|
Тема 2. Отношения между понятиями
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Тема 1. Понятие. Содержание и объем понятия. Виды понятий
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления в их наиболее общих и существенных признаках. Понятие следует отличать от представления (формы чувственного познания), в котором предметы даются нам во множестве несущественных признаков. Понятие «дерево» отражает общие и существенные признаки для всех деревьев: «растение», «имеющее ствол, корни и крону». А в представлении дерево могут отражаться необщие и несущественные признаки: форма листьев, цвет ствола и т.п.
Теория к задаче 1. Содержание понятия – это совокупность мыслимых в понятии общих и существенных признаков предметов. Объем понятия – это совокупность самих предметов, мыслимых в понятии. Например, в содержание понятия «дерево» входят признаки: «растение», «имеющее ствол, корни и крону». А в объем понятия «дерево» входят все деревья, а именно: березы, осины, дубы и т.д.
Задача 1: Установите объем и содержание понятия: «Право». Решение: Содержание понятия «право» – «совокупность норм поведения людей, установленная или санкционированная государством, обеспеченная принудительной силой государственных органов». Объем понятия «право» – все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем; например: римское, советское, современное российское право и т.д.
Теория к задаче 2. По объему понятия делятся на единичные, общие, пустые и неопределенные. Единичные понятия – это понятия, объем которых состоит из одного элемента /например: «Москва», «Пушкин А.С.»/; общие понятия – это понятия, объем которых состоит из двух или более элементов /«планета», «река»/; пустые понятия – это понятия, в объем которых входят несуществующие предметы из универсума рассуждения /«вечный двигатель»/; неопределенные понятия – это понятия, логический объем которых не установлен /«инопланетянин»/.
Задача 2: Определите вид данных понятий по объему: «Прокурор», «премьер-министр РФ», «кандидат театральных наук». Решение: «Прокурор» - общее, «премьер-министр РФ» - единичное, «кандидат театральных наук» - пустое.
Теория к задаче 3. По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные). Конкретные – в них мыслятся предметы или явления как внешнего мира (реальные), так и внутреннего мира человека (идеальные), обладающие относительной самостоятельностью существования /«стол», «преступление», «баба яга»/. Абстрактные – в них мыслятся свойства или отношения между предметами и явлениями, не существующие самостоятельно без самих предметов /«твердость», «успеваемость», «дружба»/. Положительные – понятия, в содержании которых подразумевается наличие у предметов мысли признаков /«любовь», «ненависть, «неряха»/. Отрицательные – понятия, в содержании которых указывается на отсутствие признаков у предметов /«независимость», «неметалл»/. Относительные – понятия, в которых предмет мысли предполагает существование другого, содержит в себе ссылку на другой предмет мысли /«родители»-«дети», «левый»-«правый»/. Безотносительные не содержат в себе ссылку на другие предметы мысли /«человек»/. Собирательные – это понятия, каждый элемент объема которых представляет собой множество однородных предметов, мыслимых как единое целое /«народ», «законодательство», «прокуратура»/. Несобирательные (разделительные) – это понятия, элементами объема которого являются отдельные предметы /«ручка», «факультет», «закон»/.
Задача 3: Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).
Пример: «Галактика». Решение: Конкретное, положительное, безотносительное, собирательное, общее.
Теория к задаче 4 Одни и те же понятия в разных предложениях могут употребляться как в собирательном смысле (когда о предметах мысли говорится обобщенно: о всех, но не о каждом), так и в разделительном (когда нечто утверждается или отрицается о всех предметах объема и о каждом).
Задача 4: Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом – в несобирательном смысле.
Пример: «Артисты театра». Решение: «Артисты театра получают небольшую зарплату» – данное понятие употребляется в предложении в собирательном смысле, потому что говорится обо всех артистах театра обобщенно, но не о каждом. «Артисты театра – люди искусства» – в разделительном смысле, потому что речь идет обо всех артистах театра и о каждом.
Тема 2. Отношения между понятиями
Теория к задачам 5-7: Сравнимыми называются понятия, в содержаниях которых имеется хотя бы один общий признак /«круг», «квадрат» - общий признак: «геометрическая фигура»; «кошка», «собака» - общий признак: «животное»/. Несравнимыми называются понятия, не имеющие в содержаниях общих существенных признаков /«треугольник», «уголовный кодекс»/. Совместимыми называются понятия, в объемы которых входит хотя бы один общий элемент. /«студент», «спортсмен»; «круг», «маленький круг»; «собака», «пудель»/. Несовместимыми называются понятия, не имеющие в своих объемах общих элементов /«круг», «квадрат»; «собака», «кошка»/. При этом, нельзя путать отношения совместимости с отношениями целого и части /«компьютер» и «монитор» – понятия несовместимые.
Отношения совместимости: равнозначность, перекрещивание (пересечение), подчинение. Равнозначность – объем одного понятия полностью совпадает с объемом другого понятия /«Улан-Удэ», «Столица Бурятии»/; перекрещивание (пересечение) – объемы понятий частично совпадают / «студент», «спортсмен»/; подчинение – объем одного полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его /«спортсмен», «легкоатлет»/. При подчинении подчиняющее понятие называется родом по отношению к подчиненному, а подчиненное – видом по отношению к подчиняющему /понятие «спортсмен» является родовым по отношению к видовому «легкоатлет», а понятие «легкоатлет» будет видовым по отношению к понятию «спортсмен»/.
Отношения несовместимости: соподчинение, противоположность и противоречие. Соподчинение – объемы двух понятий А и В произвольным образом входят в объем третьего родового понятия С, но не исчерпывают его /«круг», «квадрат», «геометрическая фигура»/. Противоположность – объемы понятий А и В занимают в объеме понятия С наиболее удаленные относительно некоего качества позиции /А-«белый», В-«черный»/. Противоречие – объемы понятий А и В полностью исчерпывают объем родового понятия С /А-«белый», В-«небелый»/.
Отношение между понятиями иллюстрируются с помощью так называемых кругов Эйлера:
Примеры отношения совместимости:
| Примеры отношений несовместимости:
| Равнозначность Перекрещивание Подчинение
А - Москва, А – Студент, А – Спортсмен,
В - Столица РФ. В – Спортсмен. В – Легкоатлет.
| Соподчинение Противоположность Противоречие
А - Круг, А – Белый, А – Белый,
В – Квадрат, В – Черный, В – Небелый,
С – Геометрическая фигура. С – Цвет. С – Цвет.
|
|
|
Задача 5: Являются ли данные понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
Пример: Солнце, Луна. Ответ: сравнимые (общий признак: небесные тела); несовместимые (в объемах понятий Солнце и Луна нет общих элементов).
Задача 6: Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера
Пример:
А - Юрист, В - Судья, C – Отец.
Все судьи (В) – юристы (А). Поэтому объем понятия В полностью входит в объем понятия А. Но не все из юристов и не все из судей – отцы (С). И некоторые отцы не являются юристами. Поэтому часть объема понятий А и В совпадает с частью объема понятия С.
Задача 7: Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:
Ответы: а) «Береза», «дуб», «осина»; б) «Студент», «спортсмен», «танцор»; в) «Птица», «пингвин», «летающие».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|