Факторы внешней среды организации в международной деятельности
На объем и эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия оказывают особое влияние четыре фактора внешней среды:
Ø Культура представляет собой социально-прогрессивную творческую деятельность человека во всех сферах бытия и сознания.
В более узком смысле под культурой принято понимать материальную и духовную культуру общества, которые включают технику, производственный опыт, материальные ценности, науку, искусство, литературу, философию, мораль, просвещение и т.д.
Наряду с общими чертами, в культуре каждой страны имеются особенности. Они касаются разделяемых людьми ценностей, обычаев, верований, жизненных установок. Эти особенности имеют много проявлений. Их можно увидеть в характере взаимодействия людей друг с другом, в проведении встреч, деловых контактов, в особенностях питания, образования, семейной жизни.
Важным элементом культуры является язык. С ним всегда связаны трудности для менеджеров организаций, вовлеченных в международные связи. Даже знание языка другой страны бывает недостаточно особенно в культурах, где велико значение подтекста, иногда меняющий смысл сказанного на противоположный.
Особой частью культуры общения людей можно считать пространственную культуру. Например, расстояние, на котором люди беседуют друг с другом, различно у разных народов и стран. При этом нарушение данных обычаев может быть неправильно истолковано.
При организации деятельности за рубежом, также необходимо учитывать степень коллективизма (индивидуализма) так как неправильный подход может в значительной мере понизить результаты.
Особенное внимание следует уделять обычаям и традициям, связанным с вероисповеданием, чтобы своим поведением или видом не оскорбить чувства верующих, иначе это может отразиться и на деловых отношениях.
Ø Экономика страны-партнера – это сложный, имеющий ряд важных составляющих
фактор.
При организации внешнеэкономической деятельности следует учитывать экономический потенциал страны. Экономический потенциал страны зависит от количества трудовых ресурсов и качества их профессиональной подготовки, объема производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственных возможностей сельского хозяйства, напряженности транспортных магистралей и наличия транспортных средств, степени развития отраслей непроизводственной сферы, достижений науки и техники, наличия и степени доступности полезных ископаемых и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать действующую систему налогообложения, уровень заработной платы, обменный курс национальной валюты, уровень инфляции, ставки банковского процента, объем валового национального продукта, систему социальной защиты населения.
Ø Законодательство и государственное регулирование оказывают значительное влияние
на эффективность внешнеэкономической деятельности.
Государство в состоянии воздействовать практически на все сферы международной деятельности, включая инвестиционную. Так с целью привлечения инвестиционного иностранного капитала, могут быть созданы свободные экономические зоны с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами.
Но прежде чем принять решение о вступлении во внешнеэкономические отношения необходимо тщательно изучить особенности законодательства страны-партнера в области данного направления деятельности, налогообложения, регулирования трудовых отношений, качества, взаимодействия с потребителями, ценообразования, антимонопольное законодательство, антидемпинговое законодательство и т.д. При этом необходимо учитывать, что законодательство имеет свойство с течением времени подвергаться изменениям.
Ø Политическая обстановка влияет, как на эффективность предпринимательской
деятельности внутри страны, так и на объем внешнеэкономических отношений. Особенно осторожно и внимательно следует подходить к налаживанию партнерских отношений с государствами с нестабильной политической ситуацией.
Задание для студента:
q Обобщите материал о факторах внешней среды организации изложенный в темах 1.5, 1.6, 1.7 графически.
q Проверьте себя:
Ответьте на вопросы:
1. Каковы основные формы международной деятельности?
2. Как влияют на эффективность деятельности предприятия основные факторы внешней среды организации в международной деятельности?
q Самостоятельная работа:
изучение периодических изданий: газета «Череповецкий металлург», журналы: «Сталь», «Металлургия» и их анализ с целью подготовки доклада:
· Влияние факторов внешней среды на международную деятельность ОАО «Северсталь».
Раздел 2 Функции управления
Тема 2.1 Планирование в системе менеджмента
В результате изучения студент д о л ж е н:
иметь представление:
· о системе планов предприятия;
· о стратегическом, тактическом и текущем планировании;
знать:
· сущность портфельной стратегии, деловой стратегии, функциональной стратегии.
2.1.1 Роль планирования в организации
Плановая деятельность широко распространена в мировой экономике. Но в различных общественных системах имеются существенные особенности.
Основная задача планирования – разработка программы согласованных действий для получения предприятием максимально возможной прибыли.
Другой важнейшей задачей планирования в организации является минимизация рисков в ее деятельности.
Риски в деятельности организации, прежде всего, связаны с вероятностью убытков (от самых незначительных до ведущих к банкротству). Покрытие убытков в рыночной экономике не может производиться за счет государственного финансирования. Поэтому роль планирования в современных условиях значительно возрастает.
Планы и их разновидности
План – это разработанные и установленные руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития.
Классификация планов по видам:
· Стратегические – определяющие цели предприятия.
· Тактические– заключающиеся в определении задач.
· Оперативные или текущие– содержащие пути решения задач.
· Бизнес-план – это план достижения одной цели.
Классификация по временному промежутку планирования:
· Долгосрочные –сроком от 15 до 5 лет.
· Среднесрочные – сроком от 5 лет до 1 года.
· Краткосрочные – сроком от 1 года до 1 дня.
Классификация по объекту планирования:
· План объединения
· План предприятия
· План цеха
· План отдела
· План участка
· План бригады
· Индивидуальный план
2.1.3 Стратегическое планирование
Стратегия в управлении – это масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и др.
Стратегическое планирование – это процесс формулировки стратегии.
Существует два типа стратегии – прямая (целенаправленная) и косвенная (стратегия последовательного внедрения).
Ø Прямая стратегия является программой, устанавливающей цели и пути их достижения, как способов воплощения мысли.
Ø Косвенная стратегия является способом реагирования на внешние воздействия, т.е. является способом приспособления к внешнему влиянию.
Многие фирмы сочетают оба типа стратегии: сначала направляют усилия на разработку прямой стратегии на основе имеющихся на момент разработки данных, а затем переключаются на косвенную стратегию, которая допускает внесение поэтапных изменений в первоначальные установки, в зависимости от динамики внешних воздействий.
Какой бы тип стратегии не выбрали менеджеры организации, стратегия разрабатывается на трех уровнях управления: на уровне объединения фирм, на уровне фирмы и на уровне подразделений или функциональных отделов:
Ø Портфельная стратегия – это высший уровень стратегии на уровне объединения предприятий, заключающийся в формировании портфеля ценных бумаг и управление с помощью этого портфеля.
Пути образования синергетических портфелей:
§ Покупка новых предприятий;
§ Вертикальная интеграция с поставщиками и потребителями;
§ Укрепление и развитие имеющихся в составе портфеля предприятий путем дополнительного финансирования;
§ Ликвидация (отсечение) нежелательных предприятий в основе портфеля;
§ Продажа компаний на выгодных условиях;
§ Четкая стратегическая ориентация всех компаний с целью устранения внутренней конкуренции;
§ Использование преимуществ синергизма (совместного действия) для обеспечения единства корпоративных миссий.
Пути образования диверсифицированных портфелей:
§ Отпочкование от материнской компании дочерних, специализирующихся на определенном функциональном направлении;
§ Развитие новых предпринимательских сфер на основе технического прогресса, связанных с материнской компанией лишь технологически;
§ Развитие смежного бизнеса;
Таким образом, портфельная стратегия рассматривает компанию как совокупность нескольких производств, руководители которых поддерживают баланс между ними путем увеличения инвестиций в одних и сокращения в других, в соответствии со сложившейся ситуацией.
Ø Деловая стратегия – это стратегия на уровне отдельного предприятия, входящего в корпорацию или холдинг. Главная задача деловой стратегии – обеспечить своей фирме долгосрочное конкурентное преимущество, что позволит ей достичь поставленных целей и высокого уровня рентабельности. Разработка деловой стратегии включает три этапа:
§ Разработка (обновление) корпоративной миссии.
Задание для студента:
Вспомните что такое миссия организации и ее основные элементы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ Разработка целей корпорации
Задание для студента:
Вспомните что такое цель, какова ее роль в управлении, какие требования предъявляются к целям, что такое дерево целей, какова технология постановки целей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ Разработка мер для достижения стратегических преимуществ. Конкурентные преимущества создаются множеством факторов, но на первое место становится фактор качества, под которым подразумевается:
- качество продуктов и услуг,
- качество управления,
- качество маркетинга.
Ø Функциональная стратегия – это стратегия на уровне отдельных подразделений фирмы. Она должна быть полностью определена деловой стратегией и должна четко разграничивать функции всех подразделений фирмы. При разработке функциональной стратегии определяется содержание данной функции ее роль и место в достижении общих целей.
Выбор стратегии
Выбор стратегии осуществляется из возможных альтернатив на основании миссии и целей предприятия с учетом риска, прошлых стратегий, реакции владельцев, фактора времени и др.
2.1.4 Тактическое планирование
Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием и заключается в конкретизации стратегии, то есть в разработке путей ее реализации. Тактическое планирование заключается в постановке целей и задач на более короткий промежуток времени от пяти лет до года. В ходе тактического планирования составляются планы отдельных подразделений предприятия и функциональных направлений деятельности. Основными планами в рамках тактического планирования являются:
§ План производства и реализации продукции,
§ План технического развития и организации производства,
§ План капитального строительства,
§ План материально-технического обеспечения,
§ План по труду и кадрам,
§ План по себестоимости, прибыли и рентабельности,
§ Финансовый план,
§ План социального развития,
§ План охраны природы и рационального использования ресурсов.
2.1.5 Текущее планирование
Текущее, или оперативное планирование – это чем занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени от года до дня. Составляется оперативный план на основе тактического плана, но с учетом конкретной ситуации. Содержание оперативного планирования состоит в следующем:
§ Распределение производственной программы по календарным срокам, составление календарных планов-графиков работы подразделений;
§ Оперативная подготовка и обеспечение производства, обеспечение согласованной и ритмичной работы всех подразделений;
§ Текущее регулирование с учетом изменившейся ситуации.
Таким образом, основной задачей данного вида планирования является оперативная реакция на любые изменения во внешней и внутренней среде организации для согласованной работы всех подразделений с целью достижения поставленных целей. При составлении текущего плана необходимо учитывать его пролонгированное действие, то есть отдаленные последствия его реализации.
2.1.5 Особенности планирования в условиях рынка
Ø В условиях рыночной экономики коммерческие организации являются полностью независимыми от государства, поэтому планирование деятельности осуществляют самостоятельно, то есть планирование носит децентрализованный характер.
Ø Отсутствуют документы, регламентирующие плановую деятельность предприятия. Менеджеры предприятия сами выбирают направления и объекты планирования, подходы к плановой деятельности.
Ø В условиях роста неопределенности повышается роль использования математического моделирования и применения современных компьютерных технологий.
Ø С ростом количества и размеров рисков повышается роль страхования. Одной из задач планирования становится определение направлений и объемов страхования.
Ø Условия рыночной экономики предъявляют особые требования к гибкости и мобильности планов. План не должен быть самоцелью для этого должен быть предусмотрен механизм его корректировки при изменении условий внешней или внутренней среды.
Ø Увеличение сложности процесса планирования на предприятии требует повышения квалификации специалистов занимающихся этим видом деятельности. При этом растет роль не только специальных знаний теории планирования, но и творческого подхода, интуиции.
Ø Повышение роли бизнес-плана в системе планирования предприятия.
Проверьте себя:
Ответьте на вопросы:
1. Что такое план?
2. Какие бывают планы в зависимости от вида планирования, от временного промежутка планирования и от объекта планирования?
3. Какова сущность стратегического планирования?
4. В чем разница между прямой и косвенной стратегией?
5. В чем сущность портфельной, деловой и функциональной стратегии?
6. Какова сущность тактического планирования?
7. Перечислите основные виды тактических планов.
8. Какова сущность текущего планирования?
9. Каковы особенности планирования в условиях рынка?
Тема 2.2 Принятие решений
В результате изучения студент д о л ж е н:
иметь представление:
· о классификации решений;
знать:
· этапы принятия решений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|