Содержательный компонент теоретического материала
Тема 1. «История музыкального образования как наука и как учебный предмет»
Вопросы для самоконтроля:
1. Докажите, что музыкальное образование является исторической категорией.
2. Кто из отечественных педагогов-музыкантов занимается проблемами истории музыкального образования?
3. Назовите цель, предмет и задачи курса «История музыкального образования».
4. Какие причины обусловили обращение педагогов-музыкантов к проблеме педагогической интерпретации цивилизационного подхода к изучению истории музыкального образования.
5. Охарактеризуйте сущность интонационного подхода как концептуальной стратегии курса «История музыкального образования».
6. Раскройте парадигмально-педагогический подход применительно к истории музыкального образования.
Тема 2. Первый этап музыкального образования (с древнейших времен до обращения Руси к православной христианской религии в конце X века)
Вопросы для самоконтроля:
1. В чём заключалась сущность устной традиции в передаче музыкального опыта в период язычества?
2. Каковы были представления славян о происхождении и магической силе музыки? (На примерах былин и сказок).
3. Что представляло собой раннефольклорное интонирование?
4. Какова роль языческих жрецов (волхвов) в передаче музыкального опыта?
5. В каких областях первобытного искусства происходила естественная музыкальная специализация?
Тема 3. Второй этап развития отечественного музыкального образования (с конца X до середины XVII века)
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте три ипостаси музыкального образования народной ориентации.
2. В силу каких причин святыми отцами Русской православной церкви до второй половины XVII века противопоставлялись богослужебное пение и музыка (мусикия)?.
3. Как вы понимаете требование древнерусской православной педагогики «петь духовно»?
4. Какое значение для отечественного музыкального образования имели постановления Церковных Соборов 1274 и 1551 годов?
5. Что собой представляла отечественная музыкальная письменность?
6. Каковы отличительные музыкальные особенности знаменной системы нотации?
7. В чём историческое значение «Ключа знаменного» инока Христофора для развития отечественного музыкального образования?
8. Являлись ли Хор государственных певчих дьяков и Хор патриарших певчих своеобразными «певческими школами»?
9. Почему первыми отечественными профессиональными музыкантами считают скоморохов, а не певчих Русской православной церкви?
Тема 4. «Предпосылки переходного периода от музыкально-педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию Нового времени. Петровская эпоха в истории отечественного музыкального образования. Философия Просвещения и идеи музыкального образования в XVIII веке»
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте новую точку зрения на музыку, сформировавшуюся к середине XVII века, назовите факторы, обусловившие её появление и утверждения в отечественном музыкальном образовании?
2. В чём заключается принципиальная новизна труда Н.П. Дилецкого «Мусикийская грамматика»?
3. Как отразилась на содержании и методах музыкального образования обращение отечественных педагогов-музыкантов XVII в. к западноевропейской системе нотации?
4. Докажите, что эпоха Петра I является кульминацией перехода от музыкально-педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию нового времени.
5. Раскройте особенности музыкального образования православной ориентации в эпоху Петра I.
6. Охарактеризуйте певческие буквари и грамматики.
7. Назовите факторы, обусловившие развитие музыкального образования светской ориентации.
8. Назовите компоненты народной музыкальной педагогики.
9. Чем характерен финал реформ Петра I?
10. Какие жанры музыкального искусства сформировались в годы правления Екатерины II?
11. Раскройте сущность концепции целостного художественного образования человека XVIII века.
12. Охарактеризуйте принципы, систему и содержание светского музыкального образования в России в XVIII веке.
13. Какие учебные заведения готовили профессиональных музыкантов-исполнителей, регентов, певчих, композиторов, учителей музыки?
14. Изложите методику обучения певцов в Придворной певческой капелле.
15. Раскройте факторы, определившие народность как педагогический принцип музыкального образования начала XIX века.
Тема 5. «Развитие отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики в XIX веке»
Вопросы для самоконтроля:
1. Изложите суть полемики западников и славянофилов относительно путей развития музыкального образования в России.
2. Охарактеризуйте просветительский характер демократического, консервативно-идеологического и либерально-эстетического направлений русской общественной мысли.
3. Раскройте содержание элитарного музыкального образования: а). в 30-е – 50-е годы; б).во второй половине XIX века.
4. Дайте характеристику произведениям М.П. Мусоргского, раскрывающим жизнь ребёнка XIX века и «Детскому альбому» для фортепиано П.И. Чайковского.
5. Изложите концепцию, программу, содержание и формы музыкального образования в женских институтах и в кадетских корпусах России.
6. Объясните, почему возникла тенденция сокращения «разрыва» между содержанием «элитарного» и «элементарного» музыкального образования?
7. Раскройте историческое значение Бесплатной музыкальной школы в Петербурге под руководством М.А. Балакирева и Г.М. Ломакина.
8. Как проявился артистический и педагогический талант А.Г. Рубинштейна в просветительской деятельности?
9. Что представляло собой в XIX веке так называемое «элементарное» музыкальное образование и в каких типах учебных заведений оно осуществлялось?
10. Какова роль К.Д. Ушинского, С.И. Миропольского, А.И. Пузыревского в разработке теоретических основ общего музыкального образования?
11. В чём суть проекта Всеобщего обучения детей музыке А.Г. Рубинштейна?
12. Какова роль хорового пения в реализации принципа соборности?
13. Какие пути и способы освоения учащимися нотной грамоты применяли педагоги-музыканты в XIX веке и какова их актуальность с позиции нашего времени?
14. Раскройте методы и приёмы музыкального образования, предложенные В.Ф. Одоевским.
Тема 6. «Музыкальное образование в учебных заведениях религиозно-духовной направленности. Взаимное влияние музыкального образования народной, светской и православной направленности. Развитие отечественной музыкально-педагогической мысли в области вокальной и инструментальной педагогики в XIX веке. Становление и развитие системы профессионального музыкального образования в России во второй половине XIX века»
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы повлияли на обращение педагогов-музыкантов XIX века к изучению древнерусских традиций богослужебного пения?
2. В чём заключается историческое значение трудов протоиреев Дмитрия Разумовского и В. Металлова по изучению истории и теории богослужебного пения в России для отечественного музыкального образования?
3. Раскройте роль деятельности С.В. Смоленского для развития отечественного музыкального образования.
4. Проследите преемственность в музыкально-педагогических воззрениях В.Ф. Одоевского и С.В. Смоленского.
5. Охарактеризуйте деятельность В.В. Андреева.
6. Назовите публикации сборников детских песен XIX века.
7. В чём заключается пастырская деятельность известных педагогов по отношению к крестьянским детям?
8. Раскройте музыкально-педагогическую деятельность Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского.
9. Как репрезентировались элементы музыкального образования народной ориентации в светских и духовно-религиозных учреждениях?
10. Что представляла собой система профессионального музыкального образования в России во второй половине XIX века?
11. В чём общее и специфичное в деятельности Петербургской и Московской консерваторий?
12. Какие учебные заведения давали среднее музыкальное образование?
13. Какова роль музыкальных школ в приобщении к искусству представителей интеллигенции и народа?
14. Как готовились кадры учителей пения для церковно-приходских школ?
15. В чём вы видите общность музыкально-педагогических воззрений М.И. Глинки, Г.Я. Ломакина и А.Е. Варламова в области вокальной педагогике?
16. Чем характеризовались поиски отечественных педагогов-музыкантов в области инструментальной музыкальной педагогики?
17. Охарактеризуйте одно из пособий по методике обучения игре на фортепиано.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|