Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой





ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

 

Цель занятия: ознакомиться с методиками диагностики экологического сознания

Задание: провести диагностику экологического сознания одного испытуемого, провести анализ и написать общее заключение по результатам приложенных методик.

 

Для диагностики экологического сознания применимы практически все методы психологической диагностики, от наблюдения до эксперимента.

Такие методы как анкетирование и интервью не всегда бывают эффективными, т.к. есть большая вероятность, что испытуемые будут давать социально желательные ответы относительно их отношения к природе. Поэтому психологическое тестирование дополняет, углубляет и уточняет опрос и экопсихологическое наблюдение.

Основными методами диагностики являются:

 

1. Проективные – на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом

– экологический вариант теста М.Люшера (В.А.Скребец), где испытуемый передает выбранными цветами символику экологических понятий (например, земля, воздух). В этом отражается информация «значащих переживаний» в отношении экологии жизненной среды;



– методика «Незаконченные предложения» экологического содержания. Например, «Посадка деревьев…», «Экономия электроэнергии …»;

- Модифицированный тест фрустрации Розенцвейга содержит ситуации экологической направленности;

- контент-анализ.

2. Креативные методы – активизируют творческие способности.

- Экологическая сказка, в которой оценивается художественный, мировоззренческий, нравственный потенциал, экологичность;

- Рисуночные тесты «Нарисуй своё жизненное пространство» в паре с «Каким бы ты хотел видеть своё жизненное пространство», «Моя жизненная среда», Экологическая реклама, слоган, логотип;

- Создание экологических проектов и решений в кризисных ситуациях (оценивается по критериям психологии творчества);

3. Тестирование (Шкальные техники)

- Метод семантического дифференциала Ч.Осгуда;

- Тест экоценностных диспозиций (ТЭД);

- Метод полярных профилей (Альтернатива, АШПООС и ООС);

- Натурафил и др;

 

Значение экологопсихологического тестирования



 

1. Методики экологической психодиагностики позволяют оценить ценностные ориентации, особенности восприятия, отношения и мотивации деятельности в отношении природы.

2. Сама процедура тестирования служит формированию положительного отношения к природе и жизненной среде в целом.

3. Результаты диагностики помогают оценить эффективность педагогических, психологических и пропагандистских усилий по формированию экоцентрического отношения к природе.

4. Анализ данных диагностики помогает изучать закономерности развития отношения к природе.


 

Исследование ценностной идентификации с миром природы

Методика Ивановой Т.В. (Вопросы психологии, 1999, №3)

Инструкция: Вам предлагается 8 утверждений, в которых раскрываются различные аспекты взаимодействия человека со средой обитания. Проранжируйте их по степени их актуальности в настоящее время, т.е на 1-е место поставьте то утверждение, которое в наибольшей степени соответствует Вашему пониманию природной среды, на 2-е место – менее, и т.д. Запишите на листе ответов результат.

 

А 1. Природа – часть национального богатства.

Б 2. Природа - источник познания закономерностей окружающего мира.

В 3. Природа – источник ресурсов для развития экономики и промышленности.

Г 4. Природа – условие нравственного развития человека.

Д 5. Природа – экологическая среда обитания человека.

Е 6. Природа – вдохновитель искусства.

Ж 7. Природа – образец для создания новой техники и технологий.

З 8. Природа – условие гармоничного развития человека.

 

Обработка

 



Буквами обозначены ценности

- а/ц - антропоцентрического характера: А, В, Д, Ж

- б/ц - биоцентрического (экоцентрического) характера: Б, Г, Е, З

 

Просуммируйте поставленные испытуемым ранги для каждой из этих групп отдельно. Получите 2 суммы - от антропоцентрических и биоцентрических ценностей.

 

Определите коэффициент биоцентричности

 

∑ б/ц

Кб/ц = -----------;

∑ а/ц

 

Если К б/ц > 1 – преобладание биоцентризма;

Если К б/ц < 1 – преобладание антропоцентризма;

Если К б/ц ≈ 1 – сбалансированность ценностных ориентаций в отношении природы

 

Диапазон значений лежит в пределах 0.38 – 2.6

 

При анализе обращайте внимание на содержательную сторону утверждений. Отмечайте, что наиболее выражено, что наименее.

 

Напишите заключение.

 


 

 

Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических

Установок личности «ЭЗОП» (Ясвин В.А., 2000)

 

Инструкция: Вам предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы подчеркиваете или обводите только выбранное слово, например, «резиновый».

Отвечать надо быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

1. ЛЕС: поляна (Э), муравейник (З), заповедник (О), дрова (П), песок.

2. ЛОСЬ: следы (З), лесник (О), трофей (П), камни, рога (Э).

3. ТРАВА: поливать (О), силос (П), кора, роса (Э), стебель (З).

4. ОЗЕРО: улов (П), шерсть, острова (З), моллюск (Э), очищать (О).

5. МЕДВЕДЬ: паутина, хозяин (Э), малина (З), редкий (О), шкура (П).

6. ДЕРЕВО: осень (Э), кольца (З), вырастить (О), мебель (П), сено.

7. БОЛОТО: головастик (З), заказник (О), торф (П), яблоки, туман (Э).

8. УТКА: запрет (О), жаркое (П), рассвет (Э), ветка, кольцевание (З).

9. РЫБА: жабры (З), серебристая (Э), нерестилище (О), жарить (П), перо.

10. САД: берлога, цветущий (Э), опыление (З), ухаживать (О), урожай (П).

11. БОБР: ловкий (Э), резцы (З), расселение (О), шуба (П), грибы.

12. ПРИРОДА: красота (Э), среда, изучение (З), охрана (О), польза (П).

 

Обработка

 

Подсчитайте по всему тесту количество выбранных слов, имеющих рядом шифр в скобках:

 

Э – эстетическая установка – природа воспринимается личностью как объект красоты;

З – когнитивная установка – природа воспринимается личностью как объект изучения, познания;

О – этическая, природоохранная установка – природа воспринимается личностью как объект охраны;

П – прагматическая установка – природа воспринимается личностью как объект пользы.

Итак, рабочие названия типов установок ЭЗОП – Эмоции, Знания, Охрана, Польза.

 

Пятое слово без шифра является просто отвлекающим и в обработке не участвует.

Анализируют количество и соотношение разных установок в структуре подсознательного восприятия природы.

 

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном соотношении от максимально возможного (от 12), затем им присваиваются соответствующие ранги: 1,11,Ш,1У. Если количество выборов по нескольким шкалам совпадает, то они имеют одинаковый ранг. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Как правило, у испытуемых существует не 1, а 2 преобладающих типа.

Обращаем внимание на шкалы, не имеющие ни одного балла. Это предмет работы и рекомендаций.

 

Проведите анализ и дайте заключение.

 

Пол ______ Возраст _______лет

 

Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических

установок личности «ЭЗОП» (Ясвин В.А., 2000)

 

Вам предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы подчеркиваете или обводите только выбранное слово, например, «резиновый».

Отвечать надо быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

 

1. ЛЕС: поляна, муравейник , заповедник, дрова, песок.

2. ЛОСЬ: следы, лесник, трофей, камни, рога.

3. ТРАВА: поливать, силос, кора, роса, стебель.

4. ОЗЕРО: улов, шерсть, острова, моллюск, очищать.

5. МЕДВЕДЬ: паутина, хозяин, малина, редкий, шкура.

6. ДЕРЕВО: осень, кольца, вырастить, мебель, сено.

7. БОЛОТО: головастик, заказник, торф, яблоки, туман.

8. УТКА: запрет, жаркое, рассвет, ветка, кольцевание.

9. РЫБА: жабры, серебристая, нерестилище, жарить, перо.

10. САД: берлога, цветущий, опыление, ухаживать, урожай.

11. БОБР: ловкий, резцы, расселение, шуба, грибы.

12. ПРИРОДА: красота, среда, изучение, охрана, польза.

 

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Пол ______ Возраст _______лет

 

Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических

установок личности «ЭЗОП» (Ясвин В.А., 2000)

 

Вам предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы подчеркиваете или обводите только выбранное слово, например, «резиновый».

Отвечать надо быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

 

1. ЛЕС: поляна, муравейник , заповедник, дрова, песок.

2. ЛОСЬ: следы, лесник, трофей, камни, рога.

3. ТРАВА: поливать, силос, кора, роса, стебель.

4. ОЗЕРО: улов, шерсть, острова, моллюск, очищать.

5. МЕДВЕДЬ: паутина, хозяин, малина, редкий, шкура.

6. ДЕРЕВО: осень, кольца, вырастить, мебель, сено.

7. БОЛОТО: головастик, заказник, торф, яблоки, туман.

8. УТКА: запрет, жаркое, рассвет, ветка, кольцевание.

9. РЫБА: жабры, серебристая, нерестилище, жарить, перо.

10. САД: берлога, цветущий, опыление, ухаживать, урожай.

11. БОБР: ловкий, резцы, расселение, шуба, грибы.

12. ПРИРОДА: красота, среда, изучение, охрана, польза.

 


Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой

«АЛЬТЕРНАТИВА» (Ясвин В.А., 2000)

 

Инструкция: В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов – А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас и обведите эту букву. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор.

Отвечать лучше быстро, т.к. первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение.

 

  1. Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок

А - с красивой окраской Б - с интересным поведением

  1. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием

А - собирать гербарий лекарственных растений

Б - собирать растения для изготовления настоек

  1. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали бы ученикам

А - о строении животных Б - о том, как ухаживать за животными

  1. В ботаническом саду Вы скорее всего

А - будете любоваться тропическими растениями

Б - захотите получить отросток для выращивания дома

  1. Просматривая книгу о грибах, Вы больше всего обратите внимание

А - на то, как они устроены Б - на то, как их лучше сохранить на зиму

  1. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта

А - цветочных культур Б - плодовых культур

  1. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете

А - стихи хороших поэтов о природе Б - заметки из блокнота натуралиста

  1. Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать

А - в лаборатории Б - на опытной станции

  1. Вы бы завели собаку

А - чтобы ухаживать за ней Б - для охраны квартиры

  1. Вы предпочтете прочесть

А - книгу о красоте природы Б - книгу по уходу за растениями и животными

  1. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы

А - следить за ростом и развитием деревьев

Б - руководить заготовкой ценной древесины

  1. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы предпочтете

поехать туда

А - в мае Б - в августе

Обработка

Методика направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Количество выборов того или иного типа представляется как доля от максимально возможного (от 12).

Подсчитайте число ответов каждого типа в соответствии с ключом и запишите соотношение.

Ключ

 
А Э Пр К Э К Э Э К Пр Э К Э
Б К Пг Пр Пр Пг Пг К Пр Пг Пр Пг Пг

 

Количество выборов по каждой шкале ранжируется, а тип мотивации с наибольшей долей объявляется ведущим. Анализируем также содержание выбранных ответов.

Как правило, наблюдается наличие 2 основных типов мотивации взаимодействия с природой.

Провести анализ и дать заключение.


Пол __________ Возраст _________ лет

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.