Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности самоотношения подростков разного пола





параметры девочки мальчики
уровень выраженности исследуемого параметра
низкий средний высокий низкий средний высокий
глобальное самоотношение 25% 5% 70% 13,3% 26,7% 60%
самоуважение 55% 10% 35% 56,7% 10% 33,3%
аутосимпатия 40% 15% 45% 46,7% 0% 53,3%
ожидаемое отношение от других 75% 20% 5% 56,7% 23,3% 20%
самоинтерес 60% 10% 30% 46,7% 6,7% 46,7%

 

Низкий уровень самоуважения отмечен у 55% девочек-подростков и 56,7% мальчиков подростков. У этих подростков мало веры в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, низкая оценка своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, для них характерно непонимание самого себя.

35% девочек и 33,3% мальчиков подросткового возраста, принимавших участие в исследовании, отличаются высоким уровнем самоуважения. Они уверены в своих силах, возможностях, внутренне последовательны. Они контролируют свою жизнь и готовы нести ответственность за свои поступки.

Низкий уровень аутосимпатии наблюдается у 40% девочек-подростков и 46,7% мальчиков-подростков. Эти дети враждебно настроены по отношению к себе, к своему «Я». Для этих подростков характерно видение в себе по преимуществу недостатков. Они обладают низкой самооценкой, готовностью к самообвинению. Для них типичны такие эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).



Высокий уровень аутосимпатии отмечен у 45% девочек-подростков и 53,3% мальчиков-подростков из числа принимавших участие в исследовании. Для них характерно одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе. Они обладают позитивной самооценкой.

75% девочек-подростков и 56,7% мальчиков-подростов ожидают негативный интерес по отношению к себе со стороны других. Они недоверчивы и скрытны, не склонны открываться перед окружающими.

5% девочек-подростков и 20% мальчиков-подростков ожидают позитивный интерес к себе со стороны окружающих. Они открыты, дружелюбны по отношению к другим и надеются на столь же теплые чувства со стороны окружающих.



Низкую степень самоинтереса проявляют 60% девочек-подростков и 46,7% мальчиков-подростков, принимавших участие в исследовании. Эти дети не проявляют интереса к своим мыслям, чувствам, переживаниям. Самим себе они кажутся малоинтересными и считают, что другие не будут проявлять к ним интереса.

30% девочек-подростков и 46,7% мальчиков-подростов обладают высоким уровнем интереса к своей личности. Они готовы к общению с самим собой и проявляют интерес к своему внутреннему миру. У них есть уверенность в том, что они интересны другим людям.

Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что в целом подростки, принимавшие участие в исследовании отличаются достаточно высоким уровнем притязаний и самооценки. При этом уровень притязания в среднем по группе превышает уровень самооценки. Однако существуют гендерные различия в уровне притязания. Так оказалось, что у девочек-подростков он выше, чем у мальчиков-подростков.

Среди общих тенденций самоотношения можно отметить: положительное глобальное самоотноешние, низкий уровень самоуважения, недоверие по отношению к другим и низкую степень интереса к своему внутреннему миру.

В рамках представленного исследования особый интерес представляют взаимосвязи детско-отцовских отношений и особенностей личности подростков. Поэтому полученные данные подверглись корреляционному анализу по Спирмену. В результате были обнаружены значимые корреляционные связи между исследуемыми параметрами, которые схематично представлены на рисунке 5.



Согласно полученным данным непоследовательность в воспитательной практике отца обнаруживает значимые взаимосвязи с уровнем притязаний и глобальным самоотношением подростков. Причем первая взаимосвязь прямая (r=0,288;р=0,042), а вторая обратная (r=-0,298;р=0,041). На основе полученных данных можно предположить, что непоследовательность отца приводит с одной стороны к общему недеффернецированому отрицательному отношению к себе и высокому уровню притязаний. Такая картина может быть охарактеризована как неблагоприятная для становления «Я», поскольку общее положительное отношение к себе выступает важным условием самопознания, самореализации и достижений. Объяснить данную взаимосвязь можно тем, что непоследовательность отца не позволяет подростку относится к себе позитивно, не позволяет выделить в себе положительные черты, ведь одни и те же его особенности в зависимости от настроения отца могут быть оценены им как положительные или отрицательные. В такой ситуации у ребенка остаются лишь внешние высокие ориентиры (уровень притязаний), достичь которые ему становится просто невозможно, поскольку не понятно что именно в нем не так.

Еще одна значимая взаимосвязь была обнаружена между чувством неполноценности и уровнем самооценки подростков (r=0,29;р=0,05). Данная взаимосвязь носит прямой характер. Она вполне объяснима, поскольку можно с уверенность утверждать, что эти параметры являются разными сторонами самооценки. Чувство неполноценности является качественной характеристикой, а уровень притязания количественной. Однако при переводе качественного показателя в количественный обнаружилась значимая корреляция, которая лишь подтверждает, что проективные методы являются надежными и валидными в измерении базовых глубинных личностных образований.

Враждебность в семейной ситуации, согласно полученным данным, взаимосвязана с уровнем аутосимпатии (r=0,288;р=0,042). Объяснить данную взаимосвязь можно особенностями подросткового возраста. В этом возрасте подростки стремятся к самостоятельности, независимости, автономности, что приводит к многочисленным конфликтным ситуациям в семье, прежде всего во взаимодействиях с родителями. Однако этот процесс естественен. Противопоставляя себя взрослым (родителям) ребенок учится понимать свои мысли, желания, стремления, а следовательно и проявлять к ним симпатию. Вероятно, те дети, которые в подростковом возрасте конфликтуют с родителями, отстаивая свою точку зрения, личное мнения, формируют тем самым и положительное отношение к себе.

Интересной представляется и взаимосвязь между эмоциональной дистанцией с отцом и ожидаемым отношением от других (r=0,294;р=0,038). Данная взаимосвязь носит прямой характер и подтверждает присутствующее в литературе мнение о том, что взаимоотношения с отцом влияет на то, как человек будет относится к другим [психотерапия]. По данным исследования оказалось, что отстраненность отца приводит к открытости и дружелюбности в общении с другими. Вероятно этот факт можно объяснить стремлением компенсировать в отношениях с другими недостатки взаимоотношений с собственным отцом. Но возможно объяснение и более сложное. Так если вспомнить о разных функциях отцовской и материнской любви и предположить, что при большой эмоциональной дистанции с отцом, у подростка будет формироваться более тесная взаимосвязь с матерью, можно сказать что ожидание положительного отношения со стороны других связано с сильной установкой на самопринятие, формируемой благодаря материнской безоценочной любви.

Таким образом, результаты исследования позволили заключить, что детско-отцовские отношения и особенности взаимодействия в семье связаны с формированием самоотношения подростков, что отражается в значимых корреляционных взаимосвязях между непоследовательностью отца, уровнем притязания и глобальным самоотношением; враждебностью в семейной ситуации и аутосимпатией; эмоциональной дистанцией с отцом и ожидаемым отношением от других.

 

Выводы

 

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволяют сделать ряд выводов об особенностях взаимоотношения подростков разного пола с родителями, самоотношения этих подростков и взаимосвязи между данными параметрами.

Оказалось, что около половины подростков отмечают высокий уровень враждебности и непоследовательности со стороны отцов. Отцы представляются детям как проявляющие излишнюю суровость и педантичность. Они сверхтребовательны по отношению к детям в стремлении сделать их подобными некоторому эталону «идеального ребенка». Более половины участников исследования отмечают непредсказуемость реакций отца на свое поведение.

Девочки-подростки отмечают большую степень директивности со стороны отцов, чем мальчики подростки. Дочери в большей степени испытывают давление и властность отцов. Вместе с тем девочки в меньшей степени удовлетворены сложившимися отношениями с отцом, чем мальчики.

У девочек отмечается большая степень чувства неполноценности связанного с семьей, чем у мальчиков. А у мальчиков обнаружен более высокий уровень тревожности, связанного с семьей, чем у девочек.

К особенностям самоотношения подростков согласно результатам исследования можно отнести: преобладание в целом по выборке оптимального уровня притязаний и адекватной самооценки. Уровень притязания у подростков независимо от пола превышает уровень самооценки, что является признаком психического благополучия. Однако, уровень притязания девочек выше, чем у мальчиков. Среди общих тенденций самоотношения у подростков можно отметить: положительное глобальное самоотноешние, низкий уровень самоуважения, недоверие по отношению к другим и низкую степень интереса к своему внутреннему миру.

Детско-отцовские отношения и особенности взаимодействия в семье связаны с формированием самоотношения подростков, что отражается в значимых корреляционных взаимосвязях между непоследовательностью отца, уровнем притязания и глобальным самоотношением; враждебностью в семейной ситуации и аутосимпатией; эмоциональной дистанцией с отцом и ожидаемым отношением от других.

Таким образом, полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Согласно культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского развитие личности ребенка опосредованно его отношениями со взрослыми. Формирование высших психических функций происходит только в рамках совместной деятельности ребенка и взрослого. При этом большая роль в формировании личности ребенка принадлежит более ранним этапам онтогенеза. А в ранние периоды развития родители выступают в качестве тех взрослых, отношение с которыми является первостепенным в воспитании ребенка.

В современной психологической литературе уделяется много внимания анализу особенностей взаимоотношений ребенка с родителями. При этом различные исследователи либо не делают различий между детско-материнскими и детско-отцовскими отношениями, либо указывают на большую роль матери в воспитании детей раннего возраста.

Сравнение воспитательных воздействий со стороны отца и со стороны матери позволяют выделить особенности отцовского воспитания. Влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка. Любовь отца к ребенку имеет отличное от материнской любви назначение и проявления. Игра отца с ребенком отличается от игры матери с ребенком.

Таким образом, современные представления о различиях в воспитательных воздействиях матери и отца, позволяют говорить о специфики влияния отца на ребенка. Однако, особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. К важным качествам отцов, влияющих на развитие ребенка относят: излишняя строгость, импульсивность, мнительность и т.д.

Однако, приводимые в литературе исследования являются фрагментарными и чаще всего основаны на сравнении детей воспитывающихся с отцами о без них. Естественно подобные исследования не позволяют составить полную картину о роли отца в воспитании ребенка.

Поэтому в рамках представленной работы проводилось эмпирическое исследование роли отцовского воспитания в формировании личности подростков.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволяют сделать ряд выводов об особенностях взаимоотношения подростков разного пола с родителями, самоотношения этих подростков и взаимосвязи между данными параметрами.

Оказалось, что около половины подростков отмечают высокий уровень враждебности и непоследовательности со стороны отцов. Отцы представляются детям как проявляющие излишнюю суровость и педантичность. Они сверхтребовательны по отношению к детям в стремлении сделать их подобными некоторому эталону «идеального ребенка». Более половины участников исследования отмечают непредсказуемость реакций отца на свое поведение.

Девочки-подростки отмечают большую степень директивности со стороны отцов, чем мальчики подростки. Дочери в большей степени испытывают давление и властность отцов. Вместе с тем девочки в меньшей степени удовлетворены сложившимися отношениями с отцом, чем мальчики.

У девочек отмечается большая степень чувства неполноценности связанного с семьей, чем у мальчиков. А у мальчиков обнаружен более высокий уровень тревожности, связанного с семьей, чем у девочек.

К особенностям самоотношения подростков согласно результатам исследования можно отнести: преобладание в целом по выборке оптимального уровня притязаний и адекватной самооценки. Уровень притязания у подростков независимо от пола превышает уровень самооценки, что является признаком психического благополучия. Однако, уровень притязания девочек выше, чем у мальчиков. Среди общих тенденций самоотношения у подростков можно отметить: положительное глобальное самоотноешние, низкий уровень самоуважения, недоверие по отношению к другим и низкую степень интереса к своему внутреннему миру.

Детско-отцовские отношения и особенности взаимодействия в семье связаны с формированием самоотношения подростков, что отражается в значимых корреляционных взаимосвязях между непоследовательностью отца, уровнем притязания и глобальным самоотношением; враждебностью в семейной ситуации и аутосимпатией; эмоциональной дистанцией с отцом и ожидаемым отношением от других.

Результаты исследования представляют интерес для специалистов, работающих с подростками и их семьями. Они могут послужить основой при составлении теоретических и практических обучающих курсов. На основе полученных данных можно разработать программу тренинга эффективного отцовство.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание,– 2005.– №7.– С.117-122
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. – 344с.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1992.- 216с.
  4. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: Введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2006.– 146 с.
  5. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1990.- №4.- С.122-127
  6. Борисенко Ю.В. Психология отцовства // Журнал практической психологии.– 2007.– №1.– С.3-7
  7. Борисенко Ю.В., А.Г. Портнова. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии.– 2006.– №3.– С.122-130
  8. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: Психологическая диагностика в медико-педагогической практике: Учебное пособие для вузов. СПб.: Речь, 2004.-256 с.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. – 368с.
  10. Гарбузов В.Н. Воспитание ребенка. - СПб.: «Дельта», 1997. – 233с.
  11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264с.
  12. Демиденко М. В., Клюева А. И. Педагогическая психология: Методики и тесты. Самара: ИД БАХРАХ-М, 2004.–144с.
  13. Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии.- 1995.- №5.- С. 18-25
  14. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. – 156с.
  15. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал.- 1980.- № 6.- С. 119-133.
  16. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991.- №1.- С. 135-142.
  17. Евсеенко Ю.В. Система отношений в диаде отец-ребенок как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия.– 2004.–№4.–С.30-48
  18. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии.- 1995.- №3.- С. 38 – 49
  19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
  20. Зурабов А. Отец и дочь // Дошкольное воспитание.– 2006.–№4.– С.117-120
  21. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие): Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. – 254с.
  22. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль, 2002.- 235с.
  23. Кон И. С. Пол и идентификация // Психология индивидуальных различий /Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтера и В.Я. Романова. - М.: 2000.- С. 23-46
  24. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Политиздат, 1989. – 342с.
  25. Кон Н.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. – 446с.
  26. Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. М.: Издательство «Знание», 1990.- 421с.
  27. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  28. Красовский А. С. Будущий муж и отец. Минск, 1986.- 197с.
  29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 232с.
  30. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. – 190с.
  31. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: «Речь», 2000. – 150 с.
  32. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М.: Провещение, 1990. – 156с.
  33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 504с.
  34. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.- 374с.
  35. Общение и развитие психики. Сборник научных трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М.: издание АПНСССР, 1986. – 176с.
  36. Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: “Академия”, 2005.- 312с.
  37. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996.-325с.
  38. Пантилеев С.Р., Столин В.В. Методика исследования самоотношения //Вестник МГУ. Серия 14.Психология.- 1989.-№ 1.-С.77-81
  39. Пантилеев С.Р.Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.–32с.
  40. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.- 1996.- №1.- С. 20-33
  41. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. М.: Сфера, 2002.- 150с.
  42. Скрипкина Т. П. Психологические особенности проявления доверия на основе интеграции внутренних ценностей на этапе ранней юности // Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Просвещение, 1984. - С. 115-126.
  43. Смехов В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии.- 1985.- № 4.- С. 83-92
  44. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии.- 1996.- №6.- С. 76-89
  45. Соколова В.Н. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. – 168с.
  46. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 532с.
  47. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика родителям, 1986. – 202с.
  48. Тархова Л. Мальчик, Мужчина, Отец. М.: Знание, 1992.- 201с.
  49. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль,1987.- 148с.
  50. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. – 146с.
  51. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии.- 1990.- №1.- С. 93-99
  52. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990.- 120с.
  53. Фурутан Али Акбар. Отцы, Матери, Дети. М.: Прогресс, 1992.- 241с.
  54. Хусанова Н.Ю. Влияние отца на формирование «Я-концепции» ребенка // Психотерапия.– 2006.–№5.– С.4-6
  55. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.
  56. Шапиро А.З. Психолого–гуманистические проблемы позитивности – негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии.– 1994.– №4.– С.45-57
  57. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление: Опыт социально-философского анализа. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. - 190 с.
  58. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М.: Педагогика, 1994. – 243с.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.