Сделай Сам Свою Работу на 5

Конферансье в процессе общения с залом





Одна из первостепенных задач конферансье — контакт со зрительным залом. Этим драгоценным для конферансье даром в совершенстве владел В. Маяковский. Его «разговор со зрителем», мгно­венные импровизации, наполненные разящим ос­троумием, являют собой творчество конферансье высшего класса.

«Способ общения артистов со слушателями в концертном творчестве, как известно, существенно отличается от театрального общения. Театральный актер вступает в общение с залом опосредованно, через создаваемый им сценический образ. Чем глуб­же актер погружается в заботы своего персонажа, тем более он втягивает зрителя в суть событий, происходящих с героями спектакля. Но при этом периодически действует и канал непосредственного общения актера с залом — канал контрольный. По нему поступает информация о бесперебойности вос­приятия, об эмоциональных оценках воспринятого


в экстремальных ситуациях. Напротив, концертный исполнитель свое выступление строит на тесном пря­мом контакте с залом, позволяющем воспринимать все реакции слушателей тоже впрямую»1.

В атмосфере эстрадного концерта появляется со­вершенно особая степень близости зала и исполните­лей. Частично она подготовлена заранее, но главная инициатива остается за актерами. «Нужно сразу, — справедливо утверждал Е. Гершуни, — установить контакт со зрителями, общаться с ними как с добры­ми и старыми друзьями». Такие взаимоотношения «старых и добрых друзей» служат платформой для создания специфической системы общения в эстрад­ном искусстве, что и является одним из основных свойств этой области искусства.



Душевный, доверительный тон в общении с аудиторией необходим для конферансье и предпо­лагает более открытые, чем в строгих концертных жанрах, реакции: несдерживаемый смех, бурные эмоциональные аплодисменты. Позиция конферан­сье по отношению к публике и позиция публики по отношению к конферансье предопределяют развитие общения в зале. Очень часто зритель проявляет острый интерес к личности исполнителя, к его внешним данным, даже к подробностям его био­графии. Имидж исполнителя является для зрителя очень существенным. Зрителя интересует, на какой машине приехал конферансье, в чем был одет до выхода на эстраду, т. е. выступление конферансье




начинается с момента его приезда туда, где он дол­жен конферировать.

Характер появления конферансье, его внешний облик уже являются своеобразной визитной карто­чкой, аттестующей его личностный уровень, вкус, мастерство. За очень короткое время, пока актер занимает свое место на эстраде, зрители должны составить представление еще о том, что их сейчас ожидает. За это же самое время конферансье должен успеть уловить общее настроение зала, понять, как зал отнесся к предстоящему выступлению после его анонсирования. Все эти мысленные, почти подсозна­тельные операции производятся за какие-то секунды. Но именно в эти первые мгновения пребывания на эстраде закладываются фундамент контакта с залом, а значит, и успех всего выступления. На эстраде прямое общение с залом в самом начале номера является моментом завязывания отношений, уста­новления контактов, договоренностей о творческом сотрудничестве на время выступления.

Импровизационное творчество тесно связано с профессией конферансье. «Импровизационный» характер конферанса, рождение здесь, в данный мо­мент, в данной ситуации взаимоотношений и данного текста являются серьезной проблемой жанра. Заста­вить зрителя поверить в то, что весь конферанс, все его компоненты (вступительный монолог, фельетон, основной монолог ведущего, интермедии, репризы, шутки, заключение) не являются «заготовками», а мгновенно рождаются здесь же, на эстраде, перед зрительным залом, — одна из серьезных творческих




задач, требующих от конферансье таланта и настоя­щего актерского мастерства.

Вновь смыкаются основы актерского мастерства театра и эстрады, ибо классическая формула — «се­годня, здесь, сейчас, как в первый раз» — не только применима к искусству конферансье, но и является одним из основных условий этой профессии.

А. Г. Алексеев говорил, что лучшая импровизация чаще всего та, которая заготовлена заранее. Опира­ясь на опыт, конферансье в состоянии .предвидеть ситуации, в которые может попасть, и предугадать темы концертов, которые ему придется вести. Зна­чит, можно договориться. Кроме того, существует традиционно повторяющаяся ситуация, которая тоже требует своих не заимствованных у других конфе­рансье, остроумных заготовок.

Для конферансье необходимы тренировки по импровизации. Умение импровизировать, разгова­ривать с публикой, не боясь отойти от заученного текста, выходить из любых затруднительных ситу­аций, неожиданно возникающих на сцене, умение оправдать их. Например, М. Н. Гаркави, придавая импровизации решающее значение, при просмотре молодых артистов применял такой прием. «Молодой конферансье начал читать заученный конферанс; «Добрый вечер, дорогие зрители! Начинаем нашу программу...». Сидевший в пустом зале Гаркави неожиданно крикнул: «Пошел к черту!». Артист растерялся: «Михаил Наумович, в чем дело? Поче­му?». Гаркави ответил: «А импровизация? Почему ты не ответил на реплику, где импровизация? Да-


вай с начала». Испытывая артиста таким образом, Гаркави в разных местах выступления задавал ему неожиданные вопросы.

Конферансье Олег Милявский вспоминает: «Я помню, как Михаил Наумович Гаркави в Измайлов­ском парке вел устный журнал и получил список участников буквально за пять минут до выхода на сцену. Первым, кого надо было объявить, оказался врач — я помню только его имя и отчество — Евге­ний Валерьянович. Гаркави сказал: «О новых мето­дах лечения рака нам сейчас расскажет кандидат медицинских наук Евгений Валерьянович такой-то». А когда этот человек подошел к микрофону, Гаркави его остановил. Почему? «Знаете, в вашем отчестве есть что-то успокаивающее». Вот убеди­тельный пример импровизации и умной, и остроум­ной, которую не раз демонстрировал удивительный мастер импровизации, блестящий конферансье М. Н. Гаркави.

Э. Шапировкий в работе «Конферанс и конферан­сье» также утверждает необходимость импровизации в работе. «Попав в шторм», — образно говорит о та­ких ситуациях автор, — конферансье, как капитану терпящего бедствие корабля, приходится напрячь всю свою сметливость, опыт, мужество, чтобы снять корабль с мели. Он подстегивает темп концерта, сокращает паузы, перекраивает оставшуюся часть программы... В зале могут возникнуть нелепые реп­лики... Сумеет он сымпровизировать ответ, быстро


и весело парировать удар — победа на его стороне... Смех разряжает напряженность».

Чтобы быть тем, что вы называете хорошим, своеобразным, нештампованным конферансье, надо раньше всего быть профессиональным актером, кро­ме того, надо быть режиссером (никто не поставит тебе программу так, как ты сам), надо быть немного писателем... надо быть образованным и остроумным человеком.

Итак, мы приходим к выводу, что для конфе­рансье умение хорошо владеть искусством импро­визации — это прежде всего вопрос квалификации. Можно смело утверждать, что конферансье, выступа­ющий на концертной эстраде, должен быть хорошим психологом. Умение разгадать настроение аудитории сегодняшнего концерта основывается и на опыте прежних выступлений, и на учете сиюминутных обстоятельств. Конферансье необходимо владеть на­выками тонкого восприятия ответных реакций ауди­тории, мгновенной переработки этой информации и корректировки своего выступления. Иногда период пристройки исполнителя к публике длится долго. Конферансье буквально на лету должен уметь опре­делять «температуру» концерта, «климат» зритель­ного зала, воспринимать «температурные колебания» после каждого предыдущего выступления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.