Сделай Сам Свою Работу на 5

Коммуникации и их разновидности





Коммуникация – это обмен информацией между людьми.

Трудно переоценить роль коммуникаций в управлении организацией, ведь если работники не смогут обмениваться информацией, они просто не смогут выполнять свои функции. Система коммуникации оказывает огромное влияние на процессы объективность принимаемых решений, на межличностные отношения в коллективе и формирование имиджа организации. Обмен информацией – важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности. Менеджеры всех уровней тратят на коммуникации от 50 до 90% своего рабочего времени. И, следовательно, эффективность работы менеджера зависит от эффективности его коммуникаций.

Коммуникации можно подразделить на несколько видов:

Ø Познавательные коммуникации. Их главной целью является передача самой информации или ее содержания. Примером такого рода коммуникаций может быть сообщение с использованием средств массовой информации, доклады, лекции и т.п.

Ø Экспрессивные коммуникации. Их особенностью является передача чувств, оценок, взглядов. Данный вид коммуникаций представляет определенную сложность, поскольку выражение чувств требует некоторых способностей, навыков, душевных усилий, определенного словарного запаса. Примером экспрессивных коммуникаций может служить выражение удовлетворения или недовольства и т.п.



Ø Убеждающие коммуникации. С их помощью обычно стремятся повлиять на других людей, изменить их отношение к чему-либо или к кому-либо. Данный вид коммуникаций является одним из основных в работе менеджеров. Примером убеждающих коммуникаций может служить доказательство своей позиции по какому-либо вопросу, политическая и торговая реклама и др.

Ø Социально-ритуальные коммуникации. Они представляют собой формы общения, направленные на поддержание норм и обычаев социально-культурного происхождения, принятых в обществе. Такого рода коммуникации сопровождаются ритуальными действиями, словесными штампами. Они используются при встречах государственных деятелей, ведении деловых переговоров и т.д.

Ø Невербальные коммуникации. Невербальная коммуникация – это передача информации без использования слов. Иногда один взгляд может сказать гораздо больше десятка слов. «Взгляд не только безошибочно выражает внутреннюю сущность человека, но и оказывает мощное психологическое воздействие на собеседника. Бессловесный язык взгляда также индивидуален, как и сам человек, и так же переменчив. Взгляд может восхищать, приковывать, так и отталкивать, разочаровывать, угнетать, позволяет наблюдать за реакцией слушателя и контролировать разговор» (Демирчолян Г. «Бесстыжие глаза» и «блуждающий взгляд» // Известия. 1996. 14 сент.).



 

Основные типы и примеры невербальной коммуникации приведены в таблице 2.5.1.

 

Таблица 5 – Невербальная коммуникация

 

Основные типы невербальной коммуникации Примеры
Движения тела Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы и т.д.
Личные физические качества Строение тела, вес, рост, цвет волос, запах тела, мускулатура и т. д.
Речь Качества голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т.п.
Использование среды Манеры помещения себя в среде, дистанция, чувство своей и чужой территории
Физическая среда Дизайн помещения, чистота и опрятность, освещенность. Уровень шума и т.д.
Время Опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса и т.п.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса. Невербальной информацией трудно манипулировать и она оказывает огромное влияние на интерпретацию поступающей информации.



Чаще всего в процессе коммуникации используются сразу несколько видов коммуникаций.

Задание для студента:

Попробуйте перечислить и объяснить какие виды коммуникации используются при доказательстве своей точки зрения по какому-либо вопросу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С точки зрения организации все коммуникации можно подразделить на внешние и внутренние.

Ø Внешние коммуникации могут осуществляться путем социологических опросов, статистических отчетов и справочников, отчетов в налоговые, вышестоящие органы управления, во внебюджетные фонды, путем обмена информацией через компьютерные сети и Интернет, через различные виды рекламы, через заключение договоров поставок и т.д.

Ø Внутренние коммуникации, в свою очередь, можно подразделить на:

§ Горизонтальные – осуществляемые на одном иерархическом уровне. Например, между цехами, участками и т.д.;

§ Вертикальные:

o Межуровневые – осуществляемые между различными уровнями управления,

o Руководитель- подчиненный;

§ Формальные – осуществляемые в официальной форме.

§ Неформальные – это неофициальный обмен информацией (слухи). Неформальными коммуникациями могут воспользоваться руководители для выяснения реакции сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности неформальных коммуникаций – более высокая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, меньшая достоверность передаваемых сообщений. Наличие неформальных коммуникаций явления нормальное, однако, только до определенного предела. Большой объем неформальных коммуникаций свидетельствует о недостатке официальной информации.

Задание для студента:

Обобщите информацию о видах коммуникаций в организации в виде рисунка.

 

Рисунок 2.5.1 – Классификационная схема организационных коммуникаций.

Процесс коммуникации

 

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В процессе обмена информацией принято выделять четыре базовых элемента:

Ø Отправитель;

Ø Сообщение;

Ø Канал или средство передачи информации;

Ø Получатель информации.

 
 


Процесс коммуникации включает три основных этапа.

 

Ø Этап отправления заключается в том, что:

§ отправитель формулирует значение (что хочет послать?),

§ выбирает носители послания (звук, свет, температура, запах, вкус, физические действия),

§ осуществляет кодирование значения, т.е. организует носители в определенную форму (речь, текст, рисунок, поступок, и т.д.),

§ в результате кодирования формируется сообщение,

§ сообщение посредством передатчика проступает в передающий канал, доводящий его до заданного результата.

Ø Этап получения заключается в том, что:

§ канал получения выводит сообщение на приемник,

§ получатель должен воспринять послание, если этого не произошло, коммуникация не состоялась,

§ после восприятия получатель должен раскодировать информацию: интерпретировать ее (как понял), оценить (что и как принял). Получить - еще не значит понять, а понять – еще не значит принять.

§ Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации «шума». Шум – это любое вмешательство в процессе коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Это объясняет необходимость обратной связи.

Ø Этап обратной связи в обмене участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, отправитель – получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении.

 

Коммуникационные сети

Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Создаваемая сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.

Вертикальные строятся по линии руководства от начальника к подчиненному.

Горизонтальные – между равными по уровням иерархии индивидам.

Диагональные – это связи с другими начальниками и подчиненными.

Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей.

Ø В сетях типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними.

Ø В сетях типа «колесо» подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника.

Ø В сетях типа «цепочка» информация передается от одного субъекта к другому последовательно «по цепочке».

Ø Во «всеканальных» сетях все субъекты коммуникации связаны между собой.

Задание для студента:

q Попробуйте изобразить графически перечисленные коммуникационные сети для пяти участников. (Ниже приведен один из способов изображения)

 

 


Рисунок 2.5.2 – образцы коммуникационных сетей в группах

q Проверьте себя:

Ответьте на вопросы:

1. Какова сущность процесса коммуникации?

2. Каковы основные виды коммуникации?

3. Каковы основные виды организационных коммуникаций?

4. Какие существуют элементы коммуникации?

5. Какие существуют этапы процесса коммуникации?

6. Каково содержание этапов процесса коммуникации?

7. Что такое коммуникационные сети?

8. Какие образцы коммуникационных сетей в группах вы знаете?

9. Какие существуют типы невербальной коммуникации?

 

 

q Самостоятельная работа:

Проведите самотестирование, проанализируйте его результаты. Постарайтесь извлечь максимальную пользу из этой процедуры для работы над своими личностными качествами с целью дальнейшего карьерного роста.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.