Сделай Сам Свою Работу на 5

Рассмотрим некоторые исторические факты, связанные с пониманием человеком моторных и экстрасенсорных способностей собаки.





 

I. Известный мексиканский гипнотизер, который выступает под псевдонимом Алехандра, явился в полицию и предложил свои услуги для раскрытия убийства, когда услышал, что единственным свидетелем его была собака убитой Марии Альварес.

 

- Не могу в это поверить, - сказал на пресс-конференции в Гвадалахаре окружной прокурор Хуан Хосе Марко. На наших глазах собака уснула под воздействием гипноза, а через минуту гипнотизер начал рассказывать об обстоятельствах убийства.

 

Полиция подозревала, что Марию Альварес убил ее муж Жерардо, но не имела доказательств.

 

- Мы нашли пулю, которой с близкого расстояния выстрелили в затылок Марии Альварес, - говорит прокурор. - Не было следов борьбы или даже просто вторжения в дом. Как будто это сделал домовой. Мы знали, что между Марией и ее мужем был острый конфликт. Однако мы не нашли оружия, из которого убили женщину, а ее муж утверждал, что, когда это случилось, его не было дома.

 

Гипнотизер Алехандр сотрудничает с цирком и зоопарком. Однако никогда прежде не участвовал в криминальных делах.

 

- Есть люди, которые умеют наладить контакт с животными,- рассказывает гипнотизер. - Я отношусь к таким, хотя не знаю, как это получается. Просто чувствую. Пока - так зовут собаку Альваресов - пережил сильный стресс. У него очевидны приметы депрессии. Алехандро провел с загипнотизированной собакой несколько часов, открывая подробности фатальной ночи. Пока был в комнате, когда начался семейный скандал. Когда Жерардо ударил жену, собака прыгнула на него и укусила за правый локоть. Хозяин отбросил ее в сторону. Затем достал из кармана пистолет, спокойно прицелился и выстрелил в затылок жене, которая лежала на полу лицом вниз. После этого хотел застрелисть и собаку. Пока бросился наутек, Альварес за ним. Не найдя его на дворе, бросил пистолет в колодец. Мы все проверили, - рассказывает прокурор. Ход событий совпадал с нашей реконструкцией. На правом локте Альвареса мы нашли след укуса. После



откачивания воды из колодца полиция нашла пистолет, из которого застрелили Марию Альварес. Под тяжестью неопровержимых доказательств Жерардо Альварес признался в убийстве.



 

II. - В древних Афинах был создан специальный трибунал, который судил животных за совершенные ими преступления. Этот обычай был теоретически обоснован знаменитым философом Платоном и считался естественным. Потом христианство отделило человека от зверей, которые по его учению, не имеют бессмертной дууши.

 

- Обычай, о котором мы напомнили, еще долго не исчезал во многих Европейских странах. Сохранились документы около двухсот судебных процессов, которые касались привлечения к ответственности животных. В 1379 году князь Бургундии Филипп Смелый приговорил к смерти трех свиней вместе с приплодом за то, что они затоптали маленького мальчика. Однако потом Филпп даровал жизнь поросятам. Адвокат обвиняемых убедил князя, что для них достаточной карой будет смерть матерей и к тому же они получат наглядный урок.

 

- Подобный процесс в 1457 году состоялся во Франции. Свинью осудили к смертной казни через повешение за то, что она съела младенца. Поросята тоже были оправданы, так как не удалось установить их вину. Кроме того, защитник сослался на их несовершенолетие.

 

- А в 1451 году в Лозанне было возбуждено уголовное дело против пиявок за убийство человека. Как видно из документов, пиявка скорее случайно попала в гортань пловца, что привело к его удушению. Во время торжественного вынесения приговора в зал суда принесли несколько пиявок, чтобы они послушали строгое решение: на протяжении трех дней оставить все окружающие воды. В связи с тем, что пиявки не подчинились, в отношении к ним была применена "экскомуника" - отречение от церкви. И, как записал тогдашний летописец, после этого пиявки в окрестностях Лозанны стали редкостью.



 

- В ХIV веке жители Бургундии потребовали отлучить от церкви крыс, потому что они безжалостно уничтожали урожаи. Были прочитаны приказы о вызове их в суд. Однако крысы на процесс не явились, что разозлило судей, но адвокат выдвинул версию, что крысы не получили железной гарантии, которая охраняла бы их от котов по дороге на судебный процесс. Суд этот аргумент признал серьезным и уже собирался подготовить соответствующие гарантии, но запротестовали хозяева котов, так как не осмелились поручиться за их поведение.

 

- Садоводы и огородники в Тироле в 1519 году подали в суд на кротов за нанесенный им вред. Суд приказал кротам перебраться на другое место жительства, но, учитывая их заслуги в уничтожении вредителей, постановил о выдаче гарантии во время путешествия и дал матерям с кротенятами двухнедельный срок для сборов на переселения.

 

Известны случаи, когда собак, петухов и других домашних животных вызывали в суд в качестве свидетей. Если в их присутствии обвиняемый заявлял, что он невиновен, а те не возражали, он подлежал оправданию.

 

То, что древние воспринимали животных, как личностей, имеющих душу, весьма примечательно. И не надо считать наших предков наивными и суеверными. В чем-то они стояли ближе, чем мы, к природе, понимали ее тоньше.

 

- В "Авесте" - древнейшем религиозном и культурном памятнике Востока - собакам приписывают чисто человеческие особенности. Их разделяют на жрецов, воинов, земледельцев, странствующих певцов, диких зверей, куртизанок и детей.

 

- У мусульман собака считается нечистой. Прикоснувшись к ней, мусульманин должен провести ряд очищений. Но этот строгий закон не относился к борзой. При соприкосновении с ней верующий не теряет телесной чистоты.

 

- Во многих религиях собака занимает достойное место в пантионе богов. В Египте бог мертвых Анубис представлялся в виде человека с головой собаки. А центром его культа был Кинополь - "город собаки".

 

Когда в семье египтянина умирала собака, вся семья погружалась в глубокий траур. Их хоронили на специальном кладбище.

 

- Римляне изображение собак выбивали на монетах.

 

Собака - единственное животное в мире, которое способно умереть от разлуки с хозяином. И это не объяснишь условными рефлексами, банальной привычкой.

История сохранила много примеров беззаветной преданности собаки человеку. Кто не слышал о трагедии Помпеи, древнеримского города, погребенного при извержении Везувия? Спустя столетия ученые заливали гипсом пустоты, что остались от засыпанных пеплом тел людей и животных, и восстановили облик погибших обитателей города в последние мгновения жизни. Так был получен слепок огромной собаки, заслонившей собою ребенка от раскаленного пепла. Собака пыталась спасти его ценой собственной жизни. Сохранился и большой серебряный ошейник этой собаки с надписью: “Преподнесен верной Дельте в благодарность за спасение своего хозяина Севериноса от нападения валков”.

 

Также невозможно с научной точки зрения объяснить способности собак к предвидению будущего. А ведь вой собаки перед каким-либо несчастьем подтвержден статистически.

 

Рассказ о том, как собака под гипнозом разоблачила убийцу, отнюдь не единичен. Множество фактов накопили ученые о способностях собак абстрагировать, связывать различные ситуации на человеческом уровне. Сейчас мы предлагаем вам некоторые выдержки из истории собаководства.

 

III. - Остяки, проживающие по реке Курейке (правый приток Енисея за Полярным кругом), в свое время считали, что в собаку превращен самый беспутный из многчисленных сыновей Бога. Это произошло тогда, когда Бог сотворил землю и людей (по мнению остяков - тайгу и их народ). Однажды он увидел, что у людей большое горе: они толпой стояли вокруг человека, без движения лежащего на земле, - их товарищ на охоте упал со скал и разбился. Тогда Бог послал одного из своих сыновей на землю успокоить людей и передать им, чтобы они не горевали, так как на седьмой день этот человек вновь оживет. Но божий сын не любил слушаться "тятю" (отца), он отправился на землю к людям и скзал, чтобы они не плакали, а рыли скорее яму и закопали умершего поглубже. Люди беспрекословно исполнили якобы божью волю. С тех пор на землю пришла смерть.

 

Бог не на шутку рассердился на своего непослушного сына, так глубоко и непоправимо нарушившего его волю. В наказание он тут же превратил его в собаку, которая всегда должна служить человеку.

 

- В трудах этнографическо-стаистической экспедиции в Западно-русский край, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1872 году, говорится:

 

"Однажды человек шел на охоту и, повстречав двух зверьков, начал их спрашивать: откуда они? Те отвечали: "Мы прежде жили в воде, а теперь будем жить на земле". "Как вы называетесь?" "Собаки". "чем я могу удостовериться?" Собаки вынули свои документы и показали ему. Действительно, собаки. Тогда он сказал им: "Смотрите, вам дозволено жить на земле всего только один год, а по истечении этого времени вам опять нужно идти жить в воду". Через год встретился он опять с теми же зверьками и стал бранить их, зачем они живут на земле, когда срок прошел? "Без документов нам нельзя идти в воду". "Где же ваши документы?" "Мы отдали коту". "Пойдите же и возьмите их у кота". Собаки пошли к коту и потребовали у него свои документы, но документов у кота уже не было: они были украдены у кота мышами, которые съели собачьи документы. Таким образом, собаки должны были остаться на земле и по настоящее время.

Оттого теперь человек преследует собаку, собака кошку, а кошка мышей, и они всегда будут между собой непримеримыми врагами".

 

- В восточных странах существует красивая легенда о происхождении борзой собаки: "Однажды царь Соломон, согласно повелению, полученному от Бога, приказал всем животным явиться на общий конгресс, на этом конгрессе каждое из них должно было высказать свои нужды и желания и взамен того выслушать как внутреннюю организацию каждого, так равно и его отношение к другим созданиям Творца.

 

По зову царя собрались на съезд все животные за исключением только ежа. Разгневанный такким неповиновением пророк обратился к членам конгресса с вопросом - не вызовется ли кто из них отправиться на поиски ослушника. Из всех животных выступили всего два охотника: лошадь и собака. В глазах их светилось желание и готовность исполнить волю царя. Лошадь сказала: "Я найду непокорного, я выгоню его из его логова, но я не в состоянии буду взять его, для этого слишком велик мой рост, и к тому же ноздри мои не защищены от уколов ежовых игл".

 

Собака же заявила: "Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста , и я не буду в состоянии просунуть ее в логово ежа в случае, если он скроется туда прежде, чем я схвачу его".

 

Выслушав это, пророк произнес: "Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше же я прибывлю красоты собаке, чтоб наградить высказанное ею рвение".

 

Сказав это, царь взял морду животного обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и заостренной. Тогда все присутствующие увидели, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямое животное..

 

Царь Соломон был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке высказал осбую милость: считая послушание и исполнение велений высшим достоинством всякого создания, пророк, избранник Бога, сказал лошади и собаке: "Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога".

 

А. Чайковский, записавший эту легенду в Х1Х веке, рассказал далее о том, что в Турции люди строго придерживались изречения Соломона. "В этом, собственно, - отмечает автор, - и следует искать причины особенной любви их к лошадям и борзым собакам; по крайней мере, этим объясняют и извиняют ту терпимость, с которой они относятся к присутствию борзых в своих комнатах, несмотря на то, что борзая принадлежит все же к зоологическому виду собак, а всякая собака вообще считается у них нечистой, борзой в этом отношении делается исключение. Так, например, вычистив скребницей свою лошадь, потрепав и погладив ее, мусульианин может идти на молитву в мечеть, совершив лишь те омовения, какие пожелает, так как он не утрачивает при ётом своей телесной чистоты, как это бывает при соприкосновении с вещами, считающимися нечистыми по правилам магометанской религии. То же самое и относительно борзой собаки:

лаская и гладя ее, правоверный не теряет чистоты своей и после этого может прямо сесть на маленький коврик, на котором мусульманин читает свои молитвы.

 

Остальные животные не имеют таких привилегий, например, буйвол или вол пользуются большим почетом в качестве помошников при обработке земли, производящей хлеб, баран - в качестве жертвенного животного, кошка - в качестве животного, полезного в домашнем хозяйстве, но несмотря на это все они нечисты.

 

Так, если кошка потрется о платье мусульманина, он должен неприменно сменить его или вычистить прежде, чем идти в мечеть, причем уже необходимо полное омовение.

 

Борзые служат примером нежных забот и ласк для мусульманских женщин. На зиму они шьют им теплые покрывала. На лето - легкие плащи, чтобы предохранить их от назойливости мух и других насекомых. Все это делается со вкусом, изяществом и даже некоторой роскошью.

 

Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо. Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость. У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтобы защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия".

 

- Доброе отношение человека к своему четвероногому товарищу имеет очень глубокие корни на Востоке. "Умом собаки держится мир" - так говорится в "Авесте" - древнейшем рилигиозном и культурном памятнике Востока, представляющем собой собрание песен, легенд и священных книг.

 

В "Авесте" много и подробно говорится о собаках и даже даются наставления, как нужно обращаться с ними: как их кормить и содержать; устанавливаютсядовольно суровые наказания за плохое отношение к этому животному. Так же говорится, что тому, кто бьет собаку, предстоит тяжелая жизнь, полная всяческих неприятностей; "Собака сторож и друг, данный тебе... Она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидет или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдит к нему на встречу".

 

ПРедписывая заботиться о собаках "Авеста" дает, в частности, такие наставления: голодную собаку надо покормить; когда щенку исполниттся 6 месяцев, его должна кормить семилетняя девочка. Забота о собаке вменяется в такую же обязанность, как охрана огня.

 

Упоминается в "Авесте" о назначении собак: они поделены на сторожевых, охраняющих дом, и бродячих. О последних пишут, что они подобны странствующим святым.

 

Различают собак и по характерам. Среди них называют жрецов, воинов, земледельцев, странствующих певцов, воров, диких зверей, куртизанок и детей.

 

IV. - Культ собаки был свойственен Древней Месопотамии, куда этих животных в незапамятные времена завезли с ТИБЕТСКОГО плоскогорья. В клинописных документах, датируемых приблизительно четвертым тысячилетием до нашей эры, упоминается пес с четырьмя желтыми глазами. Ему была поручена охрана моста, через который надлежало проследовать в потусторонний мир душе покойника.

 

- В существование бога в образе собаки некогда верили и различные племена Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего чвоста. Чем активнее было виляние, тем богоугоднее дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал его явное недовольство. По сей день папуасы Новой Гвинеи твердо убеждены, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы царства мертвых.

 

- В некоторых странах собаке "поручались" не только души людей, но и тела усопших. Там считали, что именно желудок животного - лучшее вместилище души покойного.

 

- По поверьям древних египтян - собаа важнейший элемент в заупокой культе усопших. Она - страж преисподней и спутник загробного существования душ.

 

В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала (иногда просто в виде шакала или собаки). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.

 

Изображение Анубиса сохранилось на стенах погребальных камер и гробниц. Статуя этого бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа, являющихся одним из известныхмест древнейших погребений в Александрии. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал.

 

Центром культа Анубиса считался Кинополь - "город собаки". И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.

 

- Собака вообще пользовалась особой любовью у египтян. Геродот рассказывал, что когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили нга специальном кладбище. (Эти кладбища существовали чуть ли не в каждом городе). Участники траурной прцессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека...

 

- На культурное развитие Греции во многом повлиял Египет. Греки почерпнули в числе прочего понятие о подземном царстве и жизни после смерти. Так, Пифагор, вернувшись на родину из Египта, рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное наиболее достойно получить отлетающую душу и сохранить навсегда ее добродетели. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер, на шее которого шевелились змеи, сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиься в общество живых.

 

Там же, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикса водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту богини Гекаты (древние приписывали ей то собачий лай, то собачью голову, то наружность собаки), которая блуждала безлунными ночами по дорогам и возле могил. Геката насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны. Она считалась помощницей в колдовстве. И чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собак.

 

- Собаки составляли стражу многих греческих храмов. Они пропускали только греков и ожесточались при виде чужестранцев.

 

По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными своему дрму. Помощ людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит и цитадель спсена, а Сотер получил в награду за свою храбрость серебрянный ошейник с надписью "Сотер - защитник и спаситель Коринфа". В его честь был воздвигнут мраморный памятник.

 

- Римляне также почитали своих собак. Их изображения выбивали на монетах изображали на фресках, выкладывали мозаичное панно, воспевали в стихах. Вергилий в поэме "Георгики", посвященной сельскому хозяйству, давал наставления по выращиванию здоровых и сильных собак: "Но и собак не оставь заботой, выкармливай разом резвых спартанских щенят и молоссов, нравом горячих, Жирною сывороткой. При таких сторожах опасаться нечего будет хлевам ни волков, ни воров полуночных, С тыла на них нападать не будет ибер смиренный, Псами придется не раз преследовать робких онагров, Зайцев псами травить, на коз охотиться диких, Громким лаем вспугнуть кабанов, из логов лесистых Их выгонять; на горах с собаками будешь нередко Криком своим заводить матерого в сети оленя."

 

Храм Юпитера в Риме сторожили собаки. Римляне приносили пса в жертву Марсу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми, или на поле сражения, перед началом битвы, чтобы вселить в солдат дух храбрости и непоколебимости. Римский историк Квинт Курций Руф писал, что перед сражением для возбуждения смелости в воинах перед ними выставляли внутренности принесенного в жертву пса. А может быть, это было связано с ритуалом гадания по внутренностям жертвенных животных?

 

В военное время собаки широко использовались для передачи секретных донесений. Участь собак-почтальонов была самой печальной. Собака проглатывала важное сообщение, написанное на пергаменте и вложенное в лакомое яство. Когда же она благополучно достигала цели своего назначения, ее убивали и отыскивали депешу во внутренностях.

 

Но особой популярностью пользовались в Риме комнатные собачки, которые были так любимы в домах патрициев, что Юлий Цезарь однажды поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав предпочтение собачкам.

 

V. А вот еще одна история почти полувековой давности. В голодном 1921 году собака по собственной инициативе "определилась на работу" грузчиком в Севастопольском порту /перетаскивала тюки с причала на баржу/, была принята на довольствие на одном из военных кораблей и аккуратно приносила домой - себе и хозяевам - заработанную еду.

 

Можно считать, что все эти действия возникли у Руслана /так звали собаку/, как серия связанных условных рефлексов. Он умел перетаскивать предметы, привык кушать только дома и, раз получив вознаграждение, начал повторять свои действия.

 

Но, ведь, и то, что мы ходим оправляться в туалет, тоже условный рефлекс!

 

Вопрос интелектуальности животных будируется учеными давно и спорно. Но в эмоциональной сфере животные близки к человеку, а в чем-то и превосходят его. Собакам присуще и рыцарство, и джентельменство, и способность к самопожертвованию, а уж в любви (к сожалению часто односторонней) им нет равных.

 

Ни один нормальный самец НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не укусит самку.

 

Ни один нормальный кобель НИКОГДА не обидит щенка.

 

И, тем не менее, утверждать, что животные лучше людей - нелепо. Конечно, в отношениях между людьми не существует точного подобия преданности, на которое способна собака. Но ведь собака не блуждает по лабиринту моральных обязательств, как человек. Ей известен только простейший конфликт между желаниями и обязанностями - другими словами над ней не тяготеет все то, что нас, бедных, иной раз сводит с пути истинного.

К сожалению, человечество в целом не может похвастаться высокоразвитым моральным сознанием в своем отношении к животным. Слишком много на памяти людей фактов массового уничтожения живых существ, включая и бродячих собак. Особо заметно это стало в Англии после того, как туда завезли пит-булей. Эти собаки раскололи общество на их защитников и их противников. Противостояние кончилось рукопашной: в 1991 году в Лондоне четверо англичан избили гулявшего в парке владельца пит-буля, а самого пса по кличке Тифон, ни в чем не повинного, убили.

Можно утверждать, что человек утерял, а точнее — предал забвению нравственную сопричастность к животным. хотя самим себе мы не желаем признаваться в этом. Для успокоения же своей совести создаем различные общества по защите животных, строим приюты для бездомных, брошенных нами же собак и кошек, страхуем их жизни от несчастных случаев, в том числе и от посягательства на их здоровье со стороны человека. В последние годы в некоторых странах стали усиленно страховать собак, причем на страховом полисе делают для надежности и убедительности отпечатки любимого собачьего носа. Но даже и эти меры не всегда спасают животное от гнева человека.

 

Домашние животные отнюдь не менее умны, чем их дикие предки, как это иногда считают. Бесспорно, у многих из них органы чувств в известной степени стали работать хуже, а некоторые инстинкты притупились. Но ведь тоже относится и к человеку, а человек возвысился наж животными не вопреки такой утрате, а благодаря ей. Снижение роли инстинктов, исчезновение жестких рамок, которыми определяется поведение большинства животных, были необходимой предпосылкой для появления особой, чисто человеческой свободы действий. Подобным же образом и у домашних животных угасание некоторых врожденных форм поведения означает не уменьшение способности к рациональным действиям, а новую степень свободы.

 

Еще в 1898 году Ч.О. Уайтмен сказал: "Подобные дефекты инстинкта сами по себе еще не интеллект, но они - та распахнутая дверь, через которую может войти великий учитель Опыт, принося с собой все чудеса интеллекта".

Но не только зачатки интеллекта должны удивлять нас в собаке. Близка и к людям, и к природе, собака служит связующим звеном с тем, что цивилизованный человек почти утратил.

 

Экстрасенсорные способности животных только в последнее время заслуживают внимания ученых. Японцы с их помощью предсказывают начало землетрясений, бионики пытаются создавать синтезированные механизмы, зоопсихологи ищут в контакте с животными новые, /скорее всего - утраченные/, возможности человека.

 

Даже кошка способная оттягивать боль с поврежденного места только тем, что ложится на это место. Собака лечит на расстоянии. Она может снимать приступы мигрени, излечивает истероидные состояния, восстанавливает человеку душевный комфорт, помогает /если за ней внимательно наблюдают/, предсказывать начало различных болезней, когда никакие анализы еще не указывают на нее.

 

Эту главу мне хочется закончить выдержкой из книги великого зоопсихолога и эколога К. Лоренца. В ней он приводит пример совестливости, очень эмоционально выраженной у собак.

 

"...Форма раскаяния, уходящая своими корнями глубоко в сферу эмоционального, имеет известную параллель в психическом строе некоторых высокоразвитых животных, живущих в сообществах, - на этот вывод меня натолкнул определенный тип поведения, наблюдать который мне часто доводилось у собак. Я не раз упоминал моего французского бульдога Булли. Он был уже стар, но еще не утратил живости характера к тому времени, когда, отправившись в горы кататься на лыжах, я купил ганноверскую ищейку Хиршмана, а вернее, Хиршман взял меня в хозяева, буквально увязавшись за мной в Вену. Его появление было тяжелым ударом для Булли,и если бы я знал, какие муки ревности будет переживать бедный пес, то, пожалуй, не привез бы домой красавца Хиршмана.

 

День за днем атмосфера становилась все более гнетущей, и в конце концов напряжение разрешилось одной из самых ожесточенных собачьих драк, какие мне только доводилось видеть, - и единственной, завязавшейся в комнате хозяина, где обычно даже самые заклятые враги соблюдают строжайшее перемирие. Пока я разнимал противников, Булли нечаянно цапнул меня за правый мизинец. На этом драка кончилась, но Булли испытал жесточайший нервный шок и впал в настоящую прострацию. Хотя я не только не выбранил его,но, наоборот, всячески ласкал и утешал, он неподвижно лежал на ковре, не в силах подняться - воплощение неизбывного горя.

 

Бедный пес дрожал, как в лихорадке, и время от времени по его телу пробегали судороги. Он дышал неглубоко, но порой конвульсивно всхлипывал, и из его глаз катились крупные слезы. Он действительно был не в состоянии встать на ноги, и несколько раз в день я должен был на руках выносить его во двор. Оттуда он, правда, возвращался самостоятельно, однако шок так парализовал его мышцы, что он не столько шел, сколько волочился по земле. Тот, кто не знал настоящей причины, мог бы подумать, что Булли серьезно болен. Есть он начал лишь через несколько дней, но и тогда соглашался брать пищу только из моих рук.

 

Много недель он подходил ко мне смиренно и виновато, что производило тягостное впечатление, так как обычно Булли был весьма самостоятельным псом, меньше всего склонным к угодничеству. Терзавшие его угрызения совести производили на меня тем более мучитеельное впечатление, что моя собственная совесть была отнюдь не чиста. Приобретение новой собаки уже представлялось мне совершенно непростительным поступком".

Мораль вашего пса

Мы предаем собак бездумно,

А потом

Они приходят в наши сновиденья,

Помахивая радостно хвостом,

И уши прижимая в знак смиренья...

В.Верт

 

Эта небольшая главка как бы подытожит, сказанное ранее. И поможет вам по-новому взглянуть на собаку. И не только на собаку...

Этологи открыли у животных, как высших, так и низших, большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных им в общении с сородичами. К. Лоренц пятьдесят с лишним лет назад, открыв первые из них, решился напи­сать: «Мораль в мире животных».

Что мораль не абсолютно чужда животным, люди знали с незапамятных времен: перед ними была собака. Каждый, воспитывая собаку, мог убе­диться, как легко ей привить некоторые морально-этические правила человека, которые ей исходно совершенно чужды. Вы не хотите, чтобы она ела без разре­шения пищу, которую может найти в доме, — пожалуйста, она не ест. Вы не хотите, чтобы она справляла нужду в доме, — пожалуйста, она будет терпеть, пока вас нет дома. Вы не хотите, чтобы она запрыгивала на стол, стул или кро­вать, — она не будет этого делать. Нельзя играть игрушками вашего ребен­ка, такими соблазнительными для нее, — она вздохнет и не будет.

И главное, она переживает, если нарушила ваш запрет, просит простить ее. Более того, она может сама запрещать то же своим щенкам. Но если бы в ней была только эта понятливость и послушность, боязнь наказания, мы назвали бы ее своим четвероногим рабом. А мы зовем ее дру­гом. И помимо придуманной нами для нее этики, мы видим в хорошей собаке ее собственную мораль, во многом сов­падающую с нашей. Нам нельзя бить женщину, ребенка — пес не может при­менять силу к щенку. Нужно выручать друга в беде — и наша собака умрет за друга. Нужно защищать своих, свой дом — так же поступает и собака. Если друг расстроен, мы чувствуем потреб­ность видеть это, обласкать его — и наша собака наделена той же чуткостью.

Нельзя лгать, обманывать, скрывать — и собаке противен обман. Если обидим, мы извиняемся — и собака тоже. Трус презренен для нас обоих, и оба мы ува­жаем храбрость. И так далее, и так далее. Более того, хороший человек перед хорошей собакой чувствует себя немного виноватым: ее устои кажутся сильнее и бескомпромисснее. «Благо­родное животное», — говорят люди. «У сильного животного сильна и мораль», — говорит К. Лоренц.

Так что же за «мораль» животных? Это созданные естественным отбором врожденные запреты на выполнение в некоторых случаях обычных программ.

«Не убей своего» — первый запрет у очень многих видов. Для одних свои — это любые особи своего вида, для дру­гих — только члены своей группы, лично знакомые или носящие общий отличительный признак группы. У последних тогда обязательно есть про­грамма — «различай всех на своих, к которым запреты применяй абсолютно, и на чужих, к которым применение их не строго обязательно». Человек — среди этих видов. Раньше все было просто:

свои — это наше стадо, а все осталь­ные — чужие. Мир человека стал неиз­меримо сложнее, а мы все ищем своих и чужих: родные — не родные, соседи — не соседи, земляки — не земляки, одно­классники — не одноклассники, соотечествённики — иностранцы, едино­верцы — неверные — и так без конца.

Другой запрет: «Чтобы не убить свое­го, прежде всего не нападай неожиданно, сзади, без предупреждения и без провер­ки, нельзя ли, поугрожав, разрешить конфликт без драки». Для соблюдения этого правила у животных существует масса забавных и красивых ритуалов подхода, демонстрации намерений и силы.

Более того, у хорошо вооруженных природой животных есть запреты приме­нять смертоносное оружие или убий­ственный прием в драке со своим. Волк может убить оленя и даже лося одним ударом, клыками разорвав горло или брюхо. Но в драке с другим волком он этих приемов применять не имеет права. Он бьет сородича-противника откры­тыми зубами по губам, разбивая их в кровь. Очень больно, достаточно, чтобы выиграть психологически и «по очкам», но не смертельно. Лев, наскочив на быка сбоку, одним ударом лапы ломает позво­ночник, а кривыми ножами-когтями делает огромную рану на боку. Но два дерущихся льва не смеют применять этот «коронный удар». Они бьют друг друга когтями по ушам. Тоже очень больно, но тоже не смертельно.

Собаке или другому врагу не своего вида кот норовит попасть когтями в глаза и часто достигает успеха. Когда дерутся два кота, удары сыплются градом. Но среди бродячих котов-драчунов почти нет одноглазых. Уши же изодраны в клочья. Олень, защищаясь от хищника, норовит ударить его рогами в бок, и этот удар страшен: несколько копий сразу прон­зают тело. Но в драке с оленем же он бьет его по рогам или, сцепив рога, заставляет опустить голову и пятиться. Грохот боя слышен на весь лес, а сопер­ники невредимы.

Люди вооружены от природы слабо, два человека, дерущиеся голыми рука­ми, не смертельно опасны друг другу. В стычке один из них устанет и отступит раньше, чем противник его убьет. Поэтому у человека, как и у многих дру­гих слабовооруженных животных, почти нет врожденных ограничений для дей­ствия в драке. Они были не нужны. Но человек изобрел оружие и оказался ред­чайшим существом на Земле: он убивает себе подобных. Мы пытаемся компенси­ровать отсутствие врожденного запрета воспитанием: в драке не хватай в руки что попадя, особенно орудие; защища­ясь, не превышай меры; стыдно воору­женному конфликтовать с безоруж­ным... А оружие все совершенствуется и накапливается, а люди убивают друг друга все в большем и большем количе­стве... Плохо, оказывается, разуму, когда он не обуздан инстинктом. Будь он у нас сильным, мы бы решали мировые конфликты турнирами.

Следующий запрет: «Не бей того, кто принял позу покорности». О нем уже шла речь выше. Наше «не бей лежаче­го» и «повинную голову меч не сечет».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.