Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция подходов к управлению качеством





ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества расценивается в настоящее время, как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Управление качеством возникло как объективная потребность человечества, первоначально в высоких технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни.

В современных условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.



Качество является первоочередной задачей один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Российские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества.



Все вышеизложенное и обусловило актуальность темы дипломного проекта.

Цель дипломного проекта - анализ и пути повышения качества продукции на примере ЗАО «Диал-Автоматик».

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

­ рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством;

­ провести анализ системы управления качеством на предприятии;

­ разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством.

Предметом исследования в настоящей работе является система управления качеством и процесс управления качеством предприятия, ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия.

Объект исследования – ЗАО «Ридерз Дайджест».

Информационной базой для написания дипломной работы выступали стандарты качества, локальные документы организации, статистические данные, материалы периодической печати.

 

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Эволюция подходов к управлению качеством

 

 

Понятие «менеджмент качества» охватывает те аспекты общей функции руководства, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, планирование, обеспечение и улучшение качества. Внедрение системы качества, пронизывающей все сферы деятельности, позволяет наиболее эффективно реализовывать функции менеджмента качества. Система качества, таким образом, играет особую роль, до сих пор не удалось придумать инструмента, который был бы столь же прост и эффективен в попытке достигнуть главной цели – снижения себестоимости производимых продукции или услуг при безусловном удовлетворении всех прихотей потребителя [8, с.37].



Конкурентная борьба предприятий сегодня все чаще превращается в соперничество между их системами качества. Как правило, предпочтение отдается тому поставщику, который имеет сертифицированную систему качества, более того, наличие данного сертификата является необходимым условием для успешной деятельности на внешнем рынке.

Практическая значимость изучения проблемы системного управления качеством в том, что внедрение и сертификация системы качества, как совокупности организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством, являются инструментами самосохранения любого предприятия в условиях нестабильной внешней среды, залогом конкурентоспособности, как на внешнем, так и на внутреннем рынках, причем к работе в системе качества должен быть привлечен весь персонал от высшего руководства до рядового работника.

Качество продукции – основной рычаг благоприятного экономического развития как отдельных организаций, так и государств в целом не только в одной взятой стране, но и во всем мире. Высокое качество продукции, отвечающее требованиям потребителя, во многих странах стало основным элементом и важным фактором рыночного и финансового успеха.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – одна из сложнейших и многоплановых категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в жизни.

Она пронизывает все сферы материального производства и общественных отношений [14, с.40].

Опыт стран с успешно развивающейся рыночной экономикой показывает, что именно качество – тот главный инструмент, позволяющий:

- оптимально расходовать все виды ресурсов;

- снижать издержки производства и повышать производительность труда, тем самым, способствуя успешной деятельности организации;

- соблюдать все предъявляемые к продукции требования;

- воплощать в продукции ожидания потребителей;

- обеспечивать взаимопонимание и взаимодействие по всей цепочке от производителя до потребителя продукции;

- непрерывно совершенствовать процессы производства, обслуживания и управления;

- обеспечить удовлетворение, как производителей, так и потребителей продукции.

В соответствии со стандартами предпринимательской деятельности ответственность за качество продукции и оказываемые услуги лежит на предпринимателе.

По мере развития производства изменялись формы и методы организации работ по качеству.

В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Пять звезд качества

 

Первая звезда характеризует начальный этап системного подхода, когда появилась первая система – система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в качестве полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, – проходные и непроходные калибры [7, с.81].

Для улучшения функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России – технические контролеры).

Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия.

Вторая звезда. Система Тейлора дала блестящий механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), но производство – это процессы. И потом стало понятно, что управлять надо процессами [13, с.54].

Наиболее сложной стала мотивация труда, так как теперь учитывалось, как точно настроен процесс, как анализируются те или другие контрольные карты, карты регулирования и контроля.

Третья звезда. В 50-е годы выдвинулась концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Ее автор - американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы весьма долго говорили, о том, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический).

На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появлялись документированные системы качества, которые устанавливали ответственность и полномочия, и взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.

Системы мотивации переходили в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось.

Главными мотивами качественного труда была работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи.

Системы взаимоотношений поставщик - потребитель тоже начили предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. Однако требования к качеству стали более серьезными требования в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения [16, с.95].

Четвертая звезда. В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества: стандарты ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.

Система ТQМ ориентирована на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к 0 дефектов, к затратам – 0 непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия получил название: «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

Использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем – ключевая особенность системы. В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала.

Мотивация достигает состояния, характеризующегося таким увлечением работой, что люди задерживаются на работе, продолжают работать дома, а зачастую отказываются от части отпуска. Обучение становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности [33, с.78]

Пятая звезда. В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИС0 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции [7, с.90].

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству – это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.

Стандарт QS 9000 тесно связан со стандартами ISO 9000. Сертификация системы качества на соответствие стандарту QS 9000 дает право и на сертификат, подтверждающий ее соответствие стандарту ISO 9000.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.