|
Конферансье в процессе общения с залом
Одна из первостепенных задач конферансье — контакт со зрительным залом. Этим драгоценным для конферансье даром в совершенстве владел В. Маяковский. Его «разговор со зрителем», мгновенные импровизации, наполненные разящим остроумием, являют собой творчество конферансье высшего класса.
«Способ общения артистов со слушателями в концертном творчестве, как известно, существенно отличается от театрального общения. Театральный актер вступает в общение с залом опосредованно, через создаваемый им сценический образ. Чем глубже актер погружается в заботы своего персонажа, тем более он втягивает зрителя в суть событий, происходящих с героями спектакля. Но при этом периодически действует и канал непосредственного общения актера с залом — канал контрольный. По нему поступает информация о бесперебойности восприятия, об эмоциональных оценках воспринятого
в экстремальных ситуациях. Напротив, концертный исполнитель свое выступление строит на тесном прямом контакте с залом, позволяющем воспринимать все реакции слушателей тоже впрямую»1.
В атмосфере эстрадного концерта появляется совершенно особая степень близости зала и исполнителей. Частично она подготовлена заранее, но главная инициатива остается за актерами. «Нужно сразу, — справедливо утверждал Е. Гершуни, — установить контакт со зрителями, общаться с ними как с добрыми и старыми друзьями». Такие взаимоотношения «старых и добрых друзей» служат платформой для создания специфической системы общения в эстрадном искусстве, что и является одним из основных свойств этой области искусства.
Душевный, доверительный тон в общении с аудиторией необходим для конферансье и предполагает более открытые, чем в строгих концертных жанрах, реакции: несдерживаемый смех, бурные эмоциональные аплодисменты. Позиция конферансье по отношению к публике и позиция публики по отношению к конферансье предопределяют развитие общения в зале. Очень часто зритель проявляет острый интерес к личности исполнителя, к его внешним данным, даже к подробностям его биографии. Имидж исполнителя является для зрителя очень существенным. Зрителя интересует, на какой машине приехал конферансье, в чем был одет до выхода на эстраду, т. е. выступление конферансье
начинается с момента его приезда туда, где он должен конферировать.
Характер появления конферансье, его внешний облик уже являются своеобразной визитной карточкой, аттестующей его личностный уровень, вкус, мастерство. За очень короткое время, пока актер занимает свое место на эстраде, зрители должны составить представление еще о том, что их сейчас ожидает. За это же самое время конферансье должен успеть уловить общее настроение зала, понять, как зал отнесся к предстоящему выступлению после его анонсирования. Все эти мысленные, почти подсознательные операции производятся за какие-то секунды. Но именно в эти первые мгновения пребывания на эстраде закладываются фундамент контакта с залом, а значит, и успех всего выступления. На эстраде прямое общение с залом в самом начале номера является моментом завязывания отношений, установления контактов, договоренностей о творческом сотрудничестве на время выступления.
Импровизационное творчество тесно связано с профессией конферансье. «Импровизационный» характер конферанса, рождение здесь, в данный момент, в данной ситуации взаимоотношений и данного текста являются серьезной проблемой жанра. Заставить зрителя поверить в то, что весь конферанс, все его компоненты (вступительный монолог, фельетон, основной монолог ведущего, интермедии, репризы, шутки, заключение) не являются «заготовками», а мгновенно рождаются здесь же, на эстраде, перед зрительным залом, — одна из серьезных творческих
задач, требующих от конферансье таланта и настоящего актерского мастерства.
Вновь смыкаются основы актерского мастерства театра и эстрады, ибо классическая формула — «сегодня, здесь, сейчас, как в первый раз» — не только применима к искусству конферансье, но и является одним из основных условий этой профессии.
А. Г. Алексеев говорил, что лучшая импровизация чаще всего та, которая заготовлена заранее. Опираясь на опыт, конферансье в состоянии .предвидеть ситуации, в которые может попасть, и предугадать темы концертов, которые ему придется вести. Значит, можно договориться. Кроме того, существует традиционно повторяющаяся ситуация, которая тоже требует своих не заимствованных у других конферансье, остроумных заготовок.
Для конферансье необходимы тренировки по импровизации. Умение импровизировать, разговаривать с публикой, не боясь отойти от заученного текста, выходить из любых затруднительных ситуаций, неожиданно возникающих на сцене, умение оправдать их. Например, М. Н. Гаркави, придавая импровизации решающее значение, при просмотре молодых артистов применял такой прием. «Молодой конферансье начал читать заученный конферанс; «Добрый вечер, дорогие зрители! Начинаем нашу программу...». Сидевший в пустом зале Гаркави неожиданно крикнул: «Пошел к черту!». Артист растерялся: «Михаил Наумович, в чем дело? Почему?». Гаркави ответил: «А импровизация? Почему ты не ответил на реплику, где импровизация? Да-
вай с начала». Испытывая артиста таким образом, Гаркави в разных местах выступления задавал ему неожиданные вопросы.
Конферансье Олег Милявский вспоминает: «Я помню, как Михаил Наумович Гаркави в Измайловском парке вел устный журнал и получил список участников буквально за пять минут до выхода на сцену. Первым, кого надо было объявить, оказался врач — я помню только его имя и отчество — Евгений Валерьянович. Гаркави сказал: «О новых методах лечения рака нам сейчас расскажет кандидат медицинских наук Евгений Валерьянович такой-то». А когда этот человек подошел к микрофону, Гаркави его остановил. Почему? «Знаете, в вашем отчестве есть что-то успокаивающее». Вот убедительный пример импровизации и умной, и остроумной, которую не раз демонстрировал удивительный мастер импровизации, блестящий конферансье М. Н. Гаркави.
Э. Шапировкий в работе «Конферанс и конферансье» также утверждает необходимость импровизации в работе. «Попав в шторм», — образно говорит о таких ситуациях автор, — конферансье, как капитану терпящего бедствие корабля, приходится напрячь всю свою сметливость, опыт, мужество, чтобы снять корабль с мели. Он подстегивает темп концерта, сокращает паузы, перекраивает оставшуюся часть программы... В зале могут возникнуть нелепые реплики... Сумеет он сымпровизировать ответ, быстро
и весело парировать удар — победа на его стороне... Смех разряжает напряженность».
Чтобы быть тем, что вы называете хорошим, своеобразным, нештампованным конферансье, надо раньше всего быть профессиональным актером, кроме того, надо быть режиссером (никто не поставит тебе программу так, как ты сам), надо быть немного писателем... надо быть образованным и остроумным человеком.
Итак, мы приходим к выводу, что для конферансье умение хорошо владеть искусством импровизации — это прежде всего вопрос квалификации. Можно смело утверждать, что конферансье, выступающий на концертной эстраде, должен быть хорошим психологом. Умение разгадать настроение аудитории сегодняшнего концерта основывается и на опыте прежних выступлений, и на учете сиюминутных обстоятельств. Конферансье необходимо владеть навыками тонкого восприятия ответных реакций аудитории, мгновенной переработки этой информации и корректировки своего выступления. Иногда период пристройки исполнителя к публике длится долго. Конферансье буквально на лету должен уметь определять «температуру» концерта, «климат» зрительного зала, воспринимать «температурные колебания» после каждого предыдущего выступления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|