Сделай Сам Свою Работу на 5

Катехизис, или Десять заповедей, разъяснённые как по внешнему, так и по внутреннему смыслу 6 глава





Мозг состоит из двух субстанций, из которых одна — железистая, называемая серым вещёством коры; другая — волокнистая, называемая мозговым вещёством. Первая субстанция, железистая, образует грозди, как виноград на лозе; эти грозди и есть её группы. Вторая субстанция, называемая волокнистой, собрана в длинные непрерывные пучки волокон, идущих от желёзок первой субстанции. Эти пучки — её группы. Все нервы, которые тянутся от них в тело для выполнения различных функций, представляют собой связки и пучки волокон; то же самое — и мышцы и вообще все внутренности и органы тела. И те и другие имеют такую природу из-за соответствия их тем группам, в которые организован ум. Более того, во всей природе нет ничего, что бы не состояло из связок, образующих группы. Каждое дерево, каждый куст, каждое садовое и огородное растение, да что там, каждый початок кукурузы или травинка устроены таким образом и в целом, и в составных частях. Общая первопричина всего этого в том, что так устроены Божественные истины; ибо мы читаем, что все через Слово сотворено, то есть через Божественную истину, и что мир тоже был создан через Слово (Иоанн 1:1сл.). Эти факты позволяют нам видеть, что если бы в человеческом мозгу не было подобного организованного расположения субстанций, то люди не обладали бы ни малейшей способностью к аналитическому мышлению. Каждый имеет такие способности соразмерно организованной обустроенности его ума, а значит, соразмерно общему объему истин, собранных как бы в пучок; эта обустроенность зависит от свободного использования его рассудка.



352. (III) Из того, что было сказано выше, следует, что вера доводится до совершенства соразмерно общему объёму и взаимосвязанности истин. Это обнаружит каждый, кто соберет разумные соображения и осознает действенность многочисленных групп, когда они связаны в одно целое. Ведь тогда одно усиливает и укрепляет другое, и вместе они составляют нечто, действующее сообща. Так вот, из того что вера по своей сущности является истиной, следует, что соразмерно объёму и взаимосвязанности истин вера становится всё более и более духовно совершенной, а значит, все менее и менее природно-чувственной. Потому что она возносится в более высокие области ума, откуда она видит под собой в природном мире, ряды за рядами, доказательства в свою пользу. Большой объем истин, объединенных как бы в пучок, делает истинную веру более просвещённой, легче воспринимаемой, более рельефной и ясной. Кроме того, она уже легче соединяется с различными видами добра, принадлежащего милосердию, и, следовательно, легче освобождается от зла, постепенно все меньше подчиняясь обольщениям глаз и вожделениям плоти, становясь, по существу, более счастливой. В частности, возрастает её сопротивление злу и лжи, потому она всё более и более оживает и способствует спасению.



353. Я говорил выше, что каждая истина на небесах сияет, и вследствие этого, по существу, сияющая истина — это вера. Красоту и привлекательность, которые получает вера при этом освещении, когда её истины умножаются числом, можно сравнить с различными образами, предметами и картинами, выполненными разными гармонично положенными красками; также и с разноцветными драгоценными камнями на нагруднике Аарона, которые называются вместе урим и туммим. Равно можно сравнить их с драгоценными камнями, которые должны были лечь в основание стен Нового Иерусалима (как описано в Откровении, глава 21); или с разноцветными драгоценными камнями в царской короне. К тому же драгоценные камни и означают истины веры. Ещё возможно сравнение с красотой радуги, или луга, полного цветов, и сада, буйно расцветающего по весне.

Свет и восхитительный вид веры, которые она получает от всего объема истин, образующих её строение, можно сравнить с освещёнием церквей огромным числом светильников, домов — лампами и улиц — фонарями. Вознесение веры в высшие области благодаря количеству истин можно проиллюстрировать сравнением с увеличением громкости звучания мелодии и сопровождения при гармоничном исполнении их на многих музыкальных инструментах; а также с гораздо большим ароматом, исходящим от собранных вместе благоухающих цветов, и так далее.



Устойчивость веры, образованной из большого количества истин, против лжи и зла можно сравнить с прочностью церкви, построенной из плотно пригнанных каменных блоков, с колоннами для устойчивости стен и поддержки потолка. Ещё её можно сравнить с пост­роением солдат в боевой порядок, плечом к плечу, который представляет собой одно целое и действует как единая боевая сила. Ещё её можно сравнить с образованием структуры всего тела из мышц, которые, несмотря на их многочисленность и удаленность друг от друга тем не менее в действии проявляют единую силу; и так далее, и тому подобное.

354. (VI) Как бы многочисленны ни были истины веры, и какими бы разнообразными они ни казались, они сведены в одно Господом, Который есть Слово, Бог небес и земли, Бог всякой плоти, Бог виноградника или церкви, Бог веры и сам свет, сама истина и жизнь вечная. Истины, составляющие веру, разнообразны и с точки зрения человека кажутся различными. Например, одни имеют отношение к Богу Создателю, другие — к Господу Искупителю, третьи — к Духу Святому и тому, каким образом действует Бог, ещё какие-то — к вере, к милосердию, какие-то — к свободе выбора, покаянию, преобразованию и возрождению, вменению и так далее. Однако же в Господе они составляют одно, и объединяются Господом в людях, как множество ветвей одной лозы (Иоанн 15:1сл.). Ибо Господь соединяет между собой рассеянные и разделенные истины, так сказать, в единое образование, чтобы с виду представлялись одним и действовали, как одно.

Это можно пояснить сравнением с членами, внутренностями и органами единого тела: несмотря на их многообразие и кажущееся на наш взгляд различие, всё равно тот, чью целостную форму они составляют, сознает их только как единое целое и, пользуясь ими, действует как будто единым целым. Подобное тому и с небесами: хотя они и разделены на бесчисленные общества, однако выглядят одним в глазах Господа. Выше я показывал, что они выглядят как один человек. То же самое и с царством, хоть и разделенным на множество административных районов, областей и городов, но действующим как одно целое под властью царя, которому даны правда и суд. Причина, по которой Господними стараниями подобное происходит с истинами, составляющими веру и делающими церковь истинно церковью, в том, что Господь есть Слово, Бог небес и земли, Бог всякой плоти, Бог виноградника или церкви, Бог веры и сам свет, сама истина и жизнь вечная.

Из Евангелия от Иоанна явствует, что Господь есть Слово, и потому вся истина небес и церкви:

Слово было у Бога, и Бог был Словом. И Слово стало плотью.

Иоанн 1:1, 14

У Матфея явно видно, что Господь — Бог небес и земли:

Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

Матф. 28:18

Господь — Бог всякой плоти, у Иоанна:

Отец дал Сыну власть над всякой плотью.

Иоанн 17:2

 

Господь — Бог виноградника, или церкви.

И у Исаии:

У Возлюбленного Моего был виноградник.

Исаия 5:1, 2

 

У Иоанна:

Я — лоза, а вы — ветви.

Иоанн 15:5

 

Господь — Бог веры, у Павла:

С праведностью, которая через веру в Христа, через веру в Бога.

Филиппийцам 3:9

 

Господь — Сам свет, у Иоанна:

Он был Свет истинный, который просвещает каждого человека, приходящего в мир.

Иоанн 1:9

 

И в другом месте:

Иисус сказал: Я в мир пришёл, как свет, чтобы из верующих в Меня ни один не остался во тьме.

Иоанн 12:46

Господь — сама истина, у Иоанна:

Иисус сказал: Я — путь, истина и жизнь.

Иоанн 14:6

 

Господь — жизнь вечная, у Иоанна:

Но мы знаем, что Сын Божий пришёл, чтобы мы познали Истинного, и мы — в Истинном, в Сыне Его, Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная.

1 Иоанн 5:20

 

Необходимо добавить, что мирские занятия не позволяют людям приобрести более нескольких истин для составления веры. Но всё равно если кто-то обращается к Господу и поклоняется Ему одному, то ему дано знать все истины. Поэтому, как только истинный поклоняющийся Господу слышит некую истину веры, прежде ему неизвестную, он тут же видит, признает и принимает её. Причина этого в том, что Господь в нём, и он в Господе. Следовательно, свет истины в нём, и он в свете истины, ведь, как было сказано выше, Господь — сам свет и сама истина.

 

 

* * *

Следующее воспоминание может быть тому подтверждением.

Я видел духа, который выглядел в обществе других простым, поскольку признавал одного Господа как Бога небес и земли и обосновывал свою веру немногими истинами, взятыми из Слова. Его вознесли в небеса, чтобы он присоединился к мудрейшим ангелам, и мне сказали, что там он оказался таким же мудрым, как они; и действительно, он произносил множество истин, как будто совершенно самостоятельно, о которых прежде совсем ничего не знал.

Такое же состояние будет у тех, кто войдет в новую церковь Господа. Это то состояние, которое описано Иеремией:

Вот завет, который Я заключу с домом Израиля после тех дней. Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его. И уже не будут учить друг друга, брат — брата и говорить: «познайте Иегову», ибо все сами будут знать Меня, от самого малого до самого большого из них.

Иерем. 31:33, 34

 

Ещё это состояние будет таким, как описано Исаией:

И произойдёт отрасль от рода Иессеева. Истина будет поясом вокруг бедер Его. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и леопард ляжет с козлёнком. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Ибо земля будет полна знания Иеговы, как воды наполняют море. В тот день народы будут искать корня Иессеева, и мир будет ему славой.

Исаия 11:1, 5—10

 

 

V

 

Вера без милосердия - это не вера, а милосердие без веры - это не милосердие, и то и другое безжизненно, если Господь не даст им жизни

355. Из Посланий, написанных апостолами, совершенно ясно, что никому из них и в голову не приходило, что церковь наших дней будет отделять веру от милосердия, когда они утверждали, что одна вера, без дел, предписанных законом, оправдывает человека и спасёт его, и что вследствие этого милосердие не может быть соединено с верой, поскольку вера исходит от Бога, а милосердие, насколько оно осуществлено в делах, исходит от человека. Но это разъединение и деление было введено в христианскую церковь в то время, когда одного Бога разделили на три личности, придав каждой равную Божественность. В следующем разделе будет объяснено, что нет ни веры без милосердия, ни милосердия без веры, и что безжизненно и то и другое, если Господь не даст им жизни. Здесь, дабы уровнять путь, докажу, что:

 

(I) Можно приобрести себе веру;

(II) как и милосердие;

(III) и жизнь веры и милосердия.

(IV) Но тем не менее ни вера, ни милосердие, ни жизнь их нисколько не создаются человеком, а только Господом.

356. (I) Выше, в третьем разделе, было показано, что можно приобрести себе веру. Там говорилось, что вера по сути — истина, а каждый может почерпнуть истины из Слова; и каждый настолько начинает приобретать веру, насколько приобретает себе истины и любит их. К этому нужно прибавить следующее, что если бы нельзя было приобретать себе веру, то всё, что указано в Слове относительно веры, говорилось бы напрасно. Ведь там говорится, что воля Отца, чтобы люди верили в Сына, и что кто верит в Него, тот имеет жизнь вечную, а тот, кто не верит, не увидит жизни. Мы также читаем, что Иисус пошлёт Утешителя, который обвинит мир, что «не уверовал в Меня». Есть много других мест, которые были приведены выше (337, 338). Кроме того, все апостолы проповедовали веру, веру в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа. К чему годились бы все эти места, если человек должен был бы стоять, повесив руки, как резная марионетка на шарнирах, и ждать, чтобы Бог действовал им? В таком случае, как эти шарниры, которые приспособлены к принятию внешнего воздействия, он побуждался бы изнутри к каким-либо действиям, которые, однако, никак не связаны с верой. Ибо учение, принятое в наши дни в отдельной от римских католиков части христианского мира, гласит:

Человек крайне испорчен и умер для добра, так что после падения и до возрождения ни искры духовной силы не оставлено или не осталось в человеческой природе, чтобы позволяла ему приготовиться к Божьей милости, или ухватиться за неё, когда представляется случай, или быть в состоянии принять милость самому по себе, или собственными усилиями; а в духовных делах — понимать, верить, воспринимать, думать, желать, начинать, завершать, действовать, трудиться или сотрудничать, либо посвящать себя милости или годиться для неё, либо делать что-то от себя для обращения, — ни полностью, ни наполовину, ни в малейшей степени. Человек в духовных делах, относящихся к спасению души, как жена Лотова, превратившаяся в соляной столп, или как безжизненный чурбан или глыба камня, не в состоянии пользоваться своими глазами, ртом или какими-либо чувствами. Однако человек обладает способностью двигаться, то есть управлять своими внешними частями, посещать общественные собрания и слушать Слово и Евангелие.

Эти утверждения взяты из книги евангельской церкви, названной «Формула Согласия»[66], и изданной в Лейпциге в 1756 г. (стр. 656, 658, 661—663, 671—673). Священники, принимая сан, клянутся на этой книге, а значит клянутся поддерживать такую веру. У всех реформированных церквей примерно та же вера. Но найдётся ли хоть кто-нибудь, наделенный рассудком и религией, кто бы ни осмеял эти взгляды как бессмысленные и нелепые? Ведь он бы сказал про себя: «Если так, что толку от Слова, к чему религия, священство да проповеди? Чем тогда это все лучше пустого звука, не значащего ничего?» Если вы скажете нечто в таком духе язычнику с некоторой способностью к суждению, которого вы желаете обратить, поведав ему, что вот таков он относительно обращения и веры, разве сможет он смотреть на христианство иначе, нежели как на пустую бочку?[67] Ведь если отобрать у человека любую возможность верить так, как он верил бы от себя, то что ему делать ещё? Этот предмет будет яснее освещён в главе о свободе выбора.

357. (II) Можно приобрести себе милосердие.

Здесь то же, что и с верой. Ибо чему ещё учит Слово, как не вере и милосердию, этим двум существенным составляющим спасения? Читаем:

Возлюби Господа всем сердцем твоим и всею душою Твоей, и ближнего твоего, как самого себя. Матф. 22:34—39. И сказал Иисус: заповедь новую даю вам, да любите друг друга. По этому узнают вас всё, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Иоанн 13:34, 35; то же и 15:9; 16:27.

Мы также читаем, что человек должен приносить плод, как хорошее дерево; и что те, кто творит добрые дела, будет награждён по воскресении (Лука 14:14); и множество подобных высказываний. Какой смысл заключали бы они в себе, если человек не мог бы сам по себе проявлять милосердие или как-либо приобретать его? Разве не может он подавать бедным, помогать нуждающимся и делать добрые дела дома и на работе? Разве не может он жить в соответствии с Десятью заповедями? Или у него нет души, заставляющей его поступать таким образом, и рассудительного ума, побуждающего его действовать ради тех или иных замыслов? Разве не может он думать, что сделает всё это потому, что так велит Слово, а значит Бог? Никто не лишён такой возможности; и причина тому — что Господь предоставил её всем, и предоставил так, как будто это — нечто принадлежащее человеку лично. Ибо есть ли кто-то, кто, делая нечто милосердное, сознаёт, что делает это не от себя, а как-то иначе?

358. (III) Можно приобрести себе жизнь веры и милосердия.

И здесь то же самое, так как её приобретают, обращаясь к Господу, который и есть сама жизнь. И обращение к Нему тоже ни для кого не закрыто, поскольку Он постоянно приглашает каждого прийти к Нему. Ведь Он говорил:

Приходящий ко Мне не будет голоден, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Приходящего ко Мне не изгоню вон. Иоанн 6:35, 37. Иисус стоял и возгласил: если кто жаждет, пусть идёт ко Мне и пьёт. Иоанн 7:37.

В другом месте:

Царство Небесное подобно царю, который устроил брачный пир для сына своего и послал слуг своих созвать гостей. И в конце концов сказал: идите по улицам до окраин, и пригласите на пир всех, кого найдёте. Матф. 22:1—9.

Возможно ли, чтобы кто-то не знал, что это приглашение и созывание относится ко всем, как и милость, проявляемая к принявшим их.

Причина, по которой жизнь даётся при обращении к Господу, в том, что Господь и есть сама жизнь, не только жизнь веры, но и жизнь милосердия. Из следующих отрывков очевидно, что Господь есть жизнь, и жизнь человека исходит от Господа:

Вначале было Слово. В нём была жизнь, и жизнь была светом людям. Иоанн 1:1, 4. Как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын, кого хочет, оживляет. Иоанн 5:21. Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Иоанн 5:26. Хлеб Божий — тот, что сходит с небес и даёт жизнь миру. Иоанн 6:33. Слова, которые Я сказал вам, — это дух и жизнь. Иоанн 6:63. Иисус сказал: тот, кто следует за Мной, будет иметь свет жизни. Иоанн 8:12. Я пришёл, чтобы вы имели жизнь, и имели её в избытке. Иоанн 10:10. Кто верит в Меня, хоть и умрет, оживёт. Иоанн 11:25. Я — путь, истина и жизнь. Иоанн 14:6. Потому что Я живу, и вы жить будете. Иоанн 14:19. Всё это написано, чтобы вы имели жизнь во имя Его. Иоанн 20:31. Он — жизнь вечная. 1 Иоанн 5:20.

Жизнь в вере и милосердии означает духовную жизнь, которая даётся Господом человеку на протяжении его природной жизни.

359. (IV) Но тем не менее ни вера, ни милосердие, ни жизнь их нисколько не создаются человеком, а только Господом.

Ибо мы читаем, что человек не может взять себе ничего, если не дано ему с небес (Иоанн 3:18). И Иисус говорил:

Тот, кто пребывает во Мне, и Я в нём, приносит много плода, потому что без Меня не можете делать ничего.

Иоанн 15:5

 

Однако это нужно понимать так, что можно приобрести своими собственными усилиями только природную веру, то есть твёрдое убеждение, что дело обстоит именно так, поскольку это было заявлено авторитетной личностью. Можно также приобрести лишь природное милосердие, то есть трудиться на чью-то пользу ради какой-либо награды. И то, и другое содержит собственное человека, в котором нет жизни, если не от Господа. Тем не менее и тем, и другим человек готовится к принятию Господа. Насколько он приготовил себя, настолько Господь входит и делает его природную веру духовной, и то же самое с милосердием, и таким образом делает их живыми. Такой результат получается, когда обращаются к Господу, как Богу небес и земли.

Раз человек создан по образу Божию, то он создан быть обителью Бога. Поэтому Господь говорит:

Кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, тот любит Меня; и Я возлюблю его, и приду к нему, и обитель Себе сотворю с ним.

Иоанн 14:21, 23

 

И ещё:

Вот, стою возле двери и стучусь; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к нему и буду ужинать с ним, и он со Мною.

Откр. 3:20

 

Из этих утверждений следует заключение, что насколько человек готовит себя на природном уровне к принятию Господа, настолько и Господь входит и делает все в нём духовным, давая, таким образом, всему жизнь. С другой стороны, однако, насколько человек не готовит себя, в той же степени он отдаляет Господа от себя и делает всё сам по себе; а что человек делает сам по себе, то не имеет в себе жизни. Однако невозможно уже пролить больше света на этот вопрос, пока я не рассмотрел милосердие и свободу выбора, и я вернусь к нему позже, в главе о преобразовании и возрождении.

360. Я утверждал перед этим, что вера, присутствующая в ком-то, должна начинаться с природной веры, и то же с милосердием. Но ещё никто не знает различия между природными и духовными верой и милосердием. Так что необходимо открыть то, что так важно, но до сих пор неизвестно.

Есть два мира, природный и духовный. У обоих есть солнце, и оба солн­ца являются источниками тепла и света. Но тепло и свет солнца духовного мира имеют в себе жизнь. Тепло и свет природного солнца, напротив, жизни в себе не имеют, а служат вместилищами для тепла и света предыдущего рода (что и бывает обычно в отношении инструментальных причин к ведущим причинам), чтобы передавать их человечеству. Так что необходимо знать, что тепло и свет солнца духовного мира — это источник всего духовного. Эти тепло и свет тоже духовны, потому что содержат дух и жизнь. А тепло и свет солнца природного мира — это источник всего природного, которое, если взять его само по себе, лишено духа и жизни.

Так вот, поскольку вера относится к свету, а милосердие — к теплу, то ясно, что насколько кто в свете и тепле, излучаемых солнцем духовного мира, настолько он в духовных вере и милосердии. И насколько он в свете и тепле, излучаемых солнцем природного мира, настолько он в природных вере и милосердии. Из этих соображений очевидно, что точно так же, как духовный свет содержится в природном свете, как в неком сосуде или вместилище, и духовное тепло содержится подобным образом в природном тепле, так и духовная вера содержится в природной вере, и духовное милосердие — в природном милосердии. Так происходит в соответствии с продвижением человека от природного к духовному миру; а это продвижение обусловлено верой в Господа, который есть сам свет, путь, истина и жизнь, как Он Сам учит нас.

Раз так, то ясно, что когда человек в духовной вере, то он и в природной вере; а поскольку вера относится к свету, то из этого следует, что при таком расположении, одна внутри другой, природная вера становится как бы прозрачной и что в соответствии с тем, каким именно образом она связана с милосердием, она приобретает дивные цвета. Причина в том, что милосердие сияет огненно-красным жаром, вера — ослепительно-белым светом. Милосердие сверкает красным из-за пламени духовного огня, а из-за ослепительного света этого огня вера сияет белым. Обратное происходит, если не духовное внутри природного, а природное внутри духовного, как случается с людьми, отвергающими веру и милосердие. В их случае внутреннее их ума, которое руководит ими, когда они предоставлены своим собственным мыслям, является адским; и они на самом деле черпают свои мысли из ада, хотя и не ведают о том. Внешнее же их ума, которое руководит их общением с собеседниками в мире, выглядит как будто бы духовным, но набито доверху чем-то вроде грязи, какая бывает в аду. Следовательно, эти люди на самом деле в аду, раз находятся в состоянии, противоположном описанному перед этим.

361. Хорошенько разобравшись в том, что духовное присутствует внутри природного у тех, кто пребывает в вере в Господа и в то же время в милосердии к ближнему, и делает их природное прозрачным, заключаем далее, что человек в той же степени мудр в духовных делах, а следовательно, и в природных делах. Ибо когда он думает, читает или слышит о чём-то, он видит внутренне в себе самом, истина это или нет. Такое постижение приходит к нему от Господа, источника духовных света и истины, которые вливаются в верхний слой его разума.

Насколько вера и милосердие человека становятся духовными, настолько он удаляется от своего собственного и не имеет в виду себя, награду или воздаяние, а только удовольствие постигать истины, составляющие веру, и делать добрые дела, составляющие любовь. Насколько возрастает эта духовность, настолько это удовольствие становится счастьем; вот источник спасения, который и называется вечной жизнью. Состояние, в котором при этом находятся, можно сравнить с самыми очаровательными и восхитительными красотами мира, да даже и с описанными в Слове. Например, оно сравнимо с плодовыми деревьями и садами из них, с цветущими лугами, с драгоценными камнями, со вкуснейшей едой и с венчаниями, равно как и с другими праздниками и торжествами.

Однако в обратном случае, то есть когда природное внутри духовного, а человек вследствие этого внутренне дьявол, хоть внешне и похож на ангела, его можно сравнить с мертвецом в гробе из позолоченного дорогого дерева. Ещё его можно сравнить со скелетом, наряжённым в человеческую одежду и разъезжающим в роскошной карете; а также с трупом в склепе, построенном в виде храма Дианы[68]. На самом деле его внутреннее состояние можно изобразить в виде клубка змей в яме, а его внешнее состояние в виде бабочек с крыльями каких угодно цветов, откладывающих, однако, свои мерзкие яйца на листья полезных деревьев, в результате чего поедаются их плоды. И на самом деле их внутреннее можно сравнить с яст­ребом, а внешнее — с голубем; при этом вера и милосердие такого человека, как ястреб, летающий над голубем, пытающимся спастись, пока он наконец не устанет, и тут уж ястреб камнем падает на него и пожирает.

 

 

VI

 

Господь, милосердие и вера составляют одно, точно так же, как в человеке жизнь, воля и разум; если их разделять, то каждое в отдельности разрушается, как жемчужина, которая крошится в пыль

362. Начнем с рассмотрения того, что до сих пор было неизвестно ученому миру, а значит, и церковным кругам. Это было настолько неизвестно, как будто было зарыто в землю, а между тем это — сокровища мудрости и, пока их не откопают и не сделают достоянием общества, люди будут зря добиваться правильного знания о Боге, вере, милосердии и о состоянии их собственной жизни; они не будут знать, как управлять им и как готовиться к вечной жизни. А неизвестно следующее. Человек — не что иное, как орган жизни. Жизнь, вместе со всем, что она с собой несёт, втекает от Бога небес, а это Господь. Две способности дают человеку жизнь, называются они волей и разумом; воля служит вместилищем любви, а разум служит вместилищем мудрости. Таким образом, воля также служит вместилищем милосердия, а разум — веры. Всё, что человек хочет и что разумеет, вливается в него извне; виды добра, принадлежащие любви и милосердию, и истины, принадлежащие мудрости и вере, исходят от Господа; и с другой стороны, всё противоположное им исходит из ада. Господом устроено так, что всё, втекающее извне, человек чувствует в себе, как принад­лежащее ему самому, так что он может выдавать это от себя за своё собственное, хоть ему ничего и не принадлежит. Как бы то ни было, это считается за его собственное ради свободы выбора, осуществляемой благодаря способностям воли и разума, и ради дарованного ему знания добра и истины, из которого он может свободно выбирать что угодно для пользы своей временной или вечной жизни.

Каждый, рассмотревший эти факты вкривь да вкось, может прийти ко многим безумным выводам из них. Каждый же, кто посмотрит им прямо в глаза, может из них сделать множество мудрых заключений. Чтобы достичь второго, а не первого результата, необходимо было изложить в качестве предпосылки суждения и догматы о Боге и о Божественной Троице, а после этого изложить суждения и догматы о вере, милосердии, свободе выбора, преобразовании и возрождении и о вменении, а также о покаянии, крещении и Святом причастии, которые служат средствами.

363. Однако для того чтобы этот параграф о вере — что Господь, милосердие и вера составляют одно, точно так же, как в человеке жизнь, воля и разум, и если их разделять, то каждое в отдельности разрушается, как жемчужина, которая крошится в пыль, — можно было видеть и признавать как истину, необходимо обсудить его в следующем порядке:

 

(I) Господь вливается в каждого человека всей Своей Божественной любовью, всей Своей Божественной мудростью, и таким образом, всей Своей Божественной жизнью.

(II) И подобно тому всей сущностью веры и милосердия.

(III) Но как всё это принимается человеком, зависит от его формы.

(IV) Тот же, кто разделяет Господа, милосердие и веру, является не формой, способной принять их, а скорее формой, разрушающей их.

364. (I) Господь вливается в каждого человека всей Своей Божественной любовью, всей Своей Божественной мудростью, и таким образом, всей Своей Божественной жизнью.

В Книге Создания мы читаем, что человек был создан по образу Божьему и Бог вдохнул в его ноздри дыхание жизни (Бытие 1:27; 2:7). Это описание подразумевает, что он — орган жизни, а не сама жизнь. Ибо Бог не мог создать другого, такого же, как Он; если бы Он так сделал, то было бы столько же богов, сколько есть людей. И жизнь Он не мог создать, как нельзя создать свет. Но Он мог создать человека как форму жизни, точно так же, как Он создал глаз как форму света. Бог не мог, и не может, делить свою сущность, поскольку она едина и неделима. И из того что один Бог есть жизнь, несомненно, следует, что Бог Своей собственной жизнью дает жизнь всякому человеку. Без такого оживления человек был бы относительно плоти не более чем губка, а относительно костей не более чем скелет, не более живым, чем часы, которые идут лишь благодаря маятнику да гирям или пружине. А раз так, следовательно, Бог проникает в человека всей Своей Божественной жизнью, то есть всей Своей Божественной любовью и Божественной мудростью. Из них двух состоит Божественная жизнь (смотри выше 39, 40); ибо Божественное нельзя разделить.

Между тем, как Бог вливается всей Его Божественной жизнью, можно понять на примере того, как солнце этого мира вливается всей своей сущностью, то есть светом и теплом, в каждое дерево, в каждый куст и цветок, в каждый камень, простой он или драгоценный, так что любой предмет берёт свою порцию из этого общего потока; но солнце не делит свой свет и тепло, давая часть одному, а часть другому. То же самое и с солнцем небес, излучающим Божественную любовь как тепло, и Божественную мудрость как свет. То и другое втекает в человеческий дух точно так же, как солнце этого мира втекает в человеческое тело, давая ему жизнь в зависимости от того, какова природа его формы; форма каждого берёт из общего потока то, что ей нужно. К сказанному можно применить следующее высказывание Господа:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.