Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование влияние родителей на профориентацию старшеклассников.





В данной главе будет представлено социологическое исследование по поводу имиджа университета «Дубна» в представлении учащихся старших классов школ г. Дубна

 

Интерпритация и операционализация основных понятий

Основное понятие: «Имидж университета»[4]это общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у потребителей образовательных товаров и услуг об учебной организации.

Частные понятия:

«Абитуриент»[5] — лицо, заканчивающее среднее образовательное учреждение и поступающее в средне специальное или высшее учебное заведение.

«ВУЗ»[6] — учебное заведение, дающее высшее образование, и осуществляющее научную деятельность.

«Престиж университета»[7] — известность университета, основанная на высокой оценке и уважении в обществе.

«Специальность»[8] — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

 

Операционализация

Рис.1

Метод сбора информации.

Для этого социологического исследования был выбран опросный метод сбора первичной информации. В качестве инструмента сбора информации выступала социологическая анкета.



Были опрошены ученики 9,10 и 11 классов школ г. Дубна.

В процессе сбора информации на вопросы анкеты ответило 386 респондентов. Анкета представлена в Приложении 1.

 

Анализ полученных данных

Демографические данные.Всего в опросе участвовало 386 человек, из них 47,4% мужчин и 50,5% женщин, по возрастным группам процент опрошенных представлен в таблице №1 Таблица №1

Ваш пол
  Частота Процент  
  женский 50,5  
мужской 47,4  
Итого 97,9  
Пропущенные 2,1  
Итого 100,0  

 

 

Рис.2

Проверка гипотез

Гипотеза №1. Предполагается, что есть разница, в выборе приоритетного ВУЗа между девушками и юношами школ г. Дубна.

Таблица №2

Таблица сопряженности
  Ваш пол Итого
женский мужской
Учебное заведение, в которое вы решили поступить в первую очередь Университет "Дубна"
МГУ
МФТИ
Высшая школа экономики
МВД
МЭСИ
ТГМА
Итого

Таблица №3



Ранги
  Ваш пол N Средний ранг
Учебное заведение, в которое вы решили поступить в первую очередь женский 127,18
мужской 101,10
Всего  

 

Таблица №4

Статистики критерияa
  Учебное заведение. в которое вы решили поступить в первую очередь
Хи-квадрат 8,829
ст.св.
Асимпт. знч. ,003
Критерий Краскела-Уоллеса

Средний ранг для девушек равен 127, а для юношей — 101. Поскольку величина уровня значимости меньше 0,05 (0,003˂0,05), то мы можем утверждать, что между девушками и юношами есть разница в предпочтении выбора ВУЗа. Таким образом гипотеза №1 подтвердилась.

Общая таблица выбора старшеклассниками ВУЗов

Таблица №5

  Ответы Процент наблюдений
N Процент
выбор вуза Университет "Дубна" 25,8% 52,1%
МГУ 9,3% 18,8%
Высшая школа экономики 4,2% 8,5%
МФТИ 3,6% 7,3%
МВД 3,4% 6,8%
СПбГУ 3,2% 6,4%
МЭСИ 3,2% 6,4%
Плеханова 3,0% 6,0%
ТГМА 2,7% 5,6%
РГГУ 2,5% 5,1%
ПИРОГОВА 2,3% 4,7%
Всего 100% 202,1%

Как показано в таблице выше, большая часть учащихся (2/3) старших классов хотят поступить в Университет «Дубна». Следующие показатели, это высшие учреждения московской области.

 

Гипотеза №2

Разберёмся в причинах поступления в университет «Дубна». Для большинства респондентов наш университет расположен близко к дому, также есть специальность, по которой они хотят получить ту или иную профессию. К сожалению много ответов связано с тем, что университет «Дубна» является всего лишь запасным вариантом. Гипотеза №2 не подтвердилась.



Таблица №6

 

Почему Вы хотите поступить в университет «Дубна»
  Ответы  
N Процент
  Находится недалеко от дома 23,5% 58,1%
Дается необходимая специальность 17,3% 42,6%
это запасной вариант 16,4% 40,4%
Дает качественное образование 11,3% 27,9%
Есть перспективы найти хорошую работу 7,7% 19,1%
В него легко поступить 6,8% 16,9%
Советуют знакомые 6,0% 14,7%
В нем учится много моих друзей, знакомых 4,8% 11,8%
Желание родителей 2,7% 6,6%
Престижный вуз 2,4% 5,9%
Всего 100% 244%

 

Гипотеза №3 не подтверждается.

Причины выбора старшеклассниками ВУЗа зависят от выбора профессии. Поскольку уровень значимости р=0,07 (˃0,05), то можно утверждать, что выбор профессии не зависит от выбора учащихся старших классов университета.

Таблица №7

Корреляции
  Учебное заведение в которое вы решили поступить в первую очередь Какую профессю в будущем вы планируете получить?
Учебное заведение в которое вы решили поступить в первую очередь Корреляция Пирсона ,130
Знч.(2-сторон)   ,070
Какую профессю в будущем вы планируете получить? Корреляция Пирсона ,130
Знч.(2-сторон) ,070  

Какие же профессии хотят получить старшеклассники?

В таблице №8 видно, что молодые люди выбираю преимущественно такие профессии как программист, инженер, а девушки экономисты, доктора, лингвисты и учителя. Можно также сказать, что девушки в большей степени определились с выбором профессии, чем юноши.

Что касается специальностей, то в нашем университете нет таких специальностей как следователь, военный, летчик и дизайнер. Эти профессии не часто встречаются в ответах, но есть респонденты, которые стремятся получить эти профессии, которых не имеет университет «Дубна». Поэтому часть абитуриентов наш университет теряет из-за этой проблемы.

Таблица №8

Какую профессию в будущем вы планируете получить?
  Ваш пол Итого
женский мужской
Какую профессию в будущем вы планируете получить? Программист  
экономист  
доктор  
Юрист  
менеджер  
инженер  
переводчик  
учитель  
социолог  
психолог  
следователь  
военный  
архитектор  
журналист  
дизайнер  
реклама и PR  
Летчик  
Итого  
             

 

Гипотеза №4

Каковы причины, почему старшеклассники не желают поступать в университет «Дубна»? Данные представленные в следующей таблице №9, наглядно показывают, что для большинства респондентов в университете «Дубна» нет необходимой специальности. Но также они считаю, что университет не настолько престижен, чем университеты Москвы.

Мы можем сказать, что наш университет по престижу уступает только МГУ и Высшей школе экономики. Ответ старшеклассников, что он не хочет жить в Дубне, говорит о том, что он отдаст предпочтение московским университетам, нежели университету «Дубна». Гипотеза №4 подтверждается.

Таблица №9

  Ответы Процент наблюдений
N Процент
Почему не выбрали университет "Дубна" Не дается необходимая специальность 25,4% 49,2%
Менее престижен, чем московские вузы 17,6% 34,1%
Не хочу жить в Дубне 16,0% 31,1%
Не дает качественное образование 12,9% 25,0%
нет перспектив, найти хорошую работу 12,5% 24,2%
Не советуют знакомые 6,2% 12,1%
Не нравятся студенты университета «Дубна» 3,5% 6,8%
Нежелание родителей 3,1% 6,1%
Нет военной кафедры 2,0% 3,8%
Сложно поступить 0,8% 1,5%
Всего 100,0% 193,9%

 

Гипотеза №5 подтверждается. Родители, дети которых выбрали университет «Дубна» для дальнейшего обучения, согласны с их выбором. На рисунке 3 показано, что 89% родителей согласны с выбором своих детей, которые хотят поступить в университет «Дубна».

Рис.3

Гипотеза№6 подтверждается. Рассмотрим отношение учителей, друзей и родителей к университету «Дубна» по мнению старшеклассников. На рисунке 4 показано отношение родителей. Отношение родителей к университету «Дубна» по мнению старшеклассников, является положительным. Причиной этого можно назвать месторасположение университета ( близко к дому). На рисунке 5 показано отношение друзей к университету «Дубна», как видно отношение положительное. На рисунке5 представлено положительное отношение учителей к университету «Дубна».

Отношение родителей

Рис.4

 

Отношение друзей

 

Рис.5

Отношение учителей

Рис.6

Гипотеза №7 о том, что большая часть респондентов получает информацию об университете «Дубна» от учителей, не подтвердилась.Большинство учащихся старших классов получают информацию от друзей и знакомых, на втором месте от студентов университета «Дубна». Так как интернет, газеты и брошюры это единственные источники, через которые университет, рассказывает своим абитуриентам о своих специальностях, новостях, происходящих в стенах университета, то по мнению старшеклассников к этим источникам они обращаются на много реже, чем к примеру к учителям.

Таблица №10

  N %
От друзей, знакомых 24 %
От студентов 19,5 %
От учителей 12,9 %
От родителей 12,7 %
Интернет 10,3 %
Преподаватели, сотрудники университета 7,5 %
Из газет 4,6 %
Подготовительные курсы 4,4 %
Брошюры, специальная литература 4,2 %
Всего

Значимыми для имиджа университета являются его свойства – это престиж и качественное образование, которое предлагает университет. Как же оценили старшеклассники эти параметры?

Гипотеза №8. Мнение девушек по поводу престижа университета «Дубна» значимо не различаются от мнений юношей. Средний ранг для девушек и юношей примерно равны. Поскольку величина уровня значимости (таблица №12) больше 0,05 (0,05 ˂1), то мы можем утверждать, что между девушками и юношами нет значительной разница во мнении, что университет «Дубна» престижен. Таким образом, гипотеза №8 подтверждается.

Таблица №11

  Ваш пол N Средний ранг
Считаете ли вы универ. престижным? Да женский
мужской
Всего  

 

Таблица №12

Статистики критерияa  
  Считаете ли вы универ. престижным? да
Статистика U Манна-Уитни 45,000
Статистика W Уилкоксона 100,000
Z ,000
Асимпт. знч. (двухсторонняя) 1,000
     

 

Гипотеза №9. Большая часть старшеклассников считают, что университет «Дубна» даёт качественное образование своим студентам

Как показано в таблице №13,гипотеза №9 не подтвердилась. Большая часть учащихся старших классов также затрудняется с ответом, в основном проблема в том, что они не учились в этом университете и не могут оценить качество образование предоставляемое этим университетом.

 

Таблица №13
    итого
женский мужской
Считаете ли вы что университет "Дубна" предоставляет качественно образование? Да  
Да, приезжают преподаватели из МГУ  
квалифицированные преподаватели  
есть перспективы трудоустройства после университета  
Нет Затрудняюсь ответить  
 
               

 

Гипотеза №10 подтвердилась. Большая часть старшеклассников считает, что в университет «Дубна» легко поступить (41%), и также называют причину этого – низкий проходной балл, но как показано на риунке 8, большая доля респондентов затрудняются ответить. По мнению респондентов легко поступить тем, кто уверен в своих силах.

Рис.7

Рис.8

Открытым был вопрос – что бы хотели старшеклассники изменить в университете «Дубна». Было предложено много разнообразных ответов. В таблице №14 они представлены.

Чего же хотят респонденты? Во-первых, увеличить количество факультетов и специальностей, во вторых повысить качество обучения, количество бюджетных мест и проходной балл при зачислении в университет. А также упоминают, что рекламы об университете «Дубна» мало и не хватает. Гипотеза №11 подтвердилась.

Таблица №14

Что по Вашему стоит изменить в университете "Дубна"?
 
  Ваш пол Итого
женский мужской
  Что по Вашему стоит изменить в университете «Дубна»? расширение круга специальностей
увеличить кол-во факультетов
качество обучения
повысить кол-во бюджетных мест
название
больше рекламы и информации
увеличить стипендию
повысить проходной балл
преподавательский состав
местоположение(не в Дубне)
Итого

 

 

Гипотеза №12 не подтверждается, так как почти половина опрошенных сказали, что в их школах проводятся тестирование по поводу выбора будущей профессии(46,6). К сожалению, во многих школах не обращено внимание на профориентационые и рекламные моменты.(26,9) И всё же, по мнению старшеклассников, не большой процент уделен со стороны школы экскурсиям в учебные организации, встречи с их руководителями, а также консультации с ними.

Таблица №15

 

  Частота Процент
  тесты психологов по теме будущей профессии 46,6
Экскурсии на предприятиях и в учебных заведениях 8,8
встречи с руководителями учебных заведений 2,6
консультация педагогов о профессиях и учебных заведениях 8,8
не проводятся 26,9
Итого 93,8
Пропущенные 6,0
Итого 100,0

Вывод

В данной курсовой работе имидж университета был представлен в четырех характерных блоках. В первом блоке я разобрала отношение к университету по мнению старшеклассников, их друзей, родителей и учителей. Более положительное отношение к университету имеют родители, причиной служит близкое расположение университета «Дубна» к дому. Учителя оценивают университет, по мнению старшеклассников, положительно, но большая доля затрудняются ответить. Относительно учителей и родителей, друзья старшеклассников относятся к университету «Дубна» более отрицательно. Причиной, того что большой процент респондентов ответили отрицательно, служит то, что они не заинтересованы в университете «Дубна», как о будущем месте учёбе.

Следующий блок вопросов посвящён уровню рекламной компании. Большую часть информации об университете «Дубна», учащиеся старших классов получают от друзей и студентов университета. Можно сделать вывод, что они общаются на тему продолжения обучения и стремятся получится информацию о структуре, обучении и мероприятиях, проходящих в университете «Дубна». Но мало задействовано источников массовой информации в представлении рекламы об университете, таких как местные газеты, телевидение и интернет.

В третьем блоке вопросов старшеклассники оценивали престижность университета «Дубна» и качество образования. Университет, по мнению учащихся престижный, но уступает таким московским университетам, как МГУ и Высшая школа экономики. Они не хотят оставаться в Дубне и выбирают в большинстве случаев другие московские университеты. Большинство старшеклассников стремится работать в Москве, и считают, что получив диплом университета «Дубна», они не смогут найти перспективную и высокооплачиваемую работу. Поэтому университет «Дубна» не котируется у некоторых учащихся старших классов как престижный.

По поводу качества образования в университете «Дубна» большинство респондентов затрудняются ответить по этому поводу, так как они мало информированы. Но одна третья часть респондентов имеют мнение, что университет представляет своим студентам качественное образование, основной причиной которого является присутствие преподавателей из Московских университетов. Большинство старшеклассников считаю, что в университет «Дубна» легко поступить, потому что низкий проходной балл.

В ходе исследования была выявлена значимая разница, между юношами и девушками по отношению выбора ВУЗа. К тому же выбор профессии старшеклассниками, не влияет на выбор университета, как показал анализ их ответов.

В ходе анкетирования был задан вопрос, что хотят старшеклассники изменить в университете «Дубна. Были получены такие ответы, как просьба увеличить количество факультетов и специальностей, повысить качество обучения и количество бюджетных мест.

Основной рекомендацией по повышению имиджа университета «Дубна» является увеличение информации об университете «Дубна» в городе и за его пределами. Проведение университетом мероприятий, помогающие абитуриентам определить свой путь.

 

 

Список используемой литературы

1. Зборовский, Г.Е. Социология образования: учебное пособие / Г.Е.Зборовский, Е.А. Шуклина. - М.: Гардарики, 2005. – 383с. С. 245.

2. Тангян С.А. Высшее образование и мир труда / С.А. Тангян // Педагогика. – 2004. – № 9. – С. 3–12.

3. Фимина М.А. Имидж вуза как составляющая системы образования / М.А. Фимина // Актуальные задачи педагогики: Материалы международной заочной научной конференции. Чита: Молодой ученый. – 2011. – С.68-73

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.