Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗВИТИЕ ХОРОШЕГО ХАРАКТЕРА





МУДРОСТЬ, ЗАКЛЮЧЕННАЯ В «ХИТА ПАДЕШЕ»

«БЛАГОТВОРНЫЙ СОВЕТ»

«Хитападеша» начинается с прославления образования, с утверждения ценности образования и мудрости. В самом начале подчеркивается важность обретения мудрости. Здесь утверждается, что без образования человек становится беспомощным в достижении цели жизни. Восьмой стих объясняет, что узоры, выгравированные на глиняном горшке, невозможно стереть после обжига. Данная аналогия используется, чтобы проиллюстировать ум ребенка, который подобен узорам на глине: все, чему человек учится с колыбели, он унесет с собой в могилу.

По определению, «Хита падеша» является «благим наставлением», «благотворным советом». Она дает человечеству существенную мудрость, которую можно применять до конца своей жизни. В этой связи есть очень интересная история, когда «Панчатантра» уподобляется материнской книге «Хита падеши».

ИСТОРИЯ ОБ ЭЛЕКСИРЕ БЕССМЕРТИЯ

Однажды знаменитый царь Ирана услышал одну историю из «Панчатантры». В ней повествовалось о том, что высоко в горах Индии, в Гималаях, растут особые деревья, травы, из листьев которых можно извлечь элексир бессмертия и с его помощью возвращать к жизни умерших. Когда царь услышал о чудо-элексире, у него возникла мысль о том, что нужно обязательно иметь его у себя в царстве. Конечно, при этом царь думал о себе. На поиски элексира бессмертия он послал очень разумного министра с наказом: «Отправляйся в Индию и разузнай все о горах и о растениях».



Царь дал своему посланцу много золота и серебра, и сказал в напутствие: «Отправляйся в Индию и говори, что ты посланник царя. Спрашивай всех мудрых людей, где найти элексир». История происходила много лет назад, когда не было вертолетов, и путешествие было очень опасным. Министр шел пешком, на верблюдах, но все-таки он добрался до Индии и пришел в Гималаи. Иранский министр интересовался у помощников царей, правителей этой области. Все отвечали ему, что в Гималаях живет много мудрецов и садху, у которых можно спросить о чудо-растениях. Министр расспрашивал разных мудрецов, и они ему говорили ему, что такие деревья и растения действительно растут в этих местах, но они не знают рецепта приготовления элексира. Министр без устали продолжал свои поиски, но со временем начал сомневаться в истории, которую прочитал ему царь.



Посланник подумал, что, возможно, рассказы об элексире вымышленные. Но его беспокоили мысли о том, что когда он вернется домой без элексира, царь может лишить его жизни. Поэтому министр отправился за советом к мудрецам. Он обратился к ним с такими словами: «Я потерпел неудачу в поисках элексира бессмертия. Скажите, что мне делать? Могу ли я принести царю что-то взамен, что могло бы его успокоить?» И он услышал такой ответ: «Ты не первый, кто пришел в поисках элексира. Есть один философ, который тоже искал этот нектар. Пойди и спроси его». Царский посланник всем сердцем переживал, чтобы не возвращаться с пустыми руками.

Он нашел философа, смиренно подошел к нему и сказал: «Я пришел сюда, чтобы найти нектар бессмертия, но потерпел неудачу. Что же мне теперь делать?» Философ спросил: «Как ты пришел сюда?» Иранский министр ответил, что ему поведали историю о горах в Индии, где растут особые травы, деревья. Но никто не знает, как их смешать, чтобы получился элексир бессмертия», Философ сказал: «Да, я тоже читал об этом элексире. Ты думаешь, что история о нём ложная, но это не так. Она правдива. Только ты не понял, о чем она, потому что рассказ об элексире аллегоричен. Под высокими горами имеются в виду не эти горы. Высокие горы – это мудрецы с огромным разумом, а деревья и травы на горе – это писания и слова мудрецов». Потом философ сказал, что под деревьями и травами имеются в виду книги – продукт труда мудрецов. Эликсир бессмертия – это мудрость писаний. Он называется эликсиром бессмертия потому, что мудрость оживляет умерший разум человека. Умерший разум означает мирской разум, материальный разум. Когда человек использует свой разум ради мирских вещей, он считается мертвецом. Еда, сон, совокупление и оборона считаются деятельностью животных. Философ сказал, что истинный смысл истории об эликсире бессмертия состоит именно в этом, и что министр нашел заложенную в ней мудрость. Он сказал, что эликсир бессмертия – это «Панчатантра», и мудрец пообещал дать эту книгу, чтобы министр мог преподнести ее царю.



Иранский посланник возликовал от счастья и отправился обратно домой. Он рассказал царю, какой же, на самом деле, этот эликсир, которым оживляют мертвецов и возвращают их к жизни. Итак, мудрость учит человека думать. Она не учит человека, о чем думать; она учит человека, как думать, используя свой собственный разум для того, чтобы достигать высшей цели в жизни.

«ХИТА ПАДЕША» как освященная версия «ПАНЧАТАНТРЫ»

Цель «Панчатантры» заключается в том, чтобы внедрить важность гармоничного развития всех способностей человека. У человека есть множество различных способностей, с которыми мы рождаемся: это способность интеллекта размышлять, различные таланты и так далее. Поэтому назначение «Панчатантры» – побудить человека к гармоничному развитию всех его способностей. Она приводит в равновесие нужды и потребности людей любого человеческого общества так, чтобы этические, общественные, материальные, эмоциональные аспекты личности гармонично сочетались друг с другом.

У каждого из нас есть индивидуальные нужды, какие-то личные и общественные потребности. Но если мы слишком сильно ориентируемся, подчеркиваем наши личные нужды, то мы становимся эгоистами. А если человек слишком эгоистичен, его не любят люди. Но если человек служит только обществу, делает и принимает только то, что нужно обществу, хотя, может быть, это не идёт во благо ему лично – его нравственности, сознанию, совести, - то он будет развивать в себе лишь неврозы. Такой человек становится психологически нездоровым. И цель «Панчатантры» заключается в том, чтобы научить нас, как привести свои индивидуальные нужды в гармонию с общественными так, что бы мы всегда могли оставаться здоровыми людьми и умственно, и физически.

Подтверждением этих слов будет следующая цитата из вышеописанной книги: «Эта книга должна привести в равновесие нужды и потребности индивидуума и человеческого общества таким образом, чтобы этические, общественные, материальные и эмоциональные аспекты личности гармонично сочетались друг с другом, и чтобы всё это вело к мудрой жизни согласно сути этих указаний. Это является нити, что освободит от страха и желания».

РАВИТИЕ ДРУГИХ ЦЕННОСТЕЙ

Что значит «желание»? «Желание» означает «кама», «вожделение»: «Я хочу то, я хочу это, я хочу наслаждаться». Есть крайняя необходимость в том, чтобы освободиться от страха и вожделения. Далее говорится: «Другие ценности». Когда человек преодолевает страх и желания, тогда на этой основе строятся другие ценности. Так давайте же развивать эти ценности! Они возникают для того, кто отказался от страха и вожделения.

Дадати пратигрихнати

Гухйам акхйати приччхати

бхункте бходжайате чаива

Шад-видхам прити-лакшанам

Рупа Госвами пишет: «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом – таковы шесть проявлений любви, которую преданные проявляют друг к другу». Эти шесть действий являются признаками обмена любовью между преданными.

КТО ТАКОЙ ДРУГ?

Первая книга «Хита падеши» называется «Митралабха», что означает «Обретение друзей». В ней даётся определение, кто такой друг, настоящий друг, а не тот человек, который называет себя другом. То есть «Хита падеша» обсуждает признаки настоящего друга и признаки ложного друга, того, кто называет себя таковым. Здесь обсуждается, в чем заключается доброта и сострадание для нуждающихся и страдающих, а также разумное использование знаний и правильное использование разума; обучение рассудительности и благоразумию, или осторожности; тщательное обдумывание своих действий перед тем, как их совершить; также обсуждается вопрос о том, как действовать решительно, и как используя, давать всё самое лучшее, что у человека есть, как можно достичь успеха в своих начинаниях. Здесь представлен достаточно большой список ценных советов, которые можно извлечь из этой книги.

РАЗВИТИЕ ХОРОШЕГО ХАРАКТЕРА

В отличие от современного обучения, в ведическом обществе учили существенным принципам развития хорошего характера, в чем состоит суть и настоящее значение образования. Шрила Прабхупада пишет, что после того, как ученики изучали Веды под руководством учителя с пяти – до двадцатипятилетнего возраста, они обретали совершенный характер. В комментариях к «Бхагавад-гите» (8.28) говорится, что изучение Вед предназначено не для развлечения кабинетных мыслителей, а для того, чтобы сформировать в человеке характер. В другом месте Шрила Прабхупада пишет, что образование и плохой характер несовместимы.

Вопрос: Если у человека плохой характер, то чему он научит других?

Ответ: В сознании Кришны есть понятия «ачар» и «прачар». Они означают хорошее поведение и проповедь. Ачар и прачар, должны присутствовать одновременно. Что получится, если мы совместим образование с плохим характером? Основным элементом плохого характера, конечно, является телесная концепция жизни: «Я – тело, и всё, что я вижу вокруг себя, - это объекты моего чувственного наслаждения». Это основа плохого характера, его фундамент.

Если человеку с такими взглядами дать образование, и он выучит языки, писания и много разных вещей, что произойдет с этим человеком? Если человек образован, то у него вырастают способности. Если у человека очень развит разум, и он получает лидирующее положение, то он поднимается по общественной лестнице. Но если у него плохой характер, что такой человек будет делать со своим положением, с силой, которую даёт его положение? Он станет использовать их для эксплуатации других людей, что будет увеличивать его чувственное наслаждение. Вот почему Шрила Прабхупада говорит, что образование и плохой характер никак не сочетаются. Поэтому в ведическом обществе человеку с плохим характером никто образование не давал. Ему говорили: «Ты не достоин учиться».

В «Махабхарате» есть история об Экалавье. Он был нишадой, обитателем леса. Он не был кшатрием, но хотел научиться военному искусству, «Дханур-веде». Поэтому он обратился к Дроначарье с просьбой: «Пожалуйста, научи меня». Но Дроначарья сказал, что этот человек не имеет характера, который необходим для кшатрия, потому что характер кшатрия, прежде всего заключается в том, что он берет совет у брахманов, тогда он является героем, лидером. Он советуется с брахманами, учитывая их мнение, он считает брахманов выше себя.

Дроначарья ответил: «У него нет нужных качеств, поэтому я не буду его учить». Таковы стандарты ведического общества. Когда Вы собираетесь обратиться к брахману за знанием, Вы должны показать, что обладаете квалификацией для того, чтобы учиться. Потому что если Вы получите духовное знание, что Вы будете с ним делать? Если Вы будете использовать образование для того, чтобы развивать гьяну, тогда Вы квалифицированы. Но если Вы будете использовать его для того, чтобы эксплуатировать других людей, тогда оно не должно Вам даваться, потому что Вы еще больше запутаете людей в греховной деятельности, и сами станете греховным человеком. Поэтому в третьей песни «Шримад-Бхагаватам» Прабхупада приводит очень мудрое утверждение о том, что плохой характер и образование несовместимы.

Преданный:Дроначарья допустил ошибку, что принял плату за обучение, не научив его ничему. Это не согласуется с принципами ведической культуры.

Курма Рупа прабху: Да, это так.

Вопрос: Прабхупада говорил, что образование плохого человека подобно алмазу на голове змеи.

Ответ:Да, это хорошая аналогия. Если драгоценный камень находится на клобуке у змеи, то змея становится более привлекательной. Под драгоценным камнем следует понимать образование, а змея олицетворяет собой плохой характер. Рупа Госвами говорит, что молоко, к которому прикасается язык змеи, становится ядом. Это молоко подобно образованию. Когда образование получает человек с плохим характером, то он станет злоупотреблять знанием, потому что люди с плохим характером будут видеть чувственные наслаждения единственной целью своей жизни, и использовать всё, включая образование, как инструмент для удовлетворения своих греховных желаний. Поэтому человек, получивший образование, но обладающий плохим характером, непременно будет использовать образование, чтобы подниматься по общественной лестнице так, чтобы эксплуатировать других людей ради своего чувственного наслаждения. Таким образом, образование предполагает наличие хорошего характера, который дает человеку квалификацию для обретения дальнейшего образования, необходимого для продвижения в религии и, в конце концов, для преданного служения.

«Хита падеша» искусно строит характер человека и вкладывает мудрость в то, чтобы решать практические задачи. Мудрость – это брахманическое качество, которое очень благотворно для учеников. На санскрите «мудрость» определяется словом «вигьяна». Прабхупада переводит это слово, как «осознанное знание». Осознанное знание – то же самое, что мудрость. Таким образом, «Хита падеша» искусно строит характер человека и наставляет его в том, как правильно решать практические задачи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.