой форме, что стимулировало процесс конвергенции, — компакт-диски, цифровое видео, web-публикации и т.п.;

• Необычайная емкость содержания, его мультимедийность и гипертекстуальность;

• Интерактивность и двусторонность коммуникации в Интернете, что, во-первых, ведет к исчезновению централизации источников и, во-вторых, порождает большую свободу потребителя информации выбирать и изменять цифровой контент.

В последние десятилетия, когда в наиболее развитых странах заговорили о цифровой революции, о господстве Интернета, о торжестве новых медиа, появились предположения если не о смерти, то, во всяком случае, о начале кризиса традиционной журналистики. Индивидуальный выбор новостей, возможный благодаря расширенному предложению кабельных операторов, появлению систем pay-per-view в платном ТВ, прямым спутниковым телетрансляциям и Интернету, возросшая коммуникационная активность граждан, сегментация аудиторий — эти и другие явления стали реальными в практике СМИ. Особый интерес вызвало появление активных аудиторий — продвинутых пользователей, которые не только обладают развитыми навыками пользования техникой, но и базовыми компетенциями создания содержания. Активные аудитории принимают на себя часть творческих и социальных функций журналистов по производству контента, который благодаря появлению социальных сетей с легкостью находит своих потребителей. По мнению экспертов, в сфере традиционных СМИ проявляются разнообразные последствия данных процессов: с одной стороны, для экономики СМИ, с другой — для самой профессии журналиста. В число возможных позитивных последствий процесса конвергенции для экономики газетной индустрии входят:

· Сокращение затрат на печатание и расходов на распространение;

· Возможность рециклинга содержания газеты в Интернете, определяемая цифровым форматом контента, при этом «вторичное использование» журналистского продукта может быть обогащено дополнительными возможностями, предоставляемыми Интернетом (движущееся изображение, звук, гипертекст);

· Появление новых форм «обратной связи» с читателем благодаря интерактивности (возможность проведения опросов читателей в режиме онлайн, создание общих дискуссионных групп читателей и журналистов, проведение форумов по актуальным вопросам);

· Предложение новых услуг аудитории: в условиях ее развивающейся фрагментации богатство цифровых газетных архивов, доступное посредством Интернета, становится еще одной возможностью удовлетворить интересы читателей, а специальные программы позволяют ускорить поиск интересующих новостей в пределах одного газетного номера;

· Увеличение прибыльности за счет более глубокого знания собственной аудитории: благодаря Интернету газетные издатели могут лучше изучить вкусы и пристрастия своих читателей, с тем чтобы «продать» рекламодателям более точную информацию о четко определенных потребительских группах;

· Освобождение журналистов от физических ограничителей газетно-издательского производства, как, например, размер газетной полосы: в условиях хранения журналистских продуктов в цифровых архивах онлайновых изданий большой объем материалов не имеет значения.

Последствия конвергенции для профессии журналиста проявляются в нескольких формах. Во-первых, она приводит к слиянию прежде достаточно отдаленных и разобщенных журналистских специализаций. Создавая сегодня свой текст, журналист может предложить его и газете, и онлайновому изданию, и телетекстовой службе информации телеканала. В результате становится трудно определить, о каком же конкретно СМИ идет речь. В рамках прежних представлений практически невозможно дать единое определение таким проявлениям журналистской деятельности, как радио в Интернете, журналистский текст на компакт-диске, видеофильм, заказанный зрителем на свой телевизор по каналу кабельного ТВ, электронное рекламное сообщение, принятое миниатюрным коммуникатором, совмещающим функции карманного калькулятора и персонального компьютера.

В новой инфокоммуникационной среде происходит переадресация функций старых СМИ новым, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возникают возможности получать одинаковое содержание разными каналами. В итоге радикально меняются прежние представления о каналах коммуникации и информации. Во-вторых, изменяются требования к самому журналисту.

Современные профессиональные требования к журналистам предполагают наличие у них мультимедийных навыков — умения производить конвергентные материалы для любого СМИ. Тем самым журналист, теряя прежнюю узкую специализацию, должен приобретать навыки фотокорреспондента, телеоператора, звукорежиссера, но при этом он становится мультифункциональным, универсальным специалистом. Причем речь идет не только о навыках работы с разными формами текстов, но и о чисто прикладных технических навыках, когда знание основных современных видов цифровой техники («железа») должно сопровождаться владением базовыми пакетами программ («софта»), используемых в конвергентных редакциях.

Требования цифровой эпохи побуждают журналистов приобретать новые знания и в сфере переработки и менеджмента информационных потоков. Таким образом, журналист, работающий для конвергентных СМИ, — это специалист, обладающий интегральными компетенциями в технической и управленческой сферах. В-третьих, конвергенция СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов, ведет к рождению новых интегрированных жанров — инфотейнмента, эдютейнмента и др. Технологическая основа этого процесса не вызывает сомнения: именно компьютерные сети впервые в истории объединили игры с обучением (edutainment = education + entertainment), новости с развлечением (infotainment = information + entertainment), проложив дорогу конвергенции в жанрах и форматах содержания СМИ. Будущее традиционных СМИ становится менее определенным и четким. Вновь встает вопрос, не угрожает ли развитие Интернета и прочих технологических новинок существованию прессы, радио, телевидения. И даже более того: не станет ли Интернет заменой существующей инфраструктуры медиасистем, не изменит ли он устоявшийся баланс сил таких мощных «медиаигроков», как глобальные информационные агентства, мировые видеослужбы и службы теленовостей.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.