Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка рисков, управление ими.





Инвесторы и кредиторы придают большое значение оценке рисков, чувствительности проекта к изменяющимся условиям среды. Поэтому при разработке бизнес-плана целесообразно указать состав возможных рисков и какие потери при их наступлении могут произойти, по каким видам рисков и на какую сумму следует застраховать имущество предприятия. В этом же разделе указываются организации, с которыми заключены договоры на страхование и на какие суммы.

 

 

- резюме;

- общая характеристика предприятия;

- ;

- организационный план (организационная структура производства, управление предприятием);

– план маркетинга (оценка рынков сбыта, конкуренты, стратегия маркетинга);

– план производства (производство и использование продуктов растениеводства и животноводства, расчет финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг);

– персонал (численность работников и оплата труда, подготовка и повышение квалификации кадров);

– оценка рисков (риски и страхование);

– охрана и рациональное использование природных ресурсов;

– финансовый план (финансовые результаты, капитальные вложения, потребность в кредитах и их погашение, баланс поступлений и расходов, бухгалтерский баланс).



Состав, структура и объем бизнес-плана определяются производственным направлением (специализацией) предприятия, его размерами и целью составления. Объем полного варианта данного документа может составлять 40–50 страниц; на его разработку затрачивается до 300 ч. Если главная функция бизнес-плана – обоснование инвестиций, контрактов с партнерами и персоналом, разделы могут разрабатываться с различной степенью детализации и конкретизации (сжатый вариант – до 4–10 страниц). Однако, независимо от того, развернутый или сжатый вариант бизнес-плана будет разрабатываться, в любом случае данный документ должен содержать следующую основную информацию: цели предприятия; текущее положение предприятия; маркетинг (анализ рынка), предполагаемое производство; планируемую продукцию (работы, услуги), для реализации которых и запрашивается финансирование (партнерство); экономические расчеты; и финансовый прогноз.



При составлении бизнес-плана, прежде всего, устанавливают цели предприятия. Правильно сформулированная цель в значительной мере определяет успех дела. Из целей предприятия вытекает его экономическая стратегия.

В настоящее время в условиях мирового затяжного экономического кризиса главная стратегическая цель большинства сельскохозяйственных предприятий – выживание. Конкретнее цели можно определить так: как можно быстрее адаптировать хозяйственную деятельность и систему управления предприятием к изменяющимся экономическим условиям; максимально сохранить квалифицированных специалистов и работников, особенно животноводов; обеспечить стабильное финансовое положение предприятия.

Исходя из целей предприятия, определяетсяего маркетинговая деятельность. Маркетинг – это комплекс мероприятий в сфере торгово-сбытовой деятельности предприятия, включающий изучение факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров (работ, услуг) от производителя к потребителю.

Основные принципы маркетинга:

– знание рынка (всестороннее изучение потребителей);

– приспособление к рынку (выпуск товаров, соответствующих спросу);

– воздействие на рынок (формирование спроса, стимулирование продаж своей продукции).

Изучение потребностей различных групп покупателей в определенном виде продукции приводит к необходимости сегментации рынка, т. е. выделения достаточно больших групп показателей, предъявляющих к этой продукции одинаковые требования. Учет специфических требований отдельных сегментов рынка к одному и тому же продукту и способность производителя удовлетворить их позволяют ему иметь достаточно прочные позиции на рынке. На уровне предприятия (товаропроизводителя) маркетинг служит в первую очередь согласованию экономических интересов систем «производитель – потребитель» и «производитель – поставщики материально-технических ресурсов». При этом решаются следующие задачи:



1) регулирование взаимодействия контрагентов по производящей товары цепи;

2) анализ издержек обращения в ней, выработка рекомендаций по их снижению и роста дохода предприятия;

3) поиск способов реализации продукции, рекламная деятельность, разработка конкретных требований к качеству продукции и предложений по его улучшению.

Следует помнить, что маркетинг – это не исследование рынка вообще, а изучение его применительно к конкретным продуктам, производимым или намечаемым к производству.

В разделе бизнес-плана “Маркетинг” дается оценка рынков сбыта, конкурентов и стратегии маркетинга.

1Сельское хозяйство производит продукцию двоякого значения – для конечного и (главным образом) производственного потребления. У них различные рынки и различные формы реализации.

2Поиск рынка сбыта – это поиск рыночной ниши для определенного продукта с более или менее стабильным в заданном временном интервале спросом.

3Оценивая рынок сбыта продукции, необходимо выявить основные группы потребителей, потенциальную емкость рынка, долю рынка данного предприятия. Потребителями могут быть как оптовые покупатели (например, промышленные предприятия, закупающие сырье для дальнейшей его переработки, реализации в различных регионах России и за рубежом), так и население (в магазинах, павильонах и т. д.).

4Для выбранного в разделе 20.2. в качестве примера подсобного хозяйства, расположенного вблизи городов Сыктывкар и Ухта, основными потребителями могут быть Сыктывкарский и Ухтинский мясокомбинаты, население этих городов. Реализация продуктов для населения может производиться через торгово-закупочные фирмы, собственные магазины, предприятия розничной торговли, на рынках, подобных Георгиевской ярмарке в г. Сыктывкаре.

5Важная характеристика спроса – емкость рынка продукта (объем его продаж на данном рынке в течение года). В нашей стране, где исследования рынка находятся все еще на стадии становления, основой для определения емкости могут быть балансы продуктов по региону, статистические сборники.

6Если предприятие уже производило операции на конкретном рынке, за основу берутся объемы продаж в предыдущие годы с учетом поведения конкурентов (уменьшение или рост их активности, уход с рынка и т. д.) и наличия неудовлетворенного спроса (он отражается в статистической отчетности).

7При определении емкости рынка следует учитывать этнический, возрастной состав потребителей, их социальный уровень. Нужно также иметь в виду, что важны не столько количественные показатели, сколько уверенность предприятия в долговременной потребности в данном продукте.

8Наибольший интерес для производителя представляет емкий рынок. Однако для предприятий узкой специализации малые и средние рынки также представляют интерес.

9Помимо перечисленных выше методов выявления емкости рынка можно использовать опрос работников об их потребности в данном продукте, а также учет медицинских норм и количества работников и их семей. Так, если норма потребления мяса на одного человека составляет 86 кг в год, а ориентировочное количество потребителей 4 тыс. чел., емкость свинины составит 57 кг : 4000 = 2280 ц. Доля хозяйства на этом рынке составит 100 %.

Следующий этап – определение конкурентов. К ним относятся не только ближайшие предприятия, но и любой производитель аналогичной продукции в нашей стране и за рубежом, для которого представляет интерес данный рынок. Так, например, поступление дешевой импортной продукции уменьшает шансы на успех. На этом этапе планирования необходимо ответить на вопросы о том, кто является крупнейшим производителем данной продукции, каковы его объемы продаж и возможные доходы, какие качественные параметры имеет продукция конкурентов, каков уровень цен конкурентов и какова (хотя бы в общих чертах) политика их цен.

Конкурентоспособность продукции определяется в основном ее качеством и ценой. Соответствующие данные по конкурентам следует изучать постоянно и сравнивать их с характеристиками своей продукции. Оценка конкурентоспособности служит исходной базой и при разработке мер по повышению качества продукции (таких, как совершенствование технологии, повышение квалификации кадров, использование других производственных факторов).

В бизнес-плане конкуренты характеризуются объемом продаж, долей на данном рынке и уровнем цен.

В рассмотренном выше примере организации гипотетического подсобного хозяйства с численностью работников в 1000 человек (см. раздел 20.2) (рынок мясной продукции) спрос ощутимо выше предложения, так что в ближайшее время предприятию нет оснований бояться конкурентов. Однако предприятие должно постоянно отслеживать ситуацию, делать прогнозы цен на аналогичную продукцию, т. к. в настоящее время определенную конкуренцию крупным хозяйствам составляет сельскохозяйственные ярмарки и мясная продукция зарубежного производства.

Источниками сведений о конкурентах может быть региональная торгово-промышленная статистика, коммерческая периодика, посещение предприятий-конкурентов, местные газеты, беседы с покупателями, материалы общества потребителей и т. д.

**перенесла отсюда абзац ниже*- согласен!

После определения круга конкурентов и взаимодействия с ними необходима выработка стратегии маркетинговой деятельности (поведения предприятия на рынке). Это могут быть расширение доли на существующем рынке, проникновение на новые рынки, уход с рынка. На этом же этапе определяется необходимость и возможность производства новых видов продукции. Именно здесь выявляются каналы реализации продукции, стратегия в области цен, используемые методы рекламы. Иными словами, необходимо определить, как будет продаваться товар (через собственные фирменные магазины, оптовые торговые организации и другие каналы реализации товара); как будет определяться цена, какой уровень рентабельности в нее будет заложен; как будет организована реклама и сколько средств предполагается на нее выделить; какие намечаются способы роста объемов продаж (расширение районов сбыта, использование новых методов привлечения покупателей и т. д.).

Чтобы обеспечить устойчивое положение на рынке, всегда полезно расширять номенклатуру производимой продукции, т. к. важнейшим инструментом конкурентной борьбы всегда является новизна. Новый товар – это или новое изделие или товар, качественные характеристики которого отличаются от прошлых аналогов. Состав реализуемых товаров определяется ассортиментной политикой предприятия. Ее главная задача в том, чтобы в каждый момент времени (и в разумной перспективе) предлагаемый набор товаров оптимально соответствовал нуждам потребителей как по качественным характеристикам, так и по объему предложения. Для нашего гипотетического предприятия (см. раздел 20.2) к новым видам продукции и услуг относятся мясные полуфабрикаты, продажа мяса по сортам, его мелкая фасовка.

Одним из важнейших разделов плана маркетинга является стратегия ценообразования.

***Цена– важнейший инструмент конкуренции, особенно в условиях низкой покупательной способности населения. Ценовая политика во многом зависит от степени насыщенности рынка данным видом продукции и степени приближения производителя к потребителю. Но в перспективе, по мере роста общественного благосостояния, она может несколько утратить свое значение, тогда в силу вступит неценовая конкуренция. Первостепенное значение при этом приобретают качество продукции, обслуживание, льготные условия оплаты и т. д. Для поддержания конкурентоспособности предприятие должно снижать издержки и накладные расходы по производимому продукту.***

В соответствии с принятой стратегией маркетинга, принимается одно из возможных направлений ценовой политики, например: проникновение на рынок путем назначения относительно низкой цены; быстрое возмещение затрат; получение обычной нормы прибыли; назначение первоначально высокой цены на продукцию с высокими потребительскими свойствами с последующим снижением ее для поддержания объемов продаж; сохранение стабильности цены в течение определенного времени (квартал, год); другие ценовые решения (ориентация на цену основного конкурента и т. д.).

В самом общем виде можно сформулировать три основных способа формирования цен.

Первый способ исходит из цены производства (затраты на производство и продажу продукции, плюс заданный предварительно или определенный путем вариантных расчетов уровень рентабельности). Применяется он достаточно часто, но следует помнить, что покупателя интересуют не издержки производителя, а полезность товара в сопоставлении с ценой. В условиях кризиса нередко цена производства не соответствует доходам основной массы потенциальных покупателей.

Второй способ установления цен связан с изучением спроса и себестоимости продукции. Предварительно установленная цена позволяет определить необходимый объем продаж, обеспечивающий безубыточность производства.

Третий способ ориентируется на цены конкурентов, их анализ позволяет спрогнозировать уровень цен на аналогичный продукт, а основная задача будет заключаться в снижении расходов на его производство.

Однако при насыщении рынка следует помнить, что при определении цены на продукт решающей является не себестоимость продукции, а прежде всего цена, которую готов платить покупатель.

В предполагаемом подсобном хозяйстве в бизнес-план мы рекомендуем заложить цены, рассчитанные по первому способу.

Важнейшей составляющей бизнес-плана подсобного хозяйства должна стать реклама производимой продукции. Реклама позволяет не только проинформировать потенциального покупателя о наличии товара, но и раскрыть характеристики продукта, его преимущества перед товарами конкурентов, подготовить рынок к принятию нового продукта. Реклама может быть устной, с привлечением радио, телевидения, других средств массой информации; используются также плакаты, листовки, стенды на ярмарках, выставки-дегустации продукта и т. д. В нашем конкретном случае, при организации подсобного хозяйства, источником информации о продукте хозяйства будут ежегодные ярмарки, проводимые в ближайших городах, а также устная реклама (личные контакты руководства предприятия с предполагаемыми покупателями).

План производства содержит расчеты его объемов по каждому виду намечаемой к выпуску продукции. Следует иметь в виду, что собственные ресурсы предприятия ограничены, а каждый вид продукции является конкурирующим по отношению к другому, поскольку требует расходования одних и тех же ресурсов. Поэтому, прежде чем приступить к непосредственным расчетам, необходимо спрогнозировать такие исходные показатели, как урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. Именно они будут определять использование земельных угодий и структуру посевов. Затем определяют объемы продукции, используемой для собственных нужд предприятия (на производственные цели, для выполнения социальных обязательств перед работниками предприятия, для переработки). Пример подобного расчета приведен в разд.20.2. Все, что произведено сверх представленных расчетов, должно быть выставлено на рынок.

Предлагаемое в качестве примера подсобное хозяйство, чтобы быт конкурентноспособным в перспективе должно стать многоотраслевым. Для этого со временем могут быть приобретено новое оборудование, например, для производства муки и мини-пекарня, а свиноводство станет ведущей отраслью. Соответственно этим изменениям будет формироваться и структура посевных площадей, которая должна максимально обеспечивать потребность хозяйства в кормах.

В предлагаемом примере подсобного хозяйства из общей площади пашни (1274 га) ведущее место занимают зерновые с кормовыми культурами, которые занимают соответственно 49 и 25,9 %. В группе зерновых в отличии от предыдущих лет основное место будет отводится зернофуражным культурам (73,9 %). За счет расширения площадей под ними будет сокращена площадь под озимой пшеницей. При этом должна быть учтена потребность в сырье для производства муки, семенном фонде, в выдаче зерна работникам. ??как эти два последних абзаца связаны с абзацем о плане производства?

2Наряду с производством продукции в бизнес-плане просчитываются риски предприятия. Риск характеризуется потенциальной опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, заложенным в бизнес-плане. Главное в бизнес-плане – заранее предусмотреть все типы риска, их природу и время возникновения и разработать меры по минимизации возможных потерь. 1 При оценке риска в условиях полной хозяйственной самостоятельности предприятия сталкиваются с необходимостью просчитывать последствия непредвиденных ситуаций (так называемые «что, если…»), возникающих в процессе производства, сбыта, поиска партнеров и т. д. Другими словами, в рыночной экономике необходимо учитывать любые риски и быть готовым нести за них ответственность. 3Тщательная разработка данного раздела бизнес-плана повышает доверие к предприятию потенциальных партнеров и инвесторов. ??поменяла абзацы местами?

Основная цель разработки раздела бизнес-плана об охране природы и рациональное использование природных ресурсов – определении перечня и объемов осуществления природоохранных мероприятий, обеспечивающих устранение (снижение до нормативных уровней) негативных воздействий производства на атмосферу, водоемы и водотоки, почву, грунтовые воды и другие объекты окружающей среды. В отношении рассматриваемого нами примера организации подсобного хозяйства показатели и мероприятия плана по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов группируются в основном по двум основным направлениям: 1) охрана и рациональное использование земель и 2)охрана и рациональное использование водных ресурсов.

Основная задача раздела бизнес-плана о финансовом планесостоит в обобщении информации всех предыдущих разделов в стоимостном выражении. Здесь дается факторный анализ хозяйственной и юридической деятельности предприятия. Для этого разрабатываются баланс денежных расходов и поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия; для убыточных предприятий – график ликвидации убыточности. Такой подход пока несколько непривычен для сельскохозяйственных предприятий России, но общепринят в мировой практике и необходим, помимо всего прочего, в связи с переходом страны на европейские стандарты бухгалтерского учета.

Одно из главных условий успешного хозяйствования – достижение объемов продаж, обеспечивающих прибыль. Поэтому первая задача, которую надо решить – каждому сельхозтоваропроизводителю необходимо овладеть методом определения точки безубыточного производства (точки самоокупаемости) или точки безубыточного объема продаж и минимально допустимой цены продаж.

Другая задача баланса расходов и поступлений – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, способность предприятия своевременно погашать обязательства перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете. Баланс показывает, каким образом предполагается создать фонд денежных средств предприятия и на какие цели они будут использованы. Он должен дать ответы на вопросы о том, каково соотношение собственных и привлеченных средств предприятия, за счет каких источников финансируется расширение хозяйственной деятельности, какую долю необходимых средств можно получить в форме кредита, а какую – в форме паевого капитала. Баланс составляется на год с разбивкой по кварталам. В рамках каждого периода планирования определяют источники затрат, их соотношение, степень и направления использования, сбалансированность расходов с доходами.

При прогнозировании объемов капитальных вложений определяют суммы, направляемые на создание новых производств, расширение, реконструкцию или модернизацию действующего производства, а также источники их финансирования. Главная задача заключается здесь в том, чтобы, с одной стороны, правильно определить объекты для строительства, обеспечивающие расширение производства, более полное использование ресурсов предприятия, укрепление его позиций на рынках сбыта, а с другой – правильно спланировать размещение этих объектов. Определяющим критерием при строительстве того или иного объекта является его рентабельность.

Потребность в кредитных ресурсах рассчитывается исходя из потребности в денежных средствах и их поступлении за счет собственных средств в течение планируемого года (с разбивкой по кварталам). Для оценки сроков возврата заемных средств и сумм, подлежащих погашению в планируемом году, используют данные, полученные при обосновании окупаемости капитальных вложений.

Сводный баланс активов и пассивов предприятия рекомендуется составлять на начало и конец планируемого года. Эта форма не менее важна, чем баланс денежных средств и поступлений, т. к. позволяет банкам оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприятие предусматривает их финансировать.

Предположим, что в подсобном хозяйстве, рассматриваемом в данной главе, затраты на производство сельскохозяйственной продукции в текущих ценах составят 7 568 800 руб., в т. ч. материальные ресурсы (семена и посадочный материал, корма, минеральные удобрения, средства защиты растений и животных) – 446 700 руб., оплата труда, другие выплаты и льготы – 3 884 700 руб. Вариантные расчеты результата (прибыль, убыток) от реализации сельскохозяйственной продукции по цене предложения и по прогнозируемой цене, к примеру показали, что при сложившемся соотношении цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию доход направляемых на расширение воспроизводства труда и капитала составит 1 509 453 руб. Прибыль будет получена от производства зерна и молока (II–IV кварталы), мяса (III квартал), муки и растительного масла.

Управление предприятием (подсобным хозяйством) осуществляется исполнительной дирекцией, в состав которой входят директор, главный бухгалтер, экономист и несколько главных специалистов (агроном, животновод, главный механик, главный энергетик и др.). Причитающиеся по результатам года дивиденды по решению общего собрания могут быть направлены на формирование резервного фонда и на развитие производства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем необходимо руководствоваться при выборе направления подсобно хозяйства?

2. Какие земли могут быть предоставлены для организации подсобного хозяйства?

3. Какие условия должны приниматься во внимание при выборе земельного участка?

4. Какие системы прямых и косвенных показателей используют при определении размеров подсобного хозяйства?

5. Что такое бизнес-план и какова его структура?

6. Определите что такое маркетинг и назовите основные его принципы.

7. Что такое конкурентоспособность продукции?

8. Расскажите о ценообразовании на выпускаемую подсобным хозяйством продукцию.

9. Что должно содержаться в разделе бизнес-плана, посвященного плану производства?

10. Как должна осуществляться оценка рисков производства?

11. Как должны учитываться вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов при организации и функционировании подсобного хозяйства?

12. Что должно содержаться в разделе бизнес-плана, посвященного финансовому плану предприятия?

13. Кто должен управлять производством в подсобном хозяйстве лесничества?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ващенко, И. М. Основы сельского хозяйства [Текст] : учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. институтов / И. М. Ващенко, В. Г. Лошаков, Б. А. Ягодин. – М. : Просвещение, 1987. – 576 с.

2. Животноводство [Текст] : учеб. пособие / под ред. Е. А. Арзуманяна. – М. : Агропромиздат, 1991. – 512 с.

3. Звонарев, Н. М. Азбука эффективного пчеловодства [Текст] / Н. М. Звонарев. – М. : Центрполиграф, 2010. – 127 с.

4. Иванов, В. В. Основы сельскохозяйственного пользования и организация подсобного хозяйства [Текст] : учеб. пособие для студентов спец. 260400 всех форм обуч. / В. В. Иванов. – Красноярск : CибГТУ, 2004. – 124 с.

5. Ильина, Е. Д. Звероводство [Текст] : учебник / Е. Д. Ильина, А. Д. Соболев, Т. М. Чекалова, Н. Н. Шумилина. – СПб. : Лань, 2004. – 304 с.

6. Никляев, В. С. Основы сельскохозяйственного производства. Земледелие и растениеводство [Текст] : учебник / В. С. Никляев, В. С. Косинский, В. В. Ткачев, А. А. Сучихина. – М. : Былина, 2000. – 555 с.

7. Организация сельскохозяйственного производства [Текст] : учеб. пособие / под ред. Ф. К. Шакирова. – М. : Колос, 2000. – 560 с.

8. Основысельскохозяйственных пользований [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. А. Разумникова. – Йошкар-Ола : МарГТУ, 2006. – 208 с.

9. Основысельскохозяйственных пользований [Текст] : консп. лекций / Г. Г. Романов. – Сыктывкар : СЛИ, 2008. – 156 с.

10. Попов, Н. А. Экономика сельскохозяйственного производства с основами рыночной агроэкономики и сельского предпринимательства [Текст] / Н. А. Попов. – М. : ЭКМОС, 1999. – 352 с.

11. Растениеводство [Текст] : учеб. пособие / под ред. Г. С. Посыпанова. – М. : Колос, 1997.

12. Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года [Текст] // Рыбоводство. – 2007. – № 3–4, 6.

13. Шморгунов, Г. Т. Сад и огород [Текст] / Г. Т. Шморгунов. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1989. – 450 с.

 

 

Учебное издание

 

Романов Геннадий Григорьевич, Пономарь Нина Ивановна,

Шморгунов Геннадий Тимофеевич, Сокерина Надежда Николаевна,

Кововкина Светлана Васильевна, Шубин Юрий Павлович,

Беляева Розалия Афанасьевна, Коренев Олег Николаевич,

Рубцова Виталина Егоровна, Потапов Алексей Александрович

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.