Сделай Сам Свою Работу на 5

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ





 

Содержательные теории мотивации в первую очередь стремятся определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При возникновении современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлеланда.

Иерархия потребностей по Маслоу

 

А.Маслоу явился одним из первых бихевиористов (направление в психологии, считающее своим предметом именно поведение людей; от англ. behaviour - поведение), в работах которого была показана сложность человеческих потребностей и их влияние на мотивацию. Он разделил их на пять основных категорий. Более детально эта концепция была разработана психологом Мурреем:

1. Физиологические потребности подразумевают потребность человека в еде, воде, жилище, отдыхе и сексуальные потребности т.е. являются необходимыми для выживания.

2. Потребности в безопасности уверенности в будущемвключают потребность защищенности от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем может быть, например, покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.



3. Социальные потребности (или потребности в причастности) - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, ощущения понимания со стороны окружающих, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

МОТИВВАЦИЯ И ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. По теории Маслоу предполагается деление потребностей на уровни, что создает строгую иерархическую структуру потребностей. При этом первые два уровня он относит к первичным потребностям, а три более высоких уровня - к вторичным. Этим он показывает, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и влияют на поведения человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.



Однако, для того, чтобы следующий уровень потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, человек начинает искать свое место в сообществе задолго до того, как удовлетворит потребность в безопасности или даже некоторые физиологические потребности. Таким образом, деятельность человека стимулируется не только доминирующей потребностью. Иерархическая структура потребностей может также быть нарушена при радикальном изменении ситуации (в условиях войны, стихийных бедствий, катастроф и в других экстремальных ситуациях).

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МАСЛОУ В УПРАВЛЕНИИ. Теория Маслоу внесла важный вклад в управление, указав на то, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Руководитель должен дать сотруднику возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, которое способствует достижению целей всей организации.

Важно также и то, что иерархия потребностей может видоизменяться при работе в многонациональной внешней среде. Руководители организаций, действующих на международном уровне, должны принимать в расчет определенные различия потребностей работников в разных странах, особенно, если они находятся на разных уровнях развития.



Очевидно, что иерархическая структура Маслоу не является абсолютно жесткой и строгой, а также не учитывает индивидуальные отличия людей. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. Из всего этого следует, что теория Маслоу не является полной и совершенной, хотя она и дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации.

Теория потребностей МакКлелланда

 

Другой моделью мотивации стала теория потребностей Девида МакКлелланда, которая делает упор на потребностях высших уровней. Эта теория особенно актуальна сегодня, когда потребности низшего уровня, как правило, удовлетворены, а потребности высшего порядка занимают главенствующее положение. Он считал, что людям присущи три основные потребности: власти, успеха и причастности (социального общения).

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей, быть лидером. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. У них отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния.

Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха, рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись конкретно. Поэтому для того чтобы мотивировать таких людей необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска, уметь развязать их инициативу и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Мотивация на основании потребности в причастности есть не что иное, как социальные потребности, включающие чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство социального взаимодействия, общения и понимания другими. Люди с развитой потребностью причастности любят работу, дающую возможности социального общения, нуждаются в атмосфере, не ограничивающей межличностные отношения и контакты.

Двухфакторная теория Герцберга

 

Во второй половине 50-х годов была разработана еще одна модель мотивации, так называемая ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ. Ее автор, Фредерик Герцберг, сделал вывод, что все потребности делятся на «гигиенические факторы» и «мотивации».

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность этих факторов вызывает неудовлетворения работой, хотя если они достаточны, то сами по себе они не вызывают удовлетворения и не мотивируют человека. МОТИВАЦИИсвязаны с самим характером и сущностью работы. Их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности, а их отсутствие или неадекватность не приводит к неудовлетворенности работой. Поскольку наличие гигиенических факторов только предотвращает чувство неудовлетворенности работой, руководитель должен особое внимание уделить наличию мотивирующих факторов, дав работнику ощущение сложности и значимости его работы, ощущение самостоятельности и ответственности. Многие организации пытались реализовать эти теоретические выводы посредством программы «обогащения труда».

КРИТИКА ТЕОРИИ ГЕРЦБЕРГА. Критика теории Герцберга связана, в первую очередь, с тем, что он не учел такого момента, что у людей имеются разные потребности, и мотивировать разных людей будут разные факторы. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации.

Его ошибка заключалась также в том, что он переоценивал взаимосвязь между удовлетворением от работы и производительностью труда. Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями, и общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. При этом он может недостаточно времени уделять самой работе, и его деятельность может быть неэффективной и производительность низкой.

Все критические замечания в адрес теорий мотиваций, основывающихся на анализе потребностей людей, сводятся к тому, что они не учитывают переменных величин, определяющих ситуации, связанные с мотивацией. Впоследствии исследователям стало понятно, что необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды для того, чтобы объяснить механизм мотивации. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.