Сделай Сам Свою Работу на 5

От страха. Джарадгав, очнувшись от сна, грозно спросил: «Кто идёт?» Увидев стервятника, Диргхакарна испугалась и подумала: «Ко мне пришла смерть. Сейчас стервятник разорвёт меня на части».





Конечно, кошка ещё не знала, что стервятник был слеп и не имел когтей. Стервятнику нужны когти, чтобы есть, клюв, которым он бы разрывал пищу, и глаза, чтобы найти эту пищу. Увидев стервятник, кошка, конечно же, испугалась.

ТЕКСТ 57

«Человек должен бояться неприятностей перед тем, как они приходят. Но когда опасность приблизилась, он должен встречать её соответствующими действиями. Бесполезно опасаться угрозы, когда она приближается. Наоборот, человек должен смело смотреть ей в лицо».

Это хорошие наставления для тех, кто чувствует приближение опасности. Человек должен со всей решимостью встретиться с ней.

«Хорошо быть готовым к опасности. Но когда опасность пришла, то самое лучшее – это найти выход из положения, а не бояться и не лить слёзы. Человек боится змеи, но змеи тоже боятся людей. Когда приближается опасность, змея раздувает капюшон. Но человек, оказавшись в сложной ситуации, не должен терять присуствие духа. Он обязан постараться найти выход из положения. Когда человек сталкивается с опасностью, его страх и нервозность придают силу лишь его врагу».

Когда между людьми возникает какой-то конфликт, то хорошим оппонентом будет человек, опытный в такого рода сражениях. Я не имею в виду физические схватки, а говорю о сражении на уровне ума. Техника спора такова, что соперники пытаются вызвать страх у противоположной стороны. Находясь в состоянии гнева или страха, человек не способен спокойно думать и не может быстро отвечать. И мы видим, насколько умело пользуется этой техникой демоны. Они очень опытные спорщики, и нередко побеждают в полемике. С этой целью они пытаются заставить человека занять позицию обороняющегося. Когда вы говорите: «Нет, это не правда», то начинаете защищаться от страха, что это ложное утверждените будет принято как правда.ыКогда человек начинает защищаться, его легче победить. Мы не должны поступать так с другими людьми, но должны уметь распознать, когда кто-то пытается заставить нас принять позицию обороняющегося.



Кошка осознала, что её сейчас убъёт стервятник, и она стала перед выбором: предаться на волю судьбы, или, используя разум, попытаться найти выход. Эта умная кошка приняла второй вариант. В истории, рассказывающей о коварном тигре, путешественник в опасной ситуации одтыал себя в руки судьбы, потому и был убит. Но этот путник должен был отвлечь внимание тигра и попытаться избежать смерти. В это время он мог бы сообразить, как выбраться из глины.



«Кошка думает: «Опасность слишком близка, и я не могу убежать. Попытаюсь войти к нему в доверие и приблизиться».

Кошка не поддалась страху и решила: «Пусть случиться то, что случится. Но я попробкую войти к нему в доверие».

«Думая так, она приблизилась к стервятнику и сказала: «Мой дорогой почтенный господин, слава тебе!» Стервятник спросил: «Кто ты такая?» – «Я – кошка». Стервятник приказал: «Немедленно убирайся отсюда или ты поплатишься жизнью». Кошка ответила: «Пожалуйста, выслушай мои слова, и, если я заслуживаю смерти, то можешь убить меня».

Она опять проявляет бесстрашие: «Я не прочь умереть, но в начале выслушай меня».

ТЕКСТ 58

«Кошка задала стервятнику вопрос: «Неужели кого-то убивают или поклоняются ему только потому, что он принадлежит к определённой касте или виду?»

Она спрашивает: «Почему ты приписываешь мне все отрицательные качества кошек лишь потому, что я нахожусь в теле кошки? Нужно судить о личности по её поведению». Иными словами, она указывает на недостатки в логике стервятника, хотя то, о чём здесь говорится, является правдой. Человек должен знать, что из восьми типов религиозного поведения четыре можно имитировать: аскетизм, милосердие, изучение писаний (без следования им) и совершение жертвоприношений. Эти четыре вида религиозной деятельности могут совершать религиозные люди, но этой практике можно и подражать. Даже те, кто не религиозен, могут поступать так же. Но другие четыре качества невозможно имитировать: правдивость, снисходительность (умение прощать), терпеливость и свободу от алчности, скупости. Истинно религиозный человек не будет стремиться к обогащению. Если он не свободен от жадности, то его природа всё равно возобладает. Некоторые люди будут пытаться действовать религиозно, чтобы эксплуатировать религиозные чувства чистосердечный людей. Они станут угрожать и запутывать людей, чтобы манипулировать ими. В Кали-югу встречается много таких обманщиков, которые живут в святых местах и обманывают бесхитростных паломников. Шарлатаны опытны в цитировании писаний, и такой практикой преследуют корыстные цели. Обычные люди фактически не понимают шастры, поэтому обманщики эксплуатируют религиозные сентиментальные чувства невежественных. Кошка сейчас прибегает к этой же стратегии.



«Стервятник спросил: «Что приведо тебя сюда?» Кошка ответила: «Я живу на берегу Ганги и ежедневно принимаю омовение. Я – вегетарианка, соблюдаю целибат и следую чандраяна-врате. Птицы сообщили мне, что ты очень религиозен, очень добр и, как святой, достин доверия. И я пришла сюда, чтобы услышать о религиозных принципах от тебя, который весьма продвинут в знании. Ты учён в религии, но почему же ты готов убить гостя? Как может домохозяин не следовать закону гостеприимства?»

Итак, кошка начинает льстить стервятнику: «Все так возвышенно говорят о тебе. Я пришла в поисках общения с тобой, чтобы получить от тебя духовное благо». Теперь кошка пытается ввести стервятника в позицию обороняющегося. Нельзя судить по касте, и мудрый не будет судить по касте. Кошка сейчас объясянет, как следует обращаться с гостем. Сначала стервятник, разгневавшись, хотел убить непрошенную гостью, но кошка стала говорить красивые слова, и сердце стервятника сразу же размягчилось. Джентльмен не будет хвастаться своим хорошим характером, и он также не станет искать недостатки в других. Но обманщик делает прямо противоположное: он всегда рассказывает о хороших качествах своего характера и замечает недостатки в характере других. Так поступает и кошка, что указывает на её качества обманщицы. Она прославляет себя: «Я живу на берегу Ганги и ежедневно омываюсь в воде священной реки. Я – вегетарианка. Я следую целибату. Я следую обету чандраяна». Истинный святой не станет рекламировать эти качества. То, что кошка превозносит себя и свои хорошие качествы

а, указывает на скрытый подвох. После самовосхваления кошка сразу же начинает указывать на недостатки в поведении стервятника: «Все говорят, что ты очень религиозен, но ты не приветствуешь меня как гостя. Ты сразу же прогоняешь меня, даже не оценив мои хорошие качества». Обманщик поступает подобно этой кошке: он может без устали говорить о своих хороших качествах и сразу замечает чужие недостатки. Такие люди могут давать хорошие лекции по религиозным принципам, невзирая на квалификацию. Кошка ничем не может доказать свою приверженность вегетерианству, как и всё остальное. Но она сразу начинает замечать недостатки в религиозной природе стервятника.

Тот, кто не следует религиозным принципам, не имеет права давать наставления другим. Шрила Прабхупада также говорит об этом в комментарии к одному из стихов Первой песни «Шримад-Бхагаватам». Он говорит, что тот, кто сидит на вьясасане, должен быть свободен от всех пороков (имеется в виду четыре регулирующих принципа). Человек не должен садиться на вьясасану, чтобы давать наставления другим, до тех пор, пока сам не освободится от пороков. Это просчёт в логике кошки. К тому же, по какому праву кошка, называясь гостьей, стала проповедовать хозяину? Гостю не приличествует проповедовать или критиковать хозяина. Стервятник не был тем, кем называла его кошка, и стал жертвой прославления. Эта техника была направлена на то, чтобы завоевать доверие стервятника. Кошка приписывала стервятнику качества, которыми он не обладал. Она льстила стервятнику, понимая его слабость. Говорится, что даже полубогам нравится слушать восхваления в свой адрес, что уж говорить об обычных живых существах. Это одна из самых больших слабостей людей. Хотя стервятник не является учёным, он счастлив, что другие думают о нём так хорошо. В этом проявляется склонность к обману. Стервятник должен был быть искренним, и он должен был отчитать кошку за то, что та льстила ему, чрезмерно прославляя. На самом деле, это критика. Шрила Прабхупада говорит, что чрезмерное прославление сродни критике. Это объясняет царь Притху.

В «Шримад-Бхагаватам» (4.15.21-22) по этому поводу говорится

«Желая ободрить представших перед ним певцов, великий царь Притху, сын Вену, улыбнулся им и низким, как раскаты грома, голосом заговорил. Царь Притху сказал: «О благородные сута, магадха и ты, певец, возносящий молитвы! Я вовсе не обладаю теми качестывами, которые вы воспеваете. Зачем же превозносить меня за достоинства, которых у меня нет?»

Таким должно быть правильное поведение, которое следовало бы проявить стервятнику. Он должен был честно сказать о том, что не обладает качествами, за которые его прославляла кошка.

«Какой смысл напрасно тратить на меня слова? Не лучше ли вам найти того, кто заслуживает их?» Так сказал царь Притху тем людям, которые его прославляли. Шрила Прабхупада пишет: «Молитвы суты, магадхи и вандина описывали божественные качества Махараджи Притху, потому что он был шактьявеша-аватарой Верховной Личности Бога. Но, поскольку царь ещё не успел проявить эти качества, он смиренно спросил, зачем они так превозносят его. Он не хотел, чтбы его восхваляли за те достоинства, которыми он, как ему казалось, не обладал».

«О сладкоголосые певцы, со временем, когда воспетые вами добродетели проявятся во мне, ваши восхваления будут уместны. Благородный человек, возносящий молитвы Верховной Личности Бога, никогда не станет приписывать те же качества простому смертному, который в действительности ими не обладает» (ШБ 4.15.23).

В комментариях Шрила Прабхупада пишет: “Хотя Притху Махараджа являлся подлинным воплощением Верховной Личности Бога, он отверг все славословия суты, магаджи и вандина, поскольку в то время ещё не проявил качеств Верховной Личности. Тем самым он хотел подчеркнуть, что тот, кто не обладает божественными качесвтами, не должен позволять своим последователям и ученикам превозносить себя в расчете на то, что эти качества проявятся в будущем. Когда человек, который не обладает качествами великой личности, разрешает своим последователям восхвалять себя, уповая на то, что рано или поздно эти качества у него появятся, подобные восхваления есть не что иное как оскорбление"»(ШБ 4.12.23, комм.).

Затем царь Притху повторил: «Достойно ли разумного человека, который в будущем может развить в себе возвышенные качества, позволять своим почитателям превозносить себя так, как будто он уже обладает этими добродетелями? Восхвалять человека, говоря, что он мог бы стать великим учёным, получи он образование, - значит самым бессовестным образом обманывать его. Глупец, принимающий подобные славословия всерьёз, не понимает, что эти слова просто-напросто освкорбляют его».

Мы видим, что Махараджа Притху превосходно знает нити-шастру. Он предостерегает людей от опасностей такого восхваления. Конечно, никто не льстил ему, прославляя, потому что Махараджа Притху на самом деле был шактьявеша-аватарой Господа. Когда Махараджа Притху только появился, Господь Брахма низошёл и сам проверил наличие особых знаков на ладонях и ступнях царя Притху. Увидев на них знаки Вишну, Брахма определил, что царь Притху является частичной экспансией Господа.

ТЕКСТ 59

«Я пришла к тебе домой. И наставления, которым ты, как домохозяин, должен следовать, состоят в том, что даже если враг приходит в твой дом, с ним нужно обходиться как с гостем. Деревья не отказываются дать тень дровосеку».

Итак, обязанности домохозяина – принять гостя, даже если он ваш враг. Но враг должен вести себя как гость. Если враг приходит с намерением убить хозяина, со стороны хозяина будет глупостью обращаться с ним, как с гостем. Такой гость называется ататаи, и его необходимо убить не задумываясь. Поддаться обману негодяев – это не признак религиозности, а признак глупости. Иными словами, мы не должны позволять себя обманывать. Негодяи не имеют права говорить, ссылаясь на авторитет писаний. Но они настолько опытны, что обманывают религиозных людей, которые, по идее, должны были быть сведущими в писаниях. Цель нити-шастры – защитить святых людей от обмана. Но в наше время опытные негодяи используют нити, чтобы обманывать святых людей, поэтому святые пришли к выводу, что нити предназначена только для политиков и негодяев, а не для них.

Но Господь Кришна продемонстировал, как нужно использовать нити. Не используя нити, как Господь Кришна смог бы выдать Субхадру за Арджуну, не допустив раскола в семье? Господь Кришна хотел, чтобы Арджуна женился на Его сестре Субхадре, но Баларама был против, поэтому Кришна помог Арджуне достичь этой цели. Конечно, Баларама расстроился, вернее даже, разозлился, но, тем не менее, Кришна сделал так, чтобы Баларама не убил Арджуну.

«Более того, если человек не имеет пищи в доме, он должен, по крайней мере, принять гостя приветливыми словами».

ТЕКСТ 60

«В домах святых всегда есть … (запись прерывается)

Если ребёнок, старик, млодой человек приходит к вам в дом, ему необходимо поклоняться. Гость должен почитаться всеми.

ТЕКСТ 62

«Святые люди проливают милость даже на тех, кому не хватает хлолших качеств. Луна проливает свой свет даже на дом чандала».

Теперь кошка даёт хорошие наставления, но у неё злой мотив.

ТЕКСТ 63

«Если гость уходит из вашего дома неудовлетворённым, он забирает последствия благочестивых поступков хозяина и оставляет последствия своих греховнх поступков».

Это хороший стих, и мы должны помнить его, чтобы всегда быть гостеприимным.

«Более того, даже если человек, принадлежащий к сословию низшего класса, приходит к человеку высшего сословия, его необходимо встретить должным образом, потому что гость является воплощением всех полубогов».

Эти стихи встречаются в Пуранах, и они авторитетны. Но кошка использует их в своих интересах. В последних шести стихах кошка очень хитро устанавливает незыблемую важность приёма гостей, но она использует их в своих интересах. Раньше она прославляла стервятника как благочестивую личность, продвинутую в знании. И она удовлетворилась, что стервятник не стал ей возражать. Но на самом деле, стервятник не был учёным. И если бы он возразил кошке или стал сомневаться в искренности её слов, то мог бы проявить невежество. Вследствие своей неискренности стервятник хочет прослыть благочестивым, а молчание укажет на принцип почтения к гостю, о котором говорила кошка. И, тем не менее, кошка может подумать, что если бы он знал всё это, как бы он мог так обойтись со мной? Чтобы рассеять сомнение и поддержать веру кошки к него, стервятник произносит следующий стих. Только из-за неискренности он попал в эту ловушку кошки, и принимает себя как религиозного человека.

Итак, кошке удалось смутить стервятника и одержать над ним верх.

«Даже если представитель низшего сословия (шудра или вайшья) посещает дом брахмана, тем не менее, он должен быть принят подобающим образом, ибо гость является воплощением всех полубогов».

Его нужно принимать как гостя. Человек не должен утверждать своё высшее положение в варнашраме. Этому должен следовать гость. Например, в нашем обществе один преданный может быть старшим для другого. И обязанность младшего преданного состоит в том, чтобы выражать почтение старшему, а не обязанность старшего требовать почтение к себе. Почтение должно исходить от младшего, а не должно выполняться по требованию старшего. Мне повезло: я посетил несколько индийских деревень, где видел, что даже сегодня деревенские жители следуют принципам ведической культуры.

Помню интересную статью в журнале для путешественников. В ней один западный журналист делился впечатлениями от посещения Индии. Он написал, что однажды зашёл со своим маленьким сыном в ресторан. Журналист пошёл оплатить счёт, и, вернувшись к столику, не обнаружил своего сына на месте. Для западного человека это было настоящим шоком, потому что на Западе постоянно похищают детей, насилуют или продают их. Сначал журналист очень испугался, и он сказал кому-то в ресторане, что у него пропал сын. Но его успокоили и заверили в том, что помогут найти ребёнка. В ресторане стали расспрашивать о мальчике у официантов и других служащих. В конце концов, выяснилось, что работавшие в ресторане женщины, очарованные красотой этого мальчика, стали целовать его и угощать какими-то сладостями. Они баловали ребёнка по-матерински. И когда мальчик нашёлся, у журналиста свалилась гора с плеч. Если на Западе вы потеряете ребёнка, то можете допускать мысли о самом страшном, и, скорее всего, не ошибётесь. Но здесь вокруг мальчика собрались четыре женщины, которые целовали его и ласкали. В этом большая разница между Западом и Востоком. Потом журналист со своим ребёнком отправились в Дели. В городском парке его ребёнок стал играть с маленькими мальчиками. Эти чужие дети пришли к журналисту и обратились к нему как к своему дяде, потому что он был одного возраста с их отцами. И журналист высоко оценил культуру Индии, потому что каждый взрослый обращается с любым ребёнком как со своим собственным, и каждый ребёнок относится к взрослому, как к своему отцу или дяде. Таким образом, между людьми всегда поддерживаются очень тёплые взаимоотношения. Мои друзья говорили, что в индийских деревнях до сих пор следуют этому. Один преданный сказал мне, что он обращается ко всем мужчинам, которые одного возраста с его отцом, как к отцу или дяде. И даже если тот работает дворником, но одного возраста с его отцом, то он обращается к нему как к дяде. Почитание старших сохранилось в Индии до сих пор. Это лишь небольшой штрих, отражающий культурные традии в Индии, но мы видим, насколько там личностны отношения между людьми, и насколько гармонично действует система варнашрамы. И, конечно же, эти наставления о том, как принимать гостей, также даются для того, чтобы поддерживать гармонию в обществе.

«Стервятник сказал: «Кошки едят плоть. И поскольку здесь множество птенцов, то эта кошка не случайно оказалась здесь».

Стервятник начинает защищать себя. Кошка узнала то, что хотела. Она пришла в поисках пищи. Теперь она обманула стервятника и узнала, что в гнезде есть маленькие птенцы.

«Услышав это, кошка прикоснулась к земле и притронулась к своим ушам. Она сказала: «Я слышала религиозные писания, я преодолела страсть, я следовала самому строгому обету чандраяна».

Так делают в основном храме Ганеши. Этот жест означает признание себя глупцом перед Господом, признание превосходства Господа над собой: «Ты старше, а я младше, поэтому Ты можешь наказать меня». Теперь кошка говорит: «Я следовала сложному обету чандраяна».

«Хотя разные писания дают различные мнения по поводу религиозных принципов, они единогласно утверждают, что ненасилие – это высший религиозный принцип».

Итак, чандраяна – это очень сложный обет, который предписан в смрити-шастрах. Человек контролирует приём пищи по фазам Луны. Этому обету люди следуют на чатурмасью, и суть его в следующем. В день полнолуния, на Пурниму, человек есть 15 горсточек кичри, на следующий день – 14 горсточек, а потом – 13. Так по мере убывания Луны вы едите всё меньше, меньше и меньше до тех пор, пока наступит Амавасья. В этот день вы полностью поститесь. Затем после Амавасьи по мере пребывания Луны, на следующий день, то есть на Пратипат, вы принимаете одну горсточку пищи, на второй – 2, затем – 3. И так вы каждый день увеличиваете объём принимаемой пищи на одну горсть. И в день полнолуния вы кушаете 15 госточек простого кичри. Обет заканчивается в течение одного месяца. И поскольку кошка говорит, что она следовала обету чандраяна, это должно автоматически означать, что она вегетарианка. Так кошка прославляет свои качества, что она более святая, чем стервятник. В уме стервятника создаётся комплекс неполноценности, потому что он не вегетарианец и не совершал чандраяну. К тому же он ещё и говорил грубо со святой личностью, которой представляет себя кошка. Так кошка дала лекцию о важности приёма гостей. Теперь, чтобы завоевать доверие стервятника, она говорит о ненасилии. Поведение кошки в точности повторяет действия обманщиков, направленные на то, чтобы удалить все сомнения по поводу их низкой и подлой деятельности.

Итак, все религиозные писания имеют разногласия, но по поводу ненасилия они единогласны. Стервятник должен был бояться за жизнь птенцов. Но если бы кошка не была религиозной, зачем бы она пришла к такой религиозной личности, как стервятник? Как тогда она могла бы говорить о религиозных принципах? Но у стервятника не было возможности проверить. Если бы он не поверил кошке, то мог бы попасть в незавидное положение. Так складывается этот удивительный феномен.

Есть история о новой одежде короля. Однажды один портной сказал королю: «Я сошью тебе одежду, которую смогут увидеть только разумные люди"» и когда эту одежду делали, король послал кого-то из своих подданных, чтобы посмотреть, как идёт работа. Придя в мастерскую портного, царский посланник обнаружил, что ткачи что-то ткут, но не увидел никакой ткани. И зная, что только разумный человек сможет увидеть эту одежду, он решил обмануть. Королевский слуга сказал, что такой узор нравится, а другой узор не очень подходит. Так он притворился, что видит эту необычную одежду. В том же духе все, кто смотрели на эту «одежду», думали так же: «Если я скажу, что не вижу её, это будет означать, что я глупец». И, таким образом, все в царстве обманывали друг друга.

Шрила Прабхупада рассказывал историю о смерти Саргу Сингха. В Индии существует традиция, в соответствии с которой мужчина в знак траура по умершему отцу бреет себе голову. (Когда умер отец Прабхупады, то Шрила Прабхупада также побрил голову. Это можно увидеть на его фотографиях). Итак, в этой истории один человек также побрил свою голову. И когда люди спросили, почему он сделал это, то его ответ был таким: «Саргу Сингх умер. Вы не знаете Саргу Сингха?» И посокольку никому не хотелось выглядеть глупым, они тоже обрили свои головы. Потом вся деревня побрила свои головы. В конце концов, царь спросил: «Зачем вы обрили свои головы?» Ему ответили, что умер Саргу Сингх. Царь спросил, кто это такой, но никто не знал. Потом стали искать человека, который первым обрил голову. Так был найден прачечник, и все узнали, что умер его осёл. Все побрили головы вместо того, чтобюы поинтересоваться, по ком носит траур этот человек. Такой феномен происходит в групповой динамике.

ТЕКСТ 65

«Те, кто свободны от насилия, терпеливы, всем предлагают прибежище, несомненно, обретут рай».

ТЕКСТ 66

«Более того, истинными друзьями человека являются результаты его религиозных поступков. Они идут за человеком даже после его смерти. Всё остальное разрушается вместе с телом».

Этот стих вдохновляет людей заниматься религиозной деятельностью.

ТЕКСТ 67

«Просто посмотри на великую разницу между жертвой и хищником. В то время как хищник наслажадется плотью, его жертва лишается своей жизни».

Здесь опять говорится о том, что нельзя причинять насилие.

«Когда человек испытывает агонию, предчувствия неизбежную смерть, другой человек должен сострадать ему и воздерживаться от убийства. Человеку позволительно наполнять свой желудок травой и листьями, который можно найти в лесу. Зачем же совершать грех ради наполнения этого ненасытного желудка?»

Кошка обманывает стервятника. Она хитро пользуется знанием писаний, чтобы достичь своей цели. Шекспир говорит, что даже дьявол может цитировать писания. Кошка великолепно цитирует стихи, чтобы развеять сомнения глупого стервятника. Она мастерски цитирует стихи и превосходно ими пользуется. Кошка приводит различные стихи, чтобы подчеркнуть свою приверженность вегетарианству, в то время как её цель – съесть молодых птенцов.

Характер человека нельзя точно определить, просто слушая произносимые им слова. Человека можно распознать по его поведению. Актёры способны искусно имитировать речь святого, но они не обладают никакими качествами характера святой личности. Путник допустил ту же ошибку, что и стервятник. В первом случае тигр играл роль святого, чтобы обмануть глупца. А во втором примере хитрая кошка принимает роль ученика и обманывает неквалифицированного стервятника, который пытается играть роль гуру.

Итак, обманщики обманывают. Эта история иллюстрирует то, как личность, выступающая в роли ученика, обманывает другого, льстя ему.

«Таким образом, войдя в доверие стервятника, кошка стала жить в дупле дерева. Она ловила по нескольку птенцов в день и поедала их, чего не мог заметить слепой стервятник. Обнаружив пропажу птенцов, их родители очень сильно переживали. Они принялись искать их следы. Узнав о начале поисков, кошка убежала из дупла. И когда птицы нашли косточки молодый птенцов, они решили, что их съел стервятник, поэтому убили его. Эта история учит: не давайте прибежище тем, чьё поведение и чья родословная неизвестны вам».

Грустное окончание этой истории: слепой стервятник погиб.

Очень трудно понять замысловатость религиозных принципов. Даже очень учёные люди в тех или иных ситуациях приходят в замешательство. Они могут знать, а могут и не знать чего-то. Кто пытается понять религию и философия своим собственными разумом, всегда будет ошибаться. Разные мудрецы говорят по-разному. И даже в словах одного святого человека могут могут обнаруживаться кажущиеся противоречия. Разные Пураны прославляют разные Божества как Верховного Бога. Поэтому единственный метод понять правильность писаний – это обратиться к духовному учителю: тад виддхи пранипатена. Нет никакой альтернативы этому процессу. Истинный гуру – это тот, кто был обучен авторитетеным гуру в авторитетной ученической преемственности. Это означает, что он служит и изучает писания под руководством духовного учителя, что он практикует принципы и наделён опытом. Если человек выбирает неквалифицированного гуру, то он обречён. В этой связи в Шестой песни «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвами предостерегает: «Погрязшие в невежестве правители и все, кто по их призыву слепо ступают на этот опасный путь (описанный в предыдущем стихе), словно садятся на каменный корабль. Такой корабль не может держаться на плаву – он потонет вместе со всеми пассажирами. Подобно этому, те, кто уводит людей и истинного пути, идут в ад и туда же отправляются их последователи» (ШБ 6.7.14).

«Когда человек привлекается духовным путём, он слушает о важности принятия духвоного учителя, но не знает, кто такой авторитетный духовный учитель».

Когда человек чувствует потребность предаться – это очень важный момент. Он чувствует потребность предаться гуру. Я наблюдал, как в наше Общество приходят люди. Конечно же, они должны принять инициацию, но мы часто вдохновляет учеников сделать это до того, как они на самом деле разовьют веру в их духовного учителя. Иными словами, если человек получает инициацию от кого-то, но его вера ещё не окрепла, такой человек не сможет строго следовать наставленяим гуру, потому что между духовным учителем и учеником ещё не сложилисмь близкие взаимотношения. Мы должны вдохновлять людей принимать духовное посвящение, и, конечно, они должны это делать. Но принимать инициацию нужно лишь после того, как их сомнения рассеются этим человеком, вследствие чего разовьётся какая-то вера.

Один инициированный преданный открыл мне сердце.

Он рассказал: «Все младшие преданные вдохновляли меня посвящение от их духовного учител». Конечно, это естественно, что ученик хочет, чтобы другие тоже приняли прибежище у его духовного учителя. Это естественно, потому что у него есть вера, и он хочет дать это благо другим. Но этот преданный признался: «Не знаю почему, но я ещё не готов принять инициацию. Меня очень вдохновляли, и я начинаю чувствовать, что, может, я и на самом деле должен получить инициацию. Потому что если я откажусь, то преданные воспримут это как оскорбление, и я буду изолирован от них. Я не чувствую себя плохо, но я чувствую, что ещё не готов». Он стоял перед дилеммой: что же делать?

Суть в том, что в процессе бхакти человек в начале должен обрести веру. И если приходит духовное посвящение на уровне бхаджана-крии до того, как разовьётся шраддха (вера), то человек будет действовать искусственно. Иными словами, первое – это развитие веры, что достигается посредством садху-санги. Вы слушаете, повторяете, говорите о своих сомнениях садху, а он проповедует и рассеивает все ваши сомнения. Когда это происходит, вера в садху развивается естественным образом. И затем, когда появляется вера, вы окончательно убеждаетесь, что гуру знает больше вас, он рассеивает все ваши сомнения и освобождает от иллюзии. Вы понимаете, что должны принять его как духовного учителя и получить от него инициацию. В это время у вас с гуру устанавливается определённая связь. И когда духовный учитель даёт указания, у ученика есть сила следовать им, потомоу что ученик убеждён: «Я следовал его указаниям в прошлом. Он очень сильно помог мне продвинуться в духовной жзини. Если он сейчас что-то прикажет делать, то у меня есть вера в его насталения и убеждённость в том, что им нужно следовать». Поэтому мы должны вдохновлять учеников развивать веру. Но мы не должны вдохновлять их принимать инициацию до тех пор, пока их вера в духовного учителя не разовьётся полностью. Иначе посвящение будет формальным и не поможет им.

Вопрос: Я хочу добавить о контрасте западной и ведической культур. Помню рассказ Шрилы Прабхупады о том, как однажды в Индии он шёл по полю. Ему навстеречу вышли хозяева этого поля и привестввовали Прабхупаду такими словами: «О, как нам повезло, что Вы идёте по нашей земле!» Прабхупада сказал: «На Западе вас, скорее всего, застрелили бы за вторжение на чужую территорию».

Ответ: В другое время в Бомбее Прабхупада с учениками совершали по побережью утреннюю прогулку. Когда они вернулись и сели в машину, то зажигание почему-то не включалось. Они неоднократно пытались звести машину. После очередной попытки Прабхупада сказал: “Наверное, вы вставляете не тот ключ”. На самом деле они сели в чужую машину, потому что их машины были очень похожи. Когда пришли хозяева машины и увидели в ней Свами, они спросили: “Куда Вы хотите поехать?” Прабхупада попросил отвезти их в храм, и просьба была выполнена. Эти люди восприняли возможность совершить какую-то севу для Свамиджи как великую удачу. Такова ведическая культура, и она очень важна. Вот почему Прабхапада хотел, чтобы преданные посещали Индию. Когда мы приезджаем сюда, то впитываем в себя ведическую культуру, варнашраму. И мы должны привезти в наши храмы на Западе хотя бы некоторые элементы ведической культуры. Это одна из причин, почему П

рабхупада хотел, чтобы преданные стали такими. Это очень важно.

Вопрос: В отношениях между преданными мы ожидаем определённого уровня чистоты. Прабхупада говорил, что обусловленная душа имеет четыре недостатка, и один из них – это склонность к обману. Иногда перед тем, как человек достигает уровня мадхьямы, нам необходимо иметь способность видеть, что что-то не так в отношениях. Нам необходимо обострять нашу способность различать, что является функцией разума. Нас обучали быть покорными, доверчивыми, и мы ожидаем таких же отношений от других. Но иногда во взаимоотношениях с преданными мы видим, что нас обманывают. Со стороны старших преданных это самое последнее, чего можно ожидать. По крайней мере, мы должны поддерживать определённое критическое отношение, потому что нас могут обмануть. И эта склонность к обману может иметь место даже в отношениях с преданными.

Ответ: Мы должны быть мудрыми, как пользоваться обманом, если замечаем его. Скажем, я обманщик, потому что родился в Кали-югу, век лицемерия. Это обстоятельство означает, что я обманщик. Но я пытаюсь быть преданным. Если у Вас есть способность различать, и Вы видите, что я обманываю, то должны сказать мне об этом. И если я на самом деле пытаюсь быть преданным, то скажу: “Да, ты прав. Больше я не хочу обманывать. Спасибо тебе за то, что помогаешь заметить мой обман”. Если мы так друг с другом работаем, то помогаем прогрессировать, развиваться, потому что мы обладаем этой способностью. Если бы я рассказал вам, как я обманывал, вы не поверите. Обман принимает более тонкие формы. Когда вы на самом деле хотите остановить в себе тенденцию к обману, то нуждаетесь в помощи. И назначение этой книги в том, чтобы обрести разум и стать способным замечать и распознавать свои анартхи.

История о слепом стервятнике и хитрой кошке была рассказана вороном в назидание его другу оленю, который подружился ещё и с шакалом. Ворон сказал, что было бы большой ошибкой заводить дружбу с незнакомцами, о присхождении и поведении которых тебе ничего не известно. Ошибка стервятника состояла в том, что он дал прибежеще кошке, не распознав качеств её характера, не зная её прошлого. В результате такой неосмотрительности он погиб.

В “Панчатантре” есть ещё одна история, которая также предостерегает от плохого общения.

Однажды уставший охотник решил отдохнуть под деревом. Он положил рядом с собой лук и стрелы и заснул, лёжа на спине. На этом дереве сидели ворона и лебедь, и когда человек спал, ворона уронила на него испражнения. Проснувшись, охотник подумал, что эти испражнения уронил лебедь, и застрелили его. Эта история учит тому, что не нужно общаться с теми, у кого плохой характер и кто ведёт себя не должным образом. Даже если вы невинны, вас обвинят за действия какого-нибудь негодяя.

Проблема заключалась в том, что у стервятника не было зрения и когтей. Разве он мог охранять птенцов? Конечно, нет. Стервятник совершил огромную ошибку, когда взял на себя отвественность за служение, на которое не был способен, и в итоге он был убит. Если мы принимаем служение, которого недостойны, или для выполнения которого у нас нет качеств, то ставим себя в опасное положение.

Шрила Прабхупада рассказывал ещё одну историю из “Панчатантры”, об обезьяне.

Дровосеки, работая в лесу, пытались ращепить одно бревно, и для этого вбили в него клин. Когда лесорубы отправились на обед, на этом бревне стали резвиться обезьяны. Одна обезьяна подумала: “Какой глупец вогнал сюда этот клин и зачем он это сделал?” и когда она пыталась вытянуть клин из бревна, в трещину попали её гениталии, бревно соединилось и убило обезьяну. Комментарий к этой истории был таков: “Не занимайтесь “обезьяньими делами” – не играйте с тем, чего вы не знаете”. В этом комментарии Шрила Прабхупада говорит, что когда вы принимаете обязанность, на которую не квалифицированны, то, подвергаетесь большому риску, можете даже погибнуть. Этот стих сродни тексту из “Бхагавад-гиты”, где говорится: “Не исполняйте чужие обязанности, даже если вы выполняете их совершенным образом, просто исполняйте свой долг”. Шрила Прабхупада также подчёркивает, что мы должны исполнять предписанные обязанности, которые соответствуют нашей природе. Но если мы пытаемя исполнять чужие обязанности, то можем закончить очень плохо. Следует быть очень осторожным, и выполнять то служение и те предписанные обязанности, на которые способны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.