Сделай Сам Свою Работу на 5

Преобразование и возрождение





571. Рассмотрев покаяние, перейдём по порядку к преобразованию и возрождению, поскольку они следуют за покаянием и при помощи покаяния осуществляются шаг за шагом. Есть два состояния, в которые человек должен войти и через которые пройти, чтобы стать из природного духовным. Первое состояние называется преобразованием, второе — возрождением. В первом состоянии человек смотрит из своего природного человека на своего духовного человека и жаждет стать духовным; во втором состоянии он становится духовно-природным. Первое состояние образуется при помощи истин, которые должны стать частью веры; они позволяют человеку рассмотреть милосердие. Второе состояние образуется различными видами добра, составляющими милосердие, посредством которых человек входит в истины веры. Иначе говоря, первое состояние — это состояние мышления разума, а второе — состояние любви воли. Когда возникает и развивается это второе состояние, происходят перемены в уме; а именно: в уме изменяется порядок вещей, в результате чего теперь уже любовь воли проникает в разум, управляет им и ведёт его, и он уже мыслит в согласии и соответствии с этой любовью. Насколько, таким образом, добро любви играет при этом ведущую роль, а истины веры занимают второе место, настолько человек становится духовным человеком и новым созданием. Тогда он действует по милосердию, а говорит по вере; он чувствует добро милосердия и постигает истины веры; он — в Господе и в состоянии мира, а значит, возрождён.



Любой человек, при жизни в мире вошедший в первое состояние, после смерти может быть введён во второе. Но того, кто не вошёл в первое состояние при жизни в мире, после смерти невозможно ввести во второе, и поэтому он не может возродиться. Эти два состояния можно сравнить с тем, как постепенно возрастают свет и тепло весенним днём. Первое состояние можно сравнить с предрассветными сумерками и первыми петухами, второе — с утром и восходом солнца; развитие второго состояния можно сравнить с тем, как день, светлея и теплея, движется к полудню. Это можно также сравнить с урожаем, который начинается с побегов, затем вырастает в ости и колосья и, наконец, становится зернами в них. И ещё с деревом: сначала оно прорастает из семени, затем становится стеблем, пускающим ветви, которые покрываются листьями; а потом распускаются цветы, внутренняя часть которых служит началом плодов. Когда же плоды созревают, они дают новые семена, своё потомство. Первое состояние, преобразование, можно сравнить, кроме того, с состоянием шелковичного червя, когда он вырабатывает в себе шёлковую нить и оборачивается ею. А после того, как эта нелегкая работа завершена, он вылетает в воздух и питается уже не листьями, как раньше, а нектаром цветов.



 

 

I

 

Тот, кто не родится заново и не будет как бы снова создан, не может войти в царство Божье

572. Тот, кто не родится заново, не может войти в царство Божье; этому учит Господь у Иоанна в следующем отрывке:

Иисус сказал Никодиму: истинно, истинно (аминь, аминь) говорю тебе, если человек не родится заново, не может увидеть царства Божьего. И далее: истинно, истинно говорю тебе, если кто не будет рождён от воды и духа, не может он войти в царство Божье. Рожденное от плоти есть плоть, а рождённое от духа есть дух.

Иоанн 3:3, 5, 6

 

Царство Божье означает как небеса, так и церковь, потому что царство Божье на земле — это церковь. Это относится и к другим местам, в которых упоминается царство Божье, например: Матф. 11:11; 12:28; 21:43; Лука 4:43; 6:20; 8:1, 10; 9:11, 60, 62; 17:21; и в других местах. Родиться от воды и духа означает: посредством истин веры и жизни по ним. Что вода означает истины, об этом см. «Апокалипсис открытый», 50, 614, 615, 685, 932. Дух означает жизнь по Божественным истинам, что ясно из слов Господа у Иоанна (6:63). «Аминь, аминь» означает, что сказанное есть истина; Господь потому и повторял так часто эти слова, что Он есть сама истина. Его Самого также называли Аминь (Откр. 3:14). Возрождённые называются в Слове сынами Божьими и рождёнными Богом; возрождение описывается новым сердцем и новым духом.



573. Поскольку «быть созданным» означает «быть возрождённым», то о рождённом заново говорится, что он как бы вновь создан. Что таково значение понятия «быть созданным» в Слове, доказывается, помимо многих других, следующими отрывками:

Сердце чистое сотвори мне, Боже, и дух непоколебимый обнови внутри меня.

Пс. 50:12

Отверзаешь руку Твою — насыщаются благом, посылаешь дух Свой — создаются.

Пс. 103:28, 30

И люди, которые будут созданы, восхвалят Иегову.

Пс. 101:19

Вот, Я сотворю Иерусалим, который будет весельем.

Исаия 65:18

Так говорит Иегова, Создатель твой, Иаков, устроивший тебя, Израиль, Я искупил тебя. Каждый, кто называется именем Моим, того я сотворил для славы Моей.

Исаия 43:1, 7

Чтобы увидели, познали, вняли и уразумели, что Святой Израиля создал это.

Исаия 41:20

 

Свидетельством этому служат также те места, где Господь называется Творцом, Создателем и Устроителем. Из всего этого становится понятным смысл наказа, данного Господом своим ученикам:

Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари.

Марк 16:15

 

Тварями обозначаются здесь все, кого можно возродить; то же в Откр. 3:14; 2 Кор. 5:16, 17.

574. Все разумные соображения говорят в пользу того, что человек нуждается в возрождении. Ведь при рождении он принимает от родителей зло всякого рода, находящееся в его природном человеке, который представляет собой полную противоположность духовному человеку. Тем не менее от рождения он предназначен для небес, но не может достичь небес, не став духовным; духовным же можно стать, только возродившись. Отсюда неизбежно следует, что природный человек с его стремлениями должен быть покорён, подчинён и перевернут с головы на ноги; иначе человек и на шаг не сможет приблизиться к небесам, а вместо того ад будет затягивать его все глубже и глубже. Это ясно видит каждый, кто верит в то, что при рождении получил всякого рода зло, и признаёт существование добра и зла, противоположных друг другу, а также верит в жизнь после смерти, в небеса и ад и в то, что зло образует ад, а добро образует небеса. Природный человек, рассмотренный сам по себе, качествами своими ничуть не отличается от животного. Он так же дик, однако это относится только к его воле. В отношении разума тем не менее он отличается от животного, поскольку разум может вознестись над пристрастиями воли и не только видеть их, но и сдерживать. Поэтому-то человек может разумом своим мыслить, а с помощью мышления — говорить, а животное не может.

Что представляет собой человек при рождении и каким он может стать, если не будет возрождён, можно видеть на примере разного рода зверей. Он может быть тигром, пантерой, леопардом, диким кабаном, скорпионом, тарантулом, гадюкой, крокодилом и так далее. Итак, если его возрождением не превратить в овцу, кем он может стать, если не дьяволом среди дьяволов в аду? Если людей в таком состоянии не будут удерживать цепи закона, разве не набросятся они по своей врождённой свирепости друг на друга, не устроят резню и не разденут друг друга до нитки? Много ли людей не были с рождения сатирами и приапами или четвероногими ящерицами? И каждый, кто был подобен этим животным и не возрождён, становится потом обезьяной. Таковы последствия внешней нравственности, которая необходима людям, чтобы прикрыть своё внутреннее.

575. Описание человека, который не был возрожден, можно дополнить следующими сравнениями и подобиями у Исаии:

Завладеют ею [землёй Едома] пеликан и ястреб; филин и ворон будут жить в ней. И будет протянута по ней веревка разорения и отвес запустения. И зарастут дворцы её терновником, твердыни — крапивой и колючками; и будет она жилищем драконов, прибежищем страусов. Там будут встречаться циимы с охимами, и сатир будет находить себе подобного; демон пустыни будет отдыхать там. Дрозд совьёт там себе гнездо, будет класть яйца, находить пищу и выводить детей под тень свою. Там же и коршуны будут собираться один к другому[107].

Исаия 34:11, 13—15

 

II

 

Новое рождение может осуществить лишь Господь с помощью двух средств - милосердия и веры и при содействии самого человека

576. Из тех доказательств, что были приведены в главах о милосердии и вере, следует, что Господь осуществляет возрождение через милосердие и веру; в частности из утверждения, что Господь, милосердие и вера составляют единое целое, как жизнь, воля и разум, и если их разделить, то каждое в отдельности разрушается, как жемчужина, которая крошится в пыль. Милосердие и вера называются средствами, потому что они соединяют человека с Господом, благодаря чему милосердие и является милосердием, а вера — верой. А соединение это возможно, только если человек принимает участие в своём возрождении; вот ­почему мы говорим: при содействии самого человека. В предыдущих разделах много раз обсуждалось сотрудничество человека с Господом. Однако, поскольку ум человеческий устроен так, что не может не воспринимать это действие как совершаемое человеком при помощи собственных способностей, необходимы дополнительные пояснения на эту тему.

Любое движение, а значит, и любое действие, содержат активное и пассивное начала. То есть активное воздействует на пассивное, которое действует благодаря активному. Вместе они производят действие. Это можно сравнить с мельницей, приводимой в движение её колесом, каретой, которую тянут лошади, движением под воздействием прилагаемого усилия, следствием, порождаемым причиной, силой инерции, возникающей под воздействием движущей силы, и вообще, с любой посредствующей частью, приводимой в движение главной частью. Всем известно, что вместе они совершают единое действие. В случае милосердия и веры действует Господь, а человек действует, повинуясь Господу, ибо активное Господа располагается в пассивном человека. Поэтому способность правильно действовать — от Господа, а желание так действовать — как бы от человека, потому что он наделен свободой выбора. Благодаря ей он может действовать заодно с Господом и таким образом соединяться с Ним, или действовать силами ада, внешними по отношению к нему, и этим отделять себя от Господа. Под сотрудничеством здесь понимается действия человека в гармонии с действиями Господа. Чтобы это стало ещё понятней, ниже будут приведены другие сравнения.

577. Из сказанного следует ещё и то, что Господь непрерывно занимается возрождением человека, поскольку Он непрестанно совершает его спасение, а спастись никто не может, пока не возрождён, как об этом сказал Господь у Иоанна:

Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего.

Иоанн 3:3, 5, 6

 

Возрождение поэтому служит средством спасения, а милосердие и вера — средствами возрождения. Понятие о том, что возрождение является следствием веры, которой придерживается современная церковь, без всякого содействия со стороны человека, — полное безумие.

Действие и содействие, как они были здесь описаны, можно наблюдать во всём, что хоть как-нибудь действует или движется. Таково действие и содействие сердца и любой из его артерий. Сердце действует, а артерии, благодаря своим стенкам и оболочкам, содействуют; и таким образом происходит кровообращение. Подобно тому — и лёгкие. Воздух воздействует своим давлением, зависящим от высоты, благодаря чему сначала лёгкие содействуют рёбрам, а затем рёбра содействуют лёгким. Так дышит каждая оболочка в теле. Так оболочки мозга, плевра, брюшина, диафрагма и все остальные оболочки внутренних органов, а также их составляющих действуют и испытывают воздействие, сотрудничая между собой, поскольку они упругие. Благодаря этому они существуют и поддерживаются в своём существовании. То же самое происходит и в любом волокне, любом нерве и любой мышце, и даже в любом хряще. Известно, что в каждом из них есть действие и содействие.

Все чувства тоже являют собой примеры совместного действия, ведь органы чувств, как и двигательные органы, состоят из волокон, оболочек и мышц. Но было бы напрасной тратой времени описывать, как работает каждый из них. Мы знаем, что свет воздействует на глаз, звук — на ухо, запах — на нос, вкус — на язык, и что органы отзываются на всё это, давая начало ощущениям. Кто по всему этому не поймёт, что если бы не было подобного действия и содействия при втекании жизни в духовный организм мозга, то ни разум, ни воля не могли бы проявить себя? Ибо жизнь от Господа втекает в этот организм, и благодаря его содействию человек понимает то, о чём он думает, а также о чём он судит, к каким выводам приходит и как всё это выражается в действии. Если бы всё происходящее с ним было лишь действием жизни, а он сам не содействовал бы этому как бы от себя, то он был бы способен мыслить не более, чем деревяшка, или не более, чем здание церкви, когда священник проповедует. В этом случае, из-за отражения звука от дверей, можно, конечно, слышать нечто, но это будет эхо, а не речь. Вот на что похож был бы человек, если бы он не содействовал Господу в отношении милосердия и веры.

578. Что собой представлял бы человек, если бы он не содействовал Господу, можно тоже пояснить сравнениями. Когда он воспринимал бы или чувствовал духовное влияние небес или церкви, оно было бы для него чём-то враждебным или неприятным, проникающим в него, вроде гнилостного запаха для носа, нестройного звука для уха, уродливого вида для глаза или отвратительного вкуса для языка. Если бы удовольствие милосердия и красота веры попали в духовный организм ума тех, чьё наслаждение — в зле и лжи, то боли и страдания от вторжения такого рода удовольствия и красоты были бы настолько велики, что в конце концов повергли бы их в обморок. Духовный организм состоит из непрерывных рядов спиралей; в случае с такого рода людьми эти спирали свернулись бы в кольца и перекрутились бы между собой, как змея на муравейнике. Я могу поручиться за истинность сказанного в силу большого опыта, полученного в духовном мире.

 

III

 

Поскольку все искуплены, у всех есть возможность возродиться, зависящая у каждого от его состояния

579. Чтобы это стало понятным, сперва нужно сказать кое-что об искуплении. У Господа было две цели, ради которых Он пришёл в мир: отдалить ад от ангелов и людей и прославить Своё человеческое. Ибо до прихода Господа ады так выросли, что стали досаждать ангелам небес и, встав между небесами и миром, отрезали связь Господа с людьми на земле. Таким образом, никакая Божественная истина и никакое Божественное добро не могли дойти от Господа к людям. Вследствие этого человеческому роду угрожало полное проклятие, да и ангелам недолго оставалось жить невредимыми.

Поэтому Господь и пришёл в мир отодвинуть ады подальше и снять угрозу проклятия. Он низложил ады и подчинил их Себе, открыв путь к небесам, чтобы в дальнейшем присутствовать рядом с людьми и спасать того, кто живёт по Его заповедям. Таким образом, Он теперь возрождает и спасает, Ибо кто возрождён, тот спасён. Вот что означают слова: поскольку все искуплены, у всех есть возможность возродиться; а поскольку возрождение и спасение — одно и то же, то каждый может спастись. Поэтому учение церкви о том, что никто не мог бы спастись, если бы не пришёл Господь, надо понимать так, что никто не мог бы возродиться, если бы не пришёл Господь.

Другая цель, с которой Господь пришёл в мир, а именно — прославление Его человеческого, нужна была для того, чтобы посредством этого Господь стал Искупителем, Возродителем и Спасителем навеки. Ибо не надо думать, будто одним-единственным искупительным действием, выполненным в мире, все последующие поколения тоже были искуплены, но следует верить, что Господь непременно искупает всякого, кто верит в Него и слушается Его. Подробнее эти вопросы рассмотрены в главе об искуплении.

580. Каждый может быть возрождён в соответствии со своим состоянием; ибо простой возрождается иначе, чем учёный; по-разному возрождаются люди разных занятий и должностей; по-разному — изучающие в Слове внешнее и исследующие внутреннее; те, чье происхождение привело их к природному добру, — иначе, чем те, кого оно привело к злу; погрязшие с детства в мирской суете — иначе, чем те, что удалились от неё рано или поздно. Словом, есть разница между людьми, составляющими внешнюю церковь Господа и составляющими Его внутреннюю церковь. Здесь наблюдается бесконечное разнообразие, такое же, как в лицах и нравах. Тем не менее каждый может быть возрождён и спасён соответственно своему состоянию.

Истинность сказанного можно подтвердить на примере небес, куда попадают все возрождённые. Небес трое: высшие, средние и низшие. В высшие попадают те люди, которые через возрождение обрели любовь к Господу; в средние — те, которые обрели любовь к ближнему; в низшие — те, которые проявляли внешнее милосердие и при этом признавали Господа Богом Искупителем и Спасителем. Все эти люди спасаются, но по-разному.

Все имеют возможность возродиться и спастись по той причине, что Господь присутствует Своими Божественными добром и истиной рядом с каждым человеком. В этом — источник жизни человека, его способности разуметь и желать и его свободы выбора в духовных предметах; никто не лишён этого. И необходимые средства даны: христианам дано Слово, нехристианам — ещё какая-нибудь религия, которая учит о существовании Бога и имеет заповеди о добре и зле. Отсюда следует, что каждый может спастись. Таким образом, если человек не спасён, не Бога надо винить за это, а человека; и винить его надо за то, что он не содействовал спасению.

581. В главе об искуплении я показал, что искупление и страдание на кресте — это две разные вещи, которые ни в коем случае нельзя путать; и что Господь с помощью и того, и другого взял на Себя власть возрождать и спасать людей. Принятое в современной церкви верование, будто страдание на кресте и было, собственно, искуплением, дало начало густым полчищам ужасных заблуждений о Боге, вере, милосердии и обо всем остальном, что зависит от этих трёх звеньев одной цепи. К примеру, верование в то, что Бог решил проклясть род человеческий, но пожелал вернуться к милости, переложив проклятие на Сына, или посредством того, что Сын взял его на Себя; и что спасается только тот, кому дарована заслуга Христа по предвидению или предопределению. Это заблуждение породило другой догмат их веры, будто бы тот, кому дана эта вера, тут же и возрождается без всякого участия со своей стороны. Говорится даже, что благодаря этому они освобождены от проклятия, наложенного законом, и подчинены уже не закону, а милости, хотя на самом деле Господь говорил, что не сот­рет и одной черты из закона (Матф. 5:18, 19; Лука 16:17); и повелел Своим ученикам проповедовать покаяние для прощения грехов (Лука 24:47; Марк 6:12). Он говорил также:

Близко Царство Божье, покайтесь и верьте в Добрую весть.

Марк 1:15

 

Добрая весть эта заключается в том, что можно возродиться и поэтому спастись. Этого не могло быть, если бы Господь не совершил искупление, то есть если бы Он не отнял власть у ада, победив его в битвах, и если бы Он не прославил Своё человеческое, сделав его Божественным.

582. Подумайте своим умом и скажите, что было бы с родом человеческим, если бы утвердилась вера современной церкви в то, что люди спасены одним лишь крестным страданием и что не подвластны проклятию закона те, которым дарована эта заслуга Господа. Подразумевается также, что эта вера, при том, что о ней человек настолько не осведомлён, что даже не знает, есть ли она у него, прощает ему грехи и возрождает его, и если он пытается помогать её действию, когда она даруется и входит в него, то разрушает эту веру, теряя при этом и своё спасение, потому что смешивает свою собственную заслугу с Христовой. Так вот, я говорю: помыслите разумно и скажите, не значит ли это, что отвергается всё Слово, всё учение которого состоит в том, что возрождение осуществляется духовным омовением от грехов и делами милосердия? Во что тогда превращаются Десять заповедей, начало начал преобразования? Чем Слово лучше тогда, чем бумага, которую продают в магазинах, и сворачивают из неё кульки для пряностей? Что есть религия в таком случае, если не оплакивание собственной греховности и просьба к Богу Отцу смилостивиться ради страданий Его Сына, лишь слова молитвы, исходящие из лёгких, но не дела, совершённые от сердца?

Искупление было бы тогда не более чем папской индульгенцией или поркой монаха на глазах всего собрания, как это иногда делается. Если бы одна эта вера могла возродить человека, а покаяние и милосердие не играли бы никакой роли, что представлял бы собой его внутренний человек, тот, что продолжает жить после смерти, если не сгоревший город, развалины которого составляют внешнего человека? Или же поле и луг, опустошённые гусеницами или саранчой. Такого рода человек предстает перед ангелами как бы согревшим гадюку на своей груди и завернувшим её в свою одежду, чтобы её не видели; или будто бы спящим как овца с волком вместе; или лежащим под великолепным одеялом в белье, сотканном из паутины. И жизнь после смерти, когда каждый занимает своё место в небесах, смотря по тому, каково было его возрождение, или в аду, смотря по тому, каким образом он отверг возрождение, — жизнь эта была бы тогда не чем иным, как жизнью плоти, такой же, как у рыб или крабов.

 

IV

 

Возрождение - точная копия зачатия, вынашивания в утробе, рождения и воспитания человека

583. Природные и духовные события человеческой жизни, то есть то, что происходит с его телом и с его духом, устроены так, что постоянно соответствуют друг другу. Причина в том, что человек от рождения духовен, потому что такова его душа, и одет в природное, являющееся его материальным телом. Когда же это тело оставляется, он, как душа, облечённая в духовное тело, попадает в мир, где все предметы духовны, и присоединяется к людям, подобным ему самому. Итак, поскольку духовное тело образуется в материальном теле, и образуется оно при помощи истин и благ, которые вливаются в человека от Господа через духовный мир и внутренне принимаются теми его составляющими, которые принадлежат природному миру и называются гражданскими и нравственными, то очевидно, каким образом образуется это тело. Вследствие того что имеется, как было сказано, постоянное соответствие между природными и духовными событиями человеческой жизни, его образование должно быть подобно зачатию, вынашиванию в утробе, рождению и воспитанию. Вот почему природное рождение в Слове обозначает рождение духовное, то есть рождение добра и истины. Ибо, что бы ни упоминалось в Слове в буквальном, или природном, смысле, всё заключает в себе и означает нечто духовное. В главе о Священном Писании я достаточно полно показал, что каждая частица буквального смысла Слова содержит духовный смысл.

Когда в Слове упоминается природное рождение, речь идёт о духовном рождении, что очевидно из следующих отрывков:

Были беременны, рожали, а приносили лишь как бы ветер, пользы не принесли земле.

Исаия 26:18

Перед лицом Господа ты рожаешь, земля.

Пс. 113:7

Рожала ли земля за один день? Прекращу ли Я роды, не дав родить, или дам силу родить, но заключу утробу?

Исаия 66:7—10

Син мучается родами, и Но вот-вот будет разнесён на части.

Иез. 30:16

Ефрем постигнут муки роженицы. Он — дитя неразумное, потому что в нужное время не был с сыновьями в утробе.

Осия 13:12, 13

 

Есть ещё много подобных мест. Поскольку природное рождение означает в Слове рождение духовное, а это — дело Господа, то Его называют создающим и образующим от чрева матери. Это понятно хотя бы из следующих мест:

Иегова, создавший тебя и образовавший тебя от утробы матери.

Исаия 44:2

Ты, который извёл меня из чрева.

Пс. 21:10

На Тебе устоял я от утробы, Ты извёл меня из внутренностей матери Моей.

Пс. 70:6

Послушайте Меня, выношенные в чреве, рождённые утробой.

Исаия 46:3

 

Поэтому Господь называется «Отцом» (например, у Исаии 9:6; 63:16; Иоанна 10:30; 14:8, 9), а обладающие добром и истиной от Него называются «сыновьями», «от Бога рождёнными» и «братьями» друг другу (Матф. 23:8, 9). Оттого и церковь называется «матерью» (Осия 2:2, 5; Иез. 16:45).

584. Итак, теперь ясно, что есть соответствие между природным и духовным рождением. И благодаря такому соответствию не только можно говорить относительно нового рождения как о зачатии, вынашивании в утробе, рождении и воспитании, но такие стадии действительно существуют. Что они собой представляют, будет видно далее в разделе о возрождении. Сейчас скажу только, что человеческое семя зачинается внутренне в разуме, образуется в воле и переносится в яичко, где покрывается природной оболочкой; так оно попадает в утробу и затем в мир.

Есть, кроме того, соответствие между возрождением человека и всем, что принадлежит к растительному царству. Поэтому-то человек и описывается в Слове, как дерево, истина его — как семя, его добро — как плод. Бесполезное дерево может быть, так сказать, возрождено и затем давать хорошие плоды и хорошие семена, что ясно на примере прививок и присадок. Несмотря на то что при этом тот же самый сок поступает от корней через ствол к месту присадки или прививки, он, тем не менее преобразуется в хороший сок, и получается хорошее дерево. Подобное происходит и в церкви с теми, кто прививается к Господу, как Он учил:

Я — лоза, вы — ветви. Тот, кто пребывает во Мне, и Я в нём, приносит много плода. Если кто не пребывает во Мне, он выбрасывается вон, как ветка, и засыхает, и бросают его в огонь.

Иоанн 15:5, 6

585. Многие учёные утверждают, что развитие не только деревьев, но и остальных растений, соответствует воспроизведению человека. В качестве дополнения я приведу здесь несколько замечаний на эту тему. У деревьев и других членов растительного царства не два пола — мужской и женский, а один, мужской. Одна земля, или почва, — их общая мать и, так сказать, женщина. Ибо она принимает в себя семена всех растений, раскрывает их, заключает их в себе, как в утробе, вынашивая их, а затем рожает их, то есть выпускает на свет, и далее одевает и кормит.

Раскрывая семя, земля начинает с корней, являющихся как бы серд­цем. Через корень от неё принимается и передаётся сок, подобно крови, и за счёт этого образуется тело со своими членами. Тело — это ствол, члены — ветви и прутья. Листья, появляющиеся сразу после рождения, играют роль лёгких. Ведь точно так же, как сердце без лёгких не может произвести движение и чувство, которые делают человека живым, так и одного корня, без листьев, недостаточно для того, чтобы дерево или растение росло. Цветы, предшественники плодов, предназначены для очищения сока, крови растений, и отделения более чистых его составляющих от более густых. Когда такой очищенный сок начинает вырабатываться, в их внутренних полостях образуется новый стебелек, по которому должен поступать этот сок в будущий плод, постепенно образующийся и развивающийся на этом стебельке. Плод можно сравнить с яичками, ведь в нём семена вызревают окончательно. Растительная душа, точнее, её воспроизводящая сущность, внутренне управляющая всякой частицей растительного сока, начало своё берёт от тепла духовного мира. Происходя от солнца того мира, оно имеет единственную цель — размножение, и при помощи него — поддержание непрерывности творения. А поскольку по своей сущности это тепло имеет целью воспроизведение человека, оно придает всем своим созданиям некоторое подобие человека.

Не нужно удивляться утверждению, что члены растительного царст­ва — все без исключения мужского пола и лишь земля, или почва, — их, так сказать, общая мать и женщина. Это можно понять на примере пчел, у которых тоже есть нечто похожее. По наблюдениям Сваммердама, изложенным в его книгах природы[108], у пчёл только одна общая мать, от которой происходит потомство всего роя. Если у этих маленьких созданий одна общая мать, то почему то же самое нельзя сказать о растениях?

На духовном уровне тоже можно объяснить, каким образом земля может быть общей матерью, исходя из того, что земля в Слове означает церковь, а церковь — наша общая мать и называется так в Слове. Что земля означает церковь, об этом см. «Апокалипсис открытый» (285, 902), где об этом говорится подробно. Земля же способна проникать во внутреннее семени, до самого его оплодотворяющего начала, извлекать его и переносить, потому что каждая мельчайшая частица земли или песчинка выделяют из своей сущности тончайшие испарения, способные проникать в семя. Это происходит за счет действующей силы тепла духовного мира.

586. Что человек может возродиться только постепенно, можно пояснить на примере любого предмета природного мира. Дерево не может вырасти и стать деревом в один день, а сначала прорастает из семени, потом дает корень, потом побег, который становится стволом, из него вырастают ветви с листьями и, наконец, цветы и плоды. Пшеница и ячмень тоже не дают урожая за один день. Дом не строится за день; так и человек не достигает полного роста за день, тем более полной мудрости. И церковь нельзя за день основать и довести до совершенства. Никакое движение к конечной цели невозможно без начинания. Имеющие другие понятия о возрождении ничего не знают о милосердии и вере и о том, как они возрастают в сотрудничестве человека с Господом. Всё сказанное ясно показывает, что возрождение — точная копия зачатия, вынашивания в утробе, рождения и воспитания.

 

 

V

 

Первая стадия нового рождения называется преобразованием и затрагивает разум; вторая называется возрождением и затрагивает волю, а с ней и разум

587. Поскольку этот и последующие разделы посвящены преобразованию и возрождению, относящимся соответственно к разуму и воле, необходимо знать, чем различаются между собой разум и воля, а написано об этом в 397, выше. Поэтому полезно прочитать то, что написано там, а затем уже этот раздел. Там показано, в частности, что зло, приобретаемое человеком при рождении, заложено в воле его природного человека, а воля уже влияет на разум, заставляя его встать на её сторону и мыслить в согласии с ней. Поэтому, для того чтобы человек мог быть возрождён, необходимо, чтобы разум был посредствующей причиной в ходе возрождения. Этой задаче служат разнообразные наставления, которые воспринимаются разумом. Поначалу человек получает их от родителей и учителей, затем из чтения Слова, из проповедей, книг и бесед. То, что разум получает из всего этого, называется истинами. Так что всё равно, говорим ли мы, что возрождение происходит посредством разума или посредством истин, принимаемых разумом. Ведь истины учат человека, в кого и во что ему верить и что ему делать, а значит, чего ему желать. Ибо всё, что делает человек, есть действие его воли в соответствии с разумом. Поскольку же воля человека сама по себе есть по рождению зло, а что такое зло и что такое добро, учит нас разум, и потому возможно желать первого и не желать второго, следовательно, человек должен преобразовываться через разум. До той поры пока человек видит и признаёт умом, что зло — это зло, а добро — это добро, и думает, что нужно выбирать добро, его состояние называется преобразованием. Но когда его воля заставляет его избегать зла и делать добро, только тогда начинается состояние возрождения.

588[109]. Человеку дана способность возвышать свой разум, и даже до того света, которым наделены ангелы в небесах, с той целью, чтобы он мог видеть, что он должен желать и поэтому делать, для того чтобы преуспевать в течение временной жизни в мире и после смерти обрести вечное блаженство. Преуспевание и блаженство приходят к нему, если он приобретает себе мудрость и содержит у неё в повиновении свою волю. Но если он позволяет своему разуму подчиняться своей воле, то становится неудачником и бедствует. Причина в том, что воля имеет врождённую предрасположенность к различному злу, и даже к чудовищному злу. Поэтому, если не держать волю в руках разума, то человек, оставленный на произвол своей воли, может пойти на любые злодеяния, и его врождённая дикость может заставить его ради себя самого грабить и губить всех, кто не благосклонен к нему и не потакает его прихотям.

Более того, если бы разум не совершенствовался отдельно, а уже с его помощью — воля, человек был бы не человеком, а животным. Без такого разделения и возвышения разума над волей он не мог бы ни мыслить, ни говорить осмысленно, а только издавал бы звуки, выражающие его влечения. Он также не мог бы действовать по разуму, а только по инстинкту. И уж тем более не мог бы он познать то, что относится к Богу, и поэтому признать Бога, получив возможность соединиться с Ним и жить вечно. Мышление и желания человека исходят как бы от него самого, и такая видимость является ответной частью этого взаимного соединения. Ведь это соединение невозможно без взаимности, как невозможно всякое соединение активного с пассивным, если нет согласования или сложения их между собой. Один Бог действует, человек же допускает действия над собой, содействуя им со всей внешней видимостью будто бы от себя, хотя внутренне тоже благодаря действию Бога. Должным образом поняв всё это, можно увидеть, какова будет любовь человеческой воли, если она возвышена с помощью разума, и какова она, если не возвышена, и отсюда — каков сам человек.

589. Нужно хорошо понимать, что способность возвышать свой разум до уровня разумности небесных ангелов присуща всем людям от сотворения их, как злым, так и добрым; и даже всем дьяволам в аду, ибо все, находящиеся в аду, были раньше земными людьми. Мне много раз приходилось наблюдать это на живом опыте. Однако в духовных предметах дьяволы не разумны, а наоборот, охвачены безумием, поскольку желают не добра, а зла. Вследствие этого они испытывают отвращение к знанию и пониманию истин, ведь истины благоприятствуют добру и противятся злу. Отсюда также ясно, что первая стадия нового рождения — это принятие разумом истин, а его вторая стадия — это желание действовать по истинам и, наконец, делание их. Также нельзя называть никого преобразованным только потому, что он узнал истины, поскольку способность возвышать свой разум над любовью воли позволяет всем познавать истины, а также говорить о них, учить им и проповедовать их. Человек преобразуется, если у него есть влечение к истине ради самой истины, ибо такое влечение соединяется с волей, а затем в своём продолжении соединяет волю с разумом. Вот как начинается возрождение. Дальнейшее течение и развитие возрождения будет описано на следующих страницах.

590. Покажем при помощи сравнений, что представляет собой человек, разум которого возвышен, но не возвышена посредством этого и любовь его воли. Он подобен орлу, парящему в вышине, который, завидев внизу свою добычу, например кур, молодых лебедей или даже маленьких ягнят, тут же устремляется вниз и растерзывает её. Он подобен также прелюбодею, который держит блудницу в нижней комнате, поднимаясь время от времени в верхние покои, где в присутствии своей жены ведёт разумные беседы с гостями о целомудрии, но иногда покидает их, чтобы удовлетворить внизу похоть со своей наложницей. Ещё он подобен болотным мухам, которые роем несутся над головой бегущей лошади, но когда лошадь останавливается, отстают и улетают обратно в своё болото. Вот каков человек, если разум его возносится высоко, а воля остаётся внизу, у ног, погружённой в природную грязь и сладострастие чувств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.