Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные элементы внутренней среды организации





 

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать. Но внутренняя среда может быть и источником проблем.

Внутренняя среда организации характеризуется тремя основными элементами:

§ структурой,

§ ресурсами,

§ организационной культурой.

 

Структура организации – это состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. В соответствии с этим каждая организация имеет производственную структуру и структуру управления, которые тесно взаимосвязаны.

Ресурсы являются важным фактором внутренней среды. К основным видам ресурсов относятся: трудовые, материальные, денежные, информационные. Особенностью данного фактора является его прямая связь с внешней средой, которая выступает в данном случае как поставщик всего необходимого.

Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом организация. К основным аспектам организационной культуры можно отнести:



§ миссию и цели организации,

§ уровень используемых технологий,

§ действующие правила, положения, стандарты и нормы,

§ стиль руководства,

§ взаимоотношения между работниками,

§ коммуникации и язык общения,

§ уровень заработной платы,

§ степень соблюдения трудовой, производственной и технологической дисциплины,

§ уровень и способы контроля,

§ условия труда.

 

 

Задание для студента:

Используя знания, полученные при изучении дисциплины «Экономика отрасли» попробуйте установить взаимосвязь структуры управления и производственной структуры.

 

 

1.3.2 Взаимосвязь уровней управления в организациях и функций менеджмента

 

Уровни управления можно условно назвать:

§ стратегический,

§ тактический,

§ оперативный.

Графически уровни управления можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежит оперативный уровень, выше тактический и самый высокий – стратегический.

Каждому уровню управления соответствует свой уровень менеджеров.

Менеджер – это профессионал по организации и управлению предпринимательской деятельностью, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.



Следовательно, понятие «менеджер» более узкое, чем понятие «руководитель», т.к. руководители не коммерческих организаций не являются менеджерами. Итак, каждый менеджер – это руководитель, но не каждый руководитель – менеджер.

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

§ высший уровень (top manager) - к нему относятся: генеральный директор и его функциональные заместители,

§ средний уровень (middle manager) - к нему относятся: начальники цехов, главные специалисты, начальники функциональных отделов,

§ низший уровень (entry manager) - к нему относятся: мастера, бригадиры, ведущие специалисты функциональных отделов.

Как и уровни управления, так и уровни руководителей графически можно представить в виде пирамиды, так как численность менеджеров возрастает от высшего уровня к низшему.

Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Их основными функциями являются:

Ø аккумуляция информации о внутренней и внешней среде организации,

Ø разработка стратегии,

Ø постановка целей,

Ø определение задач,

Ø разработка планов по функциональным направлениям деятельности предприятия

o плана по производству,

o финансового плана,

o плана по кадрам,

o плана по маркетингу,

o плана по техническому развитию,

o и т.д.,

Ø координация планов,

Ø организация реализации планов

o определение состава, специализации и размещения цехов, отделов и служб,



o установление режима работы предприятия (прерывный, непрерывный),

o разработка системы мотивации,

o подбор и расстановка руководителей среднего уровня,

o создание системы обеспечения производства всеми видами ресурсов,

o создание инфраструктуры предприятия (системы обслуживания производства),

o создание коммуникационной системы (системы обмена информацией),

o координация работы подчиненных,

o и др.,

Ø контроль деятельности с целью выявления объективных и субъективных причин отклонения,

Ø анализ данных контроля.

Ø Корректировка целей и задач с учетом объективных причин отклонений, устранение субъективных причин.

Как показывают исследования, менеджеры высшего уровня более 80% своего рабочего времени уделяют формированию стратегии развития бизнеса, а также необходимую корректировку их под влиянием объективных причин.

Менеджеры среднего уровня в основном обеспечивают достижение целей, то есть занимаются:

Ø планированием конкретных видов деятельности,

Ø организацией производства и труда, контроль и координацию работы подчиненных, обобщение и анализ информации о результатах деятельности, корректирующие воздействия на источники объективных причин отклонения от поставленных целей.

Менеджеры низшего уровня осуществляют руководство непосредственными исполнителями и осуществляют планирование повседневной деятельности, организацию производственного процесса, мотивацию труда персонала, контроль за выполнением поставленных задач, сбор и анализ информации о результатах текущей деятельности, оперативное устранение субъективных причин отклонений.

Задание для студента:

Обобщите информацию о взаимосвязи уровней управления, уровней менеджеров и функций менеджмента в форме рисунка или таблицы.

 

1.3.3 Цикл менеджмента

 

Цикл – совокупность функций управления, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению на новом уровне с учетом изменения среды.

Обобщенно цикл менеджмента можно представить в виде схемы:

 
 

 

               
   
 
   
 
   

 

 


Рисунок 1 – Цикл менеджмента

 

Цикл менеджмента начинается с функции планирования, а именно с аккумуляции информации о внешней и внутренней среде предприятия. Далее происходит анализ информации и прогнозирование развития ситуации. На основе прогноза происходит разработка стратегии развития предприятия и происходит постановка целей и задач, которые являются основанием для разработки системы планов по функциональным направлениям деятельности и подразделениям организации. Для обеспечения согласованности действий производится координация планов. Заканчивается планирование формированием бюджета, то есть стоимостной оценкой программы и распределением всех ресурсов (материальных трудовых, финансовых).

 

После осуществления планирования необходимо организовать исполнение планов. Организация исполнения заключается в организации производства и организации труда. Организация производства включает в себя следующие основные направления управленческой деятельности:

Ø определение состава, специализации и размещения цехов, участков, оборудования и рабочих мест,

Ø создание системы обеспечения всеми видами ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных) и системы обслуживания производства (инфраструктуры предприятия),

Ø создание системы коммуникации, т.е. системы обмена информацией,

Ø установление режимов работы оборудования,

Ø и др.

Организация труда, в свою очередь, включает:

Ø установление режимов труда и отдыха,

Ø подбор и расстановку кадров,

Ø подготовку и переподготовку кадров,

Ø мотивацию труда,

Ø укрепление производственной, технологической и трудовой дисциплины,

Ø нормирование труда,

Ø создание социально-бытовых условий,

Ø организация повседневной деятельности,

Ø и др.

Функция контроля необходима уже на этапе исполнения планов. В ходе контроля выявляются отклонения от поставленных целей и выявляются причины отклонений.

После функции контроля необходима функция корректировки. Данная функция начинается с анализа причин отклонений и выявления объективных и субъективных причин. Субъективные причины отклонений необходимо устранить путем организационных мероприятий. А вот объективные причины не всегда можно устранить путем корректирующих воздействий на причину отклонений, тогда приходится корректировать планы. На этом цикл менеджмента замыкается. То есть начинается сначала только на новом уровне и так по спирали до тех пор, пока функционирует предприятие.

Задание для студента:

q Обобщите материал в виде рисунка.

 

Проверьте себя:

Ответьте на вопросы:

1. Кто такой менеджер?

2. Чем отличаются понятия «менеджер» и «руководитель»?

3. Перечислите основные элементы внутренней среды.

4. Дайте понятие структуры организации.

5. Какие бывают ресурсы предприятия?

6. Перечислите основные аспекты организационной культуры.

7. Какова взаимосвязь уровней управления и уровней руководителей?

8. Какова взаимосвязь уровней управления и функций управления?

9. Опишите цикл менеджмента.

 

Тема 1.4 Внешняя среда организации

В результате изучения студент д о л ж е н:

иметь представление:

· о структуре внешней среды и о ее роли для деятельности предприятия;

· об управленческом консалтинге;

знать:

· характеристики внешней среды.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.