Сделай Сам Свою Работу на 5

In this regard, the handle-duction of the country attaches great importance to economic relations of the Russian Federation within the EAEC, SCO, BRIC, APEC.





В условиях динамично развивающейся мировой экономики особое внимание вызывают основные тренды внешнеэкономической политики России, проблемы энергетического сотрудничества в условиях многополярного мира, в том числе и на постсоветском пространстве. В статье рассматривается диверсификация российских поставок углеводородного сырья за рубеж, особенно в условиях экономических санкций, введенных развитыми странами против России. Ставится вопрос о необходимости усиления экономического присутствия России в Африке, где активно действуют китайские, индийские и бразильские компании, составляя конкуренцию Евросоюзу. Особо подчеркивается значимость наращивания взаимодействия России в различных сферах с арабскими государствами, в том числе с Египтом, Иорданией, Палестиной и Сирией. В связи с этим руководство страны придает большое значение экономическим связям РФ в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС.

________________________________________________________________________________________________Ключевые слова: многополярный мир, сотрудничество, энергетическая безопасность, товарооборот, интеграция, инвестиции, газ, нефть, атомная энергия.



 

 

MODERN FOREIGN POLICY RUSSIA

 

Imyarekov S.M.,1 Lohtina L.M.1

1 Saransky Cooperative Institute (branch) in RF Tsentrosoyuz ANOO «Russian University of cooperation» (430027, Saransk, str. Transportnaya, 17)

e-mail: simyarekov@yandex.ru, larisa.lohtina@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________In a fast-paced global economy, special attention, cause of the main trends of foreign economic policy of Russia, the problem of energy cooperation in a multipolar world, including the former Soviet Union. In article diversification of the Russian deliveries of hydrocarbonic raw materials abroad, especially in the conditions of the economic sanctions imposed by the developed countries against Russia is considered. The question of need of strengthening of economic presence of Russia in Africa where the Chinese, Indian and Brazilian companies actively work is raised, competing with the European Union. The importance of strengthening of interaction of Russia in various spheres with the Arab states, including with Egypt, Jordan, Palestine and Syria is highlighted.

In this regard, the handle-duction of the country attaches great importance to economic relations of the Russian Federation within the EAEC, SCO, BRIC, APEC.

_______________________________________________________________________________________________Keywords: multipolar world, cooperation, agreement, energy security, export, commodity turnover, integration, investments, gas, oil, atomic energy.

 

Экономические тенденции глобального развития сложны, противоречивы и неоднородны, но есть общие параметры развития обществ. Экономическая история развивается в борьбе цивилизаций и обеспечении главенства одних государств над другими.



В Послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г. были изложены основные направления внешней политики России. Руководство страны предложило концепцию обеспечения энергетической безопасности в мире. Отметим, что при разности геополитических интересов Москвы и Вашингтона, по мере усиления Китая, необходимости решения ключевых мировых экономических проблем, Россия стремится стать полноценным участником европейской политической и экономической интеграции. Для Европы у нас есть стратегический товар – нефть, газ, лес, руда, редкоземельные материалы, а нам нужны новейшие технологии. К тому же Россия – огромный рынок сбыта для продукции США и Евросоюза. Так что же мешает ее вступлению в ЕС? Политика Кремля или Белого дома и Брюсселя? Рецидивы имперского мышления? Ответ очевиден: противоречия между основными тенденциями геополитического развития евразийского материка. Решить их кардинально невозможно, так как закон неравномерности политического и экономического развития стран в новейшее время, открытый еще В.И. Лениным в 1915 г., работает и сегодня [9]. «При капитализме невозможен равномерный рост экономического развития отдельных хозяйств и отдельных государств. При капитализме невозможны иные средства восстановления, время от времени, нарушенного равновесия, как кризисы в промышленности, войны в политике» [10], – писал он.

Борьба за источники сырья, чистую питьевую воду и территории будет продолжаться. Россия, по мнению ряда западных политиков и экспертов, стремится использовать для достижения своих стратегических целей и интересов в мире «ядерный щит» и «нефтяной меч». Однако политическое руководство СССР не воспользовалось «газовым краном» в годы холодной войны и в период распада страны. Сегодня Евросоюз, который является значимым для России торговым партнером, стремится продолжить диверсификацию источников поставок энергетических ресурсов в целях безопасного развития собственной экономики. Отметим, что Москва с пониманием относится к позиции ЕС, но экономической конкуренции никто не отменял. Поэтому ОАО «Газпром», оставаясь важным поставщиком энергоресурсов на Запад, устремилось и на Восток.



Одним из основных вопросов энергетического сотрудничества стран является бесперебойный транзит газа и нефти. Энергетическая хартия возлагает ответственность за это целиком на страну поставщика, но Россия предлагает ввести ответственность и государств, через которые идет транзит энергоресурсов. К примеру, в декабре 2006 г., январе 2007 г. и январе 2009 г. шли «нефтяная» и «газовая» войны России с Белоруссией и Украиной. В результате этих конфликтов пострадали Болгария, Словения, Хорватия, Молдавия, Греция, Македония, Венгрия и Сербия. С учетом поведения украинских партнеров и в целях окончательного решения проблемы беспрепятственного транзита газа из России в Западную Европу был построен газопровод «Северный поток». Первую нитку ввели в эксплуатацию 8 ноября 2011 г., вторую – 8 октября 2012 г. «Газовые войны» заставляют Россию продавливать проект газопровода «Южный поток», по которому топливо получат Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Италия, Сербия, Словения и Хорватия [1].

20-21 ноября 2005 г. были заключены взаимовыгодные соглашения России и Японии о сотрудничестве в энергетике: японцы строят в РФ заводы, участвуют в добыче нефти в Иркутской области и желают вести разработку угля на Элегестском месторождении в Тыве. Эти соглашения были достигнуты во время визита в Москву 25-26 апреля 2008 г. премьера Японии Я. Фукуда. Нам нужны инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру российских регионов, новые рабочие места и передовые технологии. К примеру, отечественные технологии переработки нефти неэффективны, а достижение уровня переработки в 95 % даст прибыль 12-30 млрд. долл. США в год. Японские банкиры выделили 900 млн. долл. на строительство заводов по производству метанола в Татарстане и сжиженного природного газа в Приморском крае. Кроме того, с Токио подписан ряд соглашений в сферах атомной энергетики, космоса, технологического сотрудничества, экспорта в Японию зерна и урана. Эти договоренности достигнуты 12 мая 2009 г. во время визита В. В. Путина в Японию, а 15 ноября 2009 г. премьер-министр Японии К. Хатаяма заявил, что хочет выстраивать с Россией стратегические отношения. Ранее, в 2007 г., были подписаны соглашения с Норвегией и Францией по добыче газа на Штокмановском месторождении в Баренцевом море. Объем месторождения оценивается в 3,5 трлн. м³ газа и 1,5 трлн. м³ конденсата, но мировые цены на газ и затраты в 30 млрд долл. на его освоение не оправдывают разработку. Поэтому 8 августа 2012 г. французская компания «Statoil» отказалась от участия в проекте, так как произошло его удорожание, а в США стали добывать сланцевый газ. Свою долю норвежцы передали Газпрому. Однако Россия не откажется от разработки Штокмановского месторождения, так как это позволить решить проблему газоснабжения Мурманской области [2].

В целях сохранения позиций на газовом рынке и соблюдения определенного торгового баланса в экономических связях Россия покупает часть узбекского, казахского, азербайджанского и туркменского газа. Вопросы сотрудничества в энергетической сфере обсуждались во время визита президента Узбекистана И.А. Каримова в г. Москву 20 апреля 2010 г. Кроме того, в ходе переговоров с Д.А. Медведевым было заявлено о намерении сторон развивать сотрудничество в авиа- и машиностроении, в сфере массовых коммуникаций и космоса. Эти вопросы обсуждались и в ходе рабочего визита 14 июня 2011 г. главы Российского государства в Узбекистан.

Энергетическое сотрудничество России с Азербайджаном обсуждалось во время визита 17 апреля 2009 г. президента И.Г. Алиева в Москву, а в ходе поездки Д.А. Медведева в Азербайджан (29 июня 2009 г.) были заключены договоренности о закупках Россией азербайджанского газа, которые в 2010 г. выросли в два раза. Соглашение о поставках ежегодно в Россию до 2 млрд. м³ газа были достигнуты 3 сентября 2010 г., когда президент РФ снова посетил Баку [3].

Вопросы эксплуатации газопровода «Средняя Азия – Центр» обсуждались во время визита Д.А. Медведева в Туркменистан 4-5 июля 2008 г. Также было принято решение открыть прямое железнодорожное и паромное сообщение между странами, определены направления сотрудничества в подготовке кадров и в культурной сфере. В целом сотрудничество развивалось успешно, и свидетельство тому – растущий товарооборот, который в 2008 г. составил 7 млрд. долл.

22 декабря 2009 г. состоялся очередной визит Д.А. Медведева в Ашхабад, во время которого обсуждалось строительство Прикаспийского газопровода и возобновление с 1 января 2010 г. поставок туркменского газа в Россию в объеме 30 млрд. м³ в год по европейской формуле ценообразования, так как туркмены выступали против продажи газа по фиксированным ценам. Также обсуждалось сотрудничество в сфере связи и судостроении. Заметим, что товарооборот между странами составил 900 млн. долл.

Учитывая большую зависимость бюджета России от экспорта энергетических ресурсов и позицию ряда стран Западной Европы по их закупке, было принято решение о расширении их поставок в другие регионы мира. Достигнуты договоренности о поставках углеводородных ресурсов в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Турцию. В 2002-2005 гг. введена в эксплуатацию первая очередь проекта «Голубой поток», по которой природный газ в объеме 30 млрд. м³ в год поставляется из Уренгоя в Турцию.

Во время визита 12-14 февраля 2008 г. в Москву и Казань президента Турции А. Гюля достигнуты договоренности о поставках в течение 15 лет в эту страну электроэнергии на 15 млрд. долл. и газа до 2025 г. Отметим, что товарооборот между Россией и Турцией за последние 10 лет вырос в 35 раз. Россия занимает первое место в турецкой внешней торговле, опережая Германию. Двусторонние связи укрепил визит в Турцию Д.А. Медведева 12 мая 2010 г. В ходе поездки было подписано 17 соглашений, в том числе о создании Совета сотрудничества высшего уровня и о безвизовом режиме поездок сроком на 30 дней. В целом заключенные контракты оцениваются в 25 млрд. долл.

В ходе визита 21-22 марта 2006 г. В.В. Путина в Китай страны договорились о строительстве отвода от нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» в 2009-2011 гг. и газопровода с 2015 г. Первая очередь нефтепровода открыта 28 декабря 2009 г. 27 апреля 2009 г., ОАО «Транснефть» начало строительство отводного участка нефтепровода из п. Сковородино в Мохэ (Китай). Пуск в эксплуатацию 1 тыс. км трубы состоялся 1 января 2011 г. Ежегодно в течение 20 лет по ней будет прокачиваться до 15 млн. т нефти. В ходе визита В. В. Путина 12-14 октября 2009 г. в Пекин был подписан контракт на поставку в Китай до 70 млрд. м³ газа ежегодно. Строительство газопровода начнется в 2015 г.

Проблема энергетического сотрудничества двух стран обсуждалась Д. А. Медведевым с председателем КНР Ху Цзиньтао во время визитов 23-24 мая 2008 г. и 26-28 сентября 2010 г. Договорились также, что страны будут предупреждать друг друга о пробных пусках стратегических ракет. Во время рабочего визита В.В. Путина в Китай 11-12 октября 2011 г. состоялись встречи с председателем КНР Ху Цзиньтао и председателем Госсовета В. Дзябао и было решено, что товарооборот между странами составит 70 млрд. долл. Договаривающиеся стороны приняли решение о расчете по товарообороту между странами в рублях и юанях, подписали меморандум о сотрудничестве в области модернизации экономики и согласовали цены на нефть. В целом объем подписанных соглашений составил 7 млрд. долл. 21 соглашение было подписано в ходе визита в КНР Д.А. Медведева 22-23 октября 2013 г. Состоялись его встречи с председателем Китая Си Цзиньпином и председателем Госсовета Ли Кэцяном. 9 ноября 2014 г., в ходе поездки В. В. Путина в Пекин, подписано 17 документов, в том числе меморандум о поставках российского газа и соглашение о поставках нефти в КНР, что позволит диверсифицировать наши поставки этого сырья за рубеж, особенно в условиях санкций, введённых США, Канадой, Японией и Евросоюзом против России из-за ситуации в Украине.

В рамках развития азиатского вектора сотрудничества сибирский газ доставят в Южную Корею в объеме 10 млрд. м³ в год. В целях реализации проекта 29 мая 2008 г. создана совместная группа Газпрома и Kogaz. Планируется также протянуть через КНДР в Южную Корею высоковольтную линию электропередач. Новый импульс отношениям был дан 29 ноября 2008 г. во время визита президента Южной Кореи Ли Мён Бака в Москву. Были подписаны соглашения о поставках газа в Южную Корею, совместных его разработках на Западно-Камчатском шельфе, о сотрудничестве в атомной энергетике и освоении космического пространства. Также планируется соединить Транссибирскую магистраль с железнодорожной сетью Южной Кореи через территорию КНДР. Об этом шла речь во время визита Д.А. Медведева в Республику Корея 10 ноября 2010 г., в ходе которого было подписано более 10 соглашений, в том числе по поставкам газа. Вопросы энергетического сотрудничества обсуждались также 2 ноября 2011 г. в Санкт-Петербурге на встрече российского и корейского президентов.

Возможность прокладки через территорию КНДР газопровода из России в Южную Корею Д.А. Медведев обсудил в Улан-Удэ с главой КНДР Ким Чим Иром 24 августа 2011 г. Его протяженность составит 1 100 км, в том числе 700 км по территории Северной Кореи, которая ежегодно будет получать 100 млн. долл. за транзит. Газпром собирается ежегодно поставлять 10 млрд. м³ газа в КНДР и столько же в Южную Корею, а ГК «Росатом» планирует построить атомную электростанцию в Северной Корее.

Новые перспективы сотрудничества России с азиатскими странами открыл визит Д.А. Медведева в Сингапур, который состоялся 15-16 ноября 2009 г. Была создана межгосударственная комиссия по сотрудничеству, которая прежде всего рассмотрела вопрос о поставке сжиженного производственного газа в Сингапур.

Значимым партнером России является Монголия. В 2000 г. в ходе визита в Улан-Батор В.В. Путина был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в сферах сельского хозяйства, атомной энергетики и транспорта, созданы совместные предприятия по добыче угля, золота и меди в Монголии. В июле 2006 г. были достигнуты договоренности о том, что российские инвестиции придут в добычу урана, угля и золота. В результате к 2008 г. товарооборот между странами вырос до 1,3 млрд. долл., а темпы развития торговли превысили договорные. Развитию двусторонних отношений способствовал ответный визит в Москву 17 марта 2009 г. премьер-министра Монголии С. Баяра. Во время переговоров с В.В. Путиным были достигнуты договоренности о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, о выделении Монголии в 2009 г. 300 млн. долл. на развитие сельского хозяйства, о предоставлении ежегодной квоты в российских вузах для 230 монгольских студентов, о подготовке военных кадров для этого азиатского государства. Была предложена идея перехода в торговле между странами на взаимные расчеты в рублях и тугриках. Кроме того, 19 марта 2009 г. ОАО «Российские железные дороги» и Монгольская железнодорожная компания создали совместное предприятие по строительству магистралей в этой стране. Часть финансирования из требуемых на это 7 млрд. долл. взял на себя холдинг ОАО «РЖД», который получил 50 % акций Улан-Баторской железной дороги [4].

Новый этап сотрудничества между странами начался 13 мая 2009 г., когда В.В. Путин в очередной раз посетил Улан-Батор. В ходе переговоров с новым президентом Монголии отмечалось, что российско-монгольские совместные предприятия производят 1/5 часть ВВП Монголии. Наш товарооборот с Монголией имеет положительное сальдо. Так, в 2010 г. РФ поставила товаров и услуг на сумму 1,2 млрд. долл., а приобрела на 100 млн. долл. Поставкам монгольских товаров препятствовали высокие российские таможенные тарифы и бюрократизм, что стало предметом обсуждения в ходе визита 31 мая 2011 г. в Москву президента Монголии Ц. Элбэгдоржа.

Россия придает большое значение политическому и экономическому сотрудничеству с Ираном. Так, ГК «Росатом» достроила начатую Германией Бушерскую АЭС. В сентябре 2013 г. состоялась ее передача заказчику. С российской помощью там построят еще 8 реакторов. 13 декабря 2007 г. Россия и Иран подписали меморандум о сотрудничестве, а в мае 2008 г. Тегеран заявил о намерении выстраивать с нами стратегические отношения, что, по их мнению, может изменить ситуацию в мире. Однако развитию взаимовыгодного сотрудничества и стратегического партнерства мешает позиция Ирана по ряду международных проблем, в том числе по нераспространению ядерного оружия [11]. Несмотря на то что Тегеран, в отличие от Индии и Израиля, подписал договор о нераспространении ядерного оружия, по мнению США, близ г. Кум работает ядерный центр, где ведутся работы по созданию ядерного оружия.

Набирают оборот отношения России с Аргентиной, Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Колумбией, Кубой, Перу, Никарагуа. В декабре 2008 г. президент Никарагуа Д. Ортега прилетал в Москву, где состоялись переговоры с российским руководством. Хотя товарооборот между странами небольшой (в 2007 г. составил 7 млн. долл.), основные статьи экспорта Манагуа – хлопок, кофе, мясо, сахар, древесина, золото, а импорта – машины, оборудование, сырье, готовые промышленные изделия, оружие. Промышленность там не развита, каждый третий житель не знает грамоты, высок уровень бедности и безработицы, остро стоит проблема жилья. Значительные доходы страна имеет от туризма, поэтому никарагуанский лидер ввел безвизовый режим для граждан России.

В июле 2014 г. В.В. Путин с кратковременным деловым визитом впервые прилетел в Никарагуа. С президентом Даниэлем Ортегой обсуждались вопросы размещения в этой стране станций «Глонасс», а также поставки российской сельскохозяйственной техники и зерна.

С Венесуэлой российское сотрудничество строится преимущественно в энергетике и военной сфере. Было создано совместное предприятие по переработке нефти, а ТНК-ВР, Газпром и ОАО НК «Лукойл» заявили о намерениях разрабатывать нефтяные ресурсы в районе р. Ориноко (проект «Хунин-6»). Более того, президент Венесуэлы У. Чавес во время визита в г. Москву (22 июля 2008 г.) заявил, что мы должны стать стратегическими партнерами в области энергетики, оборонно-промышленного комплекса и рыболовства. Это привело к увеличению товарооборота между странами, который в 2008 г. составлял всего 1 млрд. долл. Во время ответного визита Д. А. Медведева в г. Каракас (26-27 ноября 2008 г.) были достигнуты договоренности по развитию военного сотрудничества, о безвизовом въезде для краткосрочных поездок (с 6 марта 2009 г.), создании совместного банка и переходе к национальным валютам во взаиморасчетах. Россия строит в Венесуэле пять керамических заводов и атомную электростанцию. Эти контракты были предметом обсуждения в ходе визита В.В. Путина в Венесуэлу 2-3 апреля 2010 г. Договорились о поставке 2 тыс. автомобилей «Лада» в Каракас с намерением позже построить там филиалы для их сборки. Москва предоставила кредит в 2,2 млрд. долл., а в обмен получила нефтяные концессии, рынок сбыта военной продукции, цветы, бананы и кофе.

Заинтересованность в развитии военного сотрудничества (в целях борьбы с наркомафией) и в российских инвестициях проявляет Колумбия, предлагая сотрудничество в производстве биотоплива, по изготовлению которого ей принадлежит второе место в Латинской Америке. Богота намеревается поставлять нам продукцию сельского хозяйства, а мы вкладываем средства в добычу угля. Наращивают инвестиции Газпром и ОАО «НК Лукойл».

Далеким и во многом забытым нашим партнером является Республика Куба. В сентябре 2006 г. Москва предоставила Гаване «связанный» кредит на сумму 355 млрд. долл. под закупку российских товаров. Отметим, что товарооборот между странами в 2008 г. составил всего 239 млн. долл. Договорились о реструктуризации кубинского долга. Это означало, что 17 лет прохладных отношений между нашими странами закончились. Новый импульс им придал визит на Кубу Д.А. Медведева 28 ноября 2008 г. и ответный визит председателя Государственного совета Кубы Рауля Кастро в Москву (28 января-4 февраля 2009 г.). В Кремле прошли его переговоры с Д.А. Медведевым, в результате которых стороны подписали 10 соглашений. В соответствии с ними в 2009 г. кубинцы получили «связанный» кредит на 30 млн. долл. и закупили у нас промышленное оборудование, автобусы и самолеты. Кроме того, были достигнуты договоренности о строительстве на острове ТЭЦ, создании совместного предприятия по авиаперевозкам и о добыче там Росзарубежнефтью «черного золота». Также был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве, в том числе в военной сфере. В качестве гуманитарной помощи кубинцам Россия поставила 100 тыс. т. зерна [7].

В июле 2014 г. в ходе визита В.В. Путин на Кубу состоялись переговоры с председателем Государственного Совета и Совета Министров Кубы Раулем Кастро и часовая беседа с Фиделем Кастро. Президент РФ заявил, что российско-кубинское сотрудничество поможет смягчить незаконные экономические санкции США против Кубы. Москва списала Гаване 32 млрд. долларов (90 %) долга по кредитам, предоставленным СССР, а оставшиеся 3,5 млрд. пойдут на совместные проекты. По итогам визита подписано 10 соглашений, в том числе в энергетической сфере. Так, компании Роснефть и Зарубежнефть совместно с кубинской ГНК CUPET начнут разработку нефтяного шельфа на Кубе, а ИнтерРАО построит на острове 4 энергоблока ТЭС стоимостью 1,2 млрд евро. На Кубе запланировано строительство аэропорта, крупного транспортного узла (модернизация порта), размещение наземной структуры «Глонасс» и организация учебного центра по подготовке спасателей для карибских государств.

Развитию двусторонних отношений с Перу и Бразилией способствовали визиты Д.А. Медведева в Лиму и Бразилию 24-25 ноября 2008 г. Перу – это аграрная страна, богатая полезными ископаемыми. Развиты горнодобывающая, обрабатывающая и рыбная промышленность. Однако товарооборот России с этим государством небольшой: в 2007 г. он составлял всего 100 млн. долл. Не развиты торгово-экономические связи и с Бразилией, которая дает 18% мировой добычи железной руды. Есть там и нефть. Развит экспорт кофе. В 2008 г. мы завезли из этой страны на 1,5 млрд. долл. сельскохозяйственных удобрений и мяса, но качество последнего оказалось плохое, пришлось наложить эмбарго. Бразильцев же интересует сотрудничество с нами в сфере космоса, атомной энергетики и оборонно-промышленного комплекса. Так, в 2003 г. было подписано соглашение о поставках российской военной техники в Бразилию, а в 2005 г. – договор о стратегическом союзе. Однако товарооборот между странами в 2013 г. составил только 5,5 млрд. долларов, что на 3,2 % меньше, чем в 2012 г. В июле 2014 г. в г. Бразилиа состоялась встреча В.В. Путина с президентом Федеративной Республики Бразилия Дилмой Роуссефф. По итогам переговоров подписаны меморандум о сотрудничестве Роснефти и Petrobras в добыче углеводородов в ФРБ, а также соглашения в научной, медицинской, транспортной и военной сферах. Россия поставляет в эту страну титан и IT– технологии.

Закупать вооружения, налаживать культурные и торгово-экономические связи с Россией заинтересовано правительство Чили. После длительного перерыва в двусторонних отношениях 2-4 апреля 2009 г. состоялся визит президента Чили М. Бачелет в Москву. В ходе переговоров с главой Российского государства Д. А. Медведевым был подписан ряд соглашений о военном и культурном сотрудничестве. Стороны договорились ввести безвизовый режим для посещения обеих стран. Такой же прядок въезда установила для наших граждан и Республика Эквадор. Президент этого государства Р. Корреа 29 октября 2009 г. посетил Россию с первым визитом. Во время встречи с Д.А. Медведевым обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества. Отметим, что товарооборот между нашими странами в 2008 г. составил 1 млрд. долл. По итогам переговоров была подписана декларация о сотрудничестве в экономической, гуманитарной и политической сферах, а также ряд других документов [6].

14-15 апреля 2010 г. состоялся первый визит Д.А. Медведева в Аргентину. На переговорах с президентом К. Фернандес де Киршнер было подписано 10 протоколов, соглашений и меморандум о намерении сотрудничать в атомной энергетике, военно-технической области, в сфере транспорта и космоса. В результате выполнения этих и других намерений товарооборот между странами в 2011 г. вырос на 80 %, а ФГУП «Рособоронэкспорт» впервые поставил Аргентине военные вертолеты. Товарооборот между странами в 2012 г. составил 1,5 млрд. долларов, а в 2013 г. вырос на 16 % [8].

В июле 2014 г. В.В. Путин с визитом посетил Аргентину. Состоялись переговоры с президентом Кристиной Фернандес де Киршнер, по итогам которых было подписано 5 соглашений, в том числе о поставках российских самолётов и троллейбусов, о строительстве энергоблока АЭС и о российском участии в сооружении ГЭС.

В Африке активно действуют китайские, индийские и бразильские компании, составляя конкуренцию Евросоюзу. В 2009-2010 гг. Китай инвестировал в развитие стран Африки 10 млрд. долл., так как «черный» континент имеет нефть, хлопок, медь и другие природные богатства, которые составляют 60 % экспорта. К сожалению, Россия за последние двадцать лет практически потеряла сегмент экономических отношений с африканскими странами. К примеру, Алжир российское руководство посетило 50 лет назад. 10 августа 2006 г. В.В. Путин прибыл в это государство с рабочим визитом, в ходе которого было подписано контрактов на сумму 7,5 млрд. долл. Алжир выразил желание закупить у нас новые танки, самолеты и другое вооружение, так как алжирская армия на 90 % оснащена российским оружием. Также была достигнута договоренность о погашении алжирского долга России в сумме 5 млрд. долл. после выполнения всех подписанных контрактов. Ответный визит президент Алжира А. Бутефлик нанес 19 февраля 2008 г., а 6 октября 2010 г. Д.А. Медведев совершил визит в Алжир, где были достигнуты договоренности о сотрудничестве в военной, энергетической и экономической сферах.

Для обсуждения двусторонних отношений 26 января 2007 г. В.В. Путин прилетал в Южно-Африканскую Республику. Диалог продолжился 5 августа 2010 г., когда президент ЮАР Д. Зума прилетел с рабочим визитом в Москву. Во время поездки Д.А. Медведева в Анголу (26 июля 2009 г.) были подписаны соглашения о развитии двусторонних отношений. До этого 25-26 июня 2009 г. глава Российского государства побывал в Намибии, богатой ураном и залежами алмазов, что привлекает российский оборонно-промышленный комплекс и бизнес. По итогам переговоров подписали соглашение о развитии рыболовства, а ГК «Росатом» – о строительстве атомной электростанции в Анголе.

Надежду на реанимацию дружественных связей с Северной Африкой дал визит В.В. Путина в Ливию 16-17 апреля 2008 г., во время которого была подписана политическая декларация о дружбе и сотрудничестве. В обмен на поставки оружия на сумму 4,6 млрд. долл. и 10 крупных контрактов Россия списала долг этой стране в сумме 6 млрд. долл., существовавший еще со времен СССР. Договорились и о том, что ОАО «Российские железные дороги» построит в Ливии 554 км магистралей. Однако новые контракты с этой страной оказались под вопросом из-за событий 2011 г.: в Ливии начались массовые беспорядки, которые переросли в гражданскую войну и де-факто привели к распаду страны.

Россия заинтересована в развитии сотрудничества с Нигерией. В Москве 17 марта 2009 г. состоялись переговоры министров иностранных дел России С.В. Лаврова и О. Мадуэкве, на которых были достигнуты договоренности о развитии сотрудничества в энергетике, строительстве трубопроводов, легкой промышленности и других сегментах экономики. Нигерийскую сторону особенно интересовала атомная энергетика.

Развиваются наши отношения и с арабскими государствами. Так, 25 февраля 2009 г. состоялся визит в Москву президента Йемена А.А. Салеха, который просил экономической помощи в обмен на содействие российским кораблям в борьбе с пиратами в Аденском заливе. Йемен нуждается в инвестициях в нефтеразработку, предлагая использовать для развития торговых связей со странами региона порт в Ходейде, который был построен еще при содействии СССР. Однако в 2011 г. там начались массовые выступления населения против власти, которые сопровождались значительными жертвами. 24 ноября 2011 г. президент А.А. Салех, находившийся у власти тридцать три года, под напором вооруженной оппозиции ушел в отставку [5].

Традиционно хорошие отношения у России с такими арабскими странами как Египет, Иордания, Палестинская национальная автономия и Сирия. Так, 21 августа 2008 г. в Сочи прилетал президент Сирии Башар Асад. В ходе его переговоров с Д.А. Медведевым были достигнуты договоренности о развитии военного и экономического сотрудничества. Однако в марте 2011 г. в г. Дераа начались массовые протесты против правящего режима, чем воспользовались террористы.

Развитию отношений с арабским миром способствовал визит Д.А. Медведева в Египет 23 июня 2009 г., в ходе которого был подписан договор о стратегическом партнерстве и российских поставках в эту страну зерна, машин, промышленного оборудования, нефтепродуктов и строительстве атомной электростанции. В целом товарооборот между странами в 2004-2008 гг. вырос в пять раз и составил 4,5 млрд. долл. Однако развитию сотрудничеству двух стран помешала революция в Египте в 2011 г. Сегодня положение в этой стране нормализуется.

Таким образом, ключевые элементы внешнеполитической стратегии России учитывают многополярность мира, неустойчивый баланс между цивилизациями, глобальные претензии США, многочисленные локальные конфликты на цивилизационных разломах, дефицит энергетических и водных ресурсов, проблему нераспространения ядерного оружия, террористическую опасность, глобализацию и бедность, увеличивающийся экономический разрыв между странами, историческую предопределенность межгосударственных связей. Отрицание многополярности мирового устройства, расширение НАТО на Восток и другие шаги США и Евросоюза привели к возобновлению блоковой стратегии в международной политике, и холодной войне. В этих условиях Россия придает большое значение политическим и экономическим связям в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС.

 

 

Список литературы

1. Имяреков С.М., Кевбрина О.Б., Имяреков В.С. Внешняя и внутренняя политика России в начале XXI века: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2012. – С.6.

2. Имяреков С.М. Мордовия: модернизация 2000-х гг. Монография. // Саран. кооп. ин-т РУК; Лит. Фонд России. – Саранск: Тип. «Красс. Окт.», 2014. – С. 112.

3. Имяреков С.М., Кевбрина О.Б., Имяреков В.С. Внешняя и внутренняя политика России в начале XXI века: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2012. – С. 124.

4. Имяреков С.М. Современные социально-экономические и политические проблемы России //Современные проблемы кооперации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 100-летию Рос. ун-та кооп. – Саранск: СКИ РУК, 2012. – Ч.1. – С. 52.

5. Имяреков С.М., Кевбрина О.Б., Имяреков В.С. Внешняя и внутренняя политика России в начале XXI века: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2012. – С. 120.

6. Имяреков С.М. Внешняя экономическая политика России на современном этапе мирового развития // Кооперативная наука и образование в инновационных исследованиях: мат-лы Междунар. науч. конф. профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов Российского университета кооперации, кооперативных вузов стран СНГ по итогам научно-исследовательской работы в 2013 г. – Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2014. – С.118.

7. Каргин Ю.И., Володин В.М., Егоров С.Н., Захаркина Р.А., Зелев М.В., Каргин В.И. Аграрная Россия: история,проблемы,перспективы. Пенза:Изд-во Пенз.гос.ун-та,2007. – С.115.

8. Каргин Ю.И., Катайкина Н.Н., Садовникова Н.А. Инновационные технологии в сельском хозяйстве в ХХI веке. Социально-экономические проблемы кооперативного сектора эконо-мики: мат. III Междунар. науч.-практ. конф. Российс. универ. кооп. – Москва, 2010.– С. 240.

9. Ленин В. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы // Полн. собр. соч. Т. 26. – С. 354.

10. Ленин В. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы // Полн. собр. соч. Т. 26. – С. 353.

11. Юртаев В. И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979–2010 гг.). М., 2012.

Сведения о рецензентах:

1. Бурланков С.П. доктор экономических наук,

профессор кафедры менеджмента организации ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарёва"

433000, Саранск, Большевистская ул.,68

Телефон: (8342) 477470

Факс: (8342) 477470

2. Поляков А.Ф. доктор экономических наук, профессор кафедры валютно-кредитных и финансовых отношений Саранского кооперативного института АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»

430027, г. Саранска, ул. Транспортная, 17, т. 8(8342) 35-65-45

Факс 8 (8342) 32-33-82

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.