Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ качества услуг на предприятии





В процессе проведения диагностического аудита комплексно анализируется эффективность производственной деятельности предприятия, выявляются слабые места, объем и причины производства продукции с несоответствиями, затраты на предупредительные мероприятия и контроль в процессе производства услуг.

Распределение затрат на обеспечение качества произведенной продукции (услуг) в ЗАО «Ридерз Дайджест» в динамике за 2009 – 2011 год представлено в табл. 2.2. ЗАО «Ридерз Дайджест»

Таблица 2.2 - Структура затрат на обеспечение качества услуг в ЗАО «Ридерз Дайджест»

    Показатель 2009 год 2010 год 2011 год Абс.изм., +/- Темп роста, %
2009г. к 2010 г. 2010г. к 2011г. 2009г. /2010г. 2010г. /2011г.
Общий объем услуг, тыс. руб. 284558,8 381040,7 230267,5 96481,9 - 150773,2 33,91 - 39,57
Общий объем произведенных услуг с несоответствиями, тыс. руб. 6260,3 7125,5 7575,8 865,2 450,3 13,82 6,32
Общий объем рекламаций, тыс.руб. 5719,6 6515,8 6746,8 796,2 231,0 13,92 3,55
Объем общих затрат на обеспечение достигнутого уровня качества, тыс. руб. 12776,7 11850,4 5871,8 - 926,3 - 5978,6 - 7,25 - 50,45
в том числе - - - - - - -
внутренние затраты на услуги с выявленными несоответствиями, тыс. руб. 8280,7 7963,8 3960,6 - 316,9 - 4003,2 - 3,83 - 50,27
внешние затраты на услуги с выявленными несоответствиями, тыс. руб. 3557,0 3315,1 1680,9 - 241,9 - 1634,2 - 6,80 - 49,30
затраты на контроль качества, тыс. руб. 569,1 304,8 138,2 - 264,3 - 166,6 - 46, 44 - 54,66
затраты на предотвращение несоответствия качеству, тыс. руб. 369,9 266,7 92,1 - 103,2 - 174,6 - 27,90 - 65,47

 



Данные табл. 2.2 свидетельствуют о том, что в динамике за 2009 – 2011 год общий объем произведенных услуг с выявленными несоответствиями в 2010-ом году возрос на 865,2 тыс. руб. или 13,82% по сравнению с 2009-ым годом; в 2011 году данный показатель возрос на 450,3 тыс. руб. или 6,32% по сравнению с 2010-ым годом; увеличение показателя в 2011 году по сравнению с 2009-ым годом составило 1315,5 тыс. руб. или 21,01%.

Общий объем рекламаций на недоброкачественные услуги предприятия в 2010 году возрос на 796,2 тыс. руб. или 13,92% по сравнению с 2009-ым годом; в 2011 году данный показатель возрос на 231,0 тыс. руб. или 3,55% по сравнению с 2010-ым годом; увеличение показателя в 2011 году по сравнению с 2009-ым годом составило 1027,2 тыс. руб. или 17,96%.



При сохраняющейся тенденции роста потерь предприятия связанных с производством некондиционных услуг затраты на обеспечение достигнутого уровня качества в динамике за анализируемый период значительно сокращаются в 2011 году. Если в 2009 году объем общих затрат на обеспечение качества услуг составлял 12776,7 тыс. руб., то к 2010 году данная сумма сократилась на 926,3 тыс. руб. или 7,25%, а в 2011 году наблюдается значительное снижение на 5978,6 тыс. руб. или на 50,45% по сравнению с 2010-ым годом.

Это связано в первую очередь с резким падением общего объёма услуг в 2011 году и снижением удельного веса общих затрат на обеспечение достигнутого уровня качества (таблица 2.2). Следовательно в динамике от 2009 года к 2011 году данный показатель сократился на 6904,9 тыс. руб. или 54,04%.

Сокращение выделения денежных средств в 2010-2011 годах произошло по следующим статьям:

- внутренние затраты на услуги с выявленными несоответствиями: в 2010 году по сравнению с 2009-ым годом снижение на 3,169 тыс. руб. или 3,83%; в 2011 году данный показатель снизился на 40,032 тыс. руб. или 50,27%; снижение показателя в 2011 году по сравнению с 2009-ым годом составило 43,201 тыс. руб. или 52,17%;

- внешние затраты на услуги с выявленными несоответствиями: в 2010 году по сравнению с 2009-ым годом снижение на 2,419 тыс. руб. (6,8%); в 2011 году по сравнению с 2010-ым годом сокращение денежных средств на 16,342 тыс. руб. (49,3%); в динамике от 2009 года к 2011 году сокращение на 18,761 тыс. руб. (52,74%);

- затраты на контроль качества: в 2010 году по сравнению с 2009-ым годом снижение показателя на 2,643 тыс. руб. (46,44)%; в 2011 году по сравнению с 2010-ым годом снижение на 1,666 тыс. руб. (54,66%); в динамике от 2009 года к 2011 году сокращение на 4,309 тыс. руб. (75,72%);



- затраты на предотвращение несоответствия качеству: снижение в 2010 году по сравнению с 2009-ым на 1,032 тыс. руб. (27,9%); в 2011 году сокращение по сравнению с 2010-ым годом на 1,746 тыс. руб. (65,47%); снижение показателя в 2011 году по сравнению с 2009-ым годом составило 2,778 тыс. руб. (75,1%).

В целях более детального анализа проанализируем удельный вес затрат на обеспечение качества оказываемых услуг в общем объеме (табл. 2.3).

Таблица 2.3 - Удельный вес затрат на обеспечение качества оказываемых услуг в общем объеме производимой продукции в ЗАО «Ридерз Дайджест»

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год Отклонения, +/-, %
От 2009 к 2010 году От 2010 к 2011 году
Общий объем производства услуг, % - -
Общий объем произведенных услуг с несоответствиями, % 2,20 1,87 3,29 - 0,33 1,42
Общий объем рекламаций, % 2,01 1,71 2,93 - 0,30 1,22
Объем общих затрат на обеспечение достигнутого уровня качества, % 4,49 3,11 2,55 - 1,38 - 0,56
в том числе - - - - -
внутренние затраты на услуги с выявленными несоответствиями, % 2,91 2,09 1,72 - 0,82 - 0,37
внешние затраты на услуги с выявленными несоответствиями, % 1,25 0,87 0,73 - 0,38 - 0,14
затраты на контроль качества, % 0,20 0,08 0,06 - 0,12 - 0,02
затраты на предотвращение несоответствия качеству, % 0,13 0,07 0,04 - 0,06 - 0,03

 

Для наглядности отразим данные табл. 2.3 на рис. 2.2.

 

Рисунок 2.2 - Динамика удельного веса затрат на обеспечение качества оказываемых услуг в общем объеме, %

Данные табл. 2.3 свидетельствуют о том, что в 2011 году удельный вес общего объема произведенных услуг с выявленными несоответствиями возрос на 1,42% в сравнении с 2010-ым годом; общий объём рекламаций в 2011 году в сравнении с 2010 годом возрос на 1,22%, пропорционально данным обстоятельствам объем затрат предприятия на обеспечение достигнутого уровня качества сократился к 2011 году на 0,56% в сравнении с 2010-ым годом и на 1,94% в сравнении с 2009-ым годом.

Далее, проанализируем объем затрат ЗАО «Ридерз Дайджест» связанных с производством брака.

Данные для анализа структуры потерь от брака ЗАО «Ридерз Дайджест» в динамике за 2009 -2011 год представлены в табл. 2.4.

 

Таблица 2.4 - Структура потерь от брака ЗАО «Ридерз Дайджест» в динамике за 2009 -2011 год, тыс.руб.

    Показатель 2009 год 2010 год 2011 год Отклонения, +/- Отклонения,+/-, %
2009 к 2010 От 2010 к 2011 году 2009 к 2010 2010 к 2011
Общий объем произведенных услуг (ВП), тыс. руб. 284558,8 381040,7 230267,5 96481,9 - 150773,2 33,91 - 39,57
Себестоимость окончательного брака (Соб), тыс. руб. 11979,9 13641,3 14322,6 1661,4 681,3 13,87 4,99
Расходы по исправлению брака (Рб), тыс. руб. 2336,1 2743,5 3302,5 407,4 559,0 17,44 20,38
Стоимость брака по цене использования (Стб), тыс. руб. 10000,2 11879,6 12776,8 1879,4 897,2 18,79 7,55
Суммы, удержанные с лиц-виновников брака (Ув) 2792,3 2990,3 2979,0 198,0 - 113 7,09 - 0,38
Суммы, взысканные с поставщиков (Уп), тыс. руб. 1250,7 1433,8 1854,5 183,1 420,7 14,64 29,34

 

Данные табл. 2.4 свидетельствуют о том, что общая себестоимость окончательного брака на предприятии от 2009 к 2011 году продемонстрировала значительный рост, как в относительных, так и в абсолютных показателях:

- рост общей себестоимости окончательного брака в 2010 году увеличился на 1661,4 тыс. руб. (13,87%) по сравнению с 2009-ым годом; в 2011 году увеличение роста на 681,3 тыс. руб. (4,99%) в сравнении с 2010-ым годом; в период с 2009 года по 2011 год показатель возрос на 2342,7 тыс. руб. (19,56%).

Расходы по исправлению брака на предприятии к 2011 году возросли также очень значительно:

- в 2010 году увеличение показателя на 407,4 тыс. руб. (17,44%) по сравнению с 2009-ым годом; в 2011 году возрастание на 559,0 тыс. руб. (20,38%); в период с 2009 года по 2011 год произошло увеличение на 966,4 тыс. руб. или 41,37%.

Стоимость брака по цене использования в ЗАО «Ридерз Дайджест» к 2009 году также продемонстрировала положительную динамику и составила к 2011 году 12776,8 тыс. руб.

Суммы, удержанные с лиц - виновников брака в 2011 году снизились на 11,3 тыс.руб. (0,38%) по сравнению с 2010 годом, а вот суммы, взысканные с поставщиков забракованных услуг, значительно возросли к 2011 году на 420,7 тыс. руб. (29,34%) по сравнению с 2010-ым годом; в период с 2009 года по 2011 год увеличение составило показателя составило 603,8 тыс. руб. (48,28%).

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные услуги и расходов на исправление исправимого брака (Аб). Расчетные данные для анализа абсолютных и относительных потерь от брака в ЗАО «Ридерз Дайджест» в динамике за анализируемый период представлены в таблице 2.5.

Из табл. 2.5 можно сделать вывод, что в абсолютном выражении в динамике за 2009 – 2011 год размер забракованных услуг в натуральном выражении составил 3309,1 тыс. руб. (от 2009 года к 2010 году – 2068,8 тыс. руб., от 2010 года к 2011 году – 1240,3 тыс. руб.), а общая сумма потерь от брака возросла на 5295,2 тыс. руб. (от 2009 года к 2010 году – 3567,1 тыс. руб., от 2010 года к 2011 году – 1728,1 тыс. руб.).

Таблица 2.5 - Расчетные данные для анализа абсолютных и относительных потерь от брака в ЗАО «Ридерз Дайджест»

    Показатель     Способ расчета год год год Отклонения, +/-
2009 к 2010 к
1. Валовая (товарная) продукция (услуги) по производственной себестоимости, (ВП), тыс. руб.     ВП 284558,8 381040,7 230267,5 96481,9 - 150773,2
2. Абсолютный размер брака, (Аб), тыс. руб.     Соб+Рб 143 16,0 163 84,8 176 25,1 2068,8 1240,3
3. Абсолютный размер потерь от брака, (Апб), тыс. руб. Аб + Стб – Ув - Уп 20273,2 23840,3 25568,4 3567,1 1728,1
4. Относительный размер брака, % Аб / ВП * 100 % 5,03 4,3 7,65 - 0,73 3,35
5. Относительный размер потерь от брака, % Апб / ВП * 100 % 7,12 6,26 11,10 - 0,86 4,84

 

В относительном выражении размер забракованных услуг также увеличился и в динамике 2009 – 2011 годов составил 2,62% (7,65% - 5,03%), в 2011 году в сравнении с 2010 годом показатель увеличился на 3,35 %. Размер потерь от брака также в 2011 году увеличился на 4,84% по сравнению с 2011 годом. Данные таблицы 2.5 для наглядности отражены на рис. 2.3 и 2.4.

Рисунок 2.3 - Абсолютные значения потерь от брака

 

Рисунок 2.4 - Относительные значения потерь от брака

 

Предлагается определить резерв годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака. Для этого следует фактический объем оказанных услуг в плановых ценах разделить на долю окончательного брака производственной себестоимости:

(2.1)

где q – резерв годных услуг;

q1Pпл - фактический объем оказанных услуг в плановых ценах;

dо.б - доля окончательного брака в производственной себестоимости.

Расчет данного показателя для ЗАО «Ридерз Дайджест» будет выглядеть следующим образом:

q 2009 = 2845588 / 7,12 = 339661,2 тыс.руб.

q 2010 = 3810407 / 6,26 = 608691,2 тыс.руб.

q 2011 = 2302675 / 11,1 = 207448,2 тыс.руб.

Таким образом, подводя итоги анализу затрат на качество продукцииЗАО «Ридерз Дайджест», можно сделать вывод о том, что на предприятии наблюдаются следующие негативные тенденции:

- к 2011 году общий объем потерь от брака как в относительном, так и в натуральном выражении возрастает;

- на предприятии происходит сокращение статьи затрат на обеспечение достигнутого уровня качества услуг.

Для решения проблемы необходимо предпринимать мероприятия по снижению брака на производстве.

Учитывая, что снижение качества полиграфической продукции зависит от процессов, происходящих в хозяйстве, либо является скрытым нарушением ТУ, следует подробно изучить причины возникновения браков в ЗАО «Ридерз Дайджест».

В течение 2011 года был зафиксированы 252 случая нарушения качества продукции (табл. 2.6).

 

Таблица 2.6 - Причины нарушений качества полиграфической продукции ЗАО «Ридерз Дайджест»

Наименование показателей Требования НД Результаты анализов
Ед. %
1. Графическое оформление Соответствие техническим требованиям и оригиналу 47,2%
2. Бумага     Марка СЭЗ действительно до Плотность Влажность %, Формат мм 30,6%
3. Запах Отсутствие запаха бензина, керосина, скипидара и др. растворителей 8,7%
4. Качество печати цветность 4+0 Без отмарывания, допускается незначительное отмарывание на участках текста и иллюстраций 5,6%
5. Размер мм   Предельные отклонения от установленных размеров изделий не должны превышать +/- 0,5 мм до 500мм, и +/- 1,0 мм свыше 500 мм. 3,2%
6. Линии обреза Ровные без надрывов и склейки   2,8%
7. Упаковка и маркировка Соответствует НД.   2,0%
Итого:    
         

 

По результатам расчетов построим диаграмму «Парето» (рис. 2.5).

Рисунок 2.5 - Причины браков

Проследим возможные причины несоответстий.

1. Персонал

Качество работы ЗАО «Ридерз Дайджест» напрямую зависит от персонала. Не хотелось бы преувеличивать, но высокая квалификация специалистов на всех участках полиграфического производства, их ответственное отношение к порученной работе по эффективности порой могут быть сопоставимы с самыми дорогостоящими ухищрениями по автоматизации работы основного технологического оборудования.

Не достаточно хорошо оснастить предприятие оборудованием, не достаточно закупить средства контроля и регулирования - необходимо добиться того, чтобы всё это работало, способствовало созданию высококачественной полиграфической продукции. А для этого необходим постоянный контакт с исполнителями. Постоянный контакт менеджеров производственных отделений типографии с компетентными представителями заказчика чрезвычайно полезен. Не нужно отстаивать «честь мундира», полезно помнить поистине золотое правило: «Заказчик всегда прав». Если все возможные претензии встречать заранее заготовленным отказом, можно просто потерять заказчика.

2. Расходные материалы

Качество полиграфической продукции зависит не только от персонала. Чрезвычайно важным моментом при изготовлении высококачественной продукции являются исходные материалы:

1. основа (бумага, пленка),

2. грунт (может отсутствовать),

3. краска,

4. лак (может отсутствовать),

5. дополнительная отделка (тиснение, термография и т.д.).

Прежде всего необходимо использовать качественную бумагу. Правильный подбор бумаги к конкретному изданию, обеспечивающий не только оптимальные экономические показатели, но и соответствие назначению и типу издания, является достаточно сложным делом. Для такого подбора необходимы широкие знания ассортимента бумаги, понимание издательской задачи и известный опыт. Приходится также принимать во внимание, что, например, одно и то же издание, отпечатанное на натуральной и на мелованной бумаге, будет выглядеть по ­разному, причем использование более дорогой бумаги, конечно же, «прибавит баллы». Далее, типография, заботясь о повышении рентабельности, использует наиболее дешевые офсетные резинотканевые пластины. Конечно, печатные машины прекрасно работают и с этими декелями, но при использовании более дорогих офсетных резинотканевых пластин, обеспечивающих лучший переход печатных красок с формы на бумагу, можно рассчитывать на определенное повышение качества готовой продукции за счет некоторого повышения оптической плотности и уменьшения растискивания растровых элементов в процессе печатания.

3. Инфраструктура

Возможность произвести качественную проверку качества во многом определяется инфраструктурой.

4. Техническое состояние оборудования.

Особое внимание хотелось бы уделить обслуживанию полиграфического оборудования. Механики и наладчики печатного оборудования в основном занимаются оперативным устранением поломок, вызывающих простои оборудования, а обязательная профилактика печатной машины зачастую превращается в заурядную чистку. Настройка печатного аппарата в соответствии с паспортными данными машины производится крайне редко. Поэтому часто возникают цветовые искажения вследствие разницы давления в печатных секциях офсетных машин. В связи с этим проверка печатного оборудования не должна быть формальной, и проводиться не только по мере поломки оборудования, а периодически, чтобы предотвратить возможные простои. Следует тщательно отладить печатные машины в соответствии с паспортными данными.

Результаты причинно – следственного анализа представлены в виде диаграммы Исикавы, представленной в прил. 1.

Представленная диаграмма позволяет наглядно отобразить основные проблемы, это дает возможность концентрировать средства и усилия на наиболее важных на данный момент для предприятия ЗАО «Ридерз Дайджест».

В анализе баланса сил приведены факторы, влияющие на решение проблем в работе ЗАО «Ридерз Дайджест».

Таблица 2.7 - Баланс сил

Силы препятствующие   Силы способствующие
Некачественный анализ расследования отказов технических средств Компетентность персонала, ведущего работу по учёту и расследованию отказов технических средств
Недостаточная достоверность оперативной информации о состоянии качества Развитие Единой Системы Мониторинга обеспечивающая непрерывный контроль за ресурсами.
Несоблюдение технологии при производстве работ мониторинг состояния технических средств
Недостаточная техническая подготовка персонала при эксплуатации технических средств Повышение квалификации персонала
Несовершенные формы технического обслуживания и ремонта Создание системы мотивации
Несвоевременное и недостаточное снабжение и недостаточное качество расходных материалов Качественное планирование заявок на материалы
Эксплуатация морально и физически устаревшего оборудования Модернизация устаревшего оборудования
Некачественное выполнение графика технологического процесса Оперативный контроль за исполнением

 

Учитывая результаты причинно – следственного анализа и анализа текущей ситуации следует выделить такие направления проекта по улучшению качества.

Таким образом, для решения проблем качества в ЗАО «Ридерз Дайджест» необходимо:

1. контролировать качество расходных материалов и сырья;

2. привести в порядок полиграфическое оборудование, добиться наиболее полного соответствия его настроек паспортным данным;

3. совершенствовать систему мотивация персонала. внедрение новых диагностических приборов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.