Сделай Сам Свою Работу на 5

Предметная активность. Норма — подолгу занимаются с игрушками (рвут, перетягивают друг у друга, прячут, ищут, находят, закапывают и т. д.) — 3 балла.





Несовершенная форма —незначительное снижение предметной активности по сравнению с однопометниками — 2 балла.

Намеченность —слабый интерес к игрушкам, сводящийся к исследовательской реакции (обнюхивание, осматривание) — 1 балл.

Отсутствие —отсутствие реакции на игрушки, проявление ориентировочной реакции только на незнакомые предметы — 0 баллов.

Эмоциональные реакции. Норма —проявление игровой агрессии, выражение поведения привязанности по отношению к матери и людям, активная вокализация в состоянии тревоги — 3 балла.

Несовершенная форма —проявление излишней агрессии или покорности по отношению к однопометникам, неярко выраженное поведение привязанности по отношению к людям, слабая вокализация в состоянии тревоги или неадекватная вокализация — 2 балла.

Намеченность —неярко выраженное поведение привязанности по отношению к хозяину. Настороженность или страх в отношении других людей, неадекватная вокализация — 1 балл.

Отсутствие —трусливое отношение к людям — 0 баллов.

7–10 недель

Двигательное и сенсорное развитие. Норма —начало прогулок с матерью, щенки осваивают территорию, находящуюся на достаточно значительном расстоянии от места, щенки хорошо ориентируются в знакомой обстановке, следуют за матерью и человеком, по запаху находят запрятанные игрушки — 3 балла.



Несовершенная форма —у щенков нет возможности в достаточной степени освоить отдаленную территорию (например, при содержании в квартире или небольшом питомнике, когда прогулки происходят в пределах территории питомника или пятиминутные прогулки на территории двора дома, когда щенков выводят по одному и без матери) — 2 балла.

Намеченность —щенков отсаживают от матери в отдельный вольер или разрешают обследовать территорию в пределах квартиры, не осуществляя прогулок — 1 балл.

Отсутствие —щенков держат в загоне, не позволяя выходить за его пределы — 0 баллов.

Взаимодействие с людьми и собаками. Норма —подкрадывание к другим щенкам, погоня и нападение на них, хождение кругами вокруг других щенков, размахивая хвостом, вздыбливание шерсти, рычание и демонстрация зубов однопометникам, активная игровая хватка. В отношении взрослых собак — поза подчинения, проявление значительного интереса к другим собакам. Попытки следовать на улице за незнакомыми людьми, проявление особого интереса к детям — 3 балла.



Несовершенная форма —пассивное подчинение игре других щенков, настороженное отношение к людям, кроме хозяина — 2 балла.

Намеченность —щенки не приближаются к людям, при попытке взять их на руки громко скулят, в то же время активно общаются с другими собаками. Либо не боятся, но избегают общения с собаками. При приближении к ним другой взрослой собаки опрокидываются на спинку и громко кричат, не пытаются вступать в контакт, либо пускаются в бегство — 1 балл.

Отсутствие —щенки избегают как людей, так и собак, при попытке приблизиться спасаются бегством, либо громко кричат, не опрокидываясь на спину, а замирая в позе эмбриона — 0 баллов.

Действия с предметами. Норма —щенки активно исследуют новые предметы, пытаются гнаться за движущимися предметами, в том случае, когда предметы движутся не на них. В случае движения предмета на щенка, щенок отбегает на некоторое расстояние. Начинает проявляться активная игровая деятельность с предметами — щенки перетягивают предметы друг у друга, толкают лапами, грызут, подбрасывают в воздух — 3 балла.

Несовершенная форма —щенки проявляют реакцию страха на новые предметы, пока не привыкнут к ним, после чего их действия с предметами не отличаются от норматива — 2 балла.

Намеченность —отношение к новым предметам настороженное и пассивное, исследовательская активность проявляется только как подражание действиям значимых других и быстро угасает — 1 балл.



Отсутствие —щенок избегает любого взаимодействия с новыми предметами — 0 баллов.

Эмоциональные реакции. Норма запечатление образов, связанных со страхом (т. е. кто-то или что-то напугавшее щенка в этом периоде, прочно откладывается в памяти животного и в дальнейшей жизни вызывает страх, следовательно, в это время щенков нежелательно отделять от привычной среды); проявление дружелюбного любопытства и исследовательской активности по отношению к людям и другим собакам — 3 балла.

Несовершенная форма —излишне осторожное отношение к людям и другим собакам в начале знакомства либо слишком активное и бесстрашное поведение по отношению к любым новым субъектам. Образов, связанных со страхом, запечатлено излишне много — 2 балла.

Намеченность —трусливое, пассивно-оборонительное поведение по отношении к людям и другим собакам с затрудненной и длительной (до нескольких дней) адаптацией. Запечатление образов, связанных со страхом, произошло в непривычной обстановке или стимулы, вызвавшие страх, были излишне сильными, что привело к развитию фобий — 1 балл.

Отсутствие —образы, связанные со страхом, не были запечатлены, что в дальнейшей жизни приводит к безрассудному поведению — 0 баллов.

10–16 недель

Двигательное и сенсорное развитие. Норма —щенки в этом периоде крайне любопытны, активно занимаются ориентировочно-исследовательской деятельностью, расширяют освоение окружающей среды. Совершают достаточно длительные прогулки в разнообразных местах. Активно воспринимают и запоминают новые запахи, новые места, пытаются осваивать новые виды движений — забираются вверх и спускаются вниз по лестнице, пытаются перепрыгивать через небольшие препятствия и пр. — 3 балла.

Несовершенная форма —у щенка нет возможности для активной ориентировочной деятельности в силу кратковременных прогулок в местах, расположенных близко к дому — 2 балла.

Намеченность —щенок содержится в вольере с другими собаками, прогулки не осуществляются, следовательно, двигательная и сенсорная активность ограничена пределами вольера, что приводит к частичной депривации и замедляет развитие — 1 балл.

Отсутствие —щенок содержится один в вольере, прогулки не осуществляются — 0.

Взаимодействие с людьми и собаками. Норма —этот период наиболее благоприятен для адаптации в новом окружении (с новым хозяином). Для щенка крайне важна потребность в контакте, животные начинают усваивать социально-приемлемые формы выражения эмоций. Другим необходимым аспектом развития в этом периоде является потребность в игре. В процессе игры у животных формируется психический образ окружающего мира, включающий и образ собственных действий в этом мире — 3 балла.

Несовершенная форма —щенок не попадает в этом периоде к новому хозяину, а общение заводчика со щенками, как правило, занимает меньше времени, чем полноценное общение собаки с хозяином. Игра со сверстниками развита, но щенку не хватает манипуляций с предметами.

Либо щенок обретает хозяина, но тот не может уделять достаточно времени собаке, оказавшейся в новом окружении и без привычных игр с однопометниками. Оставаясь в одиночестве в новом доме, щенок испытывает тревогу и фрустрацию, вследствие невозможности контакта. Впоследствии это может вылиться в страх одиночества (выражаемый лаем, воем, деструктивным поведением), если хозяин не научит собаку оставаться в одиночестве. В этом варианте у щенков, как правило, много возможностей для игр с предметами, но не хватает общения с представителями своего вида, что может приводить к последующей трусливой или агрессивной реакции на других собак.

У щенка нет возможности для активной ориентировочной деятельности в силу кратковременных прогулок в местах, расположенных близко к дому — 2 балла.

Намеченность — щенок живет в вольере, контакт с человеком ограничивается кормлением и короткими прогулками на поводке, что не дает животному возможности усвоить социально приемлемые для жизни в человеческой семье правила и недостаточно развивает ориентировочную деятельность. Игры ограничены игрой со сверстниками, содержащимися в вольере.

В другом варианте щенок попадает к новому хозяину, который пытается воспитывать собаку, формируя непрерывную цепь запретов и наказаний. Что будет приводить к невротизации, робости, неуверенности в себе — 1 балл.

Отсутствие — щенок содержится один в вольере, общение с человеком ограничивается двухразовым кормлением, общения с другими собаками нет — 0 баллов.

Действия с предметами. Норма —щенок пытается подражать действиям взрослых собак с предметами (а иногда и людей, например, когда видит, что, потянув за ручку, можно открыть дверь и пр.) Действия с крупными кусками пищи (мясо, кости) становятся уверенными: щенки придерживают еду передними лапами и рвут зубами — 3 балла.

Несовершенная форма —то же, что и в случае нормы, но щенки не пытаются подражать действиям людей — 2 балла.

Намеченность —щенки играют с предметами и научаются разделывать пищу, но не пытаются подражать другим особям в действиях с предметами — 1 балл.

Отсутствие —щенки не играют с предметами и не умеют разделывать пищу (в силу того, что не получают корм, который требовал бы разделывания, либо в результате искусственного вскармливания, когда щенок не совершал «молочных шажков») — 0 баллов.

Эмоциональные реакции. Норма —щенок усваивает состав своей семьи-стаи (люди и животные), знакомится с другими собаками во время прогулок, определяет их половозрастную принадлежность и воспринимает особей запечатленных видов дружелюбно, с симпатией — 3 балла.

Несовершенная форма —щенок запечатлевает часть семьи-стаи как социальных партнеров, часть — как источник аверсивных раздражителей (например, дети, играющие со щенком слишком грубо, или постоянно нападающая на щенка кошка и пр.). Либо щенок, которому хозяева не дают полноценно общаться с другими собаками во время прогулок, не воспринимает других собак как социальных партнеров и боится их — 2 балла.

Намеченность —в результате частичной депривации щенок не запечатлевает людей как социальных партнеров, боится их и старается избегать, но находится в партнерских отношениях с другими собаками — 1 балл.

Отсутствие —в результате депривации щенок не воспринимает ни людей, ни собак в качестве социальных партнеров — 0 баллов.

4,5–7 месяцев

Двигательное и сенсорное развитие. Норма —значительная часть времени у животных в этом периоде направляется на обучение (охоте, если речь идет о диких животных, или неким социальным навыкам, если речь идет о домашней собаке) — 3 балла.

Несовершенная форма —проявляется легкий негативизм во время облигатного (в данном случае навязанного хозяином) обучения, но показывает хорошие результаты в факультативном обучении (путем подражания) — 2 балла.

Намеченность —собака с трудом поддается обучению либо проявляет сильный негативизм при обучении — 1 балл.

Отсутствие —собаку ничему не обучают облигатно, и сама собака ничему не научается факультативно — 0 баллов.

Взаимодействие с людьми и собаками. Норма —в этом периоде собака начинает усваивать для себя субординационные отношения в своей семье-стае. На этом этапе собака уже будет пытаться хотя бы чуть-чуть повысить свой ранг, если представится такая возможность — 3 балла.

Несовершенная форма —собака слишком активно пытается повысить свой ранг — 2 балла.

Намеченностьсобака пассивна в определении своего статуса — 1 балл.

Отсутствие —собака не усваивает свой ранг в семье и ведет себя нестабильно (чаще нестабильное поведение проявляется в виде защитной агрессии) — 0 баллов.

Действия с предметами. Норма —в этом периоде собака усовершенствует действия с предметами, которым она научилась раньше, и научается новым действиям путем облигатного и факультативного обучения — 3 балла.

Несовершенная форма —собаку не обучают действиям с предметами во время начального курса дрессировки, либо собака не хочет выполнять такие действия, однако обучается действиям с предметами методом подражания — 2 балла.

Намеченность и отсутствие —см. нормативы предыдущего возраста.

Эмоциональные реакции. Норма —у щенков начинают проявляться эмоциональные реакции в зависимости от породной группы (охотничье, бойцовое, пастушье, территориально-охранное и прочее поведение). Собаки хорошо адаптированы к жизни в своем окружении (дома и на прогулках) — 3 балла.

Несовершенная форма —породные особенности (охотничье, бойцовое, пастушье, территориально-охранное и прочее поведение) проявляются слабо, собаки не слишком хорошо адаптированы (например, боязнь скопления людей и собак, боязнь транспорта, громких звуков) — 2 балла.

Намеченность —породные особенности проявляются слабо, по отношению к посторонним людям и собакам реакция настороженная или трусливая, собаки не слишком хорошо адаптированы — 1 балл.

Отсутствие —породные особенности не проявляются, по отношению к людям и собакам, даже членам семьи-стаи, реакция трусливая или агрессивная, собака не адаптирована к жизни в своем окружении (паническая боязнь людей, транспорта, выстрелов и пр.) — 0 баллов.

7,5–18 месяцев

Двигательное и сенсорное развитие. Норма —в зависимости от породы в этом возрастном периоде собаки достигают двигательных и сенсорных возможностей взрослых особей — 3 балла.

Несовершенная форма —часть двигательного комплекса, присущего взрослой собаке, не сформирована, некоторые движения, например, бег по пересеченной местности, прыжки, движения в тесном пространстве, продолжают оставаться по-щенячьи неловкими — 2 балла.

Намеченность или отсутствие —у собаки не сформирована значительная часть движений и сенсорных навыков, присущих взрослой особи. (В зависимости от породы это может быть плохая охотничья стойка, плохой захват, неправильный бег, неэффективное следование по следу и т. д.) — 0–1 балл.

Взаимодействие с людьми и собаками. Норма —собака активно пытается занять достаточно высокое место в иерархической структуре семьи и во взаимоотношениях с другими собаками на прогулках. При условии, что хозяин отчетливо устанавливает для собаки ее статус дома, и животное достаточно социализировано в отношениях с другими собаками на прогулках, собака усваивает и удерживает свой статус в микро-(семья) и макро-(на улице) сообществе — 3 балла.

Несовершенная форма —животное установило свой ранг в семье, но не может установить его во время прогулок. Поведение собаки по отношению к посторонним людям и собакам неустойчивое (от агрессивного до трусливого) — 2 балла.

Намеченность —животное периодически делает попытки повысить свой ранг в семье либо легко уступает его другим членам семьи (например, другим животным, появившимся в доме). Животное не может установить свой статус во время прогулок, проявляя поведение подчинения по отношению ко всем встреченным собакам и посторонним людям — 1 балл.

Отсутствие —собака не установила свой ранг в семье (например, из-за смены членов семьи — развод, разъезд с родителями и пр.) и не может установить свой статус во время прогулок — 0 баллов.

Действия с предметами. Норма — собака усвоила все облигатные действия с предметами, которым обучал ее хозяин (апортировка, езда в упряжке и пр.), знает много действий с предметами, которым научилась факультативно (например, открывает дверь, нажав носом или лапой на ручку или поворачивает ручку зубами, умеет открывать холодильник или снимать крышку с кастрюли и пр.), и продолжает факультативное обучение — 3 балла.

Несовершенная форма —собака усвоила все облигатные действия с предметами, но не обучилась факультативным действиям — 2 балла.

Намеченность —собака не усвоила в полном объеме облигатные действия с предметами — 1 балл.

Отсутствие —собака не усвоила ни облигатных, ни факультативных действий с предметами — 0 баллов.

Эмоциональные реакции. Норма —собака адекватно и в полном объеме реагирует на ситуации, где необходимо проявление породных признаков. Проявляет индифферентное отношение к посторонним людям во время прогулок, проявляет индифферентное или дружелюбное отношение к другим собакам во время прогулок — 3 балла.

Несовершенная форма —собака адекватно и в полном объеме реагирует на ситуации, где необходимо проявление породных признаков, однако проявляет агрессивное или трусливое отношение к посторонним людям и другим собакам во время прогулок — 2 балла.

Намеченность —собака не в полном объеме реагирует на ситуации, где необходимо проявление породных признаков, проявляет агрессивное или трусливое отношение к посторонним людям и другим собакам во время прогулок — 1 балл.

Отсутствие —собака проявляет неадекватные эмоциональные реакции в ситуациях, когда необходимо проявление породных признаков, проявляет агрессивное или трусливое отношение к посторонним людям и другим собакам во время прогулок — 0 баллов.

 

Клинический случай.Среднеазиатская овчарка, кобель, наблюдался с рождения до 2 лет.

Причина наблюдения. Жалобы на расстройство привязанности: «мы столько для него делаем, а он нас не любит, вяло встречает, почти не радуется».

Анамнез. Щенок был рожден в питомнике автора и в первые дни жизни обнаруживал отставания в развитии. Так, его приходилось подкладывать под суку, он быстро уставал сосать, был крайне вялым. Существенных изменений в поведении не происходило до 3 недель, когда было принято решение об усыплении. Приблизительно в это время одна из клиенток питомника пришла выбирать себе щенка и, узнав о судьбе данной собаки, сказала, что возьмет именно ее.

Щенок попал к новым хозяевам в возрасте 4 недель. Он продолжал оставаться вялым, ослабленным, аппетит был снижен, щенок демонстрировал признаки быстрой утомляемости.

В возрасте 8 недель хозяева проверили здоровье собаки в ветеринарной клинике. У щенка было выявлено системное заболевание соединительной ткани по типу красной волчанки. Было начато интенсивное лечение, которое давало лишь кратковременные симптоматические улучшения.

В процессе лечения хозяева, боявшиеся инфекций, не позволяли собаке общаться с другими собаками на улице. Заметив, что собака проявляет признаки беспокойства при появлении новых людей дома, хозяева также исключили общение собаки со всеми людьми, кроме членов семьи (перед приходом гостей собаку запирали в спальне). Физические нагрузки и игры были резко ограничены. Питание подавалось в подогретом, протертом виде. Так как у собаки периодически наблюдались резкие ухудшения самочувствия, хозяева (семейная пара и их взрослая дочь) организовали рабочий график так, чтобы дома с собакой все время кто-нибудь находился.

В возрасте 2 лет собака погибла от острой почечной недостаточности.

 

Рассмотрим развитие данной собаки.

 

Первые часы и дни жизни

Двигательное и сенсорное развитие. Намеченность — щенка подкладывают под суку, сосет вяло, быстро устает, не пытается совершать сосательные шажки — 1 балл.

Эмоциональное развитие. Намеченность — щенок тихо поскуливает и быстро засыпает, так и не насытившись — 1 балл.

Итого: 2 балла из 6. Индекс развития — 1/3.

 

8–11 дней

Двигательное и сенсорное развитие. Несовершенная форма — глаза открываются с задержкой на несколько дней, щенок не совершает активных «молочных шажков» — 2 балла.

Эмоциональное развитие — намеченность — 1 балл.

Итого 3 балла из 6. Индекс развития — 1/2.

 

15–20 дней

Двигательное и сенсорное развитие. Норма — щенки начинают слышать, видят, удерживают в поле зрения движущийся предмет до 15 см в одном направлении, вздрагивают и моргают при резком звуке — 3 балла.

Эмоциональное развитие. Норма — у щенков начинает проявляться индивидуальный темперамент — 1 балл.

Взаимодействия с другими собаками. Отсутствие — не делает попыток «завоевать» сосок — 0 баллов.

Итого: 4 балла из 9. Индекс развития — 4/9.

 

12–20 дней

Двигательное и сенсорное развитие. Намеченность — щенки боятся отходить от гнезда, жмутся к братьям и сестрам — 1 балл.

Эмоциональное развитие. Намеченность — комплекс оживления возникает редко, на непродолжительное время. Не сопровождается вокализацией — 1 балл.

Взаимодействие с другими собаками. Намеченность — 1 балл.

Итого 3 балла из 9. Индекс развития 1/3.

 

18–25 дней

Двигательное и сенсорное развитие. Намеченность — слабо выраженная ориентировочная деятельность, плохая координация движений — 1 балл.

Взаимодействие с людьми и собаками. Норма — щенки домашней собаки запечатлевают образ матери и образ хозяина как представителей своего вида, обследуют всех новых людей — 3 балла.

Эмоциональные реакции. Несовершенная форма — слабое проявление или неравномерное позитивных эмоций в отношении хозяина, настороженность по отношению к людям, проявление излишней агрессии или пассивности в отношении однопометников и матери — 2 балла.

Итого 4 балла из 9. Индекс развития 4/9.

 

4–6 недель

Двигательное и сенсорное развитие. Намеченность — слабые реакции или отсутствие реакций на раздражители какой-либо модальности, значительная задержка в прорезывании нижних резцов и премоляров, отсутствие попыток лакать, слабый интерес к игрушкам — 1 балл.

Взаимодействие с собаками и человеком. Намеченность — значительное снижение игровой активности по сравнению с однопометниками, настороженное, но не трусливое отношение к людям — 1 балл.

Предметная активность. Намеченность — слабый интерес к игрушкам, сводящийся к исследовательской реакции (обнюхивание, осматривание) — 1 балл.

Эмоциональные реакции. Намеченность — неярко выраженное поведение привязанности по отношению к хозяину. Настороженность или страх в отношении других людей, неадекватная вокализация — 1 балл.

Итого 4 балла из 12. Индекс развития 1/3.

 

7–10 недель

Двигательное и сенсорное развитие. Несовершенная форма — у щенков нет возможности в достаточной степени освоить отдаленную территорию (например, при содержании в квартире или небольшом питомнике, когда прогулки происходят в пределах территории питомника или пятиминутные прогулки на территории двора дома, когда щенков выводят по одному и без матери) — 2 балла.

Взаимодействие с людьми и собаками. Несовершенная форма — пассивное подчинение игре других щенков, настороженное отношении к людям, кроме хозяина — 2 балла.

Действия с предметами. Намеченность — отношение к новым предметам настороженное и пассивное, исследовательская активность проявляется только как подражание действиям значимых других и быстро угасает — 1 балл.

Эмоциональные реакции. Норма — запечатление образов, связанных со страхом, (т. е. в это время щенков нежелательно отделять от привычной среды), проявления дружелюбного любопытства и исследовательской активности по отношению к людям и другим собакам — 3 балла.

Итого 8 баллов из 12. Индекс развития 2/3.

 

10–16 недель

Двигательное и сенсорное развитие. Несовершенная форма — у щенка нет возможности для активной ориентировочной деятельности в силу кратковременных прогулок в местах, расположенных близко к дому — 2 балла.

Взаимодействие с людьми и собаками. Намеченность — щенок живет в вольере, контакт с человеком ограничивается кормлением и короткими прогулками на поводке, что не дает животному возможности усвоить социально приемлемые для жизни в человеческой семье правила и недостаточно развивает ориентировочную деятельность. Игры ограничены игрой со сверстниками, содержащимися в вольере.

В другом варианте щенок попадает к новому хозяину, который пытается воспитывать собаку, формируя непрерывную цепь запретов и наказаний. Что будет приводить к невротизации, робости, неуверенности в себе — 1 балл.

Действия с предметами. Отсутствие — щенки не играют с предметами и не умеют разделывать пищу (в силу того, что не получают корм, который требовал бы разделывания, либо в результате искусственного вскармливания, когда щенок не совершал «молочных шажков») — 0 баллов.

Эмоциональные реакции. Несовершенная форма — щенок запечатлевает часть семьи-стаи как социальных партнеров, часть — как источник аверсивных раздражителей (например, дети, играющие со щенком слишком грубо, или постоянно нападающая на щенка кошка и пр.). Либо щенок, которому хозяева не дают полноценно общаться с другими собаками во время прогулок, не воспринимает других собак как социальных партнеров — 2 балла.

Итого 5 баллов из 12. Индекс развития 5/12.

 

4,5–7 месяцев

Двигательное и сенсорное развитие. Намеченность — собака с трудом поддается обучению, либо проявляет сильный негативизм при обучении — 1 балл.

Взаимодействие с людьми и собаками. Намеченность — собака пассивна в определении своего статуса — 1 балл.

Действия с предметами. Несовершенная форма — собаку не обучают действиям с предметами во время начального курса дрессировки, либо собака не хочет выполнять такие действия, однако, обучается действиям с предметами методом подражания — 2 балла.

Эмоциональные реакции. Несовершенная форма — породные особенности проявляются слабо, собаки не слишком хорошо адаптированы (например, боязнь скопления людей и собак, боязнь транспорта, громких звуков) — 2 балла.

Итого 6 баллов из 12. Индекс развития — 1/2.

 

7,5–18 месяцев

Двигательное и сенсорное развитие. Намеченность или отсутствие — у собаки не сформирована значительная часть движений и сенсорных навыков, присущих взрослой особи (в зависимости от породы это может быть плохая охотничья стойка, плохой захват, неправильный бег, неэффективное следование по следу и т. д.) — 0–1 балл.

Взаимодействие с людьми и собаками. Несовершенная форма — животное установило свой ранг в семье, но не может установить его во время прогулок. Поведение собаки по отношению к посторонним людям и собакам неустойчивое (от агрессивного до трусливого) — 2 балла.

Действия с предметами. Норма — собака усвоила все облигатные действия с предметами, которым обучил ее хозяин (апортировка, езда в упряжке и пр.), знает много действий с предметами, которым научилась факультативно (например, открывает дверь, нажав носом или лапой на ручку или поворачивает ручку зубами, умеет открывать холодильник или снимать крышку с кастрюли и пр.), и продолжает факультативное обучение — 3 балла.

Эмоциональные реакции. Несовершенная форма — собака адекватно и в полном объеме реагирует на ситуации, где необходимо проявление породных признаков, однако проявляет агрессивное или трусливое отношение к посторонним людям и другим собакам во время прогулок — 2 балла.

Итого 8 баллов из 12. Индекс развития — 2/3.

 

Вывод. Мы видим, что на протяжении всей жизни данная собака демонстрировала задержки в развитии, вызванные гиперопекой со стороны хозяев в связи с соматическим заболеванием.

Приложение 3

Определение характера взаимодействия хозяина с собакой

Инструкция к тесту. Опросник содержит 15 групп утверждений. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Прочтите внимательно все три утверждения в каждой группе и выберите одно, которое в наибольшей степени соответствует Вашим действиям в отношении собаки в разных ситуациях. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующей буквой.

1.

А. Вы требуете, чтобы собака подчинялась Вам беспрекословно.

Б. Вы даете собаке некоторую свободу, требуя от нее абсолютного послушания лишь тогда, когда считаете это необходимым.

В. Вы не требуете от собаки послушания, главное, что она любит Вас и членов Вашей семьи. В случае необходимости всегда можно договориться с собакой с помощью хитрости или угощения.

2.

А. Вы никогда не просите собаку, считаете, что хозяин должен приказывать и настаивать.

Б. Вы считаете, что иногда правильно попросить собаку о чем-то.

В. Вы не умеете приказывать.

3.

А. Вы стараетесь, чтобы в Ваше отсутствие в семье был кто-то, кто сможет выполнять обязанности хозяина не менее эффективно, чем Вы.

Б. Вы как-то не задумывались об этом.

В. У Вас нет необходимости в этом, собака воспитана так, что и без Вас ведет себя идеально.

4.

А. Вас больше волнует послушание собаки, а не то, почему она выполняет то или иное требование. В конце концов, Вы ее кормите, предоставляете кров, она должна платить Вам преданностью и послушанием.

Б. Раз уж так получилось, что Вы занимаетесь собакой (хотя ее приобретали жене, мужу, теще, детям), то пусть она хотя бы слушается.

В. Для Вас важно, чтобы между Вами и животным сложились действительно дружеские отношения.

5.

А. Вы поощряете проявление собакой инициативы.

Б. Вы не приветствуете проявление собакой инициативы.

В. Вы не уверены, что собаке следует разрешать проявлять инициативу.

6.

А. Если собака проявляет негативизм (демонстративно не слушается, даже рычит), Вы не задумываетесь, почему она это делает. Для Вас очевидно, что такое поведение следует пресекать.

Б. В случае проявления негативизма собакой Вы стараетесь понять, почему это происходит, и принять меры.

В. В случае проявления негативизма собакой, Вы полагаете, что Вы — никудышный дрессировщик. Для Вас очевидно, что управления собакой — не Ваше дело.

7.

А. Вам бы хотелось уменьшить свою ответственность в управлении собакой, разделив ее с другими членами семьи.

Б. Вы понимаете, что полностью отвечаете за поведение собаки.

В. Вы бы хотели, чтобы собакой занимался кто-нибудь другой в семье или специальный дрессировщик.

8.

А. Вы не допускаете, чтобы кто-то давал Вам советы, как Вам следует обращаться со своей собакой.

Б. Вы готовы следовать указаниям знакомых относительно воспитания собаки.

В. Вы регулярно советуетесь со знакомыми и специалистами, но, прежде чем следовать чьим-либо рекомендациям, взвешиваете, насколько эти рекомендации подходят конкретно Вам и Вашей собаке.

9.

А. Иногда Вы проявляете грубость по отношению к собаке.

Б. Иногда Вы равнодушно относитесь к тому, что собака явно нарушает предписанные правила.

В. Вы ведете себя по отношению к собаке последовательно, заняв твердую позицию, что ей делать можно, а чего нельзя ни при каких обстоятельствах.

10.

А. В критических ситуациях собака перестает Вас слушаться.

Б. В критических ситуациях Вы управляете собакой более жестко, чем обычно.

В. В критических ситуациях Вы ведете себя с собакой, как обычно.

11.

А. Если вы сталкиваетесь в воспитании собаки с проблемой, с которой плохо знакомы, стараетесь решить проблему самостоятельно.

Б. В таких ситуациях обращаетесь за помощью.

В. Столкнувшись с незнакомой проблемой, надеетесь, что это проблема роста, и что рано или поздно она разрешится.

12.

А. Вы не можете сказать, что Вы слишком требовательный хозяин.

Б. Вы считаете, что Вы требовательны, но справедливы.

В. Вы уверены, что главное в воспитании собаки — строгость и не позволяете ей ослушаться.

13.

А. В процессе воспитания собаки Вы используете малейший повод, чтобы похвалить ее.

Б. Вы добиваетесь именно того результата, который хотели получить и строго контролируете собаку.

В. У Вас нет времени на регулярные занятия по обучению и воспитанию собаки и Вы занимаетесь этим от случая к случаю.

14.

А. Вы умеете добиваться от собаки послушания.

Б. Вы часто вынуждены ругать собаку за непослушание.

В. К сожалению, вы не можете влиять на поведение собаки.

15.

А. В Вашем присутствии собака напряжена, находится в постоянной готовности выполнить Вашу команду.

Б. В Вашем присутствии собака может расслабиться, но с удовольствием приступает к выполнению Ваших команд, если вы того захотите.

В. К сожалению, в силу Вашей занятости собака большей частью предоставлена самой себе.

Ключ к тесту

д — директивный компонент, р — разрешительный компонент, к — коллегиальный компонент.

 

Директивныйкомпонент в воспитании собаки означает склонность к жесткой формальной дисциплине, нежелание признавать свои ошибки, стремление к власти. Уверенность в себе, жесткой контроль за действиями животного.

Разрешительныйкомпонент означает снисходительность к собаке, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, последовательного контроля, либеральность, склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальныйкомпонент означает, что требовательность и контроль сочетаются с творческим подходом и осознанием причин нежелательного поведения собаки, а также принятием вины за свои ошибки и осознанным стремлением их исправить.

В результате обработки теста по тому, каких компонентов будет больше в результате (д, р или к), можно определить стиль взаимоотношений хозяина с собакой (директивный, разрешительный или коллегиальный) и в зависимости от этого давать рекомендации по поведенческой терапии.

Например, результат тестирования хозяина английского мастифа, страдающего фобией: к — 5, р — 4, д — 6. То есть этот человек больше склонен к директивному стилю управления собакой (этот компонент составляет у него 40 %, в то время как коллегиальный — 33 %, а разрешительный — 27 %). Следовательно, с одной стороны, он, скорее всего, будет строго выполнять сам и добиваться от собаки выполнения предписанных в ходе поведенческой терапии действий. С другой стороны, он использует достаточно жесткий стиль взаимодействия с собакой, поэтому рекомендовать в такой ситуации усиление контроля над собакой не только нет необходимости, но и может негативно сказаться на состоянии собаки.

Сложнее всего давать рекомендации, если в результате тестирования превалирует разрешительный компонент, так как таким хозяевам проще «махнуть рукой» на проблему, чем планомерно и целенаправленно решать ее.

Приложение 4

Агрессия

Количество укусов собаками детей в семье

1. Пыталась ли собака избежать контакта с ребенком, прежде чем укусить? Как часто ребенок подходил к собаке, гладил, тянул за шерсть, за хвост, за уши, возможно, ударял, делал больно или неприятно? Проявляла ли собака страх при приближении ребенка?

2. Вела ли собака себя нормально при приближении ребенка, не проявляя страха, и укусила, только когда ребенок сделал больно или неприятно?

3. Вела ли собака себя агрессивно в ответ на приближение ребенка к ее месту, к миске?

4. Рычала ли, когда ребенок играл с родителями?

5. Пыталась ли собака «воспитывать» ребенка, например, не давая ему первым пройти в дверь, не уступая дорогу и т. д.?

6. Не кусала ли собака ребенка во время совместной игры?

7. Общалась ли собака в детстве с маленькими детьми или Вы оцениваете этот опыт общения как недостаточный?

8. Не наказывали ли собаку, перед тем, как она укусила ребенка?

9. Не проявляла ли собака агрессию по отношению к кому-либо (другой собаке, кошке, незнакомому человеку), перед тем, как укусить ребенка?

10. Бывало ли так, что собаке уделялось в присутствии ребенка меньше времени, и наоборот, когда ребенка нет, собака уделялось больше внимания?

11. Бывало ли так, что, когда собака рычала на ребенка, хозяева, пытаясь успокоить ее, гладили собаку или отвлекали игрой или чем-то вкусненьким?

12. Не кажется ли Вам, что Ваша собака обладает повышенной возбудимостью, повышенной чувствительностью к шуму?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.