Основные элементы внутренней среды организации
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать. Но внутренняя среда может быть и источником проблем.
Внутренняя среда организации характеризуется тремя основными элементами:
§ структурой,
§ ресурсами,
§ организационной культурой.
Структура организации – это состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. В соответствии с этим каждая организация имеет производственную структуру и структуру управления, которые тесно взаимосвязаны.
Ресурсы являются важным фактором внутренней среды. К основным видам ресурсов относятся: трудовые, материальные, денежные, информационные. Особенностью данного фактора является его прямая связь с внешней средой, которая выступает в данном случае как поставщик всего необходимого.
Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом организация. К основным аспектам организационной культуры можно отнести:
§ миссию и цели организации,
§ уровень используемых технологий,
§ действующие правила, положения, стандарты и нормы,
§ стиль руководства,
§ взаимоотношения между работниками,
§ коммуникации и язык общения,
§ уровень заработной платы,
§ степень соблюдения трудовой, производственной и технологической дисциплины,
§ уровень и способы контроля,
§ условия труда.
Задание для студента:
Используя знания, полученные при изучении дисциплины «Экономика отрасли» попробуйте установить взаимосвязь структуры управления и производственной структуры.
1.3.2 Взаимосвязь уровней управления в организациях и функций менеджмента
Уровни управления можно условно назвать:
§ стратегический,
§ тактический,
§ оперативный.
Графически уровни управления можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежит оперативный уровень, выше тактический и самый высокий – стратегический.
Каждому уровню управления соответствует свой уровень менеджеров.
Менеджер – это профессионал по организации и управлению предпринимательской деятельностью, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.
Следовательно, понятие «менеджер» более узкое, чем понятие «руководитель», т.к. руководители не коммерческих организаций не являются менеджерами. Итак, каждый менеджер – это руководитель, но не каждый руководитель – менеджер.
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
§ высший уровень (top manager) - к нему относятся: генеральный директор и его функциональные заместители,
§ средний уровень (middle manager) - к нему относятся: начальники цехов, главные специалисты, начальники функциональных отделов,
§ низший уровень (entry manager) - к нему относятся: мастера, бригадиры, ведущие специалисты функциональных отделов.
Как и уровни управления, так и уровни руководителей графически можно представить в виде пирамиды, так как численность менеджеров возрастает от высшего уровня к низшему.
Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Их основными функциями являются:
Ø аккумуляция информации о внутренней и внешней среде организации,
Ø разработка стратегии,
Ø постановка целей,
Ø определение задач,
Ø разработка планов по функциональным направлениям деятельности предприятия
o плана по производству,
o финансового плана,
o плана по кадрам,
o плана по маркетингу,
o плана по техническому развитию,
o и т.д.,
Ø координация планов,
Ø организация реализации планов
o определение состава, специализации и размещения цехов, отделов и служб,
o установление режима работы предприятия (прерывный, непрерывный),
o разработка системы мотивации,
o подбор и расстановка руководителей среднего уровня,
o создание системы обеспечения производства всеми видами ресурсов,
o создание инфраструктуры предприятия (системы обслуживания производства),
o создание коммуникационной системы (системы обмена информацией),
o координация работы подчиненных,
o и др.,
Ø контроль деятельности с целью выявления объективных и субъективных причин отклонения,
Ø анализ данных контроля.
Ø Корректировка целей и задач с учетом объективных причин отклонений, устранение субъективных причин.
Как показывают исследования, менеджеры высшего уровня более 80% своего рабочего времени уделяют формированию стратегии развития бизнеса, а также необходимую корректировку их под влиянием объективных причин.
Менеджеры среднего уровня в основном обеспечивают достижение целей, то есть занимаются:
Ø планированием конкретных видов деятельности,
Ø организацией производства и труда, контроль и координацию работы подчиненных, обобщение и анализ информации о результатах деятельности, корректирующие воздействия на источники объективных причин отклонения от поставленных целей.
Менеджеры низшего уровня осуществляют руководство непосредственными исполнителями и осуществляют планирование повседневной деятельности, организацию производственного процесса, мотивацию труда персонала, контроль за выполнением поставленных задач, сбор и анализ информации о результатах текущей деятельности, оперативное устранение субъективных причин отклонений.
Задание для студента:
Обобщите информацию о взаимосвязи уровней управления, уровней менеджеров и функций менеджмента в форме рисунка или таблицы.
1.3.3 Цикл менеджмента
Цикл – совокупность функций управления, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению на новом уровне с учетом изменения среды.
Обобщенно цикл менеджмента можно представить в виде схемы:
Рисунок 1 – Цикл менеджмента
Цикл менеджмента начинается с функции планирования, а именно с аккумуляции информации о внешней и внутренней среде предприятия. Далее происходит анализ информации и прогнозирование развития ситуации. На основе прогноза происходит разработка стратегии развития предприятия и происходит постановка целей и задач, которые являются основанием для разработки системы планов по функциональным направлениям деятельности и подразделениям организации. Для обеспечения согласованности действий производится координация планов. Заканчивается планирование формированием бюджета, то есть стоимостной оценкой программы и распределением всех ресурсов (материальных трудовых, финансовых).
После осуществления планирования необходимо организовать исполнение планов. Организация исполнения заключается в организации производства и организации труда. Организация производства включает в себя следующие основные направления управленческой деятельности:
Ø определение состава, специализации и размещения цехов, участков, оборудования и рабочих мест,
Ø создание системы обеспечения всеми видами ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных) и системы обслуживания производства (инфраструктуры предприятия),
Ø создание системы коммуникации, т.е. системы обмена информацией,
Ø установление режимов работы оборудования,
Ø и др.
Организация труда, в свою очередь, включает:
Ø установление режимов труда и отдыха,
Ø подбор и расстановку кадров,
Ø подготовку и переподготовку кадров,
Ø мотивацию труда,
Ø укрепление производственной, технологической и трудовой дисциплины,
Ø нормирование труда,
Ø создание социально-бытовых условий,
Ø организация повседневной деятельности,
Ø и др.
Функция контроля необходима уже на этапе исполнения планов. В ходе контроля выявляются отклонения от поставленных целей и выявляются причины отклонений.
После функции контроля необходима функция корректировки. Данная функция начинается с анализа причин отклонений и выявления объективных и субъективных причин. Субъективные причины отклонений необходимо устранить путем организационных мероприятий. А вот объективные причины не всегда можно устранить путем корректирующих воздействий на причину отклонений, тогда приходится корректировать планы. На этом цикл менеджмента замыкается. То есть начинается сначала только на новом уровне и так по спирали до тех пор, пока функционирует предприятие.
Задание для студента:
q Обобщите материал в виде рисунка.
Проверьте себя:
Ответьте на вопросы:
1. Кто такой менеджер?
2. Чем отличаются понятия «менеджер» и «руководитель»?
3. Перечислите основные элементы внутренней среды.
4. Дайте понятие структуры организации.
5. Какие бывают ресурсы предприятия?
6. Перечислите основные аспекты организационной культуры.
7. Какова взаимосвязь уровней управления и уровней руководителей?
8. Какова взаимосвязь уровней управления и функций управления?
9. Опишите цикл менеджмента.
Тема 1.4 Внешняя среда организации
В результате изучения студент д о л ж е н:
иметь представление:
· о структуре внешней среды и о ее роли для деятельности предприятия;
· об управленческом консалтинге;
знать:
· характеристики внешней среды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|