Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

_________________________

«___» _____________ 2016 г.

 

 

Программа дисциплины

"ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

 

Направление подготовки 032700 - Филология

 

Профиль подготовки

Отечественная филология (Русский язык и литература)

 

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

Ростов-на-Дону


1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ИСЦИПЛИНЫ

1.1 Цель дисциплины - в соответствии с требованиями "Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология" сформировать у студентов представления об историко-литературном процессе, об основных тенденциях развития русской культуры Х1-ХУ11 вв., о типологических и национальных чертах русской литературы, ее связях с мировой культурой; о своеобразии древнерусских памятников; об основных принципах анализа художественного текста - для обеспечения успешного использования полученных знаний и сформированных навыков в последующей педагогической и проектной деятельности (образовательные и культурно- просветительские учреждения); научно-исследовательской работе (научные и научно-педагогические институты); при осуществлении редактирования текстов разного времени и происхождения (редакции СМИ).



 

1.2 Задачи дисциплины:

1) познакомить с наиболее значительными памятниками рассматриваемого периода;

2) продемонстрировать основные закономерности общекультурного и национально-культурного развития;

3) описать своеобразие средневекового культурного феномена;

4) осмыслить связи литературы с другими видами искусства соответствующего периода;

5) представить основные этапы развития русской средневековой культуры;

6) научить работе с литературоведческими трудами;

7) познакомить с работами выдающихся медиевистов;

8) подготовить к научно-исследовательской работе с текстом;



9) обучить различным методикам литературоведческого анализа;

10) сформировать умение составлять высказывание по историко-литературной проблематике;

11) представить древнерусский период развития литературы как основу для последующего развития русской культуры.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

В соответствии с "Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология" настоящая дисциплина включается в базовую часть профессионального цикла (Б.3) Профиля 1 "Отечественная филология (Русский язык и литература)". Это первый курс из истории русской литературы, поэтому основном базу для его изучения составляют компетенции, полученные в средней школе, а также получаемые параллельно с изучением данной дисциплины в рамках курсов, читаемых в первом семестре, таких как "Основы филологии", "Введение в литературоведение", "История мировой литературы", "Фольклор". В свою очередь овладение компетенциями в рамках курса "Древнерусская литература" необходимо при изучении последующих периодов истории русской литературы, истории мировой литературы, теории литературы, для работы в рамках практикума по литературоведческому анализу, истории русского литературного языка, для педагогической практики и т.д.

На изучение дисциплины отводится 108 часов: 54 аудиторных и 54 часа самостоятельной работы студентов – в 1 семестре

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Дисциплина способствует формированию у студентов следующих компетенций, предусматриваемых ФГОС

Общекультурных:

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

стремление к саморазвитию, повышение квалификации и мастерства (ОК-6);

осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Профессиональных:

способность демонстрировать знание основных положений и концепци области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных традиционных технологий (ПК-2).

 

По видам деятельности с учетом профиля подготовки:

в научно-исследовательской деятельности

способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и подходов (ПК-6);

владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников в поисковых системах (ПК-7);

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

 

в педагогической деятельности

готовность к распространению и популяризации филологических знаний (ПК-11);

 

в прикладной деятельности

владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

владение базовыми навыками доработки и обработки (корректирование, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13);

 

в организационно-управленческой деятельности

умение организовать самостоятельный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах (ПК-16).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

знать:

специфику средневекового периода развития литературы, приемы средневекового повествования, своеобразие жанровой системы данного периода, этапы развития средневековой культуры, содержание наиболее значительных произведений древнерусской литературы, их место в истории культуры, своеобразие творческой манеры известных и неизвестных авторов, связи литературы с фольклором и с последующими периодами развития ;

 

уметь:

анализировать текст, выявляя в нем черты определенного периода развития и индивидуальные черты; продуцировать устные и письменные монологические ексты, вести диалог по тематике курса; работать с научной литературой по медиевистике, готовить рефераты и доклады по предложенным темам; самостоятельно осваивать некоторые разделы курса;

 

владеть:

навыками поиска, отбора и использования информации, анализа текста, построения высказывания по литературоведению.

 

4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредитные единицы, 54 аудиторных часа в 1 семестре, 3 ЗЕТ.

 

  раздел   неделя   виды учебной работы и тру-доемкость   формы контроля и промежуточная аттестация
1.Введени 1-5 8ч.лек., 2к.р., 10 сам.раб. контр. раб.
2.Стиль монументального историзм 6-9 8 ч. лек., 8ч.пр.з.,16 сам. раб. лаб.раб., письм. дом. раб.
3.Переходный период - 13 век 2ч.лек. ,2 ч. сам. раб. опрос на лекции
4.Эмоционально-экспрессивный стиль 2 ч.лек.. 2 ч. письм. лаб. раб, сам. раб.
5.Переходный период - рубеж 15-16 вв. 4 ч. лек., 4 сам. раб.
6. Стиль второго монуметализма 2 ч. лек., 2 ч. сам. раб..лаб.раб
7.Переходный период -рубеж 16-17 вв. 2 ч. лек., 2 ч. сам. раб.
8.Барокко в русской литературе 15 - 17 6ч.лек.. 4 ч. пр.з.,10. рефераты сам. раб
9.Итоги 2 ч.лек.  

Итоговая аттестация – зачет

 

4.2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ: ВВЕДЕНИЕ

Цель этого раздела – показать своеобразие русской средневековой литературы, ее типологическую и национальную специфику и – в то же время – то «вечное», что связывает литературу Х1-ХУ11 вв. с последующими периодами развития нашей культуры.

Проблема периодизации древнерусской литературы

 

МОДУЛЬ 1: Объем понятия "древнерусская литература", ее хронологические, географические границы, принципы отбора памятников для курса.

Тесты рубежного контроля

1.Почему специалисты по древнерусской литературе полагают, что древнерусская литература уже существовала в Х веке?

2.Почему граница между средневековой и новой русской литературой проходит по рубежу 17 – 18 вв.?

3.Почему в понятие «древнерусская литература» включены переводные сочинения?

4. Насколько достоверны наши представления о количестве существовавших древнерусских памятников?

5. Назовите главный критерий отграничения литературных сочинений от других письменных текстов.

 

ТЕМА 1. Проблема периодизации древнерусской литературы. Предшествующие периодизации, их недостаточность Современная периодизация, основанная на понятии «стиль эпохи». Четыре основные стиля эпохи: монументальный историзм, эмоционально – экспрессивный стиль, второй монументализм, барокко. Периоды, подчиненные стилю эпохи, и переходные периоды.

 

ТЕМА 2. Бытование древнерусских памятников: рукописный характер, ано­нимность, отсутствие понятия авторства, редактирование памятников, понятие о варианте, редакции, изводе, внешнее оформление книги, начерки.

Древнерусская литература как литература средневековая, типологические и национальные черты..

Основные темы древнерусской литературы, ее патриотический
пафос.

Проблема метода древнерусских книжников. Понятие о литературном этикете. Принципы исследования древнерусских памятников: конъектуры, определение редакций, датировка.

Источниковедение древнерусской литературы.

 

Вопросы для контрольной работы по разделу «Введение»

1.Объем понятия «древнерусская литература».

2.Проблема периодизации древнерусской литературы.

3. Бытование древнерусских памятников.

4.Особенности изучения древнерусских текстов.

РАЗДЕЛ 2:ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цель этого раздела – показать историко-литературное развитие, его этапность, рассмотреть жанровую систему, становление и развитие жанров через призму понятия «стиль эпохи»; проанализировать тексты в связи с типологическими особенностями средневековой культуры в целом и спецификой определенного периода.

ТЕМА 1. ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОГО ПЕРИОДА (Х1-НАЧАЛО Х111 ВЕКА). СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА

Основная проблема – становление жанровой системы стиля монументального историзма в соотнесении с византийской литературой как основой христианского этапа культурного развития России, сочетание в литературе заимствованного и национально-своеобразного.

Переводная литература как основа дляразвития древнерусской литературы.

Основные жанры переводной литературы. Христианская книж­ность (библейские книги и апокрифы, патристика, жития, житийный канон, содержащийся в них). Светская книжность (естественнонауч­ные сочинения, хроники, повести).

Понятие "стиль монументального историзма". Становление жан­ровой системы древнерусской литературы".

Летопись как жанр. Эта­пы формирования летописного жанра. Источники, используемые ле­тописцами. Работа летописца над текстом летописи. Основные темы"Повести временных лет". Изображение человека в памятнике. Фи­лософия истории летописца. Летопись и византийские хроники: ста­новление особой жанровой формы. Стиль монументального историзма в летописи.

Житийный жанр в древнерусской литературе. Становление жанра как движение к византийскому канону: от "Сказания о Борисе и Гле­бе" к каноническим житиям. Проповедническая литература. Своеоб­разие художественной манеры древнерусских проповедников (Иларион, Кирилл Туровской, Лука Жидята, Феодосий Печерский). Поэтика проповедей.

"Поучение Владимира Мономаха" как образец светской поучи­тельной литературы. Политические представления автора. Нравствен­ный его облик.

Жанр хождений как отражение политических, религиозных и нравственных представлений древнерусского человека ("Хождение игумена Даниила", "Книга паломник Добрыни Ядрейковича").

Стиль монументального историзма в житийной и проповедничес­кой литературе. Мир и человек в литературе стиля монументального историзма.

"Слово о полку Игореве" в связи с современной ему жанровой
системой и культурой в целом. Черты различных жанров в "Слове".
Поэтика "Слова". Образ автора.

Тексты для чтения

Один из апокрифов (по выбору). Житие Алексия, человека божь­его. Отрывки из естественнонаучной и исторической литературы. Oдна из переводных повестей (по выбору): Александрия, Девгениево деяние или Повесть об Акире Премудром. Повесть временных лет. Слово о законе и благодати. Одна из проповедей Кирила Туровского. Сказа­ние о Борисе и Глебе. Житие Феодосия Печерского. Поучение Влади­мира Мономаха. Хождение игумена Даниила. Слово о полку Игореве.

ТЕМА 2: ЛИТЕРАТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГОИГА (1237- КОНЕЦ ХШ в.) Переходный период

Цель данного модуля – продемонстрировать, как в произведениях разных жанров происходит изменение мировоззрения, как представления о мире, свойственные стилю монументального историзма, отходят на второй план, а на первый план постепенно выходит предвозрожденческий интерес к человеку.

Разрушение стиля монументального историзма и возникновение новых представлений о мире и человеке. Пафос произведений, посвященных татаро-монгольскому нашествию (Слово о погибели русской
земли, Повесть о битве на реке Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем). Эпичность текстов и отражение в них новых исторических представлений.

Отражение исторических событий в житийной и проповеднической литературе (Житие Меркурия Смоленского, Житие Александра Невского, проповеди Серапиона Владимирского).

Моление Даниила Заточника. Представление о ценности человеческой личности. Образ автора в "Молении». Психологизм памятника.

Тексты для чтения

Слово о погибели Русской земли. Повесть о битве на реке Калке. Повесть о разорении Рязани Батыем. Житие Александра Невского. Моление Даниила Заточника.

 

ТЕМА 3. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ (ХIV-СЕРЕДИНА XV ВЕКА). ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЙ СТИЛЬ

Цель – осмыслить особый предвозрожденческий психологизм, свойственный эмоционально-экспрессивному стилю.

Представление о мире и человеке в памятниках, связанных с эмоцонально - экспрессивным стилем. Второе южнославянское влияние. Исихазм кaк философская основа эмоционально-экспрессивного сти­ля. Произведения этого стиля как отражение предвозрожденческих тенденций. Поэтика произведений Епифания Премудрого. Изменение жанра жития. Памятники Куликовского цикла (Задонщина, Ска­зание о Мамаевом побоище, летописные повести, Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича). Отражение в них роста национального самосознания.

 

Тексты для чтения

Одно из житий, написанных Епифанием Премудрым (по выбору). Задонщина и еще один памятник Куликовского цикла по выбору.

Задание для самостоятельной работы

Покажите, как в памятниках Куликовского цикла зарождаются новые представления о месте Московского княжества среди других русских земель.

ТЕМА 4: ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (СЕРЕДИНА ХV – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХV1 ВЕКА)

Цель – продемонстрировать, как в произведениях разных жанров формируются идеи, из которых впоследствии сложится «государственный» стиль второго монументализма.

Зарождение политической теории "Москва-третий Рим " и отражение ее в памятниках письменности (Повесть о взятии Царьграда и Повести о Вавилонском царстве, Сказание о князьях Владимирских, Повесть о новгородском белом клобуке).

Церковно-полемическая литература. Своеобразие позиций Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Философия Максима Грека. Переводные сочинения, посвященные проблеме царской власти.

Возрожденческие элементы в литературе (Повесть о Петре и Февронии, Хождение Афанасия Ники­тина затри моря).

Тексты для чтения

Повесть о взятии Царьграда или Повести о Вавилонском царстве (по выбору). Сказание о князьях Владимирских. Повесть о новгородском белом клобуке. Отрывки из сочинений Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и Максима Грека. Повесть о Дракуле. Повесть оПетре и Февронии. Хождение Афанасия Никитина за три моря.

 

ТЕМА 5: ЛИТЕРА ТУРА ПЕРИОДА УКРЕПЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XVI в.). ВТОРОЙ МОНУМЕНТАЛИЗМ

Цель – продемонстрировать, как в литературе отражаются политические идеи эпохи и как они формируют особый художественный метод.

Публицистика XVI века как отражение разнообразных политичес­ких воззрений (Сказание о царе Константине и Магмет-салтане Ивана Пересветова, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, другие послания Грозного). Отражение личности авторов в этих со­чинениях. Связь публицистических сочинений со стилем второго монументализма.

Обобщающие литературные работы середины XVI века как отражение стиля второго монументализма (Никоновский летопис­ный свод, Домострой, Степенная книга, Великие Четьи-Минеи).

Тексты для чтения

Переписка Грозного с Курбским и другие послания Грозного.
Сказания Ивана Пересветова. Отрывки из обобщающих литературных
работ.

ТЕМА 6 : ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА СМУТЫ (КОНЕЦ XVI-НАЧАЛО XVH ВЕКА). ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Цель – показать появление новых представлений о мнесте человека в истории.

Формирование новых исторических и государственных представ­лений в литературе периода. Открытие "частного" человека и его роли в событиях.

Тексты для чтения

Отрывки из «Сказания Авраамия Палицына» и «Новой преславной повести о российском царстве».

ТЕМА 7: ЛИТЕРАТУРА «БУНТАШНОГО ВЕКА". БАРОККО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Цель – осмысление данного периода как переходного к новой русской литературе и как барочного.

Эволюция традиционных жанров жития и воинской повести в XVII веке.

Житие Юлиании Лазаревской: элементы жанра семейной хроники и биографии. Автобиографические элементы в Житии протопопа Аввакума. Cтpyктypa жанра Жития протопопа Аввакума. Повесть об азовском осадном сидении донских казаков. Казачья идеология в повести. Новый герой. Отражение исторической действительности. Проблема барокко в русской литературе. "Высокое" и «низовое" барокко.

Жанры "высокого" барокко: вирши, комедии. Досиллабическое стихотворство, школы досиллабической поэзии. Тематика и поэтика виршей Симеона Полоцкого. Барочные1 и просветительские черты в его поэзии. Придворный театр, тематика первых пьес. Осознание театральной условности. Возникновение школьного театра и особенности его репертуара.

Посадская литература как национальный вариант "низового" ба­рокко. Жанры посадской литературы: бытовая повесть, сатирическая повесть. Появление активного героя в бытовой повести. Разрушение традиционных представлений о человеке. Карнавальный смех и соци­альная сатира в сатирической повести.

 

Тексты для чтения

Житие Юлиании Лазаревской. Житие протопопа Аввакума. Повесть об азовском осадном сидении донских казаков. Повесть о Горе-Злосчастии. Повесть о Савве Грудцыне. Повесть о Фроле Скобееве. Повесть о Карпе Сутулове. Повесть о Шемякином суде. Повесть о Ерше Ершовиче. Повесть о бражнике. Калязинская челобитная. Азбука о голом и небогатом человеке. Вирши Симеона Полоцкого и его Комедия притчи о блудном сыне.

 

 

РАЗДЕЛ 3: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Беллетризация литературы. Усиление личностного начала. Расширение сектора свободы. Расширение социальной среды и мирового опыта. Снижение прямолинейной условности. Эволюция поэтических
средств.

Задание

Показать, как проявляются все обозначенные выше тенденции в литературе второй половины 17 века.

 

Темы практических занятий

По учебному плану на отделении отечественной филологии 18 часов практических занятий.

Занятие 1. Малые жанры в «Повести временных лет» (4 часа)

Вопросы

1.Что такое малые и обобщающие жанры в древнерусской литературе?

2.Дайте характеристику летописи как жанру.

3.Дайте определение всем малым жанрам, встречающимся в летописи, приведите примеры каждого. В приведенных эпизодах выявите жанрообразующие элементы.

4.Предложите собственную классификацию малых жанров на основе тех, что даются в учебниках. Укажите, какими принципами деления вы пользовались на каждом этапе.

 

Нарисуйте схему малых жанров в ПВЛ и сдайте ее для проверки

 

Литература

Следует прежде всего изучить соответствующие разделы учебников (см. основой список рекомендованной литературы). В качестве дополнительной литературы рекомендованы следующие издания.

1.Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975 (и последующие издания). Раздел «Повесть временных лет».

2.Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970.

3.Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания; Былины; Летописи. М.,1963.

Занятие 2. Поэтика «Слова о полку Игореве» - 4 часа

Вопросы

В чем заключается жанровое своеобразие СПИ?

Каковы сюжетно – композиционные особенности памятника?

Назовите темы лирических отступлений, определите их роль в памятнике.

В чем своеобразие тропов и фигур, использованных автором? Приведите примеры изобразительно – выразительных средств.

Литература

Адрианова – Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.,

Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. М.,

Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М.,1971.

Занятие 3. Структура жанра «Жития протопопа Аввакума» - 4 часа

 

Вопросы

1.Черты каких жанров можно обнаружить в произведении? С чем связано появление черт иных жанров в тексте жития?

2. В чем состоят особенности системы персонажей по сравнению с традиционным житием?

3.Каковы композиционные особенности памятника? Насколько его структура соответствует композиции традиционного жития?

В чем состоит своеобразие авторской точки зрения?

Определите особенности языка и стиля памятника.

 

Литература

Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения древней Руси (любое издание). Раздел «Житие протопопа Аввакума.

Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. М., 1963.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (любое издание с предисловием В.Е.Гусева).

Занятие 4. Возникновение стихосложения и театра в древнерусской литературе – 4 часа

 

Вопросы

1.Каковы причины позднего появления стихосложения в древнерусской литературы?

2. Что такое поэтическая школа? Охарактеризуйте приказную и ново-иерусалимскую школы поэзии.

3. Укажите барочные и просветительские черты в поэзии Симеона Полоцкого.

4. Расскажите о возникновении русского театра – школьного и придворного. 5.Назовите характерные особенности первых пьес русского репертуара.

На какие барочные черты этих пьес можно указать?

 

Литература

Панченко А.М. Русская стихотворная культура ХУ111 века. Л., 1973.

Робинсон А.Н.Симеон Полоцкий и русский литературный процесс // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982.

Софронова Л.А. Поэтика славянского театра ХУ11 – первой половины ХУ111 века. Польша, Украина, Россия. М., 1981.

 

2 часа из 18, отведенных на практические занятия, предназначены для контрольной работы.

 

Темы лабораторных работ и литература к ним

Лабораторные работы – особая форма проверки самостоятельной работы студента. Форма проведения такова. Группа студентов в количестве 5-7 готовят определенный литературный материал по вопросам, указанным в программе, и сдают его малой группой.

 

Лабораторная работа 1.

Поэтика проповедей Кирилла Туровского

Задание: проанализируйте одну из проповедей, определите, в чем заключается своеобразие творческой манеры автора (композиции, тропов, фигур).

Литература

Сокровищница древнерусской литературы: Красноречие Древней Руси. М.,

Библиотека литературы Древней Руси. Т. М.,

 

Лабораторная работа 2. Жития, написанные Епифанием Премудрым, как образец эмоционально – экспрессивного стиля.

Задание: выпишите наиболее характерные для данного стиля примеры тропов и фигур.

Литература

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х – ХУ11 вв. Эпохи и стили. М.,1973.

Библиотека литературы Древней Руси. Т. М.,

 

Лабораторная работа 3. Образ автора в посланиях Ивана Грозного.

Задание: прочитайте переписку Грозного с Курбским, а также послания Грозного и попытайтесь обрисовать образ автора; обратите внимание на то, какие приемы создают авторский образ.

Литература

Послания Ивана Грозного (серия «Литературные памятники», любое издание.

Скрынников Р.Г. Переписка Грозного с Курбским. Парадоксы Эдварда Киннана.

 

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Пассивные: лекция, устный опрос на лекции, предзачетное тестирование.

Активные: подготовка к лабораторным и практическим занятиям (самостоятельная работа с текстами и научной литературой на бумажных носителях и в интернете), самостоятельное освоение ряда тем (чтение текста, раздела учебника и дополнительной литературы), подготовка докладов по предложенным темам, выполнение творческих письменных домашних заданий.

Интерактивные: работа в малой группе на лабораторных занятиях, участие в дискуссиях на практических занятиях, обсуждение подготовленных соучениками докладов.

 

6.УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1 Виды самостоятельной работы

Подготовка к практическим занятиям - работа с текстами, учебной и дополнительной литературой, подготовка ответов на предложенные вопросы.

Подготовка к лабораторным занятиям - в составе малой группы самостоятельная разработка предложенной темы.

Самостоятельное изучение ряда тем - изучение тем, не вошедших в лекционный курс и не изучаемых на практических и лабораторных занятиях.

Выполнение творческих заданий -подготовка дома письменной творческой работы.

Работа с научной литературой - подготовка к зачету с использованием дополнительной литературы, указанной в программе.

Подготовка докладов по предложенным темам.

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

Тексты

1. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.К. Гудзий. М.,1973.

Памятники литературы Древней Руси: В 10т. М, 1978 - 1990.

Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969.

4.Библиотека литературы Древней Руси в 20-ти тт. Издание не завершено

Учебники

Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 5. М., 1989.

История русской литературы. В 4 тт. Л.,1980. Т. 1.

История русской литературы X-XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1985.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской
литературы. 2-е изд. Л., 1987.

5.Архангельская А.В., Пауткин А.А. Русская литература ХI- ХVII вв. М., 2003.

6.Древнерусская литература Х1-ХУ11 вв. Под ред. В.И.Коровина. М., 2003.

б) дополнительная литература

1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.

2. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973.

3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М.,1979.

4. Лихачев Д.С, Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

5. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л.,1973.

6. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XV11 века. М, 1974.

7. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М; Л., 1966.

 

в) программное и коммуникационное обеспечение

На сайте факультета представлен учебно-методический комплекс по дисциплине, включающий программу курса, литературу, глоссарий, тезисные планы лекций, темы практических и лабораторных занятий и методические рекомендации для подготовки к ним, темы курсовых и дипломных работ. Работу с интернетом студенты могут осуществлять как со своих персональных компьютеров, так и в читальном зале библиотеки или в интернет-классе факультета. Домашние письменные работы могут быть отправлены электронной почтой на кафедру истории русской литературы (iaya@sfedu.ru). Результаты контрольных и письменных работ также будут вывешиваться на сайте факультета. В рамках курса проводятся презентации.

 

8.МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На кафедре имеется комплект учебно-методической литературы в бумажной версии, учебная литература. Аудитории оснащены мультимедийным проектором с экраном для презентаций, в интернет-классе имеется доступ во всемирную сеть и локальную сеть вуза и факультета. Такие же возможности предоставляет и читальный зал библиотеки.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций по направлению 032700 – Филология, профиль: Отечественная филология (Русский язык и литература).

Автор: Жак Е.С., ст. преподаватель кафедры истории русской литературы факультета филологии и журналистики Южного федерального университета.

Рецензент: факультета филологии и журналистики Южного федерального университета.

Программа утверждена на заседании кафедры истории русской литературы от -------г., протокол № 5 от ---------- г.

Программа одобрена на заседании НМС факультета филологии и журналистики от ____________________ 20-- года, протокол №___.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.