Сделай Сам Свою Работу на 5

Языковые особенности публицистического стиля





Лексические признаки

1. Присутствие готовых стандартных формул (или речевых клише): горячая поддержка, живой отклик и др. В результате повторений они нередко превращаются в штампы: коренные преобразования, радикальные реформы и т.п.

2. Наличие эмоционально-оценочной лексики. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Напр., слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж.

3. Особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

4. Частое присутствие переосмысленной (метафорически или метонимически) лексики, например военной терминологии: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня.

6. В качестве оценочного средства могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Напр.: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

Морфологические признаки

Это частотность тех или иных частей речи или каких-либо грамматических форм:



1) Ед. ч. Им.сущ. в значении Мн.ч.: Русский человек всегда отличался выносливостью.

2) Р.п. Им.сущ-ного: время перемен, пакет предложений, реформа цен;

3) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

4) настоящее время глагола: В Москве открывается, 3 апреля начинается;

5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах.

Синтаксические признаки

Часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные предложения: Все на выборы!

3) предложения с обратным порядком слов: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой).

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах – жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.



Для информационных жанров (заметка, репортаж, интервью, отчёт)в целом характерна объективность в изложении информации. Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно. Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром – информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы. Современное интервью – полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Целью аналитических жанров(беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор) является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр – проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение – от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное – от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель – воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.



Художественно-публицистические жанры (очерк, эссе, фельетон, памфлет) дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествование и рассуждение в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка – изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

Жанры публицистики, не связанные с её газетно-журнальной разновидностью или выходящие за её пределы:

ораторскиевыступление на митинге, дебаты, тост;

коммуникативныепресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;

рекламныеочерк, объявление, плакат, лозунг.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс-интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук». Для системы жанров в целом в настоящее время характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

Разговорный стиль

Разговорный (разговорно-бытовой) стиль – функциональный стиль, который обслуживает сферу повседневно-бытового, частного, неофициального общения. Для этой сферы характерна устная форма выражения (кроме частной переписки бытового характера, дневников). Обычная форма реализации разговорного стиля – диалог.

Цель – общение, обмен мыслями, чувствами, впечатлениями.

Основными признаками речевой ситуации, формирующий этот стиль, являются неофициальность и непринуждённость общения; непосредственность общения; неподготовленность речи (отсутствие предварительного отбора языкового материала и обдумывания высказывания); тесная связь с ситуацией (многие элементы сообщения могут быть не выражены словесно, т.к. непосредственно содержатся в ситуации, сопровождающей речь), большая роль мимики и жестов.

Основными языковыми чертами разговорного стиля являются непринуждённый характер речи; прерывистость и непоследовательность её с логической т.зр.; эмоциональность и оценочность речи.

Лексические особенности

1) В разговорном стиле широко употребляются слова нейтральные (лежать, синий, дом, налево), но не употребляются слова книжные;

2) нормативно использование слов с разговорной стилистической окраской (балагурить, раздевалка, недосуг, этакий);

3) возможно употребление эмоционально-оценочных слов: ласкательных, фамильярных, сниженных (коток, бахвалиться, втесаться), а также слов со специфическими оценочными суффиксами (бабуля, солнышко, домище);

4) активно употребляются фразеологизмы (ударить по карману, валять дурака);

5) часто употребляются слова, образованные с помощью стяжения словосочетания в одно слово или длинного сложного слова в укороченное (неуд, нал, неотложка, сгущёнка);

6) характерна ситуативная лексика. Эти слова могут обозначать любые понятия, и даже целые ситуации, если они хорошо известны участникам диалога (вещь, штука, карусель, музыка), напр.: «Никак не могу с этой штукой разобраться!» (о пылесосе).

Морфологическая норма разговорного стиля в целом соответствует общелитературной норме, обладая при этом собственными особенностями, напр.:

1) в устной форме преобладает И.п. (Пушкинская, выходите?);

2) часто употребляются усечённые формы служебных слов (хоть, что ль, уж);

3) норма употребления глагола позволяет образовывать не существующие в книжной речи формы со значением многократности (сиживал, говаривал) или, наоборот, однократности (толканул, сказанул);

4) неуместно употребление причастий и деепричастий;

5) чаще используются формы П.п. сущ-ных М.р. с окончанием (в отпуску), Мн.ч. – с окончанием (выговорА, договорА).

Для синтаксиса нормой является употребление неполных предложений, в которых пропущен, но легко восстанавливается какой-нибудь компонент (Он – назад). Преобладают простые предложения, часто используются слова-предложения (Ясно. Нет. Почему же?), а также междометия и междометные фразы (Вот ещё! Ой! Эх ты!). Кроме того, частотны вводные слова, обращения, присоединительные конструкции и т.п.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.