Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
I. Международное законодательство
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
2. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173) заключена в г. Страсбурге (Франция) 27 января 1999 года
3. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS N 174) заключена в г. Страсбурге 4 ноября 1999 года
4. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности принята в г. Нью-Йорке (США) 15 ноября 2000 года Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН
5. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141) заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 года
6. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года
II. Федеральные законы
1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
2. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
3. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
5. Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
III. Постановления правительства Российской Федерации
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. N 207 “ Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. N 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
IV. Указы Президента Российской Федерации
1. Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции»
2. Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
3. Указ Президента РФ от 8.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции»
V. Судебные акты
1. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»
2. Постановление Конституционного суда РФ от 30 июня 2011 № 14-п
Правообразование и нормотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса.
Правотворчество – процесс позитивизации права, выражения права в источнике. Под правотворчеством при этом понимают деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм, и прежде всего государственную деятельность, но не только.
Формирование права- естественно-исторический процесс образования права, в ходе которого возникает потребность в правовом регулировании (предварительная правосозидательная работа). Необходимо также отметить, что предварительная правосозидательная работа не всегда предшествует правотворчеству, поскольку известны случаи «внезапного» принятия актов.
Соотношение правотворчества и формирования права – 2 т. зр.
1) правотворчество – самостоятельная процедура, осуществляемая после завершения формирования права
2) правотворчество – завершающая стадия формирования права
Чаще правотворчество рассматривают как завершающий этап формирования права (правообразования).
Этапы правообразования
Правообразование состоит из следующих этапов:
1) вызывание условий для формирования правовой нормы (условия вырабатываются обществом, объективными потребностями)
2) подготовка законопроектов
3) собственно правотворчество (начинается с внесения проекта в законодательный орган).
В зависимости от различных оснований правотворчество делится на виды:
1) В зависимости от субъектов:
а) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
б) правотворчество государственных органов – самое распространенное (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
в) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
2) Взависимости от уровня:
а) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются законы)
б) подзаконное правотворчество гос.органов. В качестве особого вида выделяют конституционное нормотворчесво, судебное нормотворчество
в) подзаконное правотворчество негосударственных органов:
- правотворчество органов местного самоуправления
- локальное правотворчество
- нормотворчество народов (появление обычаев)
Принципы правотворчества:
- Научность (опора на научные достижения)
- Профессионализм (Правотворчество – деятельность лиц, обладающих специальной компетенцией). Например, хотя проект в законодательный орган может направить абсолютно любое лицо, тем не менее обязанность по принятию решения в отношении данного проекта возникает у законодательного органа лишь в том случае, если лицо, внесшее проект, обладает правом законодательной инициативы.
- Законность (Предполагает строгое исполнение гос.органами законодательных норм)
- Демократизм (Характеризует необходимую степень участия граждан в правотворчестве).
- Гласность (Означает открытость, прозрачность правотворчества для широкой общественности.)
- Оперативность (Предполагает своевременность обновления нормативной базы, своевременность издания
нормативных актов).
Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:
· законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
· рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проекттрадиционно рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
· принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
· одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
· подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В ϶ᴛᴏм случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
· опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|