Сделай Сам Свою Работу на 5

Подстили официально-делового стиля





В зависимости от области применения деловой речи и стилистического своеобразия соответствующих текстов обычно выделяют внутри ОД три подстиля:

1) Дипломатический подстиль. Эта разновидность ОД стиля обслуживает область международных отношений. Сфера документирования дипломатического подстиля – право и политика, так как он связан с осуществлением международной политики государства. Обладает специфическими чертами (этикетность, торжественность, своеобразие используемой лексики и фразеологии). Виды документов: международные договоры, соглашения, конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т.д.; устные формы практически не применяются.

2) Законодательный подстиль. Это язык законов, юридических документов. Исконно был основой деловой речи. В этих текстах можно отметить широкое использование юридической терминологии (апелляция, истец, трибунал, неприкосновенность, кормилец). Виды документов: законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма – судебная речь.

3) Управленческий подстиль. Сфера применения – разнообразные административно-ведомственные, производственные отношения. Виды документов управленческого подстиля в наибольшей степени разнятся между собой в композиционном, стилистическом и языковом отношениях. В текстах управленческого подстиля наряду с нейтральной и книжной лексикой применяются слова и устойчивые словосочетания с окраской официально-делового стиля (нижеподписавшийся, надлежащий, нижеследующий, жилищный налог, единовременное пособие, уведомить). Управленческий подстиль располагает собственной административно-управленческой терминологией, напр.: название учреждений, должностей, видов служебных документов. В текстах управленческого подстиля часто употребляются аббревиатуры, сложносокращенные слова, различные средствакодификации (названия учреждений и предприятий, марок машин и т.п.). Только в текстах управленческого подстиля употребляются формы глагола в 1-ом лице, иногда личные местоимения. Это связано с конкретизацией, с точным указанием на автора текста (приказываю, прошу командировать меня, сообщаю). В управленческом подстиле не употребляются глаголы в повелительном наклонении и сравнительно редко – конструкции со словами должен, обязан. Значение долженствования смягчено в текстах применением таких оборотов, как вменить в обязанность, обязать, возложить обязанность. Виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы – доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение.





По другой распространённой классификации в ОД стиле выделяют два подстиля:

а) официально-документальный (язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, и язык дипломатических актов);

б) обиходно-деловой (служебная переписка между учреждениями и организациями и частные деловые бумаги).

Языковые особенности официально-делового стиля

Лексика и фразеология

ОД речь обнаруживает тяготение к предельно-обобщенной в семантическом отношении лексике, где устранено все своеобразное, конкретное, неповторимое, а на передний план выдвинуто типичное. В официальном документе предпочтение отдается родовым понятиям, напр.: прибыть (вместо приехать, прилететь, прийти и т.д.), населенный пункт (вместо деревня, город, село и т.д.) и др. Кроме того, для лексики ОД стиля характерно наличие:

1) языковых штампов (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании решения.

2) профессиональной терминологии: алиби, черный нал, теневой бизнес;

3) архаизмов: оным удостоверяю, сей документ.

В официально-деловом стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях; синонимы употребляются крайне редко и принадлежат одному стилю: снабжение = поставка = обеспечение и др.



Словообразовательные и морфологические черты

Словообразовательные и морфологические черты ОД стиля неразрывно связаны с общими его признаками: стремление к точности, стандартизированность, неличный и долженствующе-предписывающий характер изложения. Это обусловливает многократное (частотное) использование определенных частей речи (и их типов). В их числе:

1) сущ-ные – названия людей по признаку, обусловленному действием, т.е. участников ситуации (налогоплательщик, арендатор, свидетель);

2) сущ-ные, обозначающие должности и звания. Используются в форме М.р. и в том случае, когда они относятся к лицам женского пола: работник милиции Смирнов, ответчик Прошина и подобные;

3) отглагольные сущ-ные, в том ч. с приставкой не- (решение, исполнение, несоблюдение);

4) производные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании);

5) инфинитивные конструкции: (провести осмотр, оказать помощь);

6) глаголы настоящего времени в значении обычно производимого действия (за неуплату взимается штраф);

7) сложные слова, образованные от двух и более основ (квартиросъемщик, работодатель, материально-технический и т.п.).

Использование указанных форм объясняется стремлением делового языка к точности передачи смысла и однозначности толкования.

Синтаксис

Окраску ОД стиля имеют имеют следующие синтаксические конструкции:

1) словосочетания, включающие сложные отыменные предлоги: в части, по линии, на предмет, во избежание, а также сочетание с предлогом по, выражающим временное значение: по возвращении, по достижении;

2) простые предложения в ОД стиле часто осложняются однородными членами, число которых может доходить до 8-10 и более, что обусловлено необходимостью исчерпать предмет сообщения. Напр.: «Объектами общей собственности крестьянского хозяйства является имущество: земельный участок, насаждения, хозяйственные или иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество... «;

3) широко используются пассивная конструкции и сложноподчиненные предложения с союзной связью частей, большое место занимают сложноподчиненные предложения с условной придаточной частью (26% среди всех сложных предложений, что в 4 раза превосходит их употребляемость в научной речи);

4) синтаксису ОД стиля известно «нанизывание родительного падежа», т.е. употребление сложных сочетаний с несколькими зависимыми компонентами в форме родительного падежа (Р.п.) без предлога. Напр.: Для применения мер общественного воздействия, в целях широкой гласности работы Министерства высшего образования...

Публицистический стиль

Публицистический стиль – это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений:идеологических, политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) – журналах, газетах, на радио и телевидении, в общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях (на митингах и собраниях) и т. д.; реализуется в письменной и в устной формах.

Главная функция публицистического стиля – сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов. Основныецелиинформация (сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения).

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

– все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;

– пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;

– отличаются тенденциозностью, т.е. журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

– обладают ярко выраженным субъективным началом;

– воспринимаются читателями (зрителями) как определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Публицистический стиль характеризуется экспрессивностью, открытой оценочностью речи, призывным и лозунгово-декларативным характером выражения, простотой и доступностью изложения, рекламностью. Здесь широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.

Т.о., публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.