Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой
ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Цель занятия: ознакомиться с методиками диагностики экологического сознания
Задание: провести диагностику экологического сознания одного испытуемого, провести анализ и написать общее заключение по результатам приложенных методик.
Для диагностики экологического сознания применимы практически все методы психологической диагностики, от наблюдения до эксперимента.
Такие методы как анкетирование и интервью не всегда бывают эффективными, т.к. есть большая вероятность, что испытуемые будут давать социально желательные ответы относительно их отношения к природе. Поэтому психологическое тестирование дополняет, углубляет и уточняет опрос и экопсихологическое наблюдение.
Основными методами диагностики являются:
1. Проективные – на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом
– экологический вариант теста М.Люшера (В.А.Скребец), где испытуемый передает выбранными цветами символику экологических понятий (например, земля, воздух). В этом отражается информация «значащих переживаний» в отношении экологии жизненной среды;
– методика «Незаконченные предложения» экологического содержания. Например, «Посадка деревьев…», «Экономия электроэнергии …»;
- Модифицированный тест фрустрации Розенцвейга содержит ситуации экологической направленности;
- контент-анализ.
2. Креативные методы – активизируют творческие способности.
- Экологическая сказка, в которой оценивается художественный, мировоззренческий, нравственный потенциал, экологичность;
- Рисуночные тесты «Нарисуй своё жизненное пространство» в паре с «Каким бы ты хотел видеть своё жизненное пространство», «Моя жизненная среда», Экологическая реклама, слоган, логотип;
- Создание экологических проектов и решений в кризисных ситуациях (оценивается по критериям психологии творчества);
3. Тестирование (Шкальные техники)
- Метод семантического дифференциала Ч.Осгуда;
- Тест экоценностных диспозиций (ТЭД);
- Метод полярных профилей (Альтернатива, АШПООС и ООС);
- Натурафил и др;
Значение экологопсихологического тестирования
1. Методики экологической психодиагностики позволяют оценить ценностные ориентации, особенности восприятия, отношения и мотивации деятельности в отношении природы.
2. Сама процедура тестирования служит формированию положительного отношения к природе и жизненной среде в целом.
3. Результаты диагностики помогают оценить эффективность педагогических, психологических и пропагандистских усилий по формированию экоцентрического отношения к природе.
4. Анализ данных диагностики помогает изучать закономерности развития отношения к природе.
Исследование ценностной идентификации с миром природы
Методика Ивановой Т.В. (Вопросы психологии, 1999, №3)
Инструкция: Вам предлагается 8 утверждений, в которых раскрываются различные аспекты взаимодействия человека со средой обитания. Проранжируйте их по степени их актуальности в настоящее время, т.е на 1-е место поставьте то утверждение, которое в наибольшей степени соответствует Вашему пониманию природной среды, на 2-е место – менее, и т.д. Запишите на листе ответов результат.
А 1. Природа – часть национального богатства.
Б 2. Природа - источник познания закономерностей окружающего мира.
В 3. Природа – источник ресурсов для развития экономики и промышленности.
Г 4. Природа – условие нравственного развития человека.
Д 5. Природа – экологическая среда обитания человека.
Е 6. Природа – вдохновитель искусства.
Ж 7. Природа – образец для создания новой техники и технологий.
З 8. Природа – условие гармоничного развития человека.
Обработка
Буквами обозначены ценности
- а/ц - антропоцентрического характера: А, В, Д, Ж
- б/ц - биоцентрического (экоцентрического) характера: Б, Г, Е, З
Просуммируйте поставленные испытуемым ранги для каждой из этих групп отдельно. Получите 2 суммы - от антропоцентрических и биоцентрических ценностей.
Определите коэффициент биоцентричности
∑ б/ц
Кб/ц = -----------;
∑ а/ц
Если К б/ц > 1 – преобладание биоцентризма;
Если К б/ц < 1 – преобладание антропоцентризма;
Если К б/ц ≈ 1 – сбалансированность ценностных ориентаций в отношении природы
Диапазон значений лежит в пределах 0.38 – 2.6
При анализе обращайте внимание на содержательную сторону утверждений. Отмечайте, что наиболее выражено, что наименее.
Напишите заключение.
Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических
Установок личности «ЭЗОП» (Ясвин В.А., 2000)
Инструкция: Вам предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы подчеркиваете или обводите только выбранное слово, например, «резиновый».
Отвечать надо быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
1. ЛЕС: поляна (Э), муравейник (З), заповедник (О), дрова (П), песок.
2. ЛОСЬ: следы (З), лесник (О), трофей (П), камни, рога (Э).
3. ТРАВА: поливать (О), силос (П), кора, роса (Э), стебель (З).
4. ОЗЕРО: улов (П), шерсть, острова (З), моллюск (Э), очищать (О).
5. МЕДВЕДЬ: паутина, хозяин (Э), малина (З), редкий (О), шкура (П).
6. ДЕРЕВО: осень (Э), кольца (З), вырастить (О), мебель (П), сено.
7. БОЛОТО: головастик (З), заказник (О), торф (П), яблоки, туман (Э).
8. УТКА: запрет (О), жаркое (П), рассвет (Э), ветка, кольцевание (З).
9. РЫБА: жабры (З), серебристая (Э), нерестилище (О), жарить (П), перо.
10. САД: берлога, цветущий (Э), опыление (З), ухаживать (О), урожай (П).
11. БОБР: ловкий (Э), резцы (З), расселение (О), шуба (П), грибы.
12. ПРИРОДА: красота (Э), среда, изучение (З), охрана (О), польза (П).
Обработка
Подсчитайте по всему тесту количество выбранных слов, имеющих рядом шифр в скобках:
Э – эстетическая установка – природа воспринимается личностью как объект красоты;
З – когнитивная установка – природа воспринимается личностью как объект изучения, познания;
О – этическая, природоохранная установка – природа воспринимается личностью как объект охраны;
П – прагматическая установка – природа воспринимается личностью как объект пользы.
Итак, рабочие названия типов установок ЭЗОП – Эмоции, Знания, Охрана, Польза.
Пятое слово без шифра является просто отвлекающим и в обработке не участвует.
Анализируют количество и соотношение разных установок в структуре подсознательного восприятия природы.
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном соотношении от максимально возможного (от 12), затем им присваиваются соответствующие ранги: 1,11,Ш,1У. Если количество выборов по нескольким шкалам совпадает, то они имеют одинаковый ранг. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Как правило, у испытуемых существует не 1, а 2 преобладающих типа.
Обращаем внимание на шкалы, не имеющие ни одного балла. Это предмет работы и рекомендаций.
Проведите анализ и дайте заключение.
Пол ______ Возраст _______лет
Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических
установок личности «ЭЗОП» (Ясвин В.А., 2000)
Вам предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы подчеркиваете или обводите только выбранное слово, например, «резиновый».
Отвечать надо быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
1. ЛЕС: поляна, муравейник , заповедник, дрова, песок.
2. ЛОСЬ: следы, лесник, трофей, камни, рога.
3. ТРАВА: поливать, силос, кора, роса, стебель.
4. ОЗЕРО: улов, шерсть, острова, моллюск, очищать.
5. МЕДВЕДЬ: паутина, хозяин, малина, редкий, шкура.
6. ДЕРЕВО: осень, кольца, вырастить, мебель, сено.
7. БОЛОТО: головастик, заказник, торф, яблоки, туман.
8. УТКА: запрет, жаркое, рассвет, ветка, кольцевание.
9. РЫБА: жабры, серебристая, нерестилище, жарить, перо.
10. САД: берлога, цветущий, опыление, ухаживать, урожай.
11. БОБР: ловкий, резцы, расселение, шуба, грибы.
12. ПРИРОДА: красота, среда, изучение, охрана, польза.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Пол ______ Возраст _______лет
Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических
установок личности «ЭЗОП» (Ясвин В.А., 2000)
Вам предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы подчеркиваете или обводите только выбранное слово, например, «резиновый».
Отвечать надо быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
1. ЛЕС: поляна, муравейник , заповедник, дрова, песок.
2. ЛОСЬ: следы, лесник, трофей, камни, рога.
3. ТРАВА: поливать, силос, кора, роса, стебель.
4. ОЗЕРО: улов, шерсть, острова, моллюск, очищать.
5. МЕДВЕДЬ: паутина, хозяин, малина, редкий, шкура.
6. ДЕРЕВО: осень, кольца, вырастить, мебель, сено.
7. БОЛОТО: головастик, заказник, торф, яблоки, туман.
8. УТКА: запрет, жаркое, рассвет, ветка, кольцевание.
9. РЫБА: жабры, серебристая, нерестилище, жарить, перо.
10. САД: берлога, цветущий, опыление, ухаживать, урожай.
11. БОБР: ловкий, резцы, расселение, шуба, грибы.
12. ПРИРОДА: красота, среда, изучение, охрана, польза.
Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой
«АЛЬТЕРНАТИВА» (Ясвин В.А., 2000)
Инструкция: В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов – А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас и обведите эту букву. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор.
Отвечать лучше быстро, т.к. первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение.
- Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок
А - с красивой окраской Б - с интересным поведением
- Вы бы сочли для себя более подходящим занятием
А - собирать гербарий лекарственных растений
Б - собирать растения для изготовления настоек
- Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали бы ученикам
А - о строении животных Б - о том, как ухаживать за животными
- В ботаническом саду Вы скорее всего
А - будете любоваться тропическими растениями
Б - захотите получить отросток для выращивания дома
- Просматривая книгу о грибах, Вы больше всего обратите внимание
А - на то, как они устроены Б - на то, как их лучше сохранить на зиму
- Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта
А - цветочных культур Б - плодовых культур
- Купив календарь природы, Вы сначала прочтете
А - стихи хороших поэтов о природе Б - заметки из блокнота натуралиста
- Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать
А - в лаборатории Б - на опытной станции
- Вы бы завели собаку
А - чтобы ухаживать за ней Б - для охраны квартиры
- Вы предпочтете прочесть
А - книгу о красоте природы Б - книгу по уходу за растениями и животными
- Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы
А - следить за ростом и развитием деревьев
Б - руководить заготовкой ценной древесины
- Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы предпочтете
поехать туда
А - в мае Б - в августе
Обработка
Методика направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Количество выборов того или иного типа представляется как доля от максимально возможного (от 12).
Подсчитайте число ответов каждого типа в соответствии с ключом и запишите соотношение.
Ключ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А
| Э
| Пр
| К
| Э
| К
| Э
| Э
| К
| Пр
| Э
| К
| Э
| Б
| К
| Пг
| Пр
| Пр
| Пг
| Пг
| К
| Пр
| Пг
| Пр
| Пг
| Пг
|
Количество выборов по каждой шкале ранжируется, а тип мотивации с наибольшей долей объявляется ведущим. Анализируем также содержание выбранных ответов.
Как правило, наблюдается наличие 2 основных типов мотивации взаимодействия с природой.
Провести анализ и дать заключение.
Пол __________ Возраст _________ лет
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|