Сделай Сам Свою Работу на 5

Геополитика и международные отношения в условиях глобализации





Субъекты мирового сообщества в своей совокупности и взаимосвязи образуют систему международных отношений. Как и всякая соци­альная система, она представляет собой целостное единство много­численных подсистем и элементов.

Подсистемы бывают локальными, региональными и глобальными.

Локальные подсистемы — это взаимоотношения каждого государ­ства с определенным количеством других государств. Такие отношения многоплановы — дипломатические, культурные, торговые и пр.

Региональные подсистемы — межгосударственные объединения: ЕС (Европейский союз), ОЛЕ (Организация Африканского единства), ОАГ (Организация американских государств) и др.

Глобальные подсистемы международных отношении связаны с дея­тельностью Организации Объединенных Наций, международных финансовых структур (например, Международный банк реконструк­ции и развития), транснациональных корпораций и пр.

Подсистемы международных отношений находятся в развитии. Одни исчезают, как это произошло с подсистемой социалистических международных отношений. Другие возникают, как, например, меж­дународные отношения Содружества Независимых Государств (СНГ). Третьи трансформируются, например, Европейское сообщество превратилось в Европейский союз, Генеральное соглашение но тарифам и торговле было преобразовано во Всемирную торговую организацию с более четкой институциональной структурой и широкой сферой деятельности.



Под элементами системы международных отношений понимаются факторы общественного разлития, влияющие на эти отношения. Та­ковыми являются внешнеполитические акции государств и поступки политических лидеров, различные действия других субъектов мировой политики.

С учетом отсутствия в системе международных отношений цент­ральной власти, консенсуса относительно общих ценностей, эту си­стему в научной литературе характеризуют как слабоорганизованную. Вместе с тем объективные императивы выживания и безопасности человечества стимулируют развитие системы международных отноше­ний в направлении все более тесного взаимодействия ее компонен­тов. Целостности системы международных отношений способствуют и совершенствование средств связи и транспорта, глобализация ин­формационных систем.



Процесс формирования глобальной системы международных от­ношений прокладывает себе дорогу не прямолинейно, а преодолевая препятствия, вызываемые национализмом, шовинизмом, патриар­хальностью, стремлением к автаркии. Развертывание этого процесса тормозится обострением старых, в своей основе архаичных конфлик­тов, возникновением конфликтов «нового поколения», прежде всего этнополитических.

Для формирующейся системы международных отношений харак­терны следующие глобальные политические тенденции.

Первая — прогрессирующая проницаемость границ между внут­ренней и внешней политикой. Возникновение новых проблем, не разрешимых в рамках отдельных государств, вызывает потребность в органическом единстве внутренней и внешней политики. Между­народная жизнь оказывает непосредственное влияние па внутрипо­литические процессы. Удельный вес внешних факторов в принятии решений на национальном уровне, который и сейчас является суще­ственной величиной, скорее всего, будет увеличиваться.

Интернационализация политики проявляется в международно-политической активности регионов и других субъектов федеративных государств, устанавливающих связи с приграничными регионами со­седних государств, а иногда и с иностранными государствами в целом. В силу особенностей инфраструктуры связи близлежащих регионов могут оказываться более тесными, чем региональные внутри госу­дарств. Внутригосударственные регионы стали значимым фактором европейского строительства, что привело к появлению такого поня­тия, как «Европа регионов». Интернационализация политики находит выражение также в транс­формации внутренних конфликтов в международные. Конкретные варианты выхода конфликтов за рамки национальных границ таковы: расширение конфликта в связи с подключением к нему новых госу­дарств (Вьетнам, Афганистан, Балканы); воздействие конфликта па соседние государства вследствие миграции в них населения (Ру­анда, Чечня); превращение внутреннего конфликта в международ­ный из-за дезинтеграции страны (Нагорный Карабах). В процесс урегулирования внутренних конфликтов все чаще вовлекаются по­средники из третьих стран, что также придает этим конфликтам меж­дународный аспект.



С первой тенденцией связана вторая глобальная тенденция — демо­кратизация как внутриполитических отношений, так и международ­ной жизни. С окончанием холодной войны гуманитарные проблемы, вопросы соблюдения прав человека вышли за рамки исключитель­ной компетенции отдельных государств, приобрели международное измерение. Благодаря постиндустриальной революции расширился доступ населения к информации по вопросам принятия решений, ка­чества жизни и т. д. В результате разработка и реализация внешней политики перестала быть уделом исключительно специальных госу­дарственных ведомств, а становится достоянием совокупности раз­нообразных институтов — как правительственных, так и независи­мых, как политического, так и неполитического характера. Внешняя политика все в большей степени отражает доминирующее в обществе настроение.

Информационная прозрачность мира, императивы рыночной кон­курентоспособности, стирание грани между внутренней и внешней политикой ускоряют распространение демократических ценностей. Возрастает число демократических и формально демократических государств. Инновационный тип развития в условиях глобализации требует свободного человека, максимального раскрытия его творче­ского потенциала и несовместим с несвободой.

Продвижение к демократии в гетерогенном глобальном простран­стве не может быть простым и быстрым. Под влиянием новых реалий нередко дают сбои исторически сложившиеся формы либеральной демократии в странах с давними демократическими традициями. Ак­тивное, а чаще пассивное противодействие демократизации оказывают обскурантистские силы и традиционные институты в развивающихся странах. Препятствием для демократизации являются авторитарные тенденции в политике ряда государств.

В так называемых «несостоявшихся» государствах правящие груп­пы не способны обеспечить элементарный правопорядок и удовле­творение основных потребностей населения.

Третья глобальная политическая тенденция во многом обусловлена второй. Это расширение состава и увеличивающееся многообразие политических акторов. Количественный рост числа государств-членов мирового сообщества сопровождается иерархизацией отно­шений между ними. Если в идеологическом плане структура межгосу­дарственной системы становится все более однородной по сравнению с периодом холодной войны, то в плане социально-экономическом и военно-политическом прогрессирует разрыв в уровнях развития государств Севера и ряда регионов Юга. В результате распада СССР и мировой системы социализма увеличилось число государств, по своим объективным показателям тяготеющих к бедному Югу.

Наряду с государствами в мировой политике активно участвуют многочисленные «акторы вне суверенитета» (партии, организации, движения, региональные администрации, транснациональные кор­порации и т. д.), воздействующие на принятие решений и способные оказывать непосредственное влияние на ход событий.

Четвертая тенденция - размывание государственного суверени­тета, вследствие все большей прозрачности межгосударственных границ, стирания ранее существовавших жестких барьеров между внутренней и внешней политикой, усиления сепаратизма, выхода регионов на меж­дународный уровень, активизации правительственных и неправи­тельственных организаций и институтов. Возможности проведения суверенным государством независимой политики ограничиваются дей­ствием мощных интеграционных процессов, приобретающих глобаль­ный характер. Влияние вышеназванных факторов разрушает Вестфаль­скую модель мира (1648-1650), в рамках которой только государство должно обладать властными полномочиями во внутренней политике и являться единственным субъектом международных отношений.

Эрозия государственноцентристской модели мира, заложенной в середине XVII века, необходимость считаться, с одной стороны, с межправительственными и международными неправительственными организациями, с другой — с собственными регионами болезненно воспринимается государством, остающимся главным актором мировой политики. В меняющихся условиях перед ним открываются два пути:

совместно с акторами, ориентированными на сотрудничество с государством, выстраивать новую модель мира;

попытаться сохранить властные полномочия в прежнем объеме, ограничивая других акторов.

Адаптация государства к новой обстановке протекает сложно и противоречиво, сочетая элементы обоих путей.

Эрозия государственного суверенитета сопровождается размыва­нием норм и принципов международного права, призванных стабилизировать мировое развитие. Во все большей степени приходят и противоречие друг с другом право наций на самоопределение и со­хранение территориальной целостности, принцип невмешательства во внутренние дела и оказание гуманитарной помощи, соблюдение прав человека и силовое вмешательство во внутренние конфликты с целью «принуждения к миру».

Размывание суверенитета ведет к потере у граждан чувства госу­дарственной идентичности. Со времени заключения Вестфальского мира, положившего начало системе национальных государств, иден­тификация во многом основывалась на принадлежности к той или иной стране. Ослабление связи гражданина с государством имеет сво­им результатом появление «расщепленной» самоидентификации — корпоративной, региональной, этнической, религиозной, а в некоторых ситуациях — глобальной, космополитической. На психологическом уровне это вызывает у людей неуверенность, фрустрации.

В настоящее время перед мировым сообществом стоит проблема формирования новой системы мироустройства, которая учитывала бы относительное снижение роли государств в мировой политике, рост числа и влиятельности межправительственных и международных неправительственных организаций. В связи с этим многими учеными и политиками прогнозируются дальнейшая эрозия и распад Вестфаль­ской модели мира, просуществовавшей в различных модификациях более 350 лет. По мнению одного из ведущих ученых-международ­ников Запада Г. Киссинджера: «Вестфальский порядок находится в состоянии системного кризиса. Его принципам брошен вызов, хотя согласованную альтернативу еще только предстоит выработать...».

Пятая тенденция — формирующаяся многополярность, которая придет на смену существующей моноцентричности с Соединенными Штатами в качестве лидера современного мира.

В отличие от моноцентричности, ключевой характеристикой ко­торой является отрыв одной из держав от остальных государств мира по совокупности своих военно-силовых, экономических, политиче­ских, идеологических и иных возможностей, для многополярности характерна сопоставимость потенциалов группы лидеров. Примерно такой была структура международных отношений в Европе XIX века, когда великие державы не позволяли ни одной из них усилиться до такой степени, чтобы коалиция всех остальных не обладала бы заве­домым превосходством над пытающимся возвыситься соперником.

Признаки происходящей трансформации однополюсной системы международных отношений в многополярную состоят прежде всего в следующем.

Преобладающее военно-политическое и экономическое влияние США на мировые дела в известной степени ограничивают наиболее развитые страны, умеряя и корректируя амбиции лидера. Среди этих стран и Россия, чей потенциал в области стратегических вооружений сопоставим с американским (так называемая остаточная биполярность). Однако Соединенные Штаты имеют преимущества перед РФ как минимум по таким показателям, как эффективность управления военным комплексом, его защищенность, способность к совершенст­вованию оборонного потенциала при сохранении его количествен­ных параметров.

Моноцентрическая модель будет подтачиваться экономическим соперничеством в треугольнике США — Европейский Союз — Япония. Уже в настоящее время валовой внутренний продукт Европейского союза по ряду параметров сопоставим с американским. Вместе с тем в способности эффективно распоряжаться ресурсами и мобилизовать их для решения тех или иных задач национальное государст­во — Соединенные Штаты — длительное время сохранит превосход­ство над межгосударственным образованием, даже если последнему удастся преодолеть свои противоречия, интегрировать новых членов и выступать в мировой политике как единое целое. Непредсказуемые последствия для мирового развития, и том числе и для лидерства США, таит и себе подъем самой многонаселенной страны мира — Китая.

Формирующееся мироустройство отличается от предыдущих вы­сокой степенью структурной сложности. Хотя в глобальном масштабе они складывается как многополюсное, на региональном и субрегио­нальном уровнях возможно сохранение или возникновение иной полюсности той или иной разновидности — одно- или двухполюсности.

В целом существующая конфигурация общемировой структуры является переходной, «плюралистического» типа, в рамках которой сильнейшая держава пользуется преобладающим влиянием в мире, но не располагает возможностями жесткого контроля над происхо­дящими событиями. Эта конфигурация может быть названа «плюра­листической» одпополярностью.

Шестая глобальная политическая тенденция проявляется в уси­ливающемся воздействии на мировое развитие, включая и междуна­родные отношения, комплекса глобальных проблем. Эти проблемы можно подразделить на следующие основные группы:

1) проблемы преимущественно социально-политического характера: борьба против терроризма и преодоление вызывающих его причин; предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки; урегулирование и разрешение межгосударственных конфликтов; профилактика и урегулирование межэтнических и межконфессиональных конфликтов; обеспече­ние международной безопасности; переход от культуры насилия и войны к культуре ненасилия и мира;

2) проблемы преимущественно социально-экономического характера: преодоление слаборазвитости и связанных с ней нищеты и куль­турной отсталости; обеспечение эффективности производства и воспроизводства мирового валового продукта; поиск путей раз­решения энергетического, сырьевого и продовольственного кри­зисов; оптимизация демографической ситуации в развивающихся странах; освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана; принятие действенных мер по борьбе с нарко­бизнесом;

3) экологические проблемы: обеспечение экологической безопасности; разработка ресурсо- и энергосберегающих технологий; создание безотходных производств; рационализация землепользования; сохранение уникальных природных зон; проведение экологиче­ского мониторинга и т. д.;

4) проблемы человека: соблюдение гражданских, социальных, эконо­мических и культурных прав и свобод; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства и результатов собст­венной деятельности.

Глобальные проблемы разрешимы лишь благодаря объединению интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов всего чело­вечества, впервые в истории начинающего осознавать свою родовую сущность, приоритетность общечеловеческих интересов и ценностей. Этот процесс оказывает влияние на сферу международных отноше­ний, разработку и реализацию внешней политики. Он сопровождается переоценкой ценностей, переосмыслением сущности и критериев об­щественного прогресса. Перспективы человечества во многом зависят от нахождения акторами мировой политики баланса собственных и общепланетарных интересов.

 

Глоссарий

(толковый словарь наиболее употребляемых терминов)[9]

Агрессия –прямое или косвенное применение одним государством вооруженной силы против независимости и территориальной целостности другого государства.

Анаконды стратегия– геополитическая стратегия атлантизма, направленная на отторжение от Евразии максимально большого объема береговых территорий для сдерживания ее геополитической экспансии.

Атлантизм(родственно терминам талассократия, Sea Power) геополит. понятие, соединяющее в себе: исторически – западный сектор человеческой цивилизации, стратегически – союз западных стран, в которых главенствует либерал-демократическая идеология, военно-стратегически – страны-участницы НАТО, социально – ориентацию на “торговый строй” и “рыночные ценности”. Противоположно евразийству.

Аэрократия (греч. “власть посредством воздуха”) – силовой компонент стратегии, основанной на освоении воздушного пространства и использовании его в целях геополитической экспансии. (Власть над воздушным пространством).

Баланс силучастников мировой политики – динамическое соотношение сил, взаимодействие различных по направленности и силе потоков экспансии и результатов разноуровневого и разнонаправленного сотрудничества государств и их союзов.

Биполярный мир(двухполярность) – естественная геополитическая конструкция, отражающая в планетарном масштабе основной геополитический дуализм – талассократия против теллурократии.

Внешний полумесяц– термин Хэлфорда Макиндера, обозначающий совокупность территорий, входящих в зону талассократического влияния – части континентов и острова, тяготеющие к “морскому существованию”. Зона, целиком стратегически подконтрольная атлантизму.

Внутренний полумесяц (Rimland)– термин Х.Макиндера, обозначающий береговые территории Евразии, расположенные между “внешним полумесяцем” и “осевым ареалом”.

Географическая ось истории (или “осевой ареал”, или Heartland)– термин Х.Макиндера, обозначающий внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходит пространственная динамика исторического развития. Совпадает с территорией России.

Геополитическое пространство – среда, оказывающая влияние на формирование отношений между государствами.

Геополитическое поле – пространство, контролируемое государством или союзом государств.

Эндемическое поле (от греч. – местный) – пространство, контролируемое государством продолжительное время, принадлежность которого данной национальной общности признают соседи.

Пограничное поле – территория, находящаяся под контролем государства, но недостаточно демографически, экономически и политически им освоенная. Чаще всего это территории населенные национальными меньшинствами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои.

Перекрестное поле – пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств.

Метаполе – пространство, осваиваемое одновременно несколькими государствами.

Геостратегия – военные аспекты геополитического анализа

Государство-нация –светское государство с ярко выраженным централизмом, политическое образование, в котором государственные формы приводят к рождению этноса и его культуры. Отличается от этнического образования (община, народ) и от империи.

Граница –в геополитике существует два вида границ – граница-линия, представляющая собой морскую границу, и граница-полоса – граница сухопутная. Задача геополитического блока, претендующего на действия в планетарном масштабе, сделать границы-линии максимальными для себя и минимальными для соперника.

Евразийство –геополитическое понятие, соединяющее в себе: исторически – восточный сектор человеческой цивилизации, стратегически – актуальный или потенциальный блок государств и наций, отказывающихся признавать императив либерально-демократической идеологии, стратегически – актуальное или потенциальное объединение в военный альянс восточных, “теллурократических” стран, социально – ориентация на идеократию, социальное государство, некапиталистический общественный строй.

Жизненное пространство –термин К.Хаусхофера, обозначающий минимальный территориальный объем, позволяющий народу достичь реализации своих исторических и политических стремлений.

Идеократия –(от греч. “власть идей, идеалов”). Термин русских евразийцев (Н.Трубецкой, П.Савицкий). Противопоставляется “власти материи”, “рыночной системе”, “торговому строю”. При И. иерархия в обществе и стимуляция труда исходят из неэкономических принципов.

Империя – сверхгосударственное образование, объединяющее несколько народов и стран под эгидой универсальной идеи религиозного, этического или идеологического характера.

Конец Истории –термин Фрэнсиса Фукуямы, мондиалистский тезис о полной и абсолютной победе талассократии и либерально-демократической модели на всей планете.

Медиакратия– власть над информационным пространством. (В политологии – власть средств массовой информации).

Меридианальная экспансия –(экспансия по оси Север-Юг) – расширение сферы влияния (военнного, стратегического, культурного или экономического) вдоль меридиана; основное условие территориальной и стратегической стабильности государства.

Многополярный мир– вариант системы “баланса сил”, отличающийся взаимодействием нескольких или множества центров силы, сопоставимых по своему потенциалу (США, Западная Европа, Китай, Япония, Россия, страны ислама и др.)

Мондиализм –(от фр. monde – “мир”) – особая идеология, предполагающая слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением Мирового Правительства, уничтожением расовых, этнических, религиозных, национальных и культурных границ. Правый М. представляет собой глобализацию атлантизма. Левый М. считает необходимым включить в Единое Государство и евразийский сектор.

Национальная безопасность государства – его защищенность от внешних и внутренних угроз, способность обеспечить суверенитет, независимость и территориальную целостность, создать условия для нормальной жизнедеятельности общества. Включает в себя следующие компоненты: военная, экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная безопасность и др.

Национальный интерес – осознание и отражение коренных потребностей общества в деятельности государственных лидеров. Состоит в наращивании экономического, военного, финансового и научно-технического потенциала государства, в усилении его геополитического влияния, в росте благосостояния населения, в интеллектуально-нравственном прогрессе общества. Естественными границами национального интереса являются ограниченность ресурсной базы и национальные интересы других стран.

Национальная мощь – категория, традиционно отражающая такие компоненты, как территория государства, его природные ресурсы и численность населения, экономический и военный потенциал, а также способность экономики к технологическим нововведениям и качество человеческого фактора.

Неоатлантизм – современная версия атлантизма, отвергающая мондиализм (даже правого толка) как преждевременный и невыполнимый в современных условиях проект. Его представители считают, что вместо Единого Мира произойдет столкновение цивилизаций.

Однополярный мир –геополит. модель, сложившаяся после поражения СССР в “холодной войне”, в которой единственным доминирующим полюсом является атлантизм и США.

Пассионарность –термин Л.Гумилева, обозначающий внутреннюю энергетику этноса, движущую силу культурного, политического и геополитического созидания.

Поссибилизм –(от фр. possible – “возможный”), термин Видаля де ла Блаша, призванный уточнить географический детерминизм, отчасти свойственный геополитике. Теория поссибилизма утверждает, что пространство не предопределяет историю, но лишь предрасполагает к тому или иному ее течению.

Пространство –основное понятие геополитики. Является не количественной, а качественной категорией. Главный тезис геополитики: структура пространства предопределяет структуру истории.

Пространственной прогрессии закон –сформулирован Жаном Тириаром и звучит так: “от государств-городов через государства-территории к государствам-континентам”. Географическая динамика политической истории неумолимо ведет к увеличению масштабов минимальных социальных образований.

Санитарный кордон –искусственное геополитическое образование, служащее для дестабилизации двух крупных соседних государств, способных составить серьезный блок, который, в свою очередь, явится опасным для третьей стороны. Типичный ход в стратегии атлантистов в их противостоянии континентальной интеграции Евразии.

Срединный океан –термин Н.Спикмена, обозначающий Атлантический океан, если рассматривать Северную Америку и Европу как единое геополитическое пространство.

Теллурократия –греч. “сухопутное могущество” или “власть посредством земли”. Характеристика держав с явной сухопутной геополитической ориентацией.

Талассократия –греч. “морское могущество” или “власть посредством моря”. Характеристика государств и наций с доминированием мореплавания.

Торговый строй – тип общества, в котором иерархия и стимуляция труда исходят из экономических принципов. Рыночная, либерально-демократическая система. Противоположность идеократии.

Третий мир – общее название слаборазвитых стран, принадлежащих преимущественно регионам геополитического Юга.

Туран –северо-восточные области евразийского континента, степные просторы Евразии.

Широтная экспансия –(экспансия по параллелям) – агрессивная геополитическая тенденция, неизменно порождающая конфликтные ситуации, геополитическая стратегия наступательного характера. Осуществляется только после завершения меридиональной Э., почти всегда чревата военными конфликтами.

Экспансия – геополитическая категория, используемая для характеристики территориальных приобретений, установления военно-политической сферы влияния. Разновидности экспансии: военная, экономическая, культурно-идеологическая, информационная.

Эфирократия – власть посредством контроля над космосом, предполагающая обладание космическим оружием и средствами слежения.

Heartland (“Хартленд”) –от англ. “сердцевинная земля” (= геогр. ось истории). Термин Х.Макиндера.

Lenaland – “земля, прилегающая к бассейну реки Лены”. Обозначает все северно-евразийские территории, лежащие к востоку от р.Енисей вплоть до побережья Тихого океана. В своих поздних работах Х.Макиндер считал, что эти земли принадлежат не теллурократическим, а талассократическим зонам влияния.

Pax Americana –лат. “мир по-американски”. Примерно то же, что и атлантизм (по А.Г.Дугину).

 

 


[1] При использовании данных материалов ссылки на автора обязательны

[2] © Чернов Г.Ю.

[3] © Чернов Г.Ю.

[4] Что касается Евросоюза, который включает в себя 27 стран-членов (как Западной, так и Восточной Европы), то его площадь составляет 4, 893 млн кв. км, а население насчитывало на июль 2008 г. 491 млн чел. (3-е место в мире), ВВП – около 14,7 трлн $ (по данным МВФ за 2007), ВВП на душу населения - $ 32.700.

[5] По материалам уч. пособия Тузиков А. Р. Геополитика. М., 2004. с поправками (по статистическим данным) Г. Ю. Чернова.

[6] С островами и зависимыми территориями.

[7] Данные требуют уточнения

[8] Данные требуют уточнения

[9] Рекомендован для самостоятельной работы студента с целью освоения понятийного каркаса геополитики. См.: Дугин А. Г. Основы геополитики. – М., 1997; Сирота Н. М. Основы геополитики. – СПб, 2006.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.