Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы библиотечных мероприятий





Шоу

Шоу интеллектуальное

Шоу-блиц

Шоу-программа

Шутка-минутка

Э

Эволюция жанра
Экзамен
Экскурсия

Экспедиция
Эксперимент
Экспозиция
Экспресс-обзор
(обсуждение)
Экспромт
Энциклопедия хорошего литературного вкуса
Эрмитаж уникальных встреч
Эрудит-шоу
Эскизы удивительной жизни
Эстафета
Эстет-шоу
Этикет-класс
Этюд библиографический

Ю

Юбилей (книги; жанра; писателя)

Юморина

Я

Явка с повинной (для задолжника)
Ярмарка

Ярмарка творческих идей (форма призводственной учебы)

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека»

Гороховецкого района Владимирской области

ФОРМЫ

МАССОВОЙ РАБОТЫ

Традиционные и инновационные, серьезные и игровые формы массового формирования информационной культуры пользователей

ДАЙДЖЕСТ

В помощь библиотечным работникам

Гороховецкого района

Гороховец, 2013

 

 

Фристайл
Фуршет

Х

Хит-парад
Хобби-клуб
Хоровод

Ц

Церемония
Цикл встреч
Цикл-галерея

Ч

Чаепитие театрализованное (Чашка чая с Гоголем, и т.п.)
Чародей-вечер (под Новый год)
Час



Час взаимопроверки (форма производственной учебы)

Час вопросов и ответов

Час информации

Час истории

Час хорошей литературы

Час музыки

Час мультимедийный

Час общения

Час познаний и открытий

Час поэзии

Час профессионального общения (форма производственной учебы)

Час размышлений

Час фантазии

Чат (виртуальная беседа)
Чепушинки (детская игровая поэзия)
Чтения

Громкие чтения

Чудодейственное чтение

Юношеские чтения

Чудеса в библиотеке

 

Урок библиографический

Урок библиотечный

Урок веселый

Урок занимательный

Урок интегрированный

Урок комплексный

Урок литературы

Урок памяти

Урок творческий

Урок-беседа

Урок-игра

Урок-путешествие

Урок-сказка

Урок-фантазия

Утренник
Учеба

Ф

Фабрика поэтических звезд
Фаворит-книга
Фант-ночь
(Новогодний фантастический праздник)
Фантастиш-шоу
Фаэтон литературный
Феерия
Фейерверк-ночь
Феномен-клуб
Феноменология литературы
Фестиваль

Фестиваль молодежной книги

Фестиваль профессий

Фестиваль здоровья

Финал / Финиш
Флэш-моб
(сбор людей с целью проведения одноразовой акции)
Фонтан желаний
Формула успеха
(встреча с кем-либо)
Форум
Фото-кросс



Введение

 

Библиотечное обслуживание – это совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Классификация способов библиотечного обслуживания:

Критико-аналитические способы призваны обеспечить всесторонний и глубокий анализ произведений печати, или отдельных проблем, изложенных в них. Сюда можно отнести читательские, заочные обсуждения книг, которые способствуют выработке навыков критического мышления, самостоятельной работы с книгой, формирование эстетических взглядов и вкусов. А также литературные диспуты, комментированное громкое чтение, вечера вопросов и ответов.

Позитивно-иллюстративные способы знакомят читателей с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов. В этих мероприятиях следует чередовать виды познавательной деятельности путём раскрытия темы различными средствами – музыки, художественного слова, изобразительного искусства, аудио- и видеоматериалов. Это могут быть встречи с интересными людьми, литературно-художественные композиции, различные чтения.

Рекомендательно-информационные способы библиотечного обслуживания применяются для привлечения внимания к лучшим произведениям печати. Примеры таких мероприятий: устный журнал, премьера книги, газеты, журнала.

Библиотечное обслуживание бывает индивидуальное, групповое и массовое (фронтальное).



Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов, направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей групп читателей, объединенных общими интересами.

Цели групповой работы с детьми – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, дети становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Необходимо показать, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, и книга действительно является другом и советчиком.

Цель данной методического пособия – расширить знание библиотечных работников форм групповой библиотечной работы, обеспечив тем самым разнообразие проводимых мероприятий в библиотеках Гороховецкого района. Пособие окажет помощь при планировании деятельности библиотеки.

Здесь приводится перечень рекомендуемых форм библиотечных мероприятий с краткими пояснениями. Хотелось бы напомнить, что выбранная форма должна чётко соответствовать содержанию, структуре мероприятия и целевой читательской группе.

 

Студия
Ступени
Субботник
Сувенир книжный
Суд литературный
Сундучок литературный
Сход литературной лавины
Сценка-поздравление
Сценка-сюрприз
Счастливый случай
Считалка
Сыск литературный

Т

Творческая лаборатория
Театр книги

Театр кукольный
Телешоу
Телемост
Территория чтения
Тест
Тир интеллектуальный
Ток-шоу
Торги

Торги литературные

Торги информационные (Выигрывает тот, по чьему отзыву попросят читатели выдать книгу)

Тренинг

Трибуна (полемики; смелых гипотез)

Турне
Турнир

У

Увеселение
Укол знаний
Укрощение ошибок речи
(орфографии)
Универсиада
Урок

Светофор литературный
Сеанс
Секретные материалы
Секция
Семинар

Семинар-практикум
Семинар-тренинг

Серпантин
Сказка вслух
Сказка-подсказка (правоведческие ситуации)
Сказочка
Скатерть-самобранка книжная
Сквер библиотечный
Скоморошинки
Слайд-программа / путешествие
Слет / Сбор
Словесные перепалки
Смех-тайм (к Дню смеха)
Смотр-конкурс
Собрание

Собрание знатоков

Собрание родительское

Совет Совещание

Созерцание прекрасного

Соревнование
Состязание
Спектакль
Спецкурс

Спор
Справка-шоу
Сражение
Стажировка
Стендовый доклад
Стиль-встреча
Стол дискуссионный
Странствия по книголэнду

Формы библиотечных мероприятий

Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений:

ü комментированное чтение – форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного

ü литературные чтения – художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»

ü циклы чтений – посвящены каким-либо событиям или жизни замечательных людей

ü краеведческие чтения – нацелены на популяризацию литературы по краеведению

Библиографический обзор – это повествование о документах, в котором изложено в краткой форме их содержание и библиографические данные. Может быть тематический обзор, обзор новых поступлений. Обзор состоит из вводной части (актуальность темы, отбор документов, читательское назначение), основной части (обзор документов, их характеристика), заключения.

Устный журнал – это оперативный способ информирования о новинках отраслевой и художественной литературы. Для устного журнала характерно: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность и новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов – своего рода «страниц», совокупность которых представляет какое-либо направление, тему. К организации устных журналов часто привлекаются и читатели.

Беседа – может быть тематической, по книге, по творчеству писателя. Используют, в основном, в работе с дошкольниками и школьниками младших классов. Рекомендуется включать игровые элементы, цель которых ввести в познавательную беседу творческие задания игрового характера. Игровые элементы помогают создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации. Можно практиковать новые формы бесед: беседа-совет, беседа-фантазия, слайд-беседа и др.

Познавательный час может включать в себя информационное сообщение, показ слайдов, библиографический обзор, мини-викторину и т. д.

Час творчества – знакомство с творчеством художника или музыканта, с каким либо жанром искусства с последующим творческим заданием для детей.

Уроки творчества помогают раскрыть уникальные творческие возможности каждого ребенка. Дети учатся сочинять сказки, стихи, рассказы, рисовать или что-либо мастерить.

Урок мужества – цель: показать мужество защитников отечества и жестокость войны, развитие чувства патриотизма у детей. В мероприятии используется чтение стихов, отрывков из документальных и художественных произведений, прослушивание песен военных лет, встреча с ветераном, участником военных событий, просмотр документального фильма, звуковые эффекты.

Урок памяти посвящается подвигам защитников отечества с названием конкретных имён, трагическим событиям военных лет, возложение цветов к мемориалам.

Презентация книги (премьера книги)– комплексное мероприятие, цель которого – информирование читателей о новой, только что вышедшей книге. Презентации книг проходят обычно в присутствии автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому. Зачастую, презентации книги сопутствует ее продажа или дарение.

Диспут – это обобщение различных подходов, утверждений, наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Постановкой удачных вопросов, ведущий активизирует аудиторию, стимулирует выступления участников. Каждый участник откровенно высказывает свое мнение. Выступая, можно привести примеры из своей жизни и жизни своих товарищей, из литературы и т.д. По теме диспута подготавливается книжная выставка или подборка литературы.

Дискуссия – рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем при аргументации суждений. Различают дискуссии-диалоги, когда разговор компонуется вокруг диалога двух ее главных

Р

Работа творческая
Радар книжный
Радиоигра
Радиопередача
Развал книжный
Развлечение познавательное
Разгуляй в читальном зале
(шумные игры)
Размышление / рассуждение
Рандеву с книгой
Ракурс литературный
Раритет литературный
(мероприятие по книжным редкостям)
Рассказ инсценированный
Ребус
Регата литературная
(с презентацией)
Рейтинг
Репортаж-обзор
Респект-встреча
Ретровзгляд
(путешествие в прошлое)
Речевой тюнинг (обогащении словарного запаса)
Ринг

Ринг библиотечный

Ринг правовой

Ринг эрудитов

Ристалище рыцарей слова (книги)
Робинзонада
Родословная книги
Розыгрыш литературный (библиографический)
Рулетка книжная
(детская игра, где прокручивается рулетка, и какая книга кому из читателей достанется, тот и зачитывает какое-либо место из книги по заданию библиотекаря)

С

Сад книжный
Сага (сказание) литературная
Салон литературный
Светёлка литературная

Прогноз литературный
Программа

Программа игровая

Программа информационная

Программа конкурсная

Программа концертная

Программа литературная

Программа познавательная

Программа развлекательная

Программа творческая

Программа учебная

Программа учебно-игровая

Программа чтения (летнего, семейного)

Программа-розыгрыш

Прогулка

Прогулка по литературному скверу

Прогулка по библиотеке

Прожектор библиотеки

Промо-акция (акция, когда какую-либо книгу дают попробовать почитать, обязательно с подарками читателю)
Пропаганда книжной культуры
Пульс

Пульс библиотечный

Пульс литературный

Пульт литературный

Путеводитель

Путешествие

Путешествие виртуальное

Путешествие заочное

Путешествие музыкальное

Путешествие по золотому кольцу русской литературы (XIX век)

Путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века)

Путешествие сказочное

Пятачок литературный

участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы. При подготовке дискуссии нужно четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости, участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной библиотекарем. В начале мероприятия ведущий обосновывает выбор темы, уточняет условия дискуссии, выделяет узловые моменты обсуждаемой проблемы. Главный момент мероприятия – непосредственный спор участников. Завершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги.

Обсуждение книги – рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подготовительный этап – подбор произведения и темы для обсуждения. Далее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературоведов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в проблему, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения. Участникам (12-20 чел.) желательно собраться за круглым столом.

Читательская конференция предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. Конференция может проводиться по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой, по творчеству писателя. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение. Смысл конференции состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.

Читательско-зрительская конференция – читательская конференция с просмотром фильма по литературному произведению.

 

Тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная. Часто такие вечера, где выступают известные люди, привлекают внимание не только читателей библиотеки, но и жителей района в целом. Формы тематических вечеров могут быть разнообразными. Литературные и литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные гостиные, киновечера, вечера поэзии и др.

Вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей. Предварительно осуществляется сбор вопросов от читателей, затем приглашенный специалист на них отвечает.

Вечер-диалог – форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая высказывание аргументированных точек зрения, сложившихся мнений.

Вечера встреч с интересными людьми: писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.

Бенефис читателя – это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей библиотеки, повышение их социального статуса, которое включает в себя знакомство с его биографией, деятельностью, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушивание его любимых музыкальных произведений и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями, профессией. В детской библиотеке используется такая форма, как защита читательского формуляра, книжная выставка «Мои любимые книги» и др.

Вечер-портрет - позволяет через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе, способствует развитию и закреплению познавательных интересов к предмету его деятельности. Библиотечная специфика вечера-портрета заключается

Портфель книжный(обзор новинок)
Посвящение в читатели
Посиделки фольклорные
Последний звонок
Постановка театрализованная
Поучение книжное
Похвала читателю
(книге)
Поход за знаниями
Почтамт
(обзор периодики)
Праздник

Праздник книги

Праздник семейный

Праздник фольклорный

Праздник читательских удовольствий

Праздник чтения

Практика
Практикум
Представление

Представление кукольное

Представление музыкально-игровое

Представление театрализованное

Представление фольклорное

Представление эстрадное

Презентация
Премьера журнала (книги)
Прения
Престиж-встреча
Прививка культурная
Прививка от безграмотности
Признание в любви к жанру
(книге, автору)
Приключение
Присяга
(книге)
Пресс-конференция
Пробег
(от Эзопа и Лафонтена до Крылова)
Проводы (зимы)

Олимпиада
Опрос
Орбита литературная
Отзыв
Открытая кафедра
Открытая трибуна
Открытый микрофон
Отчет творческий

П

Пазл читательских предпочтений
Палаццо книг
(зарубежная литература)
Панно любимых книг (авторов)
Панорама
Парад книг
(по одной теме)
Параграф книжный (научные знания о чем-либо)
Пеленг (поиск новых литературных имен, читателей)
Передача (теле-, радио-)
Перекресток мнений
Пирамида знаний
Плакат
Плен книжный
Площадка
Подарок читателю
(к Дню ...)
Подиум

Подиум литературный

Подиум мнений

Пожелание
Поздравление
Поединок фантазеров
Поиск

Поле чудес
Полемика
Полигон мнений
Политзанятие
Помощь
Портал информационный

в создании целостного образа человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов. В основу такого вечера положены конкретные книги, посвящённые историческим личностям, деятелям культуры, литературы и искусства. Поводом для подобных вечеров может послужить выход в свет новой книги или юбилей писателя, усиление общественного интереса к определённой личности.

Литературный праздник – это комплексное мероприятие, требующее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, конкурсы и т.п., соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею и итоги праздника.

Литературный утренник - для дошкольника это праздник, где ребёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении мероприятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсценировками и художественными номерами.

Литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.

Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.

Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию. Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т. к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки, Клубам характерно стабильный состав участников и регулярность встреч. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатываются свои уставы и правила, выбирается эмблема и другая символика.

Создание кружков по интересам в библиотеках имеет цели повышения уровня знаний читателей в определенной области, развитие их творческих способностей. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год. Для создания кружка необходимо сначала выявить интересы читателей и найти потенциальную группу участников, затем разработать, обсудить и утвердить программу занятий. Далее – доведение информации об открытии кружка до заинтересованных пользователей.

Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, проходящем, преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.

Формы мероприятий по информированию:

День информации – комплексное мероприятие, цель которого – доведение до потребителей информации о литературе, имеющейся в фондах библиотек, как новой, так и по различной тематике. Включает в себя: выставки, обзоры, консультации, информирование о библиотеке и ее услугах. Может иметь такие формы:

День библиотеки в школе – выход сотрудников библиотеки в образовательные учреждения с целью знакомства детей с литературой (книгами и периодикой), как новой, так и по различным темам, имеющейся в фондах библиотеки. Включает в себя: выставку книг, библиографические обзоры и информирование о библиотеке и ее услугах через раздачу буклетов и закладок.

День библиотеки в детском саду («Книжный десант») - выход сотрудников библиотеки в детские дошкольные учреждения с обзорами книг и периодики для педагогов, детей и родителей. Могут

Минутка веселая
Минутки живописные
Минуты радостного чтения

Мистерия
Митинг
Мобилизация
Мозаика
Мозговой штурм
Мониторинг книжных новинок
Моцион литературный
Музей

Музей книги

Музей литературный

Музей поэтический (малоизвестные литературные факты)

Мюзикл

Н

Набат литературный
Навигатор в мире книг
Навигация
Новоселье книги
Нон-стоп
(стихи на одну тему, одного автора или авторские)
Ностальгия

О

Обзор

Обзор аналитический

Обоз литературный

Обзор театрализованный

Обзор-размышление

Обзор-игра

Обзор-интервью

Обзор-путешествие

Обзор-шоу

Обмен информацией (форма производственной учебы)

Обращение
Обсуждение
Объединение литературное

Круиз литературный
Кураж-вечер
Курс учебный
Курсы литературные

Л

Лаборатория

Лаборатория успеха

Лаборатория читательского вкуса

Лаборатория читательского творчества

Лабиринт
Лавка писательская
Лекторий
Лекция
Лестница знаний
Лестница-словесница
Линейка
Лицей

Лицей для малышей
Лотерея

Лото литературное

М

Марафон
Марш

Марш-бросок

Маскарад
Мастер-класс

Мастерилка

Мастерская радости

Меморина
Месячник первокурсника

Мечты и думы о профессии (профессиональные встречи с представителями учебных заведений и представителями различных профессий)
Мини-студия
Миниатюры сатирические
Минута славы

включать в себя по возможности: выставки детской литературы, кукольные спектакли для дошкольников, беседы-консультации для родителей по воспитанию читательской культуры у детей, мастер-классы.

День школы в библиотеке – проведение уроков на территории библиотеки. Преподаватели определяют тему урока, обсуждают ее с библиотекарями, а те, в свою очередь, подключаются к проведению урока: готовят выставку и обзор книг, видеоряд.

День специалиста или День предметника – тематические мероприятия для педагогов и специалистов, работающих с детьми, проводимые районными методическими объединениями на базе библиотеки. Специалисты РМО определяют тему, сотрудники библиотеки оформляют выставку, подготавливают библиографические списки. На самом мероприятии педагогам даются методические разработки, озвучивается интересный опыт, иногда проводятся показательные уроки для учащихся. Библиотекари проводят библиографические обзоры литературы, делятся опытом работы библиотеки по данной теме.

День взаимной информации – в библиотеку приглашаются представители различных учреждений, которые доводят информацию до читателей, а библиотека информирует о литературе соответствующей тематики, готовит обзоры и подборки.

Если по какой-либо актуальной теме мало литературы, то можно оформить дайджест. Это фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному или по тематическим направлениям). По форме представления материала дайджесты близки к тематическим подборкам (папкам). Дайджест должен иметь краткое предисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии отбора публикаций. В обязательном порядке прилагается список источников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.